Бенчмаркинг как способ управления затратами

Возможности методов управления затратами и условия их применения

В управлении затратами предприятий могут найти применение различные методы, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. Каждый метод имеет как ограничивающие его применение недостатки, так и практические преимущества. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения.

Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия и их сущность представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сущность и условия применения метода

Условия применения метода

Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли Разделение затрат на переменные и постоянные В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные) Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно Наличие системы стандартов (норм и нормативов)

Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций Выделение видов деятельности и операций по ним

Расширение существующей системы бухгалтерского учета

Дополнительное обучение персонала

На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия

Организация постоянного контроля уровня затрат

Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке

Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение

Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции

Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем

Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат

Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых)

Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4

Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами Правильный выбор предприятия-эталона

Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения

Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии

Стремление руководства предприятия к снижению издержек

Определенным образом построенная система мотивации персонала

Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия

Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта

Рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами Соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка

Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием

Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим целям и особенностям применения. Каждый метод имеет недостатки, ограничивающие его применение, и преимущества, что и показано в табл. 2.

Читайте также:  Все способы нахождения ранга матрицы

Таблица 2. Преимущества и недостатки методов управления затратами

Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур

Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов

Снижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия

В сочетании с методом стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах

Позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции

Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных

Слабое внимание к постоянным затратам

Искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции

Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов

Отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные

Более точное определение финансового результата деятельности предприятия

Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат

Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него

Ретроспективность и условность в распределении накладных затрат

Установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода

Условный характер распределения накладных затрат

Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции

Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат

Минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство

Применение для периодически повторяемых затрат

Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы

Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат

Значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости

Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат

Требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление

Определение целевых затрат для новых продуктов

Контроль затрат еще на стадии разработки продукции

Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции

Технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня

Обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне Необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат

Простота, наглядность и оперативность метода

Разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно

Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата

При количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным

Основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют

Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий Неверный выбор предприятия-эталона снижает эффективность метода

Требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий

Позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде Жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала)

Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)

Получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами

Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом

Обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов

Отсутствие периодизации финансовых результатов

Неопределенность в учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер

Может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации

Позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам Требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и участия квалифицированных специалистов

Неотъемлемой частью рассмотренных методов стратегического и оперативного управления затратами является анализ затратообразующих факторов. Его, пожалуй, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного метода управления затратами, но таким анализом нельзя пренебрегать ни в стратегическом, ни в оперативном управлении затратами. Анализ затратообразующих факторов требует рассмотрения факторов формирования затрат в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Знание затратообразующих факторов и степени их влияния на величину затрат предприятия, а также зависимостей между факторами позволяет, воздействуя на факторы формирования затрат, в долгосрочном периоде оказывать управленческое воздействие на саму величину полных затрат предприятия.

Читайте также:  Способ подключения лазерных принтеров

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Равнение на конкурентов: что такое бенчмаркинг и где он применяется

Что такое бенчмаркинг

Бенчмаркинг (от англ. benchmark — критерий, ориентир) — набор методик, которые позволяют изучить опыт конкурентов и внедрить лучшие практики в своей компании. Как правило, этот инструмент используют, чтобы сравнить свой бизнес с лучшими компаниями на рынке, то есть с эталонами. В качестве критериев могут использоваться бизнес-процессы, бизнес-подходы, затраты на производство, качество продукта, удовлетворенность клиентов.

Такой анализ позволяет топ-менеджерам принять взвешенные решения при разработке стратегии компании — определить, на кого равняться на рынке (или установить, что компания сама является лидером), определить целевые показатели компании и модель развития.

Бенчмаркинг как инструмент анализа рынка стал использоваться компаниями в во второй половине XX века. Одной из первых на практике этот метод применила компания Rank Xerox в период кризиса в конце 1970-х годов. Тогда компания потеряла значительную часть рынка, уступив место Kodak, Canon и другим. Чтобы вернуть прежнюю конкурентоспособность, Rank Xerox сравнила свои показатели с показателями конкурентов по пунктам: производственные затраты, способ сборки копировальных аппаратов удовлетворенность клиентов и так далее. Это помогло компании оптимизировать бизнес-процессы, в том числе за счет сокращения затрат на дистрибуцию, и стать лидером в своем сегменте рынка копировальных аппаратов.

Чем бенчмаркинг отличается от KPI

Бенчмарки (эталонные показатели) — это ориентиры для сравнения компании с показателями других. А KPI (ключевые показатели эффективности) — это установленные целевые показатели в соответствии с принятой стратегией компании. Как отмечает консультант по стратегиям бизнеса Бернард Марр, целесообразно вначале проводить бенчмаркинг, а потом на основе этого анализа ставить KPI. Например, производитель ноутбуков может проанализировать работу конкурентов и повысить KPI по годовой производительности.

«Отличие в том, что KPI — это больше внутренняя работа, ориентированная на особенности компании и результат договоренностей руководства и исполнителей. Бенчмаркинг — это всегда взгляд извне, описание уже сложившейся деятельности конкурентов или эталонных компаний», — объясняет директор департамента корпоративного обучения Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук. Он отмечает, что на практике часто встречаются ситуации, когда компании просто переносят показатели бенчмарков в свои KPI; но это, по его словам, является ошибочным, так как не учитывает все контексты, в которых существует компания.

Когда применять бенчмаркинг

По словам менеджера практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ Натальи Павловой, на практике бенчмаркинг используется в двух случаях.

Когда необходимо сравнить показатели компании с лучшими рыночными практиками, чтобы выбрать направления развития компании и области для повышения эффективности.
Во втором случае определяются целевые KPI для бизнеса на основании средних рыночных значений или уровней лидеров рынка. Как поясняет Павлова, в компании могут быть случаи, когда внедряются новые технологии и топ-менеджмент не понимает, какого эффекта от них ожидать. Тогда руководству сложно без бенчмаркинга поставить мотивирующие, но при этом достижимые цели. «Или, например, между различными сторонами бизнеса может возникать конфликт интересов, при котором одной из сторон «выгодно» занижать ожидаемые эффекты. В таком случае наличие объективных рыночных данных может оказать существенную помощь в работе с сопротивлением, а по итогу — в достижении позитивных изменений», — поясняет она.

Виды бенчмаркинга

Есть несколько видов бенчмаркинга:

  • Сравнительный анализ. Он включает в себя сбор и сравнение количественных данных (ключевых показателей эффективности). Сравнительный анализ обычно является первым шагом, который компании предпринимают для выявления пробелов в производительности.
  • Практический анализ. Он включает в себя сбор и сравнение качественной информации о том, как осуществляется деятельность в компании, как работают люди, процессы, технологии.
  • Внутренний анализ. В этом случае сравниваются показатели разных подразделений компаний, отделов, продуктовых линеек.
  • Внешний анализ. Предполагает сравнение показателей или практик одной организации с другими организациями со схожими бизнес-процессами.

Плюсы и минусы бенчмаркинга

Опрошенные РБК Трендами эксперты говорят, что бенчмаркинг применяется сегодня компаниями при решении любой бизнес-задачи. При этом Наталья Павлова отмечает, что важным условием проведения бенчмаркинга являются качественные данные. Она отмечает, что данный метод эффективен только тогда, когда сравнение проводится корректно. «Для этого важно, чтобы выбирались компании со схожей бизнес-моделью, целевой аудиторией и другими релевантными параметрами (сравниваем «яблоки с яблоками»). Более того один и тот же показатель в разных компаниях может иметь разную методологию расчета, поэтому консультант должен проанализировать, действительно ли можно использовать для сравнения такие данные или требуется унификация методологии», — говорит Павлова.

Плюсы

Если компании удалось собрать качественные данные для сравнения, то бенчмаркинг будет иметь ряд плюсов:

  • Скорость. Бенчмаркинг позволяет быстро повысить качество продуктов за счет анализа преимущества конкурентов.
  • Превентивность. Анализ помогает предупредить появление сложностей и потерь прибыли благодаря изучению чужого неудачного опыта.
  • Применение лучших практик. Этот метод дает компании возможность оптимизировать свой бизнес за счет применения лучших решений конкурентов.
  • Доступность. Для проведения бенчмаркинга не требуется существенных финансов и временных затрат.
Читайте также:  Синхронный электродвигатель способы пуска

Как отмечает Денис Конанчук, бенчмаркинг в целом открывает большое пространство для улучшений внутри самой компании, когда ставится вопрос — почему у лучших компаний получается, а у нас пока нет?

Минусы

  • Не отвечает на вопрос «как»

Несмотря на перечисленные плюсы, бенчмаркинг имеет ряд недостатков. По мнению Дениса Конанчука, ограничение этого метода в том, что он подробно отвечает на вопрос «что нужно делать», но дает мало подсказок на вопрос «как». «Бенчмаркинг — это вершина айсберга, он дает верхние измеримые показатели, целевые ориентиры. Но секрет успеха состоит в том, как их достичь. И здесь нет одной правильной стратегии и «золотого» решения. Все компании разные по контексту, корпоративной культуре, ресурсам и так далее», — говорит он. По словам эксперта, следом за бенчмаркингом должен идти творческий процесс выработки новых нестандартных решений руководителями — это позволит найти свой путь к рыночному успеху.

  • Не работает в инновациях

Вторым серьезным ограничением, по словам Конанчука, является то, что бенчмаркинг работает в основном для готовых проектов, которым требуются улучшения. «Например, когда есть продукт, но нужно поменять процессы, чтобы сделать его чуть дешевле или лучше. Или наоборот, когда есть отлаженный процесс и ты ищешь возможность делать на нем новые продукты и решения. В данном случае можно «подсматривать» у конкурентов», — говорит он. Но бенчмаркинг плохо работает в зоне инноваций, когда компании приходится иметь дело с двумя и больше неизвестными. Скорее всего, бенчмаркинг будет не применим, когда компания хочет выпустить новый продукт, но до конца не понимает, каким он должен быть и как его сделать.

Примеры бенчмаркинга

Внутренний бенчмаркинг. Он часто применяется в сетевых компаниях с филиалами в других регионах. Примером использования этого метода является компания Hewlett-Packard. В свое время корпорация проигрывала своим конкурентам из Японии. Конкурентам удавалось быстрее и качественнее налаживать производство новой продукции. Тогда HP для сохранения конкурентоспособности провела в филиалах и подразделениях компании бенчмаркинговое исследование НИОКР-отделов. Сравнение эффективности работы разных подразделений компаний происходило по критерию BET (break-even time, срок окупаемости проекта). В результате проведенного исследования Hewlett-Packard внедрила методологию «Шести сигм», которая помогла оптимизировать процессы и сохранить конкурентоспособность на рынке.

Внешний бенчмаркинг. В пандемию этот метод стал одним из способов перевести сотрудников на удаленную работу. Компании, которые не имели дистанционного опыта работы, могли проанализировать, как перевод на удаленную работу делают сильнейшие конкуренты и как это сказывается на их показателях. Бенчмаркинг также помогает ответить на вопрос, насколько целесообразным может оказаться перевод части персонала на аутсорсинг.

Наталья Павлова приводит пример, когда бенчмаркинг помог компании перевести часть функций сотрудников в общий центр обслуживания (ОЦО) и при этом сократить численность персонала. «В одном из наших проектов корпоративный центр ставил задачу снизить стоимость услуг на кадровые процессы, переданные в ОЦО. Бенчмаркинг численности, требуемой на выполнение отдельных процессов, и сравнение скорости выполнения операций показал, что можно провести кадровые сокращения за счет роботизации, организационных изменений. При этом бенчмарки точно показали, в каких операциях отрыв от рыночных значений наибольший», — рассказывает она. По ее словам, после анализа численность ОЦО была сокращена на 30% за счет точечных улучшений в семи бизнес-процессах компании. При этом, как отмечает Павлова, в этом кейсе задача по оптимизации численности встретила сильное сопротивление со стороны ОЦО; но бенчмарки дали руководству веский аргумент в пользу своего решения, благодаря чему реализация проекта стала возможной.

Как проводить бенчмаркинг

Проведение бенчмаркинга состоит из нескольких этапов:

Планирование. Компания должна определить, какую часть своего бизнеса она хочет улучшить и с кем будет себя сравнивать.

Сбор информации. На этом этапе необходимо собрать информацию о том, как выполняются бизнес-процессы в компании, каковы ключевые показатели компании, а также собрать аналогичную информацию о конкурентах. Данные конкурентов можно получить через открытые источники в Сети, через экспертное мнение, клиентов, поставщиков; в некоторых случаях это возможно сделать обратившись напрямую к компании-конкуренту.

Анализ данных. После сбора информации составляется отчет и руководство обсуждает следующие шаги для достижения более высокой производительности компании.

Применение на практике. Ключевой этап бенчмаркинга, который подразумевает корректировку/изменение бизнес-процессов компании на основе проделанного анализа.

Мониторинг результатов. Мониторинг показателей компании покажет эффективность проведенных изменений. Он может проводиться в течение короткого или длительного периода времени в зависимости от желаемых результатов.

Опрошенные РБК Трендами эксперты отмечают, что из-за растущей конкуренции бенчмаркинг стал одним из самых распространенных инструментов управления компаниями. При этом, говорит Денис Конанчук, меняется подход к бенчмаркингу. «Если раньше многие компании хотели выбирать себе эталон из своей отрасли, что-то похожее на текущей бизнес, то сегодня многие стараются «подсматривать» и сравнивать себя с лидерами других рынков, так как многие бизнес-модели и решения в современном мире неплохо переносятся из одной отрасли в другую», — говорит он.

Источник

Оцените статью
Разные способы