Тренинг для подростков «Конфликт. Решение конфликтов»
Классы: 7 , 8 , 9
Ключевые слова: тренинг , подростки
Цели:
- создание благоприятных условий для работы в группе;
- знакомство с понятием «конфликт»;
- научить подростков эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими, снизить уровень конфликтности и враждебных реакций;
- показать и научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций;
- мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия:
• Упражнение «Подари улыбку другу».Приветствие.
2. Основное содержание, работа по теме:
Вводная беседа: «Что такое конфликт?»
Ребята, как вы понимаете, что означает понятие «конфликт?» (Варианты ответов детей).
— «Конфликт — это противостояние сторон, точек зрения». В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т. д.
Ребята, вспомните конфликтные ситуации, в которых вы участвовали или которые вы наблюдали, чем заканчивались эти противостояния?
Упражнение «Воссоздание конфликтной ситуации в условиях группы»
По желанию выходят два добровольца. Ведущий дает им вводную ситуацию: два одноклассника повздорили из-за того, что один из них воспользовался мобильным телефоном другого с его разрешения, но «проговорил» много денег и не хочет оплачивать свои переговоры. Первый стоит на том, что он это сделал с разрешения другого, и они не устанавливали время разговоров. Второй требует оплаты. Ни одна сторона не идет на примирение, причем на свою сторону пытается перетянуть одноклассников. Двое оппонентов пытаются доказать свою правоту и просят помощи у других участников группы. Ребята, поддерживают ту или иную сторону. В конце концов, в «конфликт» вовлекается вся группа. Спустя некоторое время ведущий останавливает ребят и переходит к обсуждению.
Беседа «Виды конфликтов и способы их разрешения»
«В ходе предшествовавшей игры вы наглядно продемонстрировали, каким образом разворачивается конфликт. В противоборство была вовлечена вся группа. Хорошо, что это была игра, и члены группы не рассорились. Но в жизни бывает совсем по-другому. Из-за того что два человека не смогли разрешить свой спор, весь класс мог разбиться на два враждующих лагеря. Этот конфликт был деструктивным. Действительно, конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах воз-никают новые связи, взаимодействия, в деструктивных — напротив, отношения разрушаются.
Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.
Давайте поговорим о способах разрешения конфликта, а вы, по ходу обсуждения можете иллюстрировать их примерами из своей жизни:
— Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.
— Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.
— Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои ин-тересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.
— Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.
— Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.
Упражнение «Эффективное взаимодействие»
Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями, телефон и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.
— «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?».
Важно заметить, что отказывать корректно надо тоже уметь. Некоторые люди осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятные ситуации.
В силовом решении, борьбе – конфликт может привести к разрыву отношений. У людей, являющихся непосредственными участниками конфликта, и тех, кто за ним наблюдает и вовлекается в него, возникает масса негативных чувств: злоба, ненависть, гнев, физическое насилие, унижение. В этой борьбе люди часто не рассчитывают свои силы, переходят дозволенные границы. Никогда не следует унижать соперника!
И так, в случаях урегулирования разногласий стороны должны приходить к общему решению через договор, нахождение общего решения, в этом способе разрешения конфликтов дружеские отношения сохраняются и переходят на более качественный уровень, люди уважают друг друга.
Как избежать конфликтов: правила и рекомендации:
1. Сдерживайте эмоции- научитесь не вовлекать в свое решение ЭГО и эмоции.
2. Не накручивайте себя. Часто люди сами в своей голове выстраивают цепочку несуществующих событий, сами их развивают, да так начинают верить в это, что потом возникает множество проблем.
3. Выбирайте правильное время. Часто конфликты возникают в те моменты, когда один из собеседников не готов к разговору. Если вы видите, что ваш собеседник не в духе, что у него сегодня не задался день, то не лезьте под горячую руку со своими вопросами, рекомендациями или советами.
4. Ищите причину, а не следствие. Мы все привыкли бороться со следствиями конфликта, но никак не хотим анализировать, что ж стало причиной такого поведения человека.
5. Живете в моменте сейчас. Еще одна ошибка, которая приводит в серьезным конфликтам – это прошлые воспоминания. Не надо упрекать человека в том, что уже прошло. Старайтесь жить в моменте сейчас. Прошлое уже было, и его не изменить, поэтому, сильно и расстраиваться не стоит по поводу него, а будущее мы не знаем, поэтому, волнение относительно него тоже откиньте. Есть только здесь и сейчас – запомните.
6. Не накапливайте проблемы. Есть отличная поговорка: «Проблемы нужно решать по мере их поступления». И это истинная правда. Не нужно копить обиды, переживания, какие-то спорные моменты. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему знаменателю.
7. Не затаивайте обиды. Данное правило тесно связано с предыдущим. Не нужно затаивать в себе обиды, вынашивать коварный план мести, тайно что-то себе надумывать и навязывать. Если хотите жить без конфликтов, то стоит научиться спокойно, без лишних эмоций обговаривать все спорные моменты.
8. Не оскорбляйте. Не опускайтесь до самого низкого – оскорбления. Ученые доказали, что если во время ссоры человек переходит на личное, начинает оскорблять собеседника, то это показатель его слабости, его неправоты, его неумения доказать свою точку зрения.
9. Следите за тоном. Иногда не столько слова, а тон с которым они сказаны могут сильно обидеть вашего собеседника. Поэтому, всегда следите за тем, как произносите ту или иную фразу.
10. Не устраивайте истерик. Уже не раз говорилось о том, что истерика является сильным способом манипуляции другим человеком. Да, она способна утихомирить конфликт на какое-то время, но проблема то останется, ситуация так и будет не решенная.
А знаете, кто реже всех попадает в конфликтные ситуации? Люди, которые:
- не сплетничают;
- придерживаются нейтральной позиции в суждениях;
- тщательно выбирают не только друзей, но и просто собеседников;
- выглядят уверенными в своих силах;
- не суют свой нос, куда не надо;
- имеют слишком мало свободного времени, чтобы искать приключений на свою голову.
Просмотр видеоролика «Встреча на мостике».
3. Релаксация:
Упражнение «Тихое озеро».
— Займите удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза.
«Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь, медленно откройте глаза».
4. Рефлексия.
Подведем итоги
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?
5. Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Занятие окончено.
Источник
Конфликты и способы их решения.
классный час (8 класс) по теме
Формирование навыков эффективного общения и ориентация в сложных жизненных ситуациях имеют большое значение в развитии личности подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_i_sposoby_ikh_resheniya.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия : «Конфликты и способы их решения»
Цель: формировать конфликтную компетентность воспитанников.
- Ознакомить воспитанников с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;
- Учить избегать конфликтных ситуаций и своевременно решать, не допуская перерастания их в конфликт;
- Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
- Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;
- Формировать социально одобряемые формы поведения;
Используем Оборудование : ПК, интерактивная доска, монитор; лист ватмана, на котором нарисована земля (болото) и небо, листочки в форме птичек и крокодилов, скотч;
цветные карточки, фломастеры.
Содержание образовательного мероприятия
Цель: поприветствовать друг друга
— Вот и наступил новый день, давайте поздороваемся друг с другом. Делать это будем необычным образом. Я буду называть способ приветствия, а вы должны поздороваться этим способом как можно с большим количеством человек.
— встреча близкого друга или подруги.
— встреча деловых людей.
Используется метод «Приветствие».
Здороваются друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом. Как подать руку? Как близко подойти? Какое выражение лица будет при этом?
Воспитанники ходят по классу молча, ни с кем не разговаривая – это повышает концентрацию внимания и придает действию прелесть новизны.
Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами — это способствуют возникновению позитивной внутренней установки.
Преимущество игры: способствует созданию у участников ощущения принадлежности к группе.
2. Мотивационный блок. Целеполагание.
Цель: Мотивировать подростков, выяснить ожидания и опасения.
Подростками объясняется то, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Представьте, что ожидания — это птички, а опасения- крокодилы. Напишите на листочках ожидания и опасения, приклейте на лист ватмана, где изображено болото и небо.
Все воспитанники пишут на листках ожидания и опасения, затем наклеивают. Один подросток читает за крокодилов, а другой за птичек.
Воспитатель комментирует высказывания, т.к. некоторые ожидания могут не оправдаться.
Конфликты. Каковы их последствия? Считаете ли вы, что этот вопрос актуален для нашей группы?
Актуализация знаний воспитанников .
— Тема нашего занятия — конфликты.
Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?
— Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?
Могут ли люди обходиться без конфликтов?
(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п.)
(Поиски истины, открытия, самоутверждения).
— В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновения, серьезное разногласие, спор». Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Первая группа ребят объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»?
Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация».
Третья группа определяет значение выражения «инцидент».
Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс».
Воспитанники дают короткие ответы на вопросы.
Высказывания не оцениваются и не обсуждаются.
Сообщение новой информации.
Цель: Концентрация внимания учащихся, структурирование информации.
1. Воспитатель в ходе беседы записывает основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на доску, к концу беседы получится конспект.
Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтологии. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу.
Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (воспитатель читает описание поведения).
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.
Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
1. Воспитанники визуально следят за ходом беседы.
Восстанавливают логические цепочки стрелочками, указывают правильное расположение позиций.
Ответ учащегося: приспособление.
Ответ учащегося: избегание.
Ответ учащегося: сотрудничество.
Ответ учащегося: соперничество.
— Конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтных сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
(По ходу рассказа появляется модель конфликта ).
— Прошу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека?
Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая?
В этом случае вероятность разрешения конфликта – 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться «отлавливать» конфликты еще до их начала! Здесь уместно вспомнить слова польского сатирика Станислава Ежи Леца, которые стали эпиграфом нашего урока: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь!».
Ответ : на этапе разрешения конфликта.
Ответ: в фазе возникновения разногласий.
Практический блок.
Игровая пауза.
Цель: поднять настроение, активно подвигаться.
Воспитатель произносит команду «Ухо к уху».
Подростки двигаются в разных направлениях, хаотично.
Воспитанники объединяются по парам (с тем, кто ближе стоит), прислоняются ухом к уху партнера и продолжают движение.
Воспитель произносит команду «Спасибо!»
Повторяет игру несколько раз, меняя команды, например «Нога к ноге», «Спина к спине».
Учащиеся объединяются вновь парами, выполняя команды.
Формирование и развитие навыка.
Цель: анализ и поиск решения проблемы, конструктивное взаимодействие, обработка
эффективных средств общения.
а) Ролевая игра «Контакты и конфликты».
Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?
Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра — оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.
Воспитанники разыгрывают заранее подготовленные ситуации.
Проводит разбор ситуаций по вопросам:
-Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
-Есть ли из нее выход?
— При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?
б) Результативность стратегий.
— Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
— Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь:
- Эта стратегия используется, если цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.
- Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
- Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.
Вывод: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна из сторон оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
в) Групповая дискуссия.
В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему?
Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?
А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их еще можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти?
г) Формирование убеждений
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
Воспитатель начинает фразу:
- Самое главное, чтобы обе стороны желали…
- Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, …
- В прощение ваше освобождение от того негатива, …
- Дайте возможность партнеру высказаться, …
- Предоставьте собеседнику психологическую паузу…
- Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас…
- Не спешите реагировать на чужое…
- Идите на все возможные…
- Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный…
- Уступайте в мелочах, чтобы добиться
- Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить
- Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их…
- Помните, что безвыходных ситуаций…
д) Пути выхода из конфликтов
Обозначьте пути решения конфликтов.
Обсуждают и принимают общие решения.
Воспитанники по описанию результативности определяют стратегию.
Источник