Бессуффиксный способ или безсуффиксный

Бессуффиксный способ или безсуффиксный

Итоговое сочинение | ЕГЭ 2022 запись закреплена

РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕОРИЯ В1.

Вспомним для начала способы словообразования.

БЕССУФФИКСАЛЬНЫЙ или БЕССУФФИКСНЫЙ. Таким способом образованы отглагольные существительные (переходить-переход) и имена существительные неотглагольного происхождения (далекий-даль).

СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Существительные с суффиксом ЕНИ образованы суффиксальным способом (углублЕНИе, расширЕНИе). Таким способом также образованы ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ, существительные на ОСТЬ и наречия на О.

ПРИСТАВОЧНЫЙ. Глаголы с приставками (пропить, пересесть). Отрицательные местоимения (никому, некогда). А также прилагательные, причастия, наречия с приставкой НЕ.

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Прилагательные со значением «отсутствие, нехватка чего-либо» (бесшумный, безжалостен) и «нахождение где-либо» (нательный, прибрежный). Имена существительные с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и оканчивающиеся на ЬЕ (побережье). Наречия, оканчивающиеся не на О с приставками (во-первых, по-особенному, снова).

ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ. (Новое лицо — лицо какое? — новое. Я люблю новое — я люблю что? — новое). Столовая ложка, столовая как комната.

Источник

Бессуффиксный способ словообразования.

В этой статье можно найти сведения о словах, образованных бессуффиксным способом. Сначала даются сведения о том, как произвести словообразовательный разбор, чтобы определить способ образования слова. Далее вводится понятие «нулевой суффикс». Приводятся примеры слов разных частей речи, образованных бессуффиксным способом. В конце можно найти наиболее часто встречающихся в речи слова, образованные бессуффиксным способом.

Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.

Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.

Бессуффиксный способ словообразования

Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?

Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо – оно образует новое слово или форму слова.

Такой суффикс может быть обозначен Ø.

Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова – профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.

Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.

Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.

Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.

Сущность

Один из вопросов, задаваемых учителем в рамках темы словообразования, заключается в том, какие слова могут быть образованы бессуффиксным способом. Перед составлением перечня примеров следует рассмотреть, что такое бессуфиксный способ словообразования.

Бессуффиксный способ предполагает отбрасывание в составе слова суффиксной части и окончания. Это является характерной чертой метода.

Следует отметить, что формирование слов бессуффиксным способом не определяет его отдельное выделение в качестве самостоятельного метода словообразования. Несмотря на такую неоднозначность, знание способа является обязательным при прохождении тестовых и экзаменационных заданий. Для понимания того, как образуются слова бессуффиксным методом, требуется изучение основ словообразовательного разбора.

Обратите внимание! В литературе бессуфиксный способ встречается под названием метода нулевого суффикса.

Понятие нулевого суффикса предполагает отсутствие суффиксальной части как в речевом, так и письменном варианте. Пропуск подобного рода играет существенную роль для появления новых слов или словесных форм. В системе обозначений для нулевого суффикса применяется значок Ø.

При изучении нулевого суффикса необходимо рассмотреть примеры, какие слова образованы нулевым формообразующим, а какие – нулевым словообразовательным суффиксом.

Это интересно! Как пишутся приставки в русском языке: таблица и правила

Формообразующий нулевой суффикс

Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:

  • мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
  • условного наклонения: высохла бы – высох Ø бы;
  • повелительного наклонения: сядьØ.

Словобразовательный нулевой суффикс

Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.

Читайте также:  Мыло моряков холодным способом

Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.

  1. должен иметь синоним – ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
  2. имеет произодящее слово: глушь – глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.

Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от

  1. абстрактное значение действия: подскочить – подскокØ, ходить – ходØ, бежать – бегØ;
  2. предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить – вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) – сталеварØ;
  3. значение места действия: подорвать – подрывØ, заливать – заливØ, подъезжать – подъездØ, отводить – отводØ;
  4. значение объекта или результата действия: подливать – подливØ, дарить — дарØ, взрывать – взрывØ;
  • прилагательного и имеет:
  1. отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий – глубьØ;
  2. значение носителя признака: интеллигентный – интеллигентØ, курильский – КурилØы, корабельный — корабльØ;
  3. значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.
  • существительного и имеет:
  1. значение существа женского пола: кум – кумØа, лис – лисØа;
  2. собирательное значение: чёрный – черньØ, поросли – поросльØ;
  3. Значение существа по месту пребывания: ризничØий.

Полунулевая суффиксация

Поднулевой суффиксацией понимается «показательное отсутствие формального знака при наличии чёткой соотнесенности с производящей основой в системе родственных суффиксальных образований». Нулевые суффиксы по-прежнему являются достаточно продуктивным словообразовательным средством. Нулевые суффиксы образуют существительные с различными словообразовательными значениями, наиболее продуктивными из которых являются:

–Значение отвлечённого действия:

разбегаться→разбег, призывать→призыв, заменять→замена, отплатить→отплата;

–значение отвлечённого признака:тихий→тишь, сухой→сушь;

–значение лица по отношению к действию (общий род):придираться→придира,

–значение лица женского пола:супруг → супруга, кум → кума;

–значение «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку»:размывать→размыв,выходить→выход,гладкий→гладь.

–Значение «лицо по интересам, склонностям, особенностям характера и т.п.»:телепатия→телепат;

–значение «специалист в какой-либо области»:материаловедение→материаловед, физиология→физиолог;

–значение носителя признака (одуш. и неодуш.):интеллектуальный→интеллектуал, мемориальный→мемориал, нахальный→нахал;

–значение производителя действия (простые) и (сложные):сторожить→сторож,цветы + любить→цветолюб,вода +метать→водомёт.

–Значение многократного, длительного действия, состояния : провожать→проводы, уговаривать→уговоры;

–значение обобщённого понятия, характеризующегося качеством, названным производящей основой : добрый→добро, злой→зло, тёплый→тепло;

–значение собирательного носителя признака:знатный→знать, рваный→рвань;

–значение результата действия (положительного и отрицательного) : надписывать→надпись, недобрать→недобор, недосыпать→недосып.

Полезное видео: способы словообразования

Вывод

Образование слов путем отсечения суффикса раскрывает сущность бессуфиксного способа. Различие частей речи в качестве исходного варианта определяет множественность возникающих слов с использованием нулевого суффиксного метода.

Источник

Способ образования слова «бессуффиксный»или»бессуфиксальный»,как правильно?

Способ образования слова «бессуффиксный» или «бессуфиксальный», как правильно?

Попробую объяснить на примере бесприставочных однокоренных слов.

Когда речь идёт об образовании при помощи суффиксов, используется термин «суффиксальный», в случае образования слова путём отбрасывания суффикса говорят о «безаффиксном» способе. Например, читаем у Д. Розенталя в «Словаре лингвистических терминов»:

Очевидно, что в речи произошло некоторое смешение (не противоречащее, кстати, законам РЯ), в результате чего оба запрашиваемых слова используются в одной ситуации равноправно, называя способ образования без суффиксов/аффиксов: бессуффиксальный и бессуффиксный. Однако без приставки говорят только о «суффиксальном».

Правильное написание этого слова — пуговичка.

Проверочное слово — пуговица. По правилам русского языка суффикс -ичк- имеют существительные женского рода, которые были образованы от слов с суффиксом — иц-. Например: пуговица — пуговичка, лестница — лестничка, умница — умничка, луковица — луковичка.

Правильно пишется — РАСА. Именно с одной С, несмотря на то, что фонетически звучит как будто с двумя. Это просто надо запомнить, даже на английском слово race тоже с одной С.

Ударение в этом слове ставится на первый слог.

«На Сахалине нет финнов» (мы всматриваемся не в содержание, так как оно условно, а в грамматику — это предложение составлено грамматически верно).

Имя существительное «финн» (например, в значении «гражданин Финляндии) имеет именно такую начальную форму, то есть именит. падеж единств. числа. С этой формой не совпадает ни одна другая из всей парадигмы.

Таким образом, мы получаем такие образования:

  • «В Финляндии живёт финн, в этой стране живут финны» (именит. падежи обеих чисел).
  • «В Африке нет финнов» (родит. падеж множ. числа).
Читайте также:  Способы сделать ровные зубы

Писать «нет финн» нельзя. Только «нет финнов», «без финнов», «около финнов», «кроме финнов», «после финнов» и так далее.

Разбор по составу слова «зависимость» имеет вид:

Основа слова является — зависимость .

Способ образования слова — суффиксальный.

Пример предложения Но прямой связи между плотностью населения и степенью развития хозяйства не существует, функциональная зависимость между ними сложнее.

Я так понимаю, что «звенел» — это естественный процесс выхода звонких звуков, а «звонил» — это глагол, указывающий на цель человека, который хочет поговорить по телефону, значит он кому-то звонил, или в дверь человек звонил нажатием кнопки, а хозяин услышал, как звенела его сигнализация открыл гостю дверь, уточнив кто там. Правильно говорить: «будильник звенел», потому что он сам начал издавать звон, когда пересеклись часовая стрелка и специальная стрелка звонка часов согласно предварительной настройке часов. Другая аналогия: священник в колокол звонил, а колокол при этом звенел. Итак: звонить — это глагол, означающий цель человека, а звенеть — это процесс выхода звонких звуков.

Специальный контекст: когда мы говорим «звонил телефон», мы подразумеваем, что нам кто-то звонил по телефону.

Источник

О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к ЕГЭ

Теме “Словообразование” в школьной программе выделяется определенное количество учебных часов, но большую часть времени обычно используют на изучение состава слова. Это необходимо и оправданно, т.к. орфографические ошибки в основном допускаются учащимися в правописании гласных и согласных в корнях, суффиксах и приставках, поэтому ребята должны научиться легко и быстро определять значимые части слова и применять соответствующие правила. А вот словообразовательному анализу уделяется гораздо меньше времени.

С введением же ЕГЭ возникла необходимость научить детей определять и способы образования слов, ибо это задание стало традиционным в части В.

И если учащиеся в основном легко усваивают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы словообразования, то бессуффиксный обычно вызывает затруднения.

Попробуем разобраться в специфике и особенностях бессуфиксного способа словообразования.

Бессуффиксный способ менее распространен, чем другие морфологические способы образования. С его помощью образуются только существительные. Он характеризуется тем, что новое слово образуется без добавления суффиксов, приставок (т.е. аффиксов). Производящая основа, т.е. основа, от которой образовалось данное слово, превращается в новое слово, в одних случаях – с обязательным смягчением конечного согласного, например: мазать – мазь, копать – копь, копи, резать – резь, белый – бель, тихий – тишь и иногда с изменением ударения: переписать – перепись, зелёный – зелень, глухой – глушь; в других – без смягчения конечного согласного: бегать – бег, загибать – загиб, обменять – обмен; в третьих – с помощью окончания –а: управа, замена, нажива.

Бессуффиксным способом образуются существительные мужского рода II склонения (бег), женского рода III склонения (глушь, мазь), 1 склонения (нажива).

Менее других изучены существительные женского рода типа чернь, мазь, тишь, хотя именно они наиболее интересны в стилистическом отношении. Современные писатели и поэты часто ими пользуются вследствие их краткости, выразительности, эмоциональной насыщенности. К тому же, эти существительные легче других спутать с такими, как соль, пыль, печаль, которые являются корневыми, а не безаффиксными.

Безаффиксные существительные III склонения образуются от основ глаголов и прилагательных, редко – от основ существительных, например: дрожать – дрожь, копать – копь, лгать – ложь, прясть – прядь.

Некоторые существительные в настоящее время соотносятся с прилагательными, в составе которых есть суффикс (гладкий – гладь, мелкий – мель, темный – темь, высокий – высь, ранний – рань и т.д.), но этот суффикс в образовании существительных не участвует, т.к. исторически существительные гладь, темь, высь, рань образовались от исчезнувших однокоренных прилагательных без суффикса.

По образованию к отглагольным безаффиксным существительным примыкают сложные слова: опорная основа их – глагольная; конечный согласный её смягчается, например: живопись, летопись, клинопись.

В составе безаффиксных существительных на -ь часто имеют место приставки и суффиксы, например, в слове завязь приставка за и корень вяз-, в слове нечисть – приставка не- и корень чист. Но производный характер основы еще не свидетельствует о том, что эти слова образовались с помощью данных суффиксов и приставок. Роль этих частей слова помогает вскрыть особый вид анализа слова по составу – так называемый словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ дает возможность установить отношения частей слова. Цель словообразовательного анализа – определить, как образовано данное слово: с помощью какого словообразовательного элемента (суффикса, приставки и т. д.) и от какой производящей основы (от какого слова). Для того, чтобы в слове выделить эти две части, необходимо его сопоставить и по значению и по образованию с другими словами современного русского языка. Например, хотим узнать, как образовано слово завязь: от слова вязь (особый прием письма) с помощью приставки за- или бессуффиксным способом от завязать/ся). Первое предположение отпадает, во-первых, потому, что со словом вязь завязь не связано по значению, во-вторых, вряд ли найдем в языке такие слова, которые были бы образованы от безаффиксного существительного с помощью приставки.

Читайте также:  Способы заработка для беременных

Остается предположить второе. Доказательствами будут, во-первых, довольно большое количество слов, образованных тем же способом – от основы глагола смягчением конечного согласного: запись, перепись, окись, сыпь, мазь, копь. Во-вторых, значение этих существительных, в том числе и слова завязь, связано со значением глаголов, как действие и его результат или продукт. Завязь – плод растения на начальных этапах его развития, т. е., если несколько огрубить, это “то, что завязалось”, где глагол завязалось выступает в значении образовалось. Отношения глагольной основы и ос новы существительного доказывают, что производящей является именно глагольная основа, а не наоборот.

Глагольная основа является господствующей, мотивирующей значение производной, т. е. основы существительного. Основа существительного при этом способ образования – зависимая, ее значение мотивировано производящей. Так, мазь – “то, чем мажут”, заваль – “то, что завалялось”, запись – “то, что записано” и т. д.

Те же отношения у существительных с породившими их прилагательными. Основа прилагательного является господствующей, мотивирующей значение существительного. Например: нечисть – “все нечистое”, глушь –“глухое место”, удаль –“свойство удалого” и т. д. Вывести значения глаголов и прилагательных из значения безаффиксных существительных невозможно; отношения производящей и производной основ необратимы.

Таким образом, можно отличить безаффиксные существительные от корневых. Соответствующие глаголы и прилагательные образуются от этих существительных. Так, в современном русском языке слово пыль корневое, основа его непроизводна. Значение глагола пылить или прилагательного пыльный не мотивируют значения существительного пыль, а наоборот: основа существительное является мотивирующей значение и глагола и прилагательного: пылить –“поднимать пыль”, пыльный –“содержащий пыль”. Обратное объяснение невозможно, следовательно, производящей основой является основа существительного, производными – основа глагола и прилагательного. Объяснение значения существительного печаль через значение глагола и прилагательного невозможно, следовательно, основа существительного печаль является производящей.

По значению эти существительные довольно разнообразны. Одни из них имеют отвлеченное значение: называют отвлеченное состояние человека или природы, например: оторопь, одурь, охрипь, рань, шаль, лень, удаль, оттепель, опредмеченный признак, например: высь, ширь, глубь, темь, сырь, синь, желть; опредмеченное действие и его результат или продукт, например: резь, мазь, ложь, дрожь, запись, связь, исповедь, летопись, машинопись. Другие имеют собирательное значение, например: россыпь, розвязь, заваль, прель, нечисть (все нечистое), ветошь, зелень (овощи), дичь (дикие птицы). Третьи – конкретно-предметное значение: являются названием места: топь, вязь (трясина), паль, падь; названием вещества: накипь, перекись, окись, пригарь; конкретных предметов: привязь, постель, насыпь, занавесь, упряжь.

Некоторые существительные дают качественную оценку человека и его поступков или явлений: бездарь, бестолочь, нехристь, мразь, погань, заумь, дурь, небыль и т. д.

Как можно судить лаже по приведенным примерам, безаффиксные существительные на -ь относятся к разным пластам словарного состава русского языка. Большая часть их является разговорно-просторечными и даже диалектными. Среди безаффиксных существительных есть и названия узко специальные (взвесь, недокись, перекись, закись).

Отнести этот разряд существительных к числу продуктивных вряд ли возможно: судя по данным словарей, новых слов безаффиксного образования на -ь не образуется. Если и происходит некоторое пополнение словарного состава литературного языка безаффиксными существительными, то только за счет проникновения единичных слов из просторечно-разговорной сферы. Довольно много индивидуальных новообразований в произведениях русских поэтов и писателей, но достоянием общенародного литературного языка они пока не стали.

Источник

Оцените статью
Разные способы