Бернского опросника способы преодоления критических ситуаций
Billings, R. Moos предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: оценка ситуации, вмешательство в ситуацию и избегание.
Более развернутую классификацию предложил H. Weber : 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию. Данная классификация не предел. Так C. Carver, M. Scheier выделяют 14 модусов психологического преодоления, а H. Thomae, анализируя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления.
Опубликован Бернский вопросник “способы преодоления критических ситуаций” в котором перечислено тридцать следующих стратегий: отвлечение (П1), альтруизм (П2), активное избегание (П3), компенсация (П4), конструктивная деятельность (П5), концентрированное расслабление (П6), самоизоляция (П7), солидарность (П8), поиск выхода из сложившейся ситуации (П9), обращение за поддержкой (П10), переключение (К1), восприятие ситуации в черном цвете (К2), принятие, стоицизм (К3), игнорирование деятельности (К4), сохранение самообладания (К5), юмор, ирония (К6) анализ проблемы (К7), относительность (К8), религиозность (К9), мыслительная жвачка (К10), осмысление (К11), повышение самооценки (К12), возмущение, жалость к себе (Э1), эмоциональная разрядка (Э2), изоляция, подавление (Э3), оптимизм (Э4), пассивное сотрудничество (Э5), безропотное смирение, фатализм (Э6), самообвинение (Э7), поиск виновных, ярость (Э8).
Всего опросник предлагает оценить поведение по 30 возможным вариантам, способам преодоления критических ситуаций. Обозначенные формы преодоления кризиса связаны с одним из трех уровней: с поведением (П), с когнитивными схемами (К) и с эмоциями (Э).
Классификация видов психологического преодоления, как справедливо отмечает С.К. Нартова-Бочавер, дело будущего. Она предлагает следующие возможные основания для классификации:
Источник
Бернского опросника способы преодоления критических ситуаций
6 Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» – методика Э. Хайма (Heim, 1988) адаптирован в НИПНИ им. В. М. Бехтерева (1998, 2005) и позволяет оценивать 25 способов преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-стратегий (поведенческой, когнитивной и эмоциональной), а также выявлять адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные варианты.
7 Опросник процесса стресса и копинга (The Stress and Coping Prosess Questionnaire (SCPQ) – Perrez, Reihertts, 1987; 1992). Стратегии совладающего поведения исследуются применительно к гипотетическим стрессовым ситуациям, включающим когнитивные оценки, эмоции, атрибуции.
8 Опросник «Модели преодолевающего поведения» («Strateg ic Approach to Coping Scale-SACS, Hobfoll et al., 1994, адаптация Водопьяновой, Старченковой, 2001). Опросник выявляет поведенческие модели преодоления в соответствии с многоосевой моделью преодолевающего поведения, предложенной С. Е. Хобфоллом.
9 Опросник ресурсов совладания со стрессом — Coping Resources Inventory for Stress (CRIS) – K. B. Matheny, W. L. Curlett, J. L. Pugh, D. W. Aycock, H. F. Taylor, 1988. Тест, созданный в рамках трансакционального подхода к изучению стресса, позволяет оценивать индивидуальные ресурсы совладания, он адаптирован А. В. Махначом и Ю. В. Постыляковой и соответствует необходимым психометрическим требованиям (Постылякова, 2005).
Оценка процесса совладания и измерение результата преодолевающего поведения – один из самых спорных аспектов психологии совладающего поведения. Данной проблеме посвящено несколько серьезных сообщений российских исследователей (Бодров, 2006; Крюкова, 2007). Помимо традиционных для опросников и тестов ограничений и недостатков (в числе которых возможная социальная желательность ответов и недостаточная надежность полученных результатов, потенциально обременительная продолжительность психодиагностического обследования, трудность интерпретации базисных ответов), нарекания вызывают и свойственные именно для диагностики стратегий совладающего поведения затруднения. Среди них: возможность вариативности ответов о способах совладания, использованных в воспроизводимом периоде (неточность припоминания), ретроспективность сообщения об использованных способах совладающего поведения. Кроме того, репертуар стратегий совладающего поведения, используемый автором опросника, может оказаться гораздо ýже возможного репертуара стратегий совладающего поведения, используемого обследуемым в реальной ситуации.
Опросники, как правило, не учитывают последовательности используемых стратегий совладания, хотя не вызывает сомнений факт того, что изменение последовательности используемых копинг-стратегий может существенно влиять на результат, на эффективность совладающего поведения.
Чтобы выявить специфику совладающего поведения в определенной выборке, нужно, чтобы выборка была обязательно подобрана по соответствующим требованиям, а параметры совладающего поведения измерялись методикой, адекватной поставленной задаче. Например, попытка ответить на вопрос в определенной профессиональной группе: «Какими из предложенных способов вы обычно преодолеваете синдром выгорания?», представители которой не знают, что такое синдром выгорания, не представляют, есть или нет у них проявления этого синдрома, или расценивают этот синдром как стигматизируещее или дискриминирующее их клеймо, может привести к парадоксальным результатам оценки совладающего поведения.
Проводя диагностику совладающего поведения, не следует забывать и мнение создателя теории стресса и копинга Р. Лазаруса о том, что стресс и совладание являются двумя сторонами одной монеты, а стресс является особой связью между личностью и средой. Эти зависимые друг от друга переменные взаимно влияют друг на друга, способствуя либо сохранению здоровья, либо развитию дисфункциональных расстройств. Поэтому вряд ли можно считать адекватными полученные результаты исследования стратегий совладающего поведения в отрыве их от контекста связи стрессовой ситуации, стратегий и ресурсов совладания, личностно-средового взаимодействия.
Оценка ретроспективного сообщения опрашиваемого о способах совладания в напряженной ситуации, произошедшей за последний месяц или тремя-шестью месяцами ранее, вызывает достаточно обоснованную критику и приводит к созданию опросников по изучению стратегии совладания с жизненной проблемой в режиме реального времени (накануне или в этот же день), что позволяет сократить период воспроизведения. Интересные результаты были получены А. Стон с соавт. при сравнении ответов одних и тех же испытуемых об использованных стратегиях совладания при их оценке в режиме реального времени и при ретроспективной оценке. Приблизительно 30 % участников сообщили при ретроспективной оценке о тех способах совладания, которые они не отмечали у себя в режиме реального времени. Примерно столько же обследуемых не смогли дать информацию при ретроспективном сообщении об определенных способах совладания, которые они называли при оценке совладания в режиме реального времени. Обследуемые сообщали разную информацию об используемых ими стратегиях совладания с одной и той же проблемой, когда отвечали на утверждения опросника в режиме реального времени либо ретроспективно. Авторы пришли к заключению, что оценки совладающего поведения в режиме реального времени являются более конкретными, буквальными и менее осмысленными. В то же время ретроспективные оценки совладающего поведения, хотя и имели более высокую прогностическую значимость, были более подвержены искажению из-за попыток обследованных создать последовательную версию их совладающего поведения (Stone et al., 1998).
Источник
Гончарова Светлана Сергеевна
Методы и методики_____________________________
ОПРОСНИК «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ» – МЕТОД ДИАГНОТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Гончарова Светлана Сергеевна
преподаватель кафедры прикладной
психологии БГПУ им,М.Танка
Разработана версия Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» для раннего юношеского возраста (14-17 лет). Версия названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Опросник СПНС включает 25 утверждений и 5 шкал: поиск поддержки, поддержание самооценки, анализ проблемы, самообвинение и поиск виновных. Описаны приемы валидизации опросника, приведены психометрические характеристики, осуществлена стандартизация его показателей. Опросник адресован психологам-исследователям, практикам и служит для диагностики способов и стратегий преодоления юношами и девушками негативных событий жизненного пути.
Ключевые слова: психологическое преодоление, опросник, валидность, надежность, стандартизация.
Девяностые годы ХХ столетия характеризовались тем, что в психодиагностике усилилось изучение роли ситуаций в поведении индивидуума. Это относилось как к анализу поведения человека в повседневных негативных ситуациях, так и кризисных (природные бедствия, войны, теракты). В это время все большее значение придается разработке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования человека на сложную ситуацию.
В зарубежных эмпирических исследованиях авторы обычно разрабатывают свои собственные методы диагностики психологического преодоления, по форме представляющие собой, как правило, многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки. К наиболее известным относятся: «Индикатор стратегий преодоления стресса» (разработан J.H.Amirkhan),«Опросник способов психологического преодоления — The Ways of Coping Questionnaire» (R.Lazarus и S.Folkman),«Копинговый перечень для стрессовых ситуаций» (N.S. Endler, J.D.A.Parker), «Шкала совладания – COPE Scale» (C.S.Carver). Для изучения особенностей совладания у детей, подростков и юношества используют: «Перечень жизненных событий и копинга – LECI» (J.E.Dise – Lewis) и «Перечень копинговых ориентаций подростков при переживании проблем – A-COPE (J.M.Patterson, H.I.McCubbin).
В отечественных исследованиях не существует стандартизированных методов изучения стратегий психологического преодоления, в основном это переводные шкалы и опросники, адаптированные на отечественных выборках (Т.Л.Крюкова, Н.А.Сирота, В.М Ялтонский). Одним из самых популярных и широко используемых считается «Индикатор копинг-стратегий», разработанный А.Амирханом (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты), который позволяет выявить три стратегии преодоления: решения проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Для изучения совладающего поведения в младшем школьном возрасте и у подростков применяют «Опросник копинг-стратегий школьного возраста», созданный американским исследователем П.Джонсом для подростков (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты). Опросник содержит перечень из 26 способов преодоления (копинг-стратегий), которые используют дети, когда в их жизни происходят неприятные события.
На момент проведения исследований по изучению совладающего поведения в раннем юношеском возрасте в литературных источниках мы не встретили ссылок на методики, которые позволили бы нам изучить способы психологического преодоления на исследуемой выборке. Поэтому перед нами встала задача создания или разработки версии уже существующей методики. За основу нами был взят Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» (А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен), работа велась с уже переводным вариантом[4].
Целью нашей работы было создание версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) для раннего юношеского возраста. Логика представленных материалов в данной статье следующая: охарактеризовать Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций»; описать отличия версии (опросника СПНС) от оригинала (Бернского опросника); представить психометрические характеристики опросника СПНС; предложить опросник для пользователя.
Описание Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций». Бернский опросник разработан в клинической психологии в рамках проблемно-ориентированной психотерапии[4]. Применяется как диагностический инструмент консультативной беседы «Критический инцидент», которая имеет шесть структурированных этапов. На третьем этапе беседы, задачи которого: изучение механизмов преодоления кризиса (обычно применяемых; применяемых в кризисных ситуациях; связанных с ресурсами, которыми располагает клиент, адекватных и неадекватных), психолог-консультант может применить опросник «Способы преодоления критических ситуаций». Цель использования опросника – изучение способов преодоления и выявление копинг-ресурсов (личностных и средовых) клиента, находящегося в кризисной ситуации. Общая же цель «Кризисного инцидента» авторами формулируется как «поддержание процессов копинга и преодоления кризиса, поощрение попыток клиента использовать с этой целью адекватные средства и стимулируя использование новых, обещающих успех форм преодоления» [4, с.231].
В основе методов, в том числе и психодиагностических, используемых в ходе кризисного вмешательства, лежат теории кризиса и стресса, когнитивные теории и теории преодоления трудных жизненных ситуаций (А.Бек, К.Дернер), интраиндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение рассматривается как динамическое явление, соединяющее когнитивную, аффективную и поведенческую сферы (Р.Лазарус, Н.Эндлер). Бернский опросник состоит из 30 утверждений, 5-ти бальной шкалы: «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно», анализ результатов строиться исходя из трех сфер, в которых разворачивается психологическое преодоление: поведенческая, когнитивная и эмоциональная сферы[4,c.262]. Информация по опроснику, который предлагается для решения диагностических задач должна, как минимум включать: детальное описание измерительного инструмента; сведения о процедуре проведения и обработки полученных результатов; описание норм; данные о надежности и валидности [5,с.150]. Переводной вариант Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» представленный и книге «Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход»не отвечает некоторым из перечисленных требований: отсутствует инструкция, процедура расчета суммарных баллов, тестовые нормы. Опубликованный вариант опросника «Способы преодоления критических ситуаций» не защищен от ошибок и произвольного вмешательства в текст при переводе с немецкого языка.
В процессе работы нами был найден еще один русскоязычный вариант Бернского опросника, который апробирован на различных группах больных с получением нормативных данных на здоровой популяции в отделении неврозов и психотерапии института им.В.М.Бехтерева Санкт-Петербурга – опросник Е.Heim (1988)[9]. Опросник состоит из трех шкал, содержащих 26 утверждений, которые определяют способы преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-поведения (поведенческой, когнитивной и эмоциональной). Из данной версии исключенными оказались следующие пункты Бернского опросника – из поведенческой шкалы «концентрированное расслабление», «поиск выхода из сложившейся ситуации/ поиск информации и обращение к специалистам», из шкалы когнитивной – «переключение внимания» и «юмор и ирония».
Разработанная нами версия Бернского опросника была названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) (Приложение 1). Полученный опросник СПНС состоит из 25 утверждений, объединенных в 5 шкал; имеет пятипозиционную шкалу, нормативные показатели в «сырых» баллах и стэнах. Сравнительная характеристика Бернского опросника и его вариантов представлена в таблице.1.
Сравнительная характеристика Бернского опросника и
его вариантов (опросника СПНС и опросника Е.Heim)
Параметры | Бернский опросник | О Опросник Е. Heim | Опросник СПНС |
Название | |||
Цель | Выявляет способы преодоления критических ситуаций | Выявляет способы преодоления трудных ситуаций | Выявляет способы преодоления негативных ситуаций |
Количество шкал, их название | поведенческая интеллектуальная эмоциональная | поведенческая интеллектуальная эмоциональная | поиск поддержки повышение самооценки самообвинение анализ проблемы поиск виновных |
Количество пунктов | 25 25 | ||
Шкала оценки | Пятипозиционная «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно» | Дихотомическая «да», «нет» | Пятипозиционная «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто» |
Предназначен | Взрослые | Взрослые | Раннее юношество |
Наличие норм | В переводном варианте отсутствуют | Выявлены на здоровой популяции и различных группах больных | Для возраста 14 -17 лет |
Использование | Индивидуальная работа, клиническая практика | Индивидуальная работа, клиническая практика, групповые обследования | Индивидуальная работа, групповые обследования |
Процесс разработки версии Бернского опросника – опросника СПНС был многоэтапным и сводился к следующему:
1 Этап — этап содержательной валидизации опросника СПНС выполнялся 9-тью специалистами-психологами: психологи Национального института образования, школьные психологи г.Минска и г.Барановичи, опыт работы которых более 7 лет.
2 Этап – пилотажное исследование. На этом этапе был сделан анализ утверждений по результатам, полученным в ходе экспертной оценки и пилотажного исследования. Цель этапа — отбор заданий для окончательной версии опросника СПНС.
3 Этап — психометрическая адаптация опросника «Способы преодоления негативных ситуаций», которая включала в себя проверку надежности, валидности, достоверности (анализ пунктов на социальную желательность ответов).
4 этап – стандартизация опросника и характеристика шкал. Получены нормативные показатели по пяти выделенным шкалам опросника СПНС (в «сырых» баллах) и проведена его стандартизация (осуществлен перевод «сырых» баллов с стэны). Объем выборки стандартизации — 307 человек. Дана содержательная характеристика шкал опросника.
5 этап – издание статьи и руководства по применению опросника СПНС.
Охарактеризуем более подробно процесс разработки версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника СПНС.
Первоначально опросник СПНС имел ту же структуру и количество пунктов, что и Бернский опросник. Однако, в процессе валидизации были выделены 5 шкал (поиск поддержки, поддержание самооценки, самообвинение, анализ проблемы и поиск виновных), которые не соответствовали структуре Бернского опросника (поведенческая, когнитивная и эмоциональная шкалы). Бланк опросника СПНС, который был получен после проведения психометрической адаптации, представлен в Приложении 1.
В связи с ограничением объема статьи мы не будем касаться промежуточных этапов разработки опросника СПНС, которые будут освещены в руководстве по созданию и применению опросника.
Содержательная валидизация опросника СПНС. Утверждения Бернского опросника были переформулированы группой экспертов с учетом следующих требований, во-первых: максимально сохранить психологический смысл утверждений оригинала. Во-вторых, ясности и простоты формулировок; отражения конкретных, а не общих аспектов изучаемой области; вероятности и возможности предлагаемых вариантов ответа. В-третьих, утверждения должны быть понятны респондентам – юношам и девушкам 14-17 лет.
После переформулирования экспертами 30 утверждений и проведения пилотажного исследования (выборка 60 человек) осуществлен анализ пунктов опросника. Утверждения, которые характеризуют такие аспекты психологического преодоления как «активное избегание», «компенсация» и «поиск выхода из ситуации» оказались нерабочими из-за установки на крайние ответы – отсутствовал разброс значений шкалы (у 80% испытуемых были отмечены ответы «очень часто» или «никогда»). Слабость этих пунктов можно объяснить недостаточной репрезентативностью обследуемой выборки. Эти утверждения были заново отредактированы группой экспертов, после чего проведено основное исследование с определением психометрических характеристик опросника СПНС. Определение психометрических характеристик осуществлялось по «лоскутному» плану, то есть не все респонденты участвовали в выявлении каждой психометрической характеристики. В общей сложности в обследовании приняло участие 347 юношей и девушек.
Проверка надежности опросника СПНС. Для проверки надежности опросника СПНС были применены: метод «расщепления», метод «тест-ретест», коэффициент надежности-согласованности (R), коэффициент Кронбаха (α- Кронбаха).
Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего об его однородности (гомогенности) использовался метод ««расщепления»: коэффициент корреляции между четными и нечетными пунктами опросника СПНС равен r=0,675, р
Источник