- Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры
- Бессуффиксальный способ образования слов
- Нулевой суффикс. Примеры
- Образование существительных от глаголов
- Образование существительных от прилагательных
- Бессуффиксальный способ образования прилагательных
- Нулевой суффикс и порядковые числительные
- Образование наречий
- Нулевой суффикс и сложные слова
- Бессуффиксный способ или бессуффиксальный как правильно
- Бессуффиксный способ словообразования.
- Бессуффиксный способ словообразования
- Сущность
- Формообразующий нулевой суффикс
- Словобразовательный нулевой суффикс
- Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
- Полунулевая суффиксация
- Полезное видео: способы словообразования
- Вывод
- Способ образования слова «бессуффиксный»или»бессуфиксальный»,как правильно?
Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры
Слово может быть образовано с помощью нулевого суффикса — морфемы, материально не выраженной буквами или звуками. Как определить, что слово образовано бессуффиксальным способом с помощью этой морфемы — «невидимки»?
Бессуффиксальный способ образования слов
Этот способ является очень продуктивным в образовании отглагольных существительных:
- слетать → слёт ;
- рассветать → рассвет ;
- сплавлять → сплав .
Суть бессуффиксального способа состоит в том, что от глагола отсекаются собственные суффиксы и рождается новое слово, причем принадлежащее к другой части речи.
Как может быть образовано новое слово без производящей морфемы? А она есть, но является материально не выраженной, то есть морфемой — «невидимкой». Это значит, что в словообразовании принял участие нулевой суффикс аналогично такому же образованию новых лексем, но с материально выраженным суффиксом в виде букв.
Нулевой суффикс. Примеры
Бессуффиксальный способ словообразования используется в образовании слов разных частей речи. Понаблюдаем, как нулевой суффикс образует существительные, прилагательные, числительные, наречия.
Образование существительных от глаголов
Сравним образование слова «выброска», которое образовано от глагола «выбросить» с помощью суффикса -к-, и существительного мужского рода «выход» от глагола «выходить». Оба производных существительных имеют значение «результат действия», но в одном слове (выброс- к -а) словопроизводящая морфема налицо, а во втором слове (выход-) она является материально не обозначенной, то есть нулевой:
- выброси ть → выброс к а;
- выход/и ть → выход .
Аналогично образованы от однокоренных глаголов существительные мужского рода:
- обменять → обмен ;
- загорать → загар ;
- уколоть → укол ;
- обрывать → обрыв ;
- выплатить → выплат а;
- настилать → настил .
Укажем ряд существительных общего рода, образованных от глаголов:
- заикаться → заик а;
- задирать → задир а;
- подлизываться → подлиз а.
Все производные имена существительные имеют значение результата действия, обозначенного производящим глаголом.
Образование существительных от прилагательных
С помощью нулевого суффикса образуются существительные женского рода от однокоренных прилагательных, например:
- гладкий → гладь ;
- синий → синь ;
- зеленый → зелень ;
- глухой → глушь ;
- сухой → сушь .
Бессуффиксальный способ образования прилагательных
Рассмотрим на примерах, как нулевой суффикс участвует в образовании единичных прилагательных:
- свинья → свин ой;
- золото → золот ой.
Нулевой суффикс и порядковые числительные
- шесть → шест ой ;
- девять → девят ый .
В этих словах корни одинаковые, у порядкового числительного окончание -ой/-ый, но окончание не является словопроизводящей морфемой. А новое слово родилось. Значит, в этом процессе участвовал нулевой суффикс.
С его помощью образованы многие порядковые числительные:
- двадцать → двадцат ый;
- сто → сот ый;
- пятьсот → пятисот ый.
Образование наречий
Наречия также могут иметь в своем составе нулевой суффикс, с помощью которого и приставки они были образованы от разных частей речи.
Понаблюдаем:
- плавать → в плавь о
- верх → в верх о
- косой → в кось о
Нулевой суффикс и сложные слова
В составе сложных слов, образованных методом сложения и суффиксацией, можно выделить нулевой суффикс. Например слово «кашевар» образовано сложением двух слов «каша» + «варить». При этом от глагола отсекаются его суффиксы, и на выходе мы имеем сложение двух производящих основ -каш-, -вар- с помощью соединительной гласной и нулевого суффикса.
Аналогично способом сложения с суффиксацией, в данном случае нулевой, образованы сложные слова:
Сделаем вывод, что, как правило, в морфемном составе слов мужского рода, образованных с помощью нулевого суффикса, две морфемы-«невидимки» — нулевой суффикс и нулевое окончание. К примеру, в слове «прилет» вместо видимых двух морфем мы должны вычленить четыре:
Источник
Бессуффиксный способ или бессуффиксальный как правильно
Итоговое сочинение | ЕГЭ 2022 запись закреплена
РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕОРИЯ В1.
Вспомним для начала способы словообразования.
БЕССУФФИКСАЛЬНЫЙ или БЕССУФФИКСНЫЙ. Таким способом образованы отглагольные существительные (переходить-переход) и имена существительные неотглагольного происхождения (далекий-даль).
СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Существительные с суффиксом ЕНИ образованы суффиксальным способом (углублЕНИе, расширЕНИе). Таким способом также образованы ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ, существительные на ОСТЬ и наречия на О.
ПРИСТАВОЧНЫЙ. Глаголы с приставками (пропить, пересесть). Отрицательные местоимения (никому, некогда). А также прилагательные, причастия, наречия с приставкой НЕ.
ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Прилагательные со значением «отсутствие, нехватка чего-либо» (бесшумный, безжалостен) и «нахождение где-либо» (нательный, прибрежный). Имена существительные с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и оканчивающиеся на ЬЕ (побережье). Наречия, оканчивающиеся не на О с приставками (во-первых, по-особенному, снова).
ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ. (Новое лицо — лицо какое? — новое. Я люблю новое — я люблю что? — новое). Столовая ложка, столовая как комната.
Источник
Бессуффиксный способ словообразования.
В этой статье можно найти сведения о словах, образованных бессуффиксным способом. Сначала даются сведения о том, как произвести словообразовательный разбор, чтобы определить способ образования слова. Далее вводится понятие «нулевой суффикс». Приводятся примеры слов разных частей речи, образованных бессуффиксным способом. В конце можно найти наиболее часто встречающихся в речи слова, образованные бессуффиксным способом.
Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.
Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.
Бессуффиксный способ словообразования
Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?
Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо – оно образует новое слово или форму слова.
Такой суффикс может быть обозначен Ø.
Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова – профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.
Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.
Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.
Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.
Сущность
Один из вопросов, задаваемых учителем в рамках темы словообразования, заключается в том, какие слова могут быть образованы бессуффиксным способом. Перед составлением перечня примеров следует рассмотреть, что такое бессуфиксный способ словообразования.
Бессуффиксный способ предполагает отбрасывание в составе слова суффиксной части и окончания. Это является характерной чертой метода.
Следует отметить, что формирование слов бессуффиксным способом не определяет его отдельное выделение в качестве самостоятельного метода словообразования. Несмотря на такую неоднозначность, знание способа является обязательным при прохождении тестовых и экзаменационных заданий. Для понимания того, как образуются слова бессуффиксным методом, требуется изучение основ словообразовательного разбора.
Обратите внимание! В литературе бессуфиксный способ встречается под названием метода нулевого суффикса.
Понятие нулевого суффикса предполагает отсутствие суффиксальной части как в речевом, так и письменном варианте. Пропуск подобного рода играет существенную роль для появления новых слов или словесных форм. В системе обозначений для нулевого суффикса применяется значок Ø.
При изучении нулевого суффикса необходимо рассмотреть примеры, какие слова образованы нулевым формообразующим, а какие – нулевым словообразовательным суффиксом.
Это интересно! Как пишутся приставки в русском языке: таблица и правила
Формообразующий нулевой суффикс
Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:
- мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
- условного наклонения: высохла бы – высох Ø бы;
- повелительного наклонения: сядьØ.
Словобразовательный нулевой суффикс
Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.
Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.
- должен иметь синоним – ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
- имеет произодящее слово: глушь – глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.
Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от
- абстрактное значение действия: подскочить – подскокØ, ходить – ходØ, бежать – бегØ;
- предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить – вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) – сталеварØ;
- значение места действия: подорвать – подрывØ, заливать – заливØ, подъезжать – подъездØ, отводить – отводØ;
- значение объекта или результата действия: подливать – подливØ, дарить — дарØ, взрывать – взрывØ;
- прилагательного и имеет:
- отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий – глубьØ;
- значение носителя признака: интеллигентный – интеллигентØ, курильский – КурилØы, корабельный — корабльØ;
- значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.
- существительного и имеет:
- значение существа женского пола: кум – кумØа, лис – лисØа;
- собирательное значение: чёрный – черньØ, поросли – поросльØ;
- Значение существа по месту пребывания: ризничØий.
Полунулевая суффиксация
Поднулевой суффиксацией понимается «показательное отсутствие формального знака при наличии чёткой соотнесенности с производящей основой в системе родственных суффиксальных образований». Нулевые суффиксы по-прежнему являются достаточно продуктивным словообразовательным средством. Нулевые суффиксы образуют существительные с различными словообразовательными значениями, наиболее продуктивными из которых являются:
–Значение отвлечённого действия:
разбегаться→разбег, призывать→призыв, заменять→замена, отплатить→отплата;
–значение отвлечённого признака:тихий→тишь, сухой→сушь;
–значение лица по отношению к действию (общий род):придираться→придира,
–значение лица женского пола:супруг → супруга, кум → кума;
–значение «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку»:размывать→размыв,выходить→выход,гладкий→гладь.
–Значение «лицо по интересам, склонностям, особенностям характера и т.п.»:телепатия→телепат;
–значение «специалист в какой-либо области»:материаловедение→материаловед, физиология→физиолог;
–значение носителя признака (одуш. и неодуш.):интеллектуальный→интеллектуал, мемориальный→мемориал, нахальный→нахал;
–значение производителя действия (простые) и (сложные):сторожить→сторож,цветы + любить→цветолюб,вода +метать→водомёт.
–Значение многократного, длительного действия, состояния : провожать→проводы, уговаривать→уговоры;
–значение обобщённого понятия, характеризующегося качеством, названным производящей основой : добрый→добро, злой→зло, тёплый→тепло;
–значение собирательного носителя признака:знатный→знать, рваный→рвань;
–значение результата действия (положительного и отрицательного) : надписывать→надпись, недобрать→недобор, недосыпать→недосып.
Полезное видео: способы словообразования
Вывод
Образование слов путем отсечения суффикса раскрывает сущность бессуфиксного способа. Различие частей речи в качестве исходного варианта определяет множественность возникающих слов с использованием нулевого суффиксного метода.
Источник
Способ образования слова «бессуффиксный»или»бессуфиксальный»,как правильно?
Способ образования слова «бессуффиксный» или «бессуфиксальный», как правильно?
Попробую объяснить на примере бесприставочных однокоренных слов.
Когда речь идёт об образовании при помощи суффиксов, используется термин «суффиксальный», в случае образования слова путём отбрасывания суффикса говорят о «безаффиксном» способе. Например, читаем у Д. Розенталя в «Словаре лингвистических терминов»:
Очевидно, что в речи произошло некоторое смешение (не противоречащее, кстати, законам РЯ), в результате чего оба запрашиваемых слова используются в одной ситуации равноправно, называя способ образования без суффиксов/аффиксов: бессуффиксальный и бессуффиксный. Однако без приставки говорят только о «суффиксальном».
Правильное написание этого слова — пуговичка.
Проверочное слово — пуговица. По правилам русского языка суффикс -ичк- имеют существительные женского рода, которые были образованы от слов с суффиксом — иц-. Например: пуговица — пуговичка, лестница — лестничка, умница — умничка, луковица — луковичка.
Правильно пишется — РАСА. Именно с одной С, несмотря на то, что фонетически звучит как будто с двумя. Это просто надо запомнить, даже на английском слово race тоже с одной С.
Ударение в этом слове ставится на первый слог.
«На Сахалине нет финнов» (мы всматриваемся не в содержание, так как оно условно, а в грамматику — это предложение составлено грамматически верно).
Имя существительное «финн» (например, в значении «гражданин Финляндии) имеет именно такую начальную форму, то есть именит. падеж единств. числа. С этой формой не совпадает ни одна другая из всей парадигмы.
Таким образом, мы получаем такие образования:
- «В Финляндии живёт финн, в этой стране живут финны» (именит. падежи обеих чисел).
- «В Африке нет финнов» (родит. падеж множ. числа).
Писать «нет финн» нельзя. Только «нет финнов», «без финнов», «около финнов», «кроме финнов», «после финнов» и так далее.
Разбор по составу слова «зависимость» имеет вид:
Основа слова является — зависимость .
Способ образования слова — суффиксальный.
Пример предложения Но прямой связи между плотностью населения и степенью развития хозяйства не существует, функциональная зависимость между ними сложнее.
Я так понимаю, что «звенел» — это естественный процесс выхода звонких звуков, а «звонил» — это глагол, указывающий на цель человека, который хочет поговорить по телефону, значит он кому-то звонил, или в дверь человек звонил нажатием кнопки, а хозяин услышал, как звенела его сигнализация открыл гостю дверь, уточнив кто там. Правильно говорить: «будильник звенел», потому что он сам начал издавать звон, когда пересеклись часовая стрелка и специальная стрелка звонка часов согласно предварительной настройке часов. Другая аналогия: священник в колокол звонил, а колокол при этом звенел. Итак: звонить — это глагол, означающий цель человека, а звенеть — это процесс выхода звонких звуков.
Специальный контекст: когда мы говорим «звонил телефон», мы подразумеваем, что нам кто-то звонил по телефону.
Источник