Беседа как метод воспитательного воздействия
Иногда удается снять «смысловой барьер» беседой, направленной на выяснение причины, которая привела к нарушению контакта и взаимопонимания. В тех случаях, когда «смысловой барьер» основан на легко выяснимом недоразумении, не стал еще устойчивым и не вызывает аффективных переживаний, он, как правило, легко снимается уже в самом начале беседы.
Но бывают случаи, когда для преодоления «смыслового барьера» нужна длительная и специально организованная беседа. Это требуется тогда, когда «смысловой барьер» уже стал устойчивым, т.е. когда у школьника возникли сильные аффективные переживания, когда для него стало привычным сопротивление воздействиям, идущим от взрослых, недоверие к ним. Для того чтобы школьник вообще не уклонился от беседы и слушал то, что ему говорят, по крайней мере, без агрессии, беседу следует начинать тоном, противоположным тому, по отношению, к которому у школьника имеется «смысловой барьер».
Если воспитателю удается добиться хотя бы того, чтобы беседа началась, дальше не менее важным является правильное построение беседы.
Такая беседа имеет две задачи. С одной стороны, она направлена на преодоление «смыслового барьера», с другой – она обязательно должна привести к тому, что школьник примет новые цели, которые поставит перед ним воспитатель и которые будут связаны с преодолением отрицательных особенностей личности, свойственных этому ученику.
Для такого результата необходимо, чтобы школьник с самого начала понял и поверил, что цель беседы – помочь ему и что все предложения воспитателя, направленные, например, на то, чтобы повысить успеваемость, улучшить дисциплину, наладить взаимоотношения с товарищами, нужны именно самому ученику, а не воспитателю. Как это ни странно, но школьники, особенно при наличии «смыслового барьера», часто думают, что взрослый организует какое-нибудь педагогическое воздействие, предъявляет те или иные требования не для того, чтобы дать возможность школьнику исправить свои ошибки, преодолеть недостатки, а совсем для другого (например, воспитателю нужно провести мероприятие, проявить какие-либо свои качества). Убедить школьника в ошибочности такой точки зрения – одна из задач беседы.
Проводя беседу, надо учитывать также следующее. «Смысловой барьер» приводит к тому, что ученики вследствие потери взаимопонимания с учителем (а нередкой и с родителями) остаются наедине со своими недостатками, поражениями, неудачами. Все это, связываясь с отрицательными переживаниями, непрерывно растет в глазах школьника, и постепенно он начинает искренне верить, что он неисправим и что стоящие перед ним трудности непреодолимы. При изучении таких школьников нам постоянно приходилось сталкиваться с утверждениями вроде: «Все равно я не смогу хорошо учиться»; «Я неспособный»; «У меня плохая память»; «Я ленивая, не могу себя заставить работать»; «Я никогда не смогу вести себя хорошо, ничего не получится». Поэтому очень важно убедить школьника, что все его недостатки можно выправить. Для этого можно доказать ему на примерах, как удавалось преодолевать такие же или еще более серьезные трудности другим людям.
Наконец, следует учитывать и еще одно обстоятельство. С одной стороны, «смысловой барьер» нередко возникает у школьников в результате каких-либо их неудач, а с другой стороны, он сам становится источником дальнейших неудач. Поэтому, как уже было указано, школьники, у которых имеется «смысловой барьер», часто не успевают, нарушают дисциплину, у них плохие отношения с товарищами и взрослыми. Многие из них привыкают к неуспехам, мирятся с ними. Для того чтобы тот или иной ученик принял новые цели, которые поставил перед ним воспитатель, у него должна появиться потребность изменить свое положение. Вызвать такую потребность удается разными путями – например, поставить перед школьником вопрос о его перспективах, о его будущем, отнестись со всей строгостью к его настоящему положению, если он к нему относится благодушно, или же подбодрить его и обнадежить, если он подавлен и растерян.
Если в результате беседы у школьника появляется потребность изменить свое положение, у него возникает эмоциональное переживание, выражающееся в недовольстве тем, что с ним происходит сейчас, и в положительном отношении к возможным изменениям. Наличие этих потребностей и переживаний и обеспечивает принятие школьником поставленных воспитателем новых целей.
После всего сказанного у кого-нибудь из читателей может создаться впечатление, что добиться указанных целей трудно, а иногда и невозможно. Однако, как показывают исследования’, многим воспитателям удается достигнуть результата даже в очень сложных случаях. Это можно объяснить тем, что все школьники, у которых имеется хоть какое-либо неблагополучие в учении, во взаимоотношениях с окружающими, как правило, чувствуют себя неудовлетворенными, потому что оказываются неудовлетворенными потребности, связанные с основными линиями их жизни. Чем больше неудач, тем хуже у этих детей самочувствие, настроение, тем чаще у них преобладают отрицательные эмоциональные переживания. Таким образом, школьников самих не устраивает их положение. Правда, некоторые из них часто утверждают обратное, они могут бравировать, сознательно вести себя так, чтобы заслужить наказание, делать вид, что у них все в порядке, но все это происходит от бессилия и обиды. Некоторые ученики, как уже говорилось, как бы примиряются с тем положением, в котором они находятся, и даже уже не стремятся его изменить. Но и те, и другие чувствуют себя неудовлетворенными, и, как только они поверят в возможность исправить свое положение, многие из них охотно идут на любые предложения воспитателя.
Итак, в беседе, проведенной указанным образом, воспитателю часто удается наладить взаимоотношения с детьми, вызвать к себе доверие, снять «смысловой барьер» и добиться того, чтобы школьник принял поставленную перед ним цель, достижение которой поведет его к исправлению.
Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. – М.: Знание, 1976. – С.20-33.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Специфика беседы как психологического инструмента
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Севастопольский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Общий психологический практикум
На тему: «Специфика беседы в зависимости от области практического применения.»
студентка группы ПСД/с-19-1-о
Ткачук Мария Эдуардовна
Чабаненко Светлана Владимировна
Севастополь – 2020 г.
ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы.. 4
1.1 Первая цель. 4
1.2 Вторая цель. 5
ГЛАВА 2 Специфика беседы.. 6
2.1 Специфика беседы как психологического инструмента. 6
2.2 Качества психолога, определяющие эффективность беседы. 7
Список использованной литературы: 10
ВВЕДЕНИЕ
Беседа является одним из основных научных методов в социальных пауках вообще и психологии в частности. В общем виде беседу можно определить как метод сбора данных, а также как метод воздействия, основанный на использовании вербальной коммуникации. Беседа применяется во всех без исключения сферах деятельности психолога: в психотерапии и психокоррекции, в психодиагностике, в исследовательской деятельности и т.д.
Беседа является инструментом проведения психологических исследований, оставляя за рамками обсуждения особенности ее применения в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Важным отличием здесь является то, что в психотерапевтической работе одной из главных целей использования беседы является воздействие на собеседника, приводящее в результате к изменению последнего. В исследовательской же деятельности беседа рассматривается исключительно как способ получения данных, не подразумевающий осуществление воздействия.
Метод беседы является весьма многоаспектным и реализуется с помощью большого количества различных способов. Данный метод используется для получения как качественных, так и количественных данных, в зависимости от чего применяется как при изучении единичных случаев или маленьких выборок, так и при исследовании большого количества испытуемых. Кроме того, беседа принимает разные формы в зависимости от того, как, кто и когда задает вопросы, как получает на них ответы и какие именно вопросы задаются.
ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы
В психологии метод беседы используется с двумя основными целями.
Первая цель
Во-первых, метод беседы используется для сбора данных об интересующих психологов явлениях. С этой целью метод беседы широко применяется, прежде всего, в тех случаях, когда психологов интересуют сведения о каких-то явлениях сознательного опыта человека, которые, как известно, недоступны прямому внешнему наблюдению, например, сведения о его образах, мыслях, чувствах, желаниях, воспоминаниях, установках, убеждениях, ценностях, представлениях о себе и др. Кроме того, психологи также прибегают к этому методу и тогда, когда им требуется получить от человека или окружающих его других людей данные о его поведении. Хотя эти данные в принципе доступны внешнему наблюдению, часто бывает так, что их невозможно наблюдать по ряду уже совсем других причин. Например, при изучении истории жизни человека психологов нередко интересуют отдельные его поступки в прошлом. Очевидно, что поступки человека, совершенные в прошлом, непосредственно наблюдать нельзя, но о них можно узнать, проведя беседу либо с ним самим, либо с какими-то другими очевидцами этих его поступков.
Метод беседы как способ сбора данных широко используется в профессиональной деятельности психолога, главным образом в таких основных областях, как исследование, диагностика и практика психологического консультирования и психотерапии.
При проведении исследования собираемые с помощью метода беседы данные служат психологу основанием для проверки или выдвижения гипотез и теорий, объясняющих определенные явления. Хорошо известно, что многие фундаментальные теории личности, например, 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и других, которые были разработаны в рамках различных направлений психотерапии, во многом опирались на данные, собранные в процессе психотерапевтических бесед. Точно так же данные бесед с детьми успешно использовались Ж. Пиаже для создания его знаменитой теории интеллекта.
К методу беседы психологи также активно прибегают в тех случаях, когда им необходимо провести диагностическое обследование. В этой связи метод беседы особенно популярен в патопсихологии и нейропсихологии, где от психолога, работающего в клинике, очень часто требуется дать психологическое заключение, например, о различного рода психологических нарушениях или о поражении определенных участков головного мозга пациентов. Нередко это заключение делается на основе результатов исследования, тогда метод беседы может одновременно использоваться и для исследования, и для диагностики.
В практике психологического консультирования и психотерапии беседа является едва ли не самым распространенным способом сбора данных о различных аспектах жизни клиентов: проблемах, психологических особенностях, взаимоотношениях, испытываемых переживаниях, совершенных поступках и др.
Вторая цель
Во-вторых, метод беседы используется в психологии для оказания воздействия на человека. Он включает в себя набор различных приемов, предназначенных для осуществления определенных изменений в личности, сознании и поведении человека. С этой целью данный метод применяется, прежде всего, в практической психологии, особенно в психологическом консультировании и психотерапии. Психологи- консультанты или психотерапевты в процессе бесед со своими клиентами часто стремятся, например, изменить их отношение к себе, помочь осознать причины беспокоящих их проблем, побудить к выполнению каких-то действий, направленных на устранение этих причин, и др. При этом метод беседы как способ воздействия может применяться психологами на основе данных, предварительно собранных также с помощью метода беседы.
ГЛАВА 2 Специфика беседы
Специфика беседы как психологического инструмента
Раскрывая специфику беседы как психологического инструмента, многие авторы указывают, что интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы, касающейся опыта респондента. Особенностью интервью является также специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: психолог выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник – ребенок или взрослый – в роли отвечающего.
В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу и т. п.
Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее и глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.
В то же время наличие непосредственного контакта при проведении беседы значительно усложняет ситуацию опроса для самого исследователя, поскольку предъявляет существенно более высокие требования к его профессиональной квалификации, чем, например, заочное анкетирование.
Источник
Метод беседы
В психологии существует большое количество методов, с помощью которых специалист помогает пациенту справиться с психологическими проблемами. Одним из таких методов является беседа. В этой статье вы узнаете, почему этот метод так называется, и какие виды беседы существуют.
Метод беседы в психологии
Посредством использования беседы в психологии специалист может выявить психологические особенности пациента. С помощью такого метода можно узнать важную информацию о прошлом и настоящем, понять, почему совершались те или иные поступки. Главной особенностью этого метода является умение правильно поставить вопрос, дав уверенность в том, что ответам можно полностью доверять.
Требования к ведению беседы
Подобное исследование не должно выглядеть как допрос, потому основной задачей специалиста является ведение непринужденного разговора. Для этого необходимо придерживаться определенных этапов и требований:
- следует заранее продумать план и структуру беседы;
- перед началом разговора специалист должен установить контакт с пациентом;
- рекомендуется использовать вопросы, которые помогут найти ответ, но избегать подсказок;
- вопросы должны быть неожиданными, при этом проводится изучение поведения человека;
- вести записи следует исключительно после общения, чтобы у собеседника не возникало дурных мыслей.
Во время проведения опроса важно наблюдать за реакциями человека и его обмолвками.
Виды бесед
Подобный способ исследования может несколько отличаться по характеру и форме, поэтому существует клиническая беседа, а также интервью. Для второго вида беседы характерным является прямой контакт с пациентом. По форме интервью бывает:
- свободное — не предполагающее детальных вопросов;
- беседа, которую желают стандартизировать, предполагает четкий план с определенной стратегией и варианты возможных ответов;
- частично стандартизированное проводится со стойкой стратегией, однако, тактика выбирается более свободная.
Отличием клинической беседы является то, что она помогает индивиду разобраться в самом себе и понять собственное поведение.
Плюсы и минусы метода беседы
Методика беседы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:
- когда проводится беседа, с ее помощью можно узнать много информации о человеке;
- беседа дает хороший результат, так как с ее помощью легко отличить, где правда, а где ложь;
- организоваться такой метод может за считанные минуты и не требует дополнительного оборудования;
- целью беседы является большое количество правдивой информации, которую можно получить благодаря доброжелательности;
- пациенту гарантируется конфиденциальность, так как подобный метод воздействия на психику проводится строго наедине со специалистом;
- индивидуальная психологическая беседа помогает получить пациенту хорошую разрядку.
Тем не менее подобное исследование имеет недостатки:
- организацией беседы должен заниматься высококвалифицированный специалист;
- анализ психологического состояния с помощью беседы занимает очень много времени;
- неумение выстроить вербальное общение со стороны специалиста может частично привести к неудовлетворительному результату, к примеру, превратив беседу в допрос.
В любом случае поддержание психологической беседы полностью лежит на плечах специалиста и зависит от его профессионализма. Относиться к данному методу можно по-разному, однако, не стоит забывать, что он считается одним из самых результативных в области психологии.
Чтобы не допустить развития психологических проблем разного рода, следует вовремя избавляться от негатива. В этом поможет курс Викиум «Детоксикация мозга«.
Источник