Бестранспортные способы проведения траншей
Бестранспортные способы проведения траншей применяют в тех случаях, когда один или оба борта траншеи в дальнейшем не будут разрабатываться и имеется возможность расположить на них породу, вынимаемую при проходке траншеи.
Благодаря высокой производительности экскаваторов, разгружающих породу непосредственно в отвал, при бестранспортных способах достигается наиболее высокая скорость проведения траншей и низкая стоимость проходческих работ. Коэффициент использования экскаваторов при этом достигает 0,85—0,90, в то время как при транспортных способах он обычно снижается до 0,35—0,40.
Бестранспортные способы проведения траншей различают по типу экскаваторов, их расположению относительно забоя и способу экскавации. Наиболее часто для проведения траншей используют драглайны, реже — механические лопаты с увеличенными рабочими параметрами и многоковшовые экскаваторы. Драглайны и многоковшовые экскаваторы применяют в мягких породах, механические лопаты — в скальных. В отдельных случаях, при емкости ковша более .3—4 м 3 , возможна проходка траншеи драглайнами в плотных глинистых или полускальных породах, разрабатываемых с применением буровзрывных работ.
Бестранспортную схему проведения траншей драглайном с размещением породы на обоих бортах широко применяют в мягких породах при проведении капитальных траншей, расположенных за пределами карьерного поля.
Размеры поперечного сечения траншеи при этом способе проходки зависят от рабочих параметров экскаватора, его расположения относительно оси траншеи и физико-механических свойств пород.
При прямолинейном ходе экскаватора по оси траншеи (рис. 153) ее размеры определяют из условия равенства объемов породы, вынимаемой из траншеи, и возможных объемов отвалов на ее бортах:
(174)
где VT — объем породы, вынимаемой из траншеи, м 3 ;
кр — коэффициент разрыхления породы;
V0 — объем породы, который можно разместить на одном борту траншеи, м 3 .
При этом необходимо, чтобы глубина траншеи не превышала, глубину черпания экскаватора (Н ≤ H2), а высота отвала не превышала высоту разгрузки экскаватора (Но ≤ Hр).
Расстояние от оси траншеи до центра отвала не должно превышать радиуса разгрузки экскаватора, т. е.
Рис. 154. Схемы проведения траншеи при зигзагообразном ходе драглайна и за
Если необходимо увеличить ширину траншеи, то применяют зигзагообразный ход шагающего драглайна вдоль продольной оси траншеи (рис. 154, а). Из положения .7 экскаватор отрабатывает правую часть-забоя, из положения 1 — левую часть забоя траншеи. В том и другом положении экскаватор смещен относительно оси траншеи, благодаря чему он может перемещать породу от центра траншеи на расстояние большее, чем радиус разгрузки.
Более широкие траншеи проводят за два хода. При этом в работе могут находиться одновременно два экскаватора (рис. 154, б).
Бестранспортную схе м у проведения траншеи драглайном с размещением породы на одном борту широко применяют при проходке разрезных и капитальных траншей в период строительства карьера.
Для увеличения ширины траншеи или удаления отвалов на большие расстояния от ее борта драглайн можно смещать к одному из бортов траншеи (рис. 155). При этом
где I — расстояние от оси экскаватора до верхней
бровки борта траншеи, определяемое в
зависимости от ширины траншеи поверху А и
радиуса черпания экскаватора R4 (I = А —
В свою очередь, A =b+ 2H ctg α.
Для проведения более широких траншей применяют зигзагообразный ход шагающих драглайнов или схемы с переэкскавацией породы, когда экскаватор при повторном ходе переваливает ранее сложенную в отвал породу на большее расстояние от борта траншеи и затем вынимает новую заходку, укладывая породу на освобожденное после перевалки место. Объем переэкскавации должен быть таким, чтобы стоимость проходки траншеи не была выше, чем при транспортном способе проведения траншеи.
Бестранспортную схему проведения траншеи механической лопатой (рис. 156) из-за малых рабочих параметров экскаваторов применяют сравнительно редко
Рис. 156. Бестранспортная схема проведения траншеи механической лопатой. |
в крепких породах — когда использование драглайнов невозможно. При этой схеме обычно используют механические лопаты с удлиненным рабочим оборудованием.
Зависимость размеров поперечного сечения траншеи от рабочих параметров механической лопаты определяется следующими выражениями:
Максимальная глубина траншеи при работе экскаватора ЭВГ-4 составляет 6,5 м, высота отвала до 7 м, а при работе экскаватора ЭВГ-6 соответственно 11 и 13 м.
Рис. 157. Бестранспортные схемы проведения полутраншей.
Если необходимо провести траншею большего сечения, чем позволяют рабочие параметры механической лопаты, применяют переэкскавацию породы этим же или дополнительным экскаватором, а иногда проводят траншею в два или несколько слоев.
По бестранспортным схемам механическими лопатами проводят траншеи на косогорах. При этом’экскаватором переваливают породу на откос косогора (рис. 157, а). Высота отвала породы от уровня установки экскаватора не должна превышать высоту его разгрузки.
При проведении полутраншей на пологих косогорах с уклоном менее 15°, когда оползни исключены, подошва полутраншей х может быть расширена до величины b за счет насыпи (рис. 157, б). Насыпь обычно планируют бульдозером.
Бестранспортные способы проведения траншей всегда применяют, если позволяют условия. Их достоинствами являются простота организации проходческих работ и высокая производительность труда, низкая стоимость работ, возможность проведения траншей в обводненных породах, возможность одновременной работы несколькими забоями, что позволяет значительно сократить сроки проведения траншей.
Дата добавления: 2015-07-14 ; просмотров: 5766 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Способы и организация проведения траншей
В зависимости от способа перемещения горной массы существуют транспортные и бестранспортные способы проведения траншей.
При транспортных способах проходки траншей используют железнодорожный, автомобильный, конвейерный и комбинированный транспорт. Погрузка осуществляется мехлопатами, драглайнами или многоковшовыми экскаваторами. Выемка производится либо сплошным забоем, либо послойно (рисую).
При бестранспортных способах проведения траншей порода, вынимаемая из забоя драглайнами или мехлопатами, размещается на борту траншеи.
Бестранспортный способ наиболее экономичен. Однако применение этого способа ограничено возможностью размещения пород на бортах траншеи.
В зависимости от вида экскаватора и схемы его работы различают следующие способы проведения траншей.
1) сплошным забоем мехлопатой с нижней погрузкой;
2) сплошным забоем спаренными экскаваторами с нижней погрузкой;
3) сплошным забоем мехлопатой с верхней погрузкой;
4) послойно мехлопатой;
5) сплошным забоем драглайном;
6) многоковшовыми экскаваторами.
1) драглайном с размещением породы на обоих бортах;
а) при прямолинейном ходе экскаватора по оси траншеи;
б) при зигзагообразном ходе экскаватора вдоль оси траншеи;
в) при выемке за несколько проходов;
2) драглайном с размещением на одном борту:
а) при прямолинейном ходе экскаватора по оси траншеи;
б) при зигзагообразном ходе экскаватора вдоль оси траншеи;
в) при двойном ходе экскаватора;
3) драглайнами с переэкскавацией;
6) проведение траншей на косогорах.
Каждую траншею проводят на основе рабочего проекта, в котором указаны объемы всех работ, календарный график их выполнения и плановые технико-экономические показатели.
До начала проведения траншей в соответствии с календарным планом строительства производят необходимые подготовительные работы (строительство ЛЭП, подъездных путей, оформление земельных отводов под отвал и подготовку площадки отвала и пр.).
На проведение траншей составляют график – циклограмму работ, на которой изображают длительность и последовательность всех процессов в забое: бурение, взрывание, погрузку взорванной массы, путеукладку, наращивание контактной сети, планировку почвы, проведение водоотливной канавы, перенос насоса для откачки воды. При составлении циклограммы следует учитывать непредвиденные работы и переход от одной работы к другой.
Средняя скорость проведения траншей при ж/д транспорте составляет 90 – 120 м/мес, максимально- достигнутая 250 м/мес. При автомобильном – 120 – 150 м/мес. Максимальная до 300 м/мес.
Разбивка траншеи на местности заключается в выносе характерных параметров траншеи и периодическая их переноска (обычно через 100 м) и контроль за их соблюдением.
Источник
§ 1.4. Бестранспортный способ проходки траншей.
Бестранспортный способ проходки траншей применяют, если имеется возможность разместить породу на бортах траншеи.
Наиболее распространенны схемы с применением экскаваторов – драглайнов при проходке траншей в мягких породах не требующих БВР.
Механические лопаты применяют при бестранспортном способе проходки траншей в полускальных и скальных породах, предварительно разрыхленных взрывом. В зависимости от расположения оси движения экскаватора по отношению к оси траншеи возможны следующие бестранспортные схемы проведения траншей:
§ 1.4.1. Ось движения экскаватора драглайна совпадает
а).Бестранспортная схема проходки траншей с размещением породы на обоих бортах траншеи.
Основные размеры траншеи определяют из условия:
где — объем породы, вынимаемый из траншеи, м 3 ;
— коэффициент разрыхления породы; объем породы, который можно разместить на одном борту траншеи, м 3 .
Тогда ширина траншеи понизу определится по выражению:
где — устойчивый угол откоса борта траншеи, град.;
Объем отвала на борту траншеи определяется линейными параметрами драглайна, т.е.
— радиус разгрузки драглайна, м;
— расстояние между нижней бровкой отвала и верхней бровкой траншеи, м;
— устойчивый угол откоса отвала, град.
Работа драглайна по этой схеме возможна при соблюдении следующих условий:
глубина траншеи не должна превышать глубину черпания экскаватора;
высота отвала Но не должна превышать высоту разгрузки экскаватора;
расстояние от оси траншеи до центра отвала не должна превышать Rр:
При необходимости более широких траншей с размещением породы на обеих бортах ось шагания драглайна смещается от оси траншеи вначале к одному борту, а затем к другому и траншею проходят за два хода. При этом линейные параметры экскаватора искусственно увеличиваются на величину смещения оси движения экскаватора относительно оси траншеи. В этом случае могут одновременно работать два экскаватора.
Кроме того для увеличения ширины траншеи понизу применяют способ проходки с зигзагообразным передвижением экскаватора относительно продольной оси траншеи.
б).Бестранспортная схема проходки траншей с размещением породы на одном борту траншеи.
Для увеличения ширины траншеи ось шагания драглайна смещается к нерабочему борту траншеи, т.е. к борту на котором укладывается порода от проходки траншеи. Ось драглайна при этом располагается на некотором расстоянии от бровки нерабочего борта траншеи l.
где Rч – радиус черпания экскаватора, м.
Работа по такой схеме возможна при соблюдении условия, что
Драглайн, перемещаясь в поперечном направлении занимает последовательно положение IиII. ПоложениеIопределяется параметромl. В этом положении драглайн производит выемку заштрихованной части траншеи и разгружает породу в первоначальный отвал. Затем экскаватор перемещается в положениеIIс расчетом, чтобы из нового положения можно было забросить ковш в нижнюю крайнюю точку траншеи, таким образом шаг перехода равен:
где — безопасное расстояние оси экскаватора от верхней бровки уступа.
Из положения IIпроходится следующая часть траншеи, порода из которой укладывается на нерабочий борт с образованием отвала в форме трапеции. Работа драглайна по такой схеме возможна при соблюдении условия, что:
Источник