Классный час: «Конфликты и способы их разрешения»
Учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами их разрешения, исследуют своё поведение в той или иной конфликтной ситуации, осознают собственные чувства, переживания и отношение к конфликту и его исходу.
Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Конфликты и способы их разрешения»»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
«Конфликты и способы их разрешения»
для учащихся 8-х классов
Анотация: в ходе данного классного часа учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами их разрешения. Благодаря самостоятельному обыгрыванию различных конфликтных ситуаций и совместному обсуждению способов их преодоления, учащиеся исследуют свое поведение в той или иной конфликтной ситуации, осознают собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Цель: развитие коммуникативных способностей школьников, умения общаться в группах, коллективе.
познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», причинами возникновения конфликтов;
формировать навыки выхода из конфликтных ситуаций;
формировать благоприятную психологическую и нравственную атмосферу в классе;
побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;
развивать толерантность общения.
Форма проведения: дискуссия с элементами игры.
Ход классного часа:
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними» Д.Карнеги
Общение важно для любого человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте представим, что две ладони — это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь эти друзья усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения.
Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликт).
Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).
Тема нашего классного часа: «Конфликты и способы их разрешения». Разговор пойдёт о причинах конфликтов и путях выхода из конфликтных ситуаций.
2. В большом энциклопедическом словаре даётся следующее толкование понятию «конфликт»: (от латинского conflictus) — столкновение сторон, мнений, сил.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и другие).
3. Рассмотрим несколько ситуаций.
Стихотворение «Два козла»
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнила эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
В стихотворении описан конфликт между козлами.
— С чего начался конфликт?
— Что не смогли сделать животные? В чём причина конфликта? (неумение понять друг друга, договориться).
Диалог двух друзей:
— Кирилл, я сломал твою ручку, — тихо и робко сказал Ваня.
— Что ты наделал?! Она же совсем новая! Ты мне больше не друг! – закричал Ваня и убежал. А Кирилл даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
— По какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (неумение слушать).
3) На соревнованиях ребята проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
— Почему возник конфликт? (несдержанность)
Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, неуважение к другим, неумение общаться.
4. Давайте представим солнечный, ясный летний день. Но вдруг неожиданно набежали тёмные тучи. Что это означает? (пришла гроза: засверкала молния, загремел гром, полил сильный дождь, настроение испортилось). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самое ценное у человека: сердце и душу.
— А ситуация с тучами обязательно заканчивается резкой сменой погоды? (нет, из-за тучи может снова выглянуть солнце).
Так же обстоит дело с конфликтами: они могут разрешаться как отрицательно, так и положительно. Без конфликтов невозможно обойтись. Конфликт может привести как к улучшению взаимоотношений, взаимопониманию, так и к большей несправедливости. Всё зависит от поведения людей, участвующих в конфликтной ситуации.
5. В чём заключаются положительные и отрицательные стороны конфликтов?
— в ходе конфликта выясняется истина;
— открываются вещи, которые раньше не замечались;
— в ситуации конфликта человек раскрывается;
— человек в конфликте может самосовершенствоваться.
— от конфликтов страдает достоинство человека;
— конфликт может отрицательно сказаться на здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды;
— возникает желание больше не находиться в коллективе, где произошёл конфликт;
— на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук;
— появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми;
— плохое настроение может передаваться на близких людей.
Вывод: конфликт несет с собой и хорошее, и плохое. Правда, минусов оказывается больше.
Конечно, лучше вообще обходиться без конфликтов или уметь безболезненно из них выходить. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
6. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
1) Самый распространённый — неуправляемый конфликт.
Пример. В общественном транспорте вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже ваш обидчик вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.
2) Другой вид конфликта — холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Пример. Этот вид конфликтов может возникнуть у людей, стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех, например, показывая удостоверение социального работника. Люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то из очереди не выдерживает и протестует. Очередь его поддерживает и разгорается скандал.
3) Есть и третья разновидность конфликтов — избегание.
Пример. Человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
7. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
1) Первый способ предупреждения конфликтов — мягкое противостояние, то есть решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть другого человека.
Пример: Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебники и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
— Не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
— Не обижайся, но мне одному удобнее пользоваться моими учебниками.
2) Второй способ предупреждения конфликтов – «конструктивное предложение», то есть попытка найти компромисс, выход, который мог бы устроить всех.
Пример тот же: Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебники и пользуется вашими.
— Мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь для себя у родителей такую сумку?
Пример (диалог двух подруг):
Первый вариант разговора:
— Ты где это так подстриглась?
— А что тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется! Выглядишь как пенсионерка.
— Да ты на себя в зеркало посмотри!
Фразы типа «вообще никто» или «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
Второй вариант разговора:
— Тебе не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга! Кто тебе еще честно скажет об этом?
— А что мне делать?
— Давай я попробую уложить тебе волосы по-другому.
В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение — это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
8. Игра-практикум: примените мягкое противостояние или конструктивное предложение в следующих ситуациях.
Ситуация 1. Ирина обиженно говорит Вите: «Вчера ты шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлённо отвечает: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Ситуация 2. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.
Ситуация 3. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится, а только гуляет и сидит за компьютером. Наташа просит Вику дать списать ей домашнее задание. Вике не хочется давать, ведь она приложила много сил, чтобы хорошо выполнить домашнюю работу.
Ситуация 4. Класс условно разделен на несколько микрогрупп, равносильных в разных направлениях. На протяжении учебного года идет соревнование между ними за звание лучшей группы. Все это выражается в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга, ссорах и даже драках.
— Какие конфликты случались в вашей жизни?
— Какие чувства вы при этом испытывали?
— Чему вас научила эта ситуация?
— Как бы вы поступили в той ситуации, если бы можно было повернуть время вспять?
10. «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.
К — критику по возможности устранить!
Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.
О — ответственность на 100 % брать на себя!
Как сказал И. Гете «В споре виноват тот, кто умнее».
Н — непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!
Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент — это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.
Ф — фон конфликта не расширять!
Шаг влево, шаг вправо (то есть прошлые прегрешения, переход «на личности») — это расстрел самого себя!
Л — «леди-джентльмен» (из этого образа не выходить!)
По словам Б. Рассела, «Джентльмен — это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
И — интересы искать общие!
Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?». Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй — его интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.
К — конструктивное решение искать сообща!
Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».
Т — терпимость сохранять в любых ситуациях!
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты. А для этого необходимо научиться понимать, договариваться и помнить, что кроме выражения наших собственных интересов необходимо уметь выслушать интересы другого человека. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. А если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Важно понять причину конфликта, попытаться встать на место другого и почувствовать то, что он чувствует.
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях. И тогда решение окажется верным.
Источник
Беседа «Способы урегулирования конфликта»
Беседа «Способы урегулирования конфликта» Цель:
Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.
— знакомить учащихся с основами общения без конфликтов, с понятиями
— формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
-развивать познавательный интерес , личностные качества – рефлексия, толерантность.
— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; -формировать социально одобряемые формы поведения.
Методики и технологии:
— технология личностно- ориентированного подхода;
— технология педагогики сотрудничества;
— технология деятельностного подхода
— технология здоровьесбережения Базарного.
1. Конфликт, сотрудничество, уступка, мирные переговоры
2. Конфликт. Последствия. Пути решения.
3. Компромисс. Уступка. Сотрудничество. Юмор.
— Маркеры или цветные карандаши;
— Распечатка правил бесконфликтного поведения. I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начну я классный час с восточной притчи: У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил0:
— Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылѐк в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал… Пленѐнный мотылѐк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
— Ты держишь всѐ, сейчас, в своих руках!
Результат нашей работы ребята в наших руках, таким образом зависит от нас.
Игровой тренинг «Звѐздочки и созвездия»
Психолог: Давайте представим, что мы звѐздочки. Звѐзды могут объединятся в созвездия, число звѐздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединяться по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням. 3,2 по хлопку
Психолог : Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер. Представьте, что вы сейчас на берегу водоѐма, что вы видите в нѐм?
Высказывания учащихся: солнышко, грязь, и т.д.
-Совпали ли ваши мнения?
— Какой вывод можно сделать? —На один и тот же предмет мы смотрим по разному.
Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Формирование подходов к решению проблемы
Мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтоб всем было комфортно?
Ученики: нужно быть добрым, улыбаться человеку, когда к нему обращаешься, радоваться удачам и переживать неудачи не только свои, но и одноклассников, приходить на помощь товарищу. Давайте объединим ваши высказывания в одно правило, прочитаем вместе.
1.Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Психолог: -А всегда получается понимать друг друга?
— К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведѐт к ссорам, спорам.
Психолог: А у вас бывают ссоры с друзьями, родителями только из-за того, что кто- то кого-то не так понял? (дети отвечают)
Очень редко можно встретить человека, который ни с кем не ссорился. Всѐ бывает в жизни. Но когда человек ссорится, это вырабатывает плохие черты характера – человек становится злым, несдержанным, сварливым.
Послушайте стихотворение «Два козла» Однажды на лужайке подрались два козла, Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул, Один боднул приятеля немножко посильней, Другой боднул приятеля немножко побольней. Один разгорячился, лягнул что было сил, Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьѐз. Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Психолог: — Мы можем назвать такое общение дружеским? — Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет свои отношения при помощи кулаков?
Учащиеся высказывают свои мысли.
— А как бы вы назвали такое общение? (Учащиеся высказывают свои мысли- драка, ссора,… будет хорошо если скажут – конфликт )
Если не назовут предлагается им выбрать слово которое подходит для такого общения:
КОНФЛИКТ СОТРУДНИЧЕСТВО УСТУПКА МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ Да, ссора может перерасти в конфликт.
— Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт) Поэтому нам необходимо рассмотреть:
Узнать, что такое конфликт?
Пути его разрешения.
-Где нам понадобятся знания этой темя?
Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы ещѐ маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.
1 задание Что такое конфликт?
Работаем в группах, при работе в группе необходимо соблюдать определѐнные правила. Давайте сейчас их озвучим.
-Умей выслушать каждого.
— Уважай своего товарища.
— Не согласен – предлагай.
2 Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, никому не уступает, спорит? (Учащиеся высказывают свои мысли) Работа по группам:
Нарисовать человека в ссоре.
Нарисовать человека, который не дерѐтся.
Нарисовать человека, у которого всѐ хорошо.
Нарисовать человека в драке.
Посмотрим, что у вас получилось.
— А теперь посмотрите, какие люди вам нравятся больше? Почему?
Тема, о которой мы с вами беседуем, актуальна во всѐм мире. Люди хотят избежать конфликтов в государстве, стране, семье.
— Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?
— Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
Ситуация 1. (обсуждение 2 мин.)
-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Варианты: — будете плакать;
— сделаете ему замечание; — своѐ мнение.
— Проблема конфликтов всегда была актуальной, решить еѐ пытались многие. В произведениях устного творчества есть предания, сказки, былины на эту тему.
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
К чему может привести упрямство и неуступчивость?
Психолог: Ребята, а как бы вы поступали в этой ситуации? (Дракой прав не будешь)
— Чтобы легко жилось, чтобы складывались тѐплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, быть сдержанным и тактичным, уметь ставить себя на их место. На экране появляются слова «В споре будь сдержан и тактичен».
Перед сном ты долго играешь в компьютерные игры. Это так тебя захватывает, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями.
Психолог: молодцы, правильно поступили.
Физминутка: встаньте пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что вы заметили? (В паре было легче) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? – Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.
— Психолог: давайте послушаем сказку «Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры.
На узкой горной тропке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо- глубокая пропасть. Задумались козы: как им быть? Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неѐ перешла. И обе остались целы.
— Как козам удалось избежать конфликта?
Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
— Психолог: Козы из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что мириться первым — значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
-Что помогает разрешить конфликт?
Ученики: Нужно уступать друг другу.
Психолог: Верно, уступка, один из способов выйти из конфликта. УСТУПКА Ученики: Ещѐ можно обратиться к взрослому человеку за советом.
Психолог: Верно, если вы затрудняетесь в том правильно ли вы поступаете, то необходимо обратиться за советом к родителям, учителю и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. – «Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс».
А ещѐ очень помогает разрешить конфликт юмор и шутка. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. И это одно из самых главных правил человеческого общения.
— На экране появляется правило: « Главное — относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
Психолог: Ребята, давайте подведѐм итог нашего занятия. Вспомним какие задачи ставили:
Узнать, что такое конфликт? (Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон , мнений)
Последствия конфликта. (Мы поняли, что конфликтный человек лишается общения, здоровья )
Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).
Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.
Правила бесконфликтного поведения.
В споре будь сдержан и тактичен.
Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
Главное — относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
— Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Спасибо.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник