Способы преодоления негативных ситуаций
Данный опросник является адаптацией Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» (А. Блазер, Э. Хайм, X. Рингер, М. Томмен), выполненной С. С. Гончаровой.
Содержит 25 утверждений, которые оцениваются по 5-балльной шкале. В результате обработки получаются оценки выраженности пяти стратегий преодоления негативных ситуаций: поиск поддержки, повышение самооценки, самообвинение, анализ проблемы, поиск виновных.
Первичные оценки могут быть переведены в стены.
Опросник применяется для раннего юношеского возраста (14—17 лет).
Тест К. Томаса для диагностики способов поведения в конфликтах
В основе методики лежит двухмерная модель регулирования конфликтов, оси которой представляют собой два измерения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, которая сопровождает защиту собственных интересов. Методика адаптирована Гришиной Н.
Содержит 30 пар высказываний, из которых в каждой паре испытуемый должен выбрать одно, характеризующее его типичное поведение.
Выявляются 5 способов регулирования конфликта (стратегий поведения в конфликтах): соревнование, избегание, компромисс, приспособление и сотрудничество.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Методика разработана А. Казанцевым, В. Подлесных и Л. Серовой и представляет собой список из 35 пословиц и афоризмов. Обследуемый оценивает по 5-балльной шкале на сколько типично данное высказывание для его поведения в условиях конфликта.
Методика выявляет выраженность таких стратегий поведения в клнфликте как: «черепаха» (избегание), «акула» (конкуренция), «медвежонок» (приспособление), «лиса» (компромисс), «сова» (сотрудничество).
Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях
Методика направлена на выявление стратегий преодолевающего поведения, разрешения внутренних конфликтов в конфликтных ситуациях.
Методика представляет собой список 82 особенностей поведения людей в ситуациях конфликта. Испытуемый должен вспомнить в своей жизни ситуации, связанные с длительными или сильными конфликтами, а именно: утрата, угроза, новые возможности, и отметить в предлагаемом списке то, что было для него характерно.
В результате обработки диагностируются следующие 26 стратегий совладающего поведения: разрядка, рациональные действия, поиск помощи, настойчивость, отстранение, фатализм, выражение чувств, позитивное мышление, отвлечение, фантазия, отрицание, самообвинение, поэтапные действия, сравнение, успокоение, контроль эмоций, осторожность, приобретение силы, уход, самоизменение, преодоление вне реальности, сдерживание, юмор, нерешительность, оценка вины, вера.
& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. — М., 2005. — С.438-442.
Методика диагностики суицидального риска «Сигнал»
Коррекционно-диагностический комплекс разработан авторским коллективом в составе М. В. Зотова и В. М. Петруковича под руководством В. Н. Сысоева на кафедре психофизиологии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Методика основана на объективнос измерении психофизиологических реакций.
Суть методики заключается в регистрации времени реакции на дополнительный звуковой стимул при решении обследуемым задач по выявлению грамматических ошибок в предложениях с нейтральным и суицидальным содержанием. Методика выполнена в виде компьютерной программы, занимает от 7 до 10 минут, не предъявляет высоких требований к уровню образования и интеллектуального развития обследуемых. Методика позволяет отличить готовность к истинно суицидальному поведению от поведения демонстративно-шантажного и самоповреждающего.
Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». Руководство. — СПб., ГП «Иматон», 2003.
Опросник детского поведения Ш. Эйберг
Методика для скрининга детского поведения ECBI разработан Шейлой Эйберг и адаптирован В. Н. Колесниковым и В. Т. Мёрк.
Методика представляет собой опросник, основанный на родительской оценке и предназначен для диагностики поведенческих проблем у детей и подростков. Содержит 46 утверждений, в которых кратко описываются конкретные проявления проблем в поведении ребенка в соответствии с классификацией DSM-IV. оценивают Родители оценивают частоту проявления данной особенности и отмечают, является ли она для них проблемой. Таки образом, опросник соержит две шкалы: интенсивности и пролемности.
Выборка стандартизации составила более 1400 семей Республики Карелия.
Приведены статистические нормы.
Колесников В. Н., Мёрк В. Т. Стандартизация опросника детского поведения Ш. Эйберг. //Психологическая диагностика, 2008, № 1. — М, 2008. — Сс. 5–20.
Опросник «Риск аддиктивного поведения» в подростковом возрасте (на примере наркозависимости)
Методика разработана Б. И. Хасаном, Ю. А. Тюменевой, И. А. Кухаренко и М. В. Рычковой и предназначена для оценки эффективности профилактических программ и образовательной среды по уменьшению риска аддиктивного поведения на примере наркотической аддикции.
Опросник состоит из двух частей: первой, которая содержит описание 25 биполярных утверждений, — общей для всех респондентов и второй, которая насчитывает описание 16 ситуаций, — в двух вариантах (для мальчиков и для девочек). Обследуемые должны выбрать из предлагаемых вариантов ответов (в первой части — шесть; во второй — четыре) тот, который наиболее близок к личному опыту или к той или иной позиции.
Результаты обрабатываются по трем диагностическим шкалам: поведение в ситуациях риска; интерес к наркотикам; социальные установки.
Авторы выделяют четыре степени риска: нулевая — защищенные от аддиктивных проб; первая — не защищенные от аддиктивных проб; вторая — совершившие аддиктивную пробу или продолжающие эпизодическое употребление; третья — реализующие аддиктивное поведение.
Источник
Гончарова Светлана Сергеевна
Методы и методики_____________________________
ОПРОСНИК «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ» – МЕТОД ДИАГНОТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Гончарова Светлана Сергеевна
преподаватель кафедры прикладной
психологии БГПУ им,М.Танка
Разработана версия Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» для раннего юношеского возраста (14-17 лет). Версия названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Опросник СПНС включает 25 утверждений и 5 шкал: поиск поддержки, поддержание самооценки, анализ проблемы, самообвинение и поиск виновных. Описаны приемы валидизации опросника, приведены психометрические характеристики, осуществлена стандартизация его показателей. Опросник адресован психологам-исследователям, практикам и служит для диагностики способов и стратегий преодоления юношами и девушками негативных событий жизненного пути.
Ключевые слова: психологическое преодоление, опросник, валидность, надежность, стандартизация.
Девяностые годы ХХ столетия характеризовались тем, что в психодиагностике усилилось изучение роли ситуаций в поведении индивидуума. Это относилось как к анализу поведения человека в повседневных негативных ситуациях, так и кризисных (природные бедствия, войны, теракты). В это время все большее значение придается разработке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования человека на сложную ситуацию.
В зарубежных эмпирических исследованиях авторы обычно разрабатывают свои собственные методы диагностики психологического преодоления, по форме представляющие собой, как правило, многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки. К наиболее известным относятся: «Индикатор стратегий преодоления стресса» (разработан J.H.Amirkhan),«Опросник способов психологического преодоления — The Ways of Coping Questionnaire» (R.Lazarus и S.Folkman),«Копинговый перечень для стрессовых ситуаций» (N.S. Endler, J.D.A.Parker), «Шкала совладания – COPE Scale» (C.S.Carver). Для изучения особенностей совладания у детей, подростков и юношества используют: «Перечень жизненных событий и копинга – LECI» (J.E.Dise – Lewis) и «Перечень копинговых ориентаций подростков при переживании проблем – A-COPE (J.M.Patterson, H.I.McCubbin).
В отечественных исследованиях не существует стандартизированных методов изучения стратегий психологического преодоления, в основном это переводные шкалы и опросники, адаптированные на отечественных выборках (Т.Л.Крюкова, Н.А.Сирота, В.М Ялтонский). Одним из самых популярных и широко используемых считается «Индикатор копинг-стратегий», разработанный А.Амирханом (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты), который позволяет выявить три стратегии преодоления: решения проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Для изучения совладающего поведения в младшем школьном возрасте и у подростков применяют «Опросник копинг-стратегий школьного возраста», созданный американским исследователем П.Джонсом для подростков (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты). Опросник содержит перечень из 26 способов преодоления (копинг-стратегий), которые используют дети, когда в их жизни происходят неприятные события.
На момент проведения исследований по изучению совладающего поведения в раннем юношеском возрасте в литературных источниках мы не встретили ссылок на методики, которые позволили бы нам изучить способы психологического преодоления на исследуемой выборке. Поэтому перед нами встала задача создания или разработки версии уже существующей методики. За основу нами был взят Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» (А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен), работа велась с уже переводным вариантом[4].
Целью нашей работы было создание версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) для раннего юношеского возраста. Логика представленных материалов в данной статье следующая: охарактеризовать Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций»; описать отличия версии (опросника СПНС) от оригинала (Бернского опросника); представить психометрические характеристики опросника СПНС; предложить опросник для пользователя.
Описание Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций». Бернский опросник разработан в клинической психологии в рамках проблемно-ориентированной психотерапии[4]. Применяется как диагностический инструмент консультативной беседы «Критический инцидент», которая имеет шесть структурированных этапов. На третьем этапе беседы, задачи которого: изучение механизмов преодоления кризиса (обычно применяемых; применяемых в кризисных ситуациях; связанных с ресурсами, которыми располагает клиент, адекватных и неадекватных), психолог-консультант может применить опросник «Способы преодоления критических ситуаций». Цель использования опросника – изучение способов преодоления и выявление копинг-ресурсов (личностных и средовых) клиента, находящегося в кризисной ситуации. Общая же цель «Кризисного инцидента» авторами формулируется как «поддержание процессов копинга и преодоления кризиса, поощрение попыток клиента использовать с этой целью адекватные средства и стимулируя использование новых, обещающих успех форм преодоления» [4, с.231].
В основе методов, в том числе и психодиагностических, используемых в ходе кризисного вмешательства, лежат теории кризиса и стресса, когнитивные теории и теории преодоления трудных жизненных ситуаций (А.Бек, К.Дернер), интраиндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение рассматривается как динамическое явление, соединяющее когнитивную, аффективную и поведенческую сферы (Р.Лазарус, Н.Эндлер). Бернский опросник состоит из 30 утверждений, 5-ти бальной шкалы: «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно», анализ результатов строиться исходя из трех сфер, в которых разворачивается психологическое преодоление: поведенческая, когнитивная и эмоциональная сферы[4,c.262]. Информация по опроснику, который предлагается для решения диагностических задач должна, как минимум включать: детальное описание измерительного инструмента; сведения о процедуре проведения и обработки полученных результатов; описание норм; данные о надежности и валидности [5,с.150]. Переводной вариант Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» представленный и книге «Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход»не отвечает некоторым из перечисленных требований: отсутствует инструкция, процедура расчета суммарных баллов, тестовые нормы. Опубликованный вариант опросника «Способы преодоления критических ситуаций» не защищен от ошибок и произвольного вмешательства в текст при переводе с немецкого языка.
В процессе работы нами был найден еще один русскоязычный вариант Бернского опросника, который апробирован на различных группах больных с получением нормативных данных на здоровой популяции в отделении неврозов и психотерапии института им.В.М.Бехтерева Санкт-Петербурга – опросник Е.Heim (1988)[9]. Опросник состоит из трех шкал, содержащих 26 утверждений, которые определяют способы преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-поведения (поведенческой, когнитивной и эмоциональной). Из данной версии исключенными оказались следующие пункты Бернского опросника – из поведенческой шкалы «концентрированное расслабление», «поиск выхода из сложившейся ситуации/ поиск информации и обращение к специалистам», из шкалы когнитивной – «переключение внимания» и «юмор и ирония».
Разработанная нами версия Бернского опросника была названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) (Приложение 1). Полученный опросник СПНС состоит из 25 утверждений, объединенных в 5 шкал; имеет пятипозиционную шкалу, нормативные показатели в «сырых» баллах и стэнах. Сравнительная характеристика Бернского опросника и его вариантов представлена в таблице.1.
Сравнительная характеристика Бернского опросника и
его вариантов (опросника СПНС и опросника Е.Heim)
Параметры | Бернский опросник | О Опросник Е. Heim | Опросник СПНС |
Название | |||
Цель | Выявляет способы преодоления критических ситуаций | Выявляет способы преодоления трудных ситуаций | Выявляет способы преодоления негативных ситуаций |
Количество шкал, их название | поведенческая интеллектуальная эмоциональная | поведенческая интеллектуальная эмоциональная | поиск поддержки повышение самооценки самообвинение анализ проблемы поиск виновных |
Количество пунктов | 25 25 | ||
Шкала оценки | Пятипозиционная «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно» | Дихотомическая «да», «нет» | Пятипозиционная «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто» |
Предназначен | Взрослые | Взрослые | Раннее юношество |
Наличие норм | В переводном варианте отсутствуют | Выявлены на здоровой популяции и различных группах больных | Для возраста 14 -17 лет |
Использование | Индивидуальная работа, клиническая практика | Индивидуальная работа, клиническая практика, групповые обследования | Индивидуальная работа, групповые обследования |
Процесс разработки версии Бернского опросника – опросника СПНС был многоэтапным и сводился к следующему:
1 Этап — этап содержательной валидизации опросника СПНС выполнялся 9-тью специалистами-психологами: психологи Национального института образования, школьные психологи г.Минска и г.Барановичи, опыт работы которых более 7 лет.
2 Этап – пилотажное исследование. На этом этапе был сделан анализ утверждений по результатам, полученным в ходе экспертной оценки и пилотажного исследования. Цель этапа — отбор заданий для окончательной версии опросника СПНС.
3 Этап — психометрическая адаптация опросника «Способы преодоления негативных ситуаций», которая включала в себя проверку надежности, валидности, достоверности (анализ пунктов на социальную желательность ответов).
4 этап – стандартизация опросника и характеристика шкал. Получены нормативные показатели по пяти выделенным шкалам опросника СПНС (в «сырых» баллах) и проведена его стандартизация (осуществлен перевод «сырых» баллов с стэны). Объем выборки стандартизации — 307 человек. Дана содержательная характеристика шкал опросника.
5 этап – издание статьи и руководства по применению опросника СПНС.
Охарактеризуем более подробно процесс разработки версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника СПНС.
Первоначально опросник СПНС имел ту же структуру и количество пунктов, что и Бернский опросник. Однако, в процессе валидизации были выделены 5 шкал (поиск поддержки, поддержание самооценки, самообвинение, анализ проблемы и поиск виновных), которые не соответствовали структуре Бернского опросника (поведенческая, когнитивная и эмоциональная шкалы). Бланк опросника СПНС, который был получен после проведения психометрической адаптации, представлен в Приложении 1.
В связи с ограничением объема статьи мы не будем касаться промежуточных этапов разработки опросника СПНС, которые будут освещены в руководстве по созданию и применению опросника.
Содержательная валидизация опросника СПНС. Утверждения Бернского опросника были переформулированы группой экспертов с учетом следующих требований, во-первых: максимально сохранить психологический смысл утверждений оригинала. Во-вторых, ясности и простоты формулировок; отражения конкретных, а не общих аспектов изучаемой области; вероятности и возможности предлагаемых вариантов ответа. В-третьих, утверждения должны быть понятны респондентам – юношам и девушкам 14-17 лет.
После переформулирования экспертами 30 утверждений и проведения пилотажного исследования (выборка 60 человек) осуществлен анализ пунктов опросника. Утверждения, которые характеризуют такие аспекты психологического преодоления как «активное избегание», «компенсация» и «поиск выхода из ситуации» оказались нерабочими из-за установки на крайние ответы – отсутствовал разброс значений шкалы (у 80% испытуемых были отмечены ответы «очень часто» или «никогда»). Слабость этих пунктов можно объяснить недостаточной репрезентативностью обследуемой выборки. Эти утверждения были заново отредактированы группой экспертов, после чего проведено основное исследование с определением психометрических характеристик опросника СПНС. Определение психометрических характеристик осуществлялось по «лоскутному» плану, то есть не все респонденты участвовали в выявлении каждой психометрической характеристики. В общей сложности в обследовании приняло участие 347 юношей и девушек.
Проверка надежности опросника СПНС. Для проверки надежности опросника СПНС были применены: метод «расщепления», метод «тест-ретест», коэффициент надежности-согласованности (R), коэффициент Кронбаха (α- Кронбаха).
Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего об его однородности (гомогенности) использовался метод ««расщепления»: коэффициент корреляции между четными и нечетными пунктами опросника СПНС равен r=0,675, р
Источник