Словообразование
Компакт-тема № 4*
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со + ученик
производящая основа
соученик
производная основа
пре + большой
производящая основа
пребольшой
производная основа
пере + бежать
производящая основа
перебежать
производная основа
от + ныне
производящая основа
отныне
производная основа
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
комната + -к-
производящая основа
комнатка
производная основа
комната + -н-
производящая основа
комнатный
производная основа
свет + -л-
производящая основа
светлый
производная основа
светлый + -еньк-
производящая основа
светленький
производная основа
светлый + -еть
производящая основа
светлеть
производная основа
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
не- + избежать + -н-
производящая основа
под- + слепой + -оват-
производящая основа
подслеповатый
производная основа
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
на столе + -н—
производящая основа
при дороге + -н-
производящая основа
придорожный
производная основа
под одеялом + -ник-
производящая основа
пододеяльник
производная основа
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Распределите слова по трем группам по способу образования.
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
Источник
Упражнения по теме «Словообразование»
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Источник
Конспект урока по русскому языку Бессуффиксный способ образования слов.Сложение
План урока по русскому языку
Тема: Бессуффиксный способ образования слов.Сложение. Сложносокращенные слова. Правописание соединительных гласных в сложных словах
Цель: усвоение способов образования
Образовательные: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов
Развивающие: развивать умение самостоятельно получать знания, а также логическое мышление, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Методы и приемы: беседа, объяснительно-иллюстративный
I .Организационный момент
II .Проверка домашнего задания
III . Изучение нового материала
I .Организационный момент
II .Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос. Повторение пройденного материала
— Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».
— Что такое морфема? (значимая часть слова.)
— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
— Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)
— Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)
— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении.
III . Изучение нового материала
Образование слов с помощью сложения. С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ. При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова: ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ. При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке. Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-. Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа). Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь). Сем-И-летний (от словосочетания семь лет). Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово. Стенгазета (от словосочетания стенная газета). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности). Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит сокращения основ и не используются соединительные гласные. Ума лишенный — умалишенный. (В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом.) Быстро растворимый — быстрорастворимый. (В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.) Образование слов путем перехода слова из одной части речи в другую Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться. Столовая (комната) — (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая.) Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный.)
Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться. Столовая (комната) — (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая.) Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный.) Переход из одной части речи в другую очень типичен для русского словообразования. Ниже приводятся наиболее распространенные типы подобных переходов. Переход из прилагательного в существительное. Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду). Переход из причастия в существительное. Управляющий (производством человек) — (главный) управляющий. Переход из причастия в прилагательное. Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе). Переход из деепричастия в наречие. (Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко). Переход из наречия в предлог. (Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома. Переход из деепричастия в предлог. (Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.
Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).
Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)
Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)
Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.
Глуx-ой — глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)
Тих-ий — тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)
Определи способ образования слов. Распредели сложные слова по группам, в зависимости от того ,что соединяется при их образовании:1)слова: 2)основы слов:3)начальная часть слова и целое слова:4)основы слов при помощи суффикса. Подчеркни соединительные гласные(интерфиксы).
Лесопосадка,спортплощадка,словотворчество,царь-пушка,водолечение,иномарка,покупка-продажа,листопад, густолистый, рыболов, луноход, город-герой, левобережный, евровалюта, машиноремонтный,платье-костюм,теплоизмерение,общенародный,юго-запад,квартплата,словообразование,Евразия,русско-казахский,языкознание,иностранец,иглотерапевт.
Упражнение 374.Выпиши выделенные слова,определи способ их образования.Укажи,что соединяется при образовании сложных слов.Обьясни правописание соединительной гласной в сложных словах.
1.Всюду, в каждой капле воды, вспыхивали разноцветные солнца.(Р.П.Погодин) 2.Мишка прибежал из школы, повесил свою сумку на гвоздь и принялся сооружать водохранилище . .(Р.П.Погодин)3.Всё пел и пел свою нехитрую песню самовар-инвалид .(К.Г.Паустовский) 4.Это был настоящий водопад. Речка пенилась внизу, крутясь в водовороте .(В.В.Бианки)
Упражнение 377.Прочитай слова, правильно называя буквы и звуки. Укажи, что соединяется при образовании сложносокращённых слов.
КВН, ОМОН, спецкор, США, ЦУМ, МИД, РК.
Упражнение 378 «Зашифруй»слова. Что соединяется при «шифровке»сложносокращённых слов- начальные буквы или звуки? Прочитай сложносокращённые слова ,правильно называя буквы и звуки.
Организация Объединенных Наций, Открытое акционерное общество, атомная электростанция, Военно-воздушные сила, Волжский автомобильный завод, Евразийский национальный университет
Источник