Сфера обращения с ТКО требует строгого следования нормам закона
15.07.2021 16:53
В номере « Кисловодской газеты» от 14 июля 2021 года вышло интервью с замглавы города-курорта – начальником УГХ Владимиром Соболевым. Речь идет о содержании контейнерных площадок, примыкающих к ним территорий, и разграничении ответственности организаций и коммунальных служб. Региональный оператор « ЖКХ» полностью разделяет намерение администрации добиться чистоты на улицах Кисловодска. Однако с точки зрения норм действующего законодательства некоторые суждения, изложенные в материале, вводят читателя в заблуждение и требуют серьезной корректировки.
Об ответственности за содержание контейнерных площадок
Нормы закона об ответственности за санитарное содержание контейнерных площадок и территорий, примыкающих к ним, двоякой трактовки не предусматривают.
Согласно ст.8 Федерального закона « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ обязанность по созданию и содержанию мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления, либо на иное лицо, на которое возложена такая обязанность. Таким лицом может являться управляющая компания, ТСЖ или СНТ.
В пункте 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., также закреплено, что постоянно заботиться о надлежащем санитарном состоянии территории и самой контейнерной площадки – это задача собственника земельного участка, на котором площадка размещена.
Если место накопления расположено на территории многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности, за порядок ответственна управляющая организация ( УК, ТСЖ). Если участок не является собственностью МКД, то за поддержание порядка и его санитарное состояние отвечает муниципалитет.
О сборе ТКО от жильцов частного сектора
Речь о площадках общего пользования, куда жителей частных домов « вынуждают носить отходы», и так называемом пакетном сборе.
Утверждение автора о том, что индивидуальные контейнеры « есть в каждом доме», мягко говоря ошибочно. Фактически ими пользуются не более половины собственников, а остальные по привычке выносят отходы к проезжей части в пакетах. Одномоментно собрать их невозможно, и пакеты становятся объектом внимания безнадзорных животных, которые разносят отходы по улице.
Стоит напомнить и о том, что пакетный ( бестарный) сбор ТКО – далеко не лучшее решение вопроса. Согласно новым СанПиН 2.1.3684-21 ( п. 216 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3) накопление отходов осуществляется в специально оборудованных местах, соответствующих требованиям Санитарных правил. Таковыми местами являются оборудованные контейнерные площадки, внесенные в реестр мест накопления ТКО, но точно не сотни точек вдоль улиц на открытом грунте.
Аналогичное положение закреплено в Постановлении Правительства РФ №1156 ( Правила обращения с ТКО), о том, что потребителям запрещается складировать отходы вне установленных мест накопления.
В соответствии с пунктом 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах ( площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, согласно второму абзацу пункта 9 Правил обращения с ТКО, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах ( площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах ( площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах ( площадках) накопления твердых коммунальных отходов. То есть, все существующие контейнерные площадки должны быть включены в реестр мест ( площадок) накопления ТКО.
Таким образом, места ( площадки) накопления ТКО должны быть определены и информация о них должна быть зафиксирована в договоре с регоператором.
Бестарный сбор ТКО допускается там, где нет возможности организовать контейнерные площадки. Это скорее исключение из правил, характерное для сельских улиц, плотной частной застройки с узкими улицами, но не для города-курорта.
Неверной по своей сути является ссылка на регоператора, который якобы обосновывает переход с пакетного сбора ТКО на контейнерный подорожанием горючего и ростом тарифов на утилизацию отходов. Во-первых, независимо от вида контейнеров или их отсутствия протяженность маршрутов спецтехники остается неизменной, что напрямую влияет на расход топлива. Во-вторых, изменение способа сбора ТКО никак не влияет на тариф.
Напомним также, что устаревшая практика пакетного сбора отходов наносит экологический ущерб территории города-курорта и негативно влияет на имидж Кисловодска. Более того, такая практика фактически ставит крест на внедрении раздельного сбора отходов, который требует установки на площадки специальных контейнеров, и сводит на нет усилия той же администрации по пропаганде навыков сортировки ТКО и осознанного потребления среди населения.
И, наконец, нуждается в прояснении упомянутая в интервью городская стратегия « максимально убрать контейнеры для мусора с улиц на дворовые территории». Она не согласуется по смыслу с попытками сохранить вывоз ТКО от каждого частного домовладения. Противоречие возникает и с хорошей городской инициативой — утверждением дизайн-проектов двух типов контейнерных площадок для курортной зоны и спальных районов.
Напоминаем также, что без письменного согласия с региональным оператором организовывать площадки для накопления отходов недопустимо. Об этом гласит п.21 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами ( Постановление Правительства РФ №1156).
Тем не менее, региональный оператор по-прежнему открыт для конструктивного диалога и намерен совместно с муниципалитетом добиваться совершенствования подходов в сфере обращения с ТКО.
Источник
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Требования к сбору, хранению и вывозу ТКО — 3.Актуальные темы
Требования к сбору, хранению и вывозу ТКО
Требования к сбору, хранению и вывозу ТКО
С 1 марта 2021 г. постановлением ГГСВ РФ от 28 января 2021 г. N 3 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Разделом II названных правил регламентированы требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, в т.ч. и к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в населенных пунктах в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены:
— контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров;
— и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Основные требования при накоплении ТКО (КГО) установлены:
1. К обустройству площадок накопления ТКО (КГО):
- наличие твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;
- наличие подъездного пути и ограждения, (ограждение площадок для хранения КГО — с трех сторон высотой не менее 1 метра);
- соблюдение расстояний до нормируемых объектов
— МКД, ИЖД, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи — не менее 20 метров (в случае раздельного накопления отходов — не менее 8 метров), не более 100 метров;
— территорий медицинских организаций — не менее 25 м в городе, не менее 15 м в селе, в случае раздельного накопления отходов — не менее 10 м),
— в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (п.3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»)
— при отсутствии организации 1 пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения не допускать размещение контейнерной площадки на расстоянии менее 30 – 50 метров от устья источника (п.3.2.1.2).
Допускается уменьшение не более чем на 25% на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
2. Количеству размещаемых контейнеров (бункеров) — определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО, но:
— не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО;
— или 12 контейнеров, из которых: 4 — для раздельного накопления ТКО и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Использовать плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов(п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»).
3. Периодичности вывоза отходов ТКО (несортированные ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
- не более 1 суток — плюс 5°С и выше;
- не более 3 суток — плюс 4°С и ниже.
КГО — по мере накопления, но не реже:
- 1 раз в 7 суток — плюс 5°С и выше;
- 1 раз в 10 суток — плюс 4°С и ниже).
4. Времени вывоза отходов — с 7 до 23 часов по установленному графику.
5. К содержанию площадок накопления ТКО (КГО) (владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает: проведение уборки, дезинсекции и дератизациив зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов;в случае загрязнения при погрузке очистку площадки от отходов после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эксплуатации контейнерных и специальных площадок
Расстояние от объектов нормирования
Количество контейнеров на площадке, в том числе для КГО
Кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки
Кратность вывоза отходов
Кратность профилактических дератизационных работ
Кратность профилактических дезинсекционных работ (летом)
Навес над мусоросборниками (за исключением бункеров)
Контейнеры для ТКО
20 метров и более
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 30 дней.
При температуре плюс 5°С и выше — 1 раз в 10 дней
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 3 дня.
При температуре плюс 5°С и выше — ежедневно
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 3 месяца.
При температуре плюс 5°С и выше — ежемесячно
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 30 дней.
При температуре плюс 5°С и выше — 1 раз в 10 дней
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 3 дня.
При температуре плюс 5°С и выше — ежедневно
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 3 месяца.
При температуре плюс 5°С и выше — ежемесячно
от 15 до 20 метров
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 20 дней.
При температуре плюс 5°С и выше — 1 раз в 5 дней
При температуре плюс 4°С и ниже — ежедневно.
При температуре плюс 5°С и выше — ежедневно
При температуре плюс 4°С и ниже — ежемесячно.
При температуре плюс 5°С и выше — ежемесячно
Бункеры для крупногабаритных отходов
15 метров и более
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 30 дней.
При температуре плюс 5°С и выше — 1 раз в 10 дней
При температуре плюс 4°С и ниже — не реже 1 раза в 10 дней.
При температуре плюс 5°С и выше — не реже 1 раза в 7 дней
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 3 месяца.
При температуре плюс 5°С и выше — ежемесячно
Контейнеры для ТКО на территории зон рекреационного назначения (пляжей)
50 метров и более от уреза воды
1 раз в 10 дней
При температуре плюс 4°С и ниже -1 раз в 3 месяца.
При температуре плюс 5°С и выше — ежемесячно
Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
С 1 января 2019 г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра».
В соответствии с требованиями Правил:
— контейнерные площадки создаются органами местного самоуправления путем принятия Решения (п.3).
В соответствии с п.6 Правил после поступления заявки от хозяйствующего субъекта в целях ее оценки на предмет соблюдения требований санитарного законодательства ОМС (Администрации) запрашивает позицию Управления.
При поступлении запросов Управлением по результатам рассмотрения направляется в ОМС (Администрацию) заключение о соответствии или несоответствии размещения контейнерной площадки требованиям санитарных норм и правил.
Федеральным законом 89-ФЗ регламентировано также, что ОМС в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039)определяют:
— схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и
— осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Источник
Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области
Прокурор разъясняет
Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Сынгаевская А.А.
С 1 марта 2021 года на территории Российской Федерации введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которыми устанавливлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий поселений, водоснабжению, жилым помещениям, обращению с отходами.
Так, одними из нововведений являются санитарные требования к площадкам для мусора.
Контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов (ТКО), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки для крупногабаритных отходов должны иметь ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от площадок до многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В случае раздельного накопления отходов расстояние площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °C и выше — не более 1 суток;
плюс 4 °C и ниже — не более 3 суток.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.
Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
В разделе Ⅳ СанПиН 2.1.3684-21 определены требования к качеству водоснабжения.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) о:
— возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;
— каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Источник