- Основные способы словообразования.
- Список вопросов теста
- Проверочная работа по теме «Способы словообразования»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Подготовка к ЕГЭ. Бессуффиксный способ образования слов (презентация)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Основные способы словообразования.
Данный тест проверяет знания и умения по теме словообразования. Часть первая содержит задания с выбором ответа.Часть вторая — задания с кратким ответом.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Укажите вариант ответа, в котором слово образовано суффиксальным способом.
Варианты ответов
- подлещик
- безвкусица
- водяной
- безводный
Вопрос 2
Укажите неверное суждение.
Варианты ответов
- слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
- слова могут образовываться сложением слов
- один из способов образования слов в русском языке называется бесприставочным
- один из способов в русском языке называется бессуффиксным
Вопрос 3
В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
Варианты ответов
- сапожок, зубной, землянка
- вбежать, красавец, глупыш
- дипломник, циркач, предыстория
- вредитель, баловень, гигантский
Вопрос 4
В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?
Варианты ответов
- сыграть, подполковник, передумать
- соразмерный, зааплодировать, представление
- развесёлый, прабабушка, подставка
- прескверный, вбежать, подоконник
Вопрос 5
В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксалным способом?
Варианты ответов
- изголодаться, предвоенный, дисгармония
- всмотреться, подводный, контратака
- подснежник, загривок, подводный
- настольный, заморский, подберёзовик
Вопрос 6
Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.
Варианты ответов
- по-прежнему
- заводской
- ответ
- подберёзовик
Вопрос 7
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора-горный-. горняцкий?
Варианты ответов
- горка
- пригорок
- гористый
- горняк
Вопрос 8
В какой словообразовательной цепочке нарушена поледовательность образования слов?
Варианты ответов
- томить-утомить-утомительный-утомительно
- чёрный — чернеть-почернеть-почерневший
- цена- ценить- оценить- переоценка
- душа- душевный- задушевный- задушевность
Вопрос 9
Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно.
Варианты ответов
- круг- округ- окружность- окружной
- круг-округ- окружной- окружность
- округ- круг- окружной- окружность
- круг-окружность- округ- окружной
Вопрос 10
Укажите ошибочное суждение.
Варианты ответов
- слово «ход» образовано бессуффиксным способом
- слово «ходок» образовано суффиксальным способом
- слово «исход» образовано приставочным способом
- слово «ходить» образовано приставочно-суффиксальным способом
Вопрос 11
Какая морфема образует формы слова?
Вопрос 12
Как называется способ, образующий слова отсечением некоторых морфем?
Источник
Проверочная работа по теме «Способы словообразования»
1.Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) Самолет; 2) приносить; 3) сеять; 4) ледяной.
2. Какое слово образовано приставочным способом?
1) Занос; 2) наконечник; 3) улететь; 4) рассвет.
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) Снова; 2) забег; 3) завозить; 4) гордость.
4. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
1)желтизна; 2) заплыв; 3) видеть; 4) ширина.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1)самовар; 2) северо-запад; 3)столовая ; 4) пешеходный.
6)Запиши слово, от которого образовано данное, и определи способ словообразования
7) Запишите слова в виде словообразовательной цепочки (словообразовательных цепочек)
Смешной, смех, смешить, рассмешить
8)Восстановите пропущенное звено словообразовательной цепочки
Старый → ? → устареть → устарелость
1.Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) Самолетный; 2) приносить; 3)убежать; 4) ООН.
2. Какое слово образовано приставочным способом?
1) Забег; 2) наконечник; 3) написать; 4) работник.
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) дорожный; 2) забег; 3)собеседник ; 4) гордый.
4. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
1)винтик; 2)уход ; 3)сталевар ; 4)подарок
5. Какое слово не образовано способом сложения ?
1)самовар; 2) северо-запад; 3)МГУ ; 4) вертолётный
6)Запиши слово, от которого образовано данное, и определи способ словообразования
7) Запишите слова в виде словообразовательной цепочки (словообразовательных цепочек).
Ум, поумнеть, умный, умник, умнеть.
8)Восстановите пропущенное звено словообразовательной цепочки
Шутить → шутка → ? → нешуточный.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-805938
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Подготовка к ЕГЭ. Бессуффиксный способ образования слов (презентация)
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ БЕССУФФИКСНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (НУЛЕВОЙ СУФФИКС)
Под нулевой суффиксацией понимается «показательное отсутствие формального знака при наличии чёткой соотнесенности с производящей основой в системе родственных суффиксальных образований». Нулевые суффиксы по-прежнему являются достаточно продуктивным словообразовательным средством. Нулевые суффиксы образуют существительные с различными словообразовательными значениями, наиболее продуктивными из которых являются:
–Значение отвлечённого действия: разбегаться→разбег, призывать→призыв, заменять→замена, отплатить→отплата; – значение отвлечённого признака: тихий→тишь, сухой→сушь; – значение лица по отношению к действию (общий род): придираться→придира, прислуживать→прислуга; – значение лица женского пола: супруг → супруга, кум → кума; – значение «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку»: размывать→размыв, выходить→выход, гладкий→гладь.
– Значение «лицо по интересам, склонностям, особенностям характера и т.п.»: телепатия→телепат; – значение «специалист в какой-либо области»: материаловедение→материаловед, физиология→физиолог; – значение носителя признака (одуш. и неодуш.): интеллектуальный→интеллектуал, мемориальный→мемориал, нахальный→нахал; – значение производителя действия (простые) и (сложные): сторожить→сторож, цветы + любить→цветолюб, вода +метать→водомёт.
– Значение многократного, длительного действия, состояния : провожать→проводы, уговаривать→уговоры; – значение обобщённого понятия, характеризующегося качеством, названным производящей основой : добрый→добро, злой→зло, тёплый→тепло; – значение собирательного носителя признака: знатный→знать, рваный→рвань; – значение результата действия (положительного и отрицательного): надписывать→надпись, недобрать→недобор, недосыпать→недосып.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Купала — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Купала — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы, пели песни.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Из явлений природы, важных и ощутительных для человека, были повороты солнца, разделяющие год на две равные части. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится в ночь на 7 июля.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Из явлений природы, важных и ощутительных для человека, были повороты солнца, разделяющие год на две равные части. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится в ночь на 7 июля.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В глубь веков уходит предание о том, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник. Ничто не могло поколебать веру в его чудодейственную силу. Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу
ПРОВЕРЬ СЕБЯ По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В глубь веков уходит предание о том, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник. Ничто не могло поколебать веру в его чудодейственную силу.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом Рассказам о волшебных свойствах цветка нет счёта. Цветок якобы способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Рассказам о волшебных свойствах цветка нет счёта. Цветок способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом Легенда гласит: тот, кто найдёт цветок папоротника и сумеет пробиться к нему сквозь тысячи соблазнов до восхода солнца, перед рассветом, найдёт своё счастье. Но, увы, мечта остаётся мечтой, и никто ещё не нашёл в ночной тиши волшебного цветка.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Легенда гласит: тот, кто найдёт цветок папоротника и сумеет пробиться к нему сквозь тысячи соблазнов до восхода солнца, перед рассветом, найдёт своё счастье. Но, увы, мечта остаётся мечтой, и никто ещё не нашёл в ночной тиши волшебного цветка.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Купальские обряды состоят из сбора трав и цветов, плетения венков, украшения зеленью построек, разжигания костров, уничтожения чучела, перепрыгивания через костер или через букеты зелени, обливания водой, гадания. Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Купальские обряды состоят из сбора трав и цветов, плетения венков, украшения зеленью построек, разжигания костров, уничтожения чучела, перепрыгивания через костер или через букеты зелени, обливания водой, гадания.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг огня пели песни, здесь звучали сказы старины, былины и небылицы. Через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. Молодёжь и дети устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг огня пели песни, здесь звучали сказы старины, былины и небылицы. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. Молодёжь и дети устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. В воду кидали цветы, освящённые травы, крапиву (обереги от русалок), венки, потом начинали купаться. Ближе к сумеркам собирались к костру — Купальцу. Стояли шум и гомон, слышался весёлый разговор, наигрывали в рожки и бубны, трещотки и колокольцы, все громко пели.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ В воду кидали цветы, освящённые травы, крапиву (обереги от русалок), венки, потом начинали купаться. Ближе к сумеркам собирались к костру — Купальцу. Стояли шум и гомон, слышался весёлый разговор, наигрывали в рожки и бубны, трещотки и колокольцы, все громко пели.
ПОВТОРИМ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака) нередко используется бессуффиксный способ, когда основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень). Такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака) нередко используется бессуффиксный способ, когда основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень). Такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного.
Номер материала: ДБ-544334
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник