Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
морфологический;
лексико-синтаксический;
морфолого-синтаксический;
лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
префиксы, или приставки;
суффиксы;
постфиксы;
интерфиксы, или соединительные гласные;
флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
писа ть → вы писать
вид → под вид
забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
находи ть → наход к а
цвет (цветок) → цвет ник
улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
локоть → под локот ник
бесед а → со бесед ник
свеж ий → о свеж и ть
мор е → за мор ск ий
мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
взводи ть → взвод
припева ть → припев
свинь я → свин ой
золот о → золот ой
восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
кт о → кто- то
чт о → что- нибудь
где → где- либо
когда → когда- то
броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
слуша ть → в слушать ся
нюха ть → при нюхать ся
дума ть → в думать ся
тоскова ть → ис тосковать ся
жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
толп а → толп и ть ся
скуп ой → скуп и ться
переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
кресло-кровать;
платье-халат;
ракета-носитель;
ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север , восток → север о -восток;
сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
свод неб а → неб о свод;
птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
вет еринарный врач → ветврач;
тур истический поход → турпоход;
мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
зам еститель пред седателя → зампред;
мо тоцикл пед альный → мопед;
проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
сам , вари ть + → сам о вар;
черн ые бров и + → черн о бровый;
каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов
Примеры
текст → под текст гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а паха ть → пах от а сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый долг ий → за долг о дом → на дом ник
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
сего дня → сегодня;
с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
сей час → сейча́с;
тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
мало, изученный → мал о изученный район;
слабо, видящий → слаб о видящий человек;
низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речивдругую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.
Видеоурок
Источник
Урок русского языка на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс).
Русский язык. 6 класс. Урок № 6.
§ 6. Основные способы образования слов в русском языке.
Цель: сформировать представление об основных способах образования слов в русском языке.
познавательные : познакомиться с основными способами образования слов в русском языке.
регулятивные : развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память, моторную и слуховую память.
коммуникативные : воспитывать любовь и уважение к предмету, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям.
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
Способы образования слов:
При ехать ехать
мячик мяч
За морский море
Переход переходить
5. Сложение основ:
Луноход Луна, ходить.
6. Сложение слов:
Диван-кровать, парнишка-боец, ракета-носитель.
7. Переход из одной части речи в другую:
Ванная комната ванная.
вуз высшее учебное заведение.
МГУ Московский государственный университет.
Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования.
Водянистый водяной вода.
Задание № 1:распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
Задание № 3:а)от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
(1) газета — газетчик; летчик, наводчик, переводчик.
Задание № 4:распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
Задание № 10:в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1)(а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал.
(2)(а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется.
(3)(а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко.
(4)(а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
(1)(а)Раненаянога долго не заживала. (б)Раненый тихо стонал. (Прилагательное — существительное).
(2)(а) На перроне вокзала продавалимороженое. (б)Мороженоемясо долго сохраняется. (Существительное – прилагательное).
(3)(а)Столоваяпосудабыла аккуратно расставлена на полке. (б)Столоваянаходилась недалеко. (Прилагательное — существительное).
(4)(а) Свою норму рабочийвыполнил досрочно. (б)Сталевар быстро надел свой рабочий костюм. (Существительное – прилагательное).
Упражнения №№ 36, 38.
Морфемика и словообразование
Задание № 1:распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
Задание № 3:а)от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4:распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
Задание № 3:а)от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4:распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
Задание № 3:а)от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4:распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
Задание № 10:в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1)(а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2)(а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3)(а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4)(а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание №6:от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
Задание № 10:в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1)(а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2)(а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3)(а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4)(а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание №6:от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
Задание № 10:в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1)(а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2)(а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3)(а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4)(а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.