Вопрос 18. Одноэтажные производственные и гражданские здания с перекрестно-стержневым и структурным системами покрытий. Генеральные размеры. Способы опирания, узлы.
Вопрос № 2. Задержки при стрельбе и способы их устранения.
Вопрос № 3. Задержки при стрельбе и способы их устранение.
Выполнение PLL. Способы прокачки
Г. Способы связи
Глава 3. Основные способы и средства получения заготовок
БЕЗАФФИКСНЫЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (от лат. affixus — «прикреплённый») — способ словообразования, действующий только среди имён существительных, при котором производящими основами могут быть лишь основы глаголов и имён прилагательных. Суть способа заключается в том, что производящая основа без присоединения каких-либо аффиксов (приставок, суффиксов и т. п.) становится основой существительного. От производящих основ глаголов, нередко имеющих в морфемном составе приставки, безаффиксным способом образуются существительные мужского, реже женского рода: «вывихнуть» — «вывих», «записать» — «запись». От производящих основ прилагательных образуются существительные только женского рода: «зелёный» — «зелень», «сухой» — «сушь».
безаффиксные способы словообразования
Безаффиксный способ словообразования, при котором словообразовательными формантами служат:
1) устойчивый порядок компонентов;
2) тенденция к единому ударению: юго-запад.
Безаффиксный способ словообразования, при котором наблюдается слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В качестве словообразовательного форманта выступает устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению.
Для сращения характерны модели:
1) нареч. + прил. или прич.: вечнозеленый;
2) сущ. + прил. и прич.: фосфоросодержащий.
Аббревиация (или сложносокращенный способ словообразования) — это образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усечённом виде (госкомитет — государственный комитет).
Безаффиксный способ словообразования, основанный на сокращении производящей основы по типу аббревиатуры без учета морфемного шва: заведующий — зав, преподаватель — препод. Усечение интенсивно начало развиваться в ХХ в. в разговорной речи, в жаргонах. В литературный язык вошли метро, кино. Усекаются обычно основы существительных и прилагательных, но усечения могут мотивироваться также словосочетаниями: синхронный перевод — синхрон. Усечение в современной речи зачастую осложняется суффиксацией: мобильный телефон – мобильник.
(лат. substantivum имя существительное)
1) Конверсия, переход в разряд существительных разных частей речи: напр. часовой (от прил.), соленое (от страдательного причастия), второе (от порядкового прил.).
2) Разновидность конверсии, безаффиксный способ образования отадъективных существительных. Ср.: субстантиваты со значением лица: больной, рулевой; наименования животных: хоботные, парнокопытные и т.п.
3) Переход слов той или иной части речи в разряд имен существительных вследствие приобретенной способности указывать на предмет. Субстантивация – один из безаффиксных способов словообразования; образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: взрослые, ясновидящий. В результате перехода резко меняется парадигма: субстантиваты теряют способность меняться по родам, а их согласовательные флексии, полученные «по наследству» от прилагательных и причастий, становятся синтаксически независимыми.
Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 24 ; Нарушение авторских прав
Источник
Безаффиксные способы словообразования. Проиллюстрируйте эти способы примерами из текста. Приведите примеры окказиональной субстантивации в тексте
К безаффиксным способам русского словообразования относятся сложение, сращение, аббревиация, усечение и субстантивация.
Словообразовательными формантами при сложении служат устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению. Это соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ (слов) в одну целостную единицу, ср.: север + восток н> северо-восток, генерал + лейтенант —> генерал-лейтенант.
Сложение включает несколько разновидностей.
1) сложносоставной способ — сложение самостоятельных знаменательных слов без помощи интерфикса: изба-читальня, вагон-ресторан, платье-костюм.
строятся по модели «определяемое + определяющее»: генерал-майор, плащ-палатка.
2) чистое сложение — образование производного слова путем соединения одной или нескольких основ с самостоятельным знаменательным словом: лесостепь, лжепророк, англо-русский, черно-белый.
Чистое сложение характерно для образования существительных и прилагательных. При чистом сложении, как правило, объединяются два компонента, однако возможно и большее их число: серо-буро-малиновый, рязанско-курско-тамбовско-воронежско-са-ратовский клуб (М. Салтыков-Щедрин),
3) образование сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера развивающим высокую деривационную активность, авиа-агро-, био-, гидро-, видео-, метео-, рок- и др.: авиапочта, видеомагнитофон, видеофильм, рок-группа
2. Сращение — слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тот же, что и при сложении. Для сращения характерны две основные словообразовательные модели:
1) «наречие + прилагательное или причастие»: вечнозеленый, быстрорастворимый у многоуважаемый, вышеизложенный, маловысокохудожественные книги (М. Зощенко);
2) «существительное + прилагательное или причастие*: фосфорсодержащий, азотсодержащий.
3. Аббревиация) — сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание: МГУ, ООН, СНГ, вуз, пединститут. В качестве словообразовательных формантов в этом случае выступают неморфемное усечение слов и закрепленный порядок компонентов.
Аббревиация — один из самых молодых способов русского словообразования. Аббревиация связана с действием закона экономии языковых средств и имеет ряд структурных разновидностей. Выделяются:
а) звуковая аббревиация — сочетание начальных звуков сокращенных слов: РЯШ («Русский язык в школе»), НИИ;
в) слоговая аббревиация — объединение элементов сокращенных слов, аналогичных слогу: помреж (помощник режиссера), Совбез (Совет безопасности), совхоз;
г) слогословная аббревиация — объединение целого слова и сокращенного элемента: зарплата, Госдума, Сбербанк;
д) смешанная аббревиация — объединение сокращенных элементов разных типов: завуч, ИМ ЛИ (Институт мировой литературы);
е) телескопическая аббревиация — объединение начала одного слова и конца другого: параланг (парашют + акваланг), бионика (биология + техника), лъвигр (львенок + тигр).
4. Усечение — сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): заместитель —> зам. Словообразовательный формант в этом случае носит операционный характер: это неморфемное усечение лексической единицы. Производное относится к той же части речи, что и производящее, и тождественно ему по значению, но отличается от него стилистической окраской (обычно сниженной) и соответственно особой экспрессивностью в речи: магнитофон — маг; мерседес — мерс; диссертация — диссер; Афганистан — Афган.
Усечению подвергаются основы существительных и прилагательных, ср.: специалист —> спец; заведующий —> зав; примитивный —> примитив, наивный -> наив, интенсивный —> интенсив. Усечения могут мотивироваться как одним словом, так и словосочетанием.
В структурном отношении усечения различны. Они могут быть равны части слова (спец, фан) или слову (сигнал —> сигнальный экземпляр). Некоторые усечения, активно функционирующие в разговорной речи, жаргоне или просторечии, отличаются от мотивирующих их слов звуковым составом основы; процесс образования их, таким образом, связан с фонетическими изменениями, см., например: дембель, шпора (шпаргалка).
Усечение в современной речи регулярно осложняется суффиксацией: комок (комиссионный магазин), видик, мулътик, компик (компьютер).
5.Субстантивация— образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: учительская, трудящиеся.Морфемный состав прилагательных и причастий не меняется, однако их парадигма резко сокращается: в результате перехода в существительные эти слова теряют способность изменяться по родам, а их согласовательные флексии становятся синтаксически независимыми. Ср.: В комнату вошел слепой мальчик. — Слепойподошел к окну. Субстантивация прилагательных и причастий связана с изменением их синтаксической функции. Субстантивированные прилагательные и причастия, или субстантиваты, разнообразны по семантике: это обозначения лиц (ссыльный, встречный, ученый), помещений (ванная, приемная, операционная), абстрактных понятий (будущее, прошедшее, прекрасное), блюд, кушаний, лекарств (мороженое, жаркое, первое, снотворное), денег, платежей (чаевые, командировочные) и др.
Окказиональная субстантивация— происходящая лишь в данном контексте («Купленное лежит в соседней комнате»)
Примеры из текста:
Абрикосовая дала обильную желтую пену
Произведение в произведении как прием усложнения содержания и внутренней формы. «Роман в романе» у М.А. Булгакова. Способы создания «проницаемой границы» времен. Анализ «временной координаты» в предложенном эпизоде.
Интертекст— родовое понятие, определяющее, что смысл художественного произведения формируется полностью или частично посредством ссылки на иной текст, который отыскивается в творчестве того же автора, в смежном искусстве, в смежном дискурсе или в предшествующей литературе.
Романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» представляет собой весьма специфический жанр — роман в романе, где роман 1 — это «Роман Мастера», а роман 2 — это «Роман о Мастере». Каждый роман имеет свои повествовательные и жанровые особенности. За счет введения третьего текста (Библии) одномерность дидактического смысла снимается и производится его коррекция в сторону «открытия» смысла. Происходит одновременно и своего рода растворение унитарного смысла в усложняющейся форме. Третий текст способствует преодолению однозначности содержания, за счет осуществляемого им напластования форм. Троичные (многочленные) внутритекстовые конструкции одновременно и сужают, и расширяют смысл, задают разные перспективы чтения. Интертекстуальная структура такой конструкции основана именно на введении закодированных фрагментов в ткань произведения.
Тема «Романа Мастера» — реальное (в понимании и изображении автора) историческое событие, происшедшее в Ершалаиме четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в правление пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Автор (Мастер) как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю буквально такой, какой она была на самом деле. Форма его повествования актуализует достоверность содержания. Иешуа Га-Ноцри является центральным персонажем всего романа. Образ Иешуа восходит к библейскому образу Иисуса Христа. Но М.Булгаков трансформирует этот библейский образ, создавая своеобразную интерпретацию событий, переосмысление которых становится нравственно-философской основой для всего произведения.
Ершалаимские сцены «Мастера и Маргариты» представляют собой изложение ранней истории христианства, весьма далекое от канонической версии Евангелий.
Ершалаимские сцены в романе являются наиболее яркой частью “Мастера и Маргариты”. Из мозаики разнообразных деталей Булгаков создал исторически достоверную панораму жизни людей другой эпохи, которые вместе с тем оказываются так близки и понятны нам сегодня. В этих главах заключается философская линия романа, его наивысшая этическая точка.
Каждому из трех основных пространственных миров булгаковского романа – соответствует и своя шкала времени. В ершалаимском мире основное действие разворачивается в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавших событиях и предсказаниями будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительной главе романа. Еще более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактически остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночь на балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня, время более размыто и течет сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.
Московский (реальный мир) наполняется фантастическими событиями(Иван бездомный в кальсонах с ладанкой по Москве ходит; по городу разъезжают грузовики с чиновникаим, поющими песни; карнавальные переодевания героев; гротескные превращения червонцев в этикетки), а выдуманный мир Мастера подчинён строгим законам бытового правдоподобия. Луна, солнце, гроза, тьма- важнейшие лейтмотивы романа, пронизывающие всю его структуру и объединяющие Москву и Ершалаим.
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
морфологический;
лексико-синтаксический;
морфолого-синтаксический;
лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая
– слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная
– состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная)
– объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
– объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая
– объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
Отворила (дверь) – отварила (картошку)
Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.