Белым бело способ образования

Содержание
  1. Правописание «белым-бело» и «белым бело»: почему возможны обе формы, употребление
  2. Значение
  3. А зачем “белым бело” в два слова?
  4. Слова, выражения и группы слов
  5. Грамматика
  6. Аргументы «за» и «против»
  7. В заключение
  8. Словообразование. Способы словообразования
  9. б) слитные слова: белокаменный, древнерусский, сельскохозяйственный;
  10. 1. Что нового вы узнали о способах словообразо­вания? Дополните данные примеры тремя своими.
  11. 2. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите однокоренные слова, произведите их словообразовательный разбор.
  12. 3. Установите словообразовательную мотивирован­ность и представьте словообразовательное гнездо:
  13. 4. Проведите наблюдения и скажите, какой прин­цип положен в основу деления слов на группы:
  14. 5. Прочитайте вслух сложносокращенные сло­ва. Расшифруйте их. Подберите к ним прилагатель­ные и запишите получившиеся словосочетания:
  15. 9. Подберите и запишите по 2-3 сложных слова, в составе которых были бы корни: -вар-, — вещ-, — воз-, вод-, — кол-, — коп-, — лов-, — мер-, — мет-, — ход-, -нос-.
  16. 10. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Запиши­те, вставляя пропущенные знаки препинания. Под­черкните сложные слова.
  17. 1.Распределите слова по группам в зависимос­ти от способа словообразования.
  18. 2. От данных существительных образуйте суф­фиксальным способом прилагательные.
  19. Интерес, учеба, гигант, стихия, магистраль.
  20. 3. От имен прилагательных образуйте существительные со значением качества, свойства. Какие суффиксы вы для этого использовали?
  21. 4. От глаголов образуйте названия человека (лица по действию). Запишите полученные слова, сгруп­пировав их в зависимости от суффиксов.
  22. 5. К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались за­писанные вами слова.
  23. 10. Объясните лексическое значение данных слов, укажите производящую и производную ос­новы, выделите словообразовательную морфему, определите способ словообразования.
  24. 11. Определите строение, способ образования, лексическое значение существительных.
  25. 12. Скажите, одна или разные морфемы выде­лены в словах:
  26. 13. От одной или разных производящих основ образовались слова? Докажите правильность свое­го утверждения.
  27. 14. Спишите текст. Объясните, как образованы названия жуков.
  28. 15. Озаглавьте текст, спишите, вставляя пропу­щенные буквы. Найдите слова, образованные с помощью конфиксов.
  29. 18. Подберите к данным словам по 3—4 слова, образованных тем же способом.
  30. 19. Восстановите пропущенные звенья в слово­образовательных цепочках:

Правописание «белым-бело» и «белым бело»: почему возможны обе формы, употребление

Ответ на вопрос в заголовке: писать можно или так, или этак.

  • Слово «белым-бело» (да, это одно слово – наречие) правильно пишется через дефис (чёрточку).
  • Устойчивое словосочетание (фразеологизм) «белым бело» нужно писать раздельно.

То и другое равнозначно, то есть «белым бело» означает то же самое, что и «белым-бело» и никогда не расходится с ним по смыслу: выражение, скажем, «проснулся, а за окном белым-бело» (первый снег выпал) во всех отношениях правильное, но и, допустим, «везде белым бело от тополиного пуха» тоже верно.

Значение

В русском языке значения наречия «белым-бело» и фразеологизма «белым бело» в точности совпадают, однако область использования последнего шире. То и другое означает:

  1. В прямом значении – указывает на господство белого цвета в поле зрения: «А на земле белым-бело, и сыплет снег»; «В жестокий шторм море кажется белым бело от сорванной с волн пены». Частичные синонимы «белее белого» (касательно сверкающего, ослепительно-белого цвета), «белее снега», (если от такой белизны, как говорится, холодком пробирает); «белее облачка» (если указанная белизна наводит на возвышенные мысли).
  2. Также в прямом смысле – употребляется в усиленном значении вместо прилагательного «бело»: «Ой, да у тебя на языке белым-бело! Марш в постель, и вызываем врача!». Частичные синонимы «белейший» (употребляется с именительным падежом: «язык белейший», «унитаз белейший»), и те же при тех же условиях, что и в п. 1.
  3. В переносном (косвенном) значении – обозначает незапятнанность биографии, репутации, морального облика, поведения, течения жизни, состояния дел, характера отношений: «К его прошлому не подкопаешься, там белым-бело». Синонимы «безупречно», «чисто»; частичный «безоблачно» (касательно жизненных проявлений – «жизнь идёт безоблачно»), «чище чистого». Могут также использоваться синонимы по пп. 1 и 2.

А зачем “белым бело” в два слова?

Казалось бы, к чему в языке устойчивое выражение, если есть слово, значащее то же самое? Только ведь путаница выходит. Нет, не только, и не путаница, но средство повышения выразительности речи.

Дело в том, что фразеологизм «белым бело» заменяет не наречие, а прилагательное, т.е. представляет собой не наречную, а именную группу слов. И потому может склоняться по родам и падежам в единственном и во множественном числе. Чаще всего это требуется в косвенном значении по п. 3 выше; тогда «белым бело» пишется раздельно:

  • «Ну что ты небылицы плетёшь, я перед тобою белым бела»;
  • «Детские и отроческие годы фрекенне столь уж белым белы, как пропагандируется её сторонниками».

Частичные синонимы при этом остаются теми же, что и в пп. 1 и 2, но в данном качестве они всё равно по числам не изменяются, по родам и падежам не склоняются:

  • «…, я перед тобою белее белого» («белее белой» – корявый абсурд);
  • «Она в его глазах белее облачка небесного»).
Читайте также:  Каким способом происходит заражение вич инфекцией

Те ж частичные синонимы могут употребляться с ироническим оттенком, и ещё, обязательно иронически, «белее ангельских крылышек»: «Этот прожжённый сутяга упыря-маньяка выставит белее ангельских крылышек, дело только в сумме гонорара».

Примечание: вместо «белым-бело» и «белым бело» в прямых значениях может употребляться глагол «побелеть» в личных и причастных формах – «всё вокруг побелело»; «язык побелевший», и т.п.

Слова, выражения и группы слов

Наречия – самостоятельные части речи, обозначающие признак действия (вприпрыжку, наперекор, медленно, оправданно), другого признака или качества (густо, излишне) или, реже, предмета, т.е. вещи или явления (далеко, туманно). Все наречия – неизменяемые слова. Фразеологизм – устойчивое словосочетание (выражение), наделённое собственным неизменным смыслом, т.е. толкуемое и понимаемое всегда одинаково.

Фразеологизм может быть наделен собственным уникальным смыслом, т.е. не иметь равнозначного ему слова (к примеру, счастливого пути, добро пожаловать), но может и выступать в роли синонима к слову – части речи. Такие устойчивые выражения называются словарными группами, группами слов или, для краткости, просто группами.

Чаще всего фразеологизмы-группы соответствуют наречиям, образуя так называемые наречные группы (более-менее; несмотря на; постольку, поскольку; тем не менее). Реже – глаголам (глагольные группы: дать раза; получить по заслугам; пошёл вон); очень редко – именам прилагательным и существительным (именные группы, напр. преклонный возраст).

Наречные группы на письме не изменяются. В именных и глагольных группах соответственно построению фраз (предложений) склоняются и спрягаются соответствующие существительные, прилагательные и глаголы. Однако словарный состав фразеологизмов всегда остаётся неизменным, т.е. новые слова в них не вводятся, а существующие не удаляются.

Грамматика

Уже с грамматической характеристикой «белым-бело» не всё так уж ясно и просто: это определительное качественное наречие. Состоит из корня «бел-» с ударным суффиксом на «-ым» (о них чуть ниже), и второго корня «бел-», с также ударным суффиксом «-о». Постановка ударений и разделение переносами белы́м-бело́. Дефисы, обозначающие перенос, полужирным не выделены, но переносить из строки в строку можно и по словам.

Фразеологизм «белым бело» представляет собой именную группу, имеющую значение прилагательного. Состоит из прилагательного ««белое» в краткой форме и того же «белым» с ударением на «ы». Ударения и переносы – сходно наречию: бел-ы́м бе-ло́.

Пишущееся через «е» и с «ы» в ударной позиции «белым» – особое слово. Не ищите его в словарях: оно присутствует только в наречии «белым-бело» и фразеологизме «белым бело». Есть ещё «бе́лым» с ударением на «е», но это прилагательные мужского рода «бе́лый» или среднего «бе́лое» в единственном числе творительного падежа.

Примечание: аналогичная (схожая) ситуация наблюдается с общеупотребительными словом и выражением «черным-черно» и «черным черно», а также с возможными в художественных текстах «желтым-желто» или «желтым желто», «зеленым-зелено» либо «зеленым зелено», и т.п.

Аргументы «за» и «против»

То есть, писать «белым-бело» через дефис, или «белым бело» раздельно? А, может быть, выделить последнее в равнозначную наречную группу? Нет, формально нельзя – раз есть слово, то совпадающий с ним во всех смыслах фразеологизм вроде бы и ни к чему. Оставить одно лишь наречие? И что же это получится за слово – с двумя ударениями? Если же подходить строго формально, то и с двумя корнями? Кроме того, и в «нормальных» фразеологизмах в ударной позиции или остаётся одно, самое значительное слово, или же ударение на менее значащих приглушается. Но «белым-бело» что через чёрточку, что врозь, нужно выговаривать, равно выделяя ударением оба составляющих его слова.

Между тем и «белым бело», оказывается, в русском языке весьма даже к чему. В косвенных значениях, см. выше; дефис в таких случаях совершенно неуместен. И, помимо того, что делать с «белы́м», в котором «ы» под ударением? Слово такое существует, в языке употребляется. Есть и родственные ему (описывают признак – цвет): «зелены́м», «красны́м», «черны́м», и др. А части речи такой нет; во вводные слова и предикативы (тоже не части речи) «белы́м», «зелены́м», «красны́м», «черны́м» с сородичами также не годятся: не дают авторской оценки чему-либо, не выражают его, автора, эмоций по поводу чего-то, не задают смыслового и/или эмоционального настроя предложению, в которое входят.

Такие вот несуразные, но нужные слова. В шутку (поймите правильно, только и только шуточно) можно предложить ввести фиктивную «часть речи»: «слова-чебурашки». Тем не менее, повторим – это не более чем шутка. А на письме – пишите, что называется, как лучше в строку ложится, хоть через дефис, хоть раздельно. НО! В косвенных значениях, изменяя по числам и склоняя – только РАЗДЕЛЬНО: «Мой галчонок заявился с игрища что твой трубочист, а смеётся-заливается, будто бы он белым бел».

В заключение

Напоследок, раз уж речь зашла о лингвистических шутках, вспомним филологический анекдот (языковеды далеко не все зануды и буквоеды):

Читайте также:  Dercos aminexil ампулы способ применения

Идёт Иван-Дурак. Видит – избушка на курьих ножках. Он ей:

«Избушка-избушка, повернись ко мне лесом, к заду передом».

«Молодой человек, ваша абстрактная идиома ввела меня в полнейшее недоумение!»

«Чаво-о? Ты чё эт мне за фигню-то городишь. »

«Вот примерно то же самое я и хотела вам высказать…»

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник

Словообразование. Способы словообразования

Вы уже знаете, что слова в русском языке обра­зуются с помощью морфем — морфемным (аффик­сальным способом) и без помощи морфем — безаффиксным способом.

Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного способа.

1) Приставочный способ —■ способ образования новых слов с помощью приставок:

Обратите внимание! 1. Приставка присоединяет­ся ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным способом образу­ются слова той же части речи, что и производящие.

2)Суффиксальный способ — способ образова­ния новых слов с помощью суффиксов:

Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существитель­ных и прилагательных. В образовании существи­тельных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных — 50, в образовании глаголов — 20.

При помощи разных суффиксов от одной произ­водящей основы могут образовываться слова, от­носящиеся к разным частям речи. Тогда мы гово­рим о словообразовательном гнезде.

3) Приставочно-суффиксальный способ спо­соб образования слов с помощью аффиксов: при­ставки и суффикса:

4) Основосложение способ образования но­вых слов путем соединения двух и более произво­дящих основ, или слов, или их частей. Результатом основосложения являются сложные слова.

Сложение может осуществляться при помощи интерфикса (соединительной гласной). Например:

Сложные слова могут образовываться и оформ­ляться по-разному:

а) составные слова (пишутся через дефис):
плащ-палатка, диван-кровать, ракета-носитель;

б) слитные слова: белокаменный, древнерусский, сельскохозяйственный;

в) сложносокращенные слова (аббревиатуры): РИА, вуз, ОТК, стенгазета.

Обратите внимание! Аббревиация характерна только для имен существительных. В сложносокра­щенных словах между буквами точка не ставится.

1. Что нового вы узнали о способах словообразо­вания? Дополните данные примеры тремя своими.

2. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите однокоренные слова, произведите их словообразовательный разбор.

В чистом поле в белом поле было все белым-бело, потому что это поле белым снегом замело. И стоял в том белом поле белоснежно-белый дом, с белой крышей, с белой дверью, с беломраморным крыльцом. Потолок был белый-белый, белизною пол блистал, было много белых лестниц, белых комнат, белых зал. И в белейшем в мире зале спал без горя и забот, спал на белом одеяле совершенно черный кот. Был он черен, словно ворон, от усов и до хвоста, сверху черен, снизу черен. Весь — сплошная чернота! (Б. Заходер)

3. Установите словообразовательную мотивирован­ность и представьте словообразовательное гнездо:

а) тихий, тишина, тишь, тихонький, тихонечко, затихнуть, притихнуть, тихонько;

б) море, морской, взморье, по-морскому, мо­ряк, приморский, приморье;

в) цена, ценить, ценный, оценить, приценить­ся, бесценок, бесценный, ценно, бесценно, обес­ценить, обесцениться.

4. Проведите наблюдения и скажите, какой прин­цип положен в основу деления слов на группы:

а) вуз, ГУМ, ВИА, ТЮЗ;

в) луноход, пешеход, тяжеловоз, пятиклассник;

д) летчик-космонавт, школа-интернат, платье-костюм, диван-кровать.

5. Прочитайте вслух сложносокращенные сло­ва. Расшифруйте их. Подберите к ним прилагатель­ные и запишите получившиеся словосочетания:

КВН, ЭВМ, ТЮЗ, вуз, универмаг, хоздоговор, спецкурс, стенгазета, завуч.

6. Запишите слова, графически обозначая усло­вия выбора соединительной гласной: небосвод, мо­реплаватель, остроумный, светочувствительный, дол­гожитель, огнетушитель, землетрясение, станко­строение.

7. Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Составьте с любыми записанными словами предложения по схемам:

Вода, падать; ловить, рыба; копать, земля; стро­ить, самолеты; газ, проводить; лед, колоть; общий, жить; атом, ходить; буря, ломать; путь, шествовать; луна, ходить; земля, проходить; вода, проводить; дерево, обрабатывать; нефть, перерабатывать.

8. Запишите слова в два столбика: сложные сло­ва и остальные. Графически объясните написание пропущенных букв.

Пчел_вод, закр_питель, обозр_ватель, лес_воз, уч_тчик, книг_печатание, язык_вед, глаз_мер, сч_тчик, добр_душный, пол_защитный, оч_видец, пар_ход.

9. Подберите и запишите по 2-3 сложных слова, в составе которых были бы корни: -вар-, — вещ-, — воз-, вод-, — кол-, — коп-, — лов-, — мер-, — мет-, — ход-, -нос-.

10. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Запиши­те, вставляя пропущенные знаки препинания. Под­черкните сложные слова.

Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были со­всем маленькие: не то котята, не то щенки.

Отдали Прасковье Ивановне потому что ее муж, опытный зверолов, отыскал берлогу. Принесли медвежат в избу сунули под лавку, на тулуп. Тут и тепло и не дует.

Добросердечная Ивановна сама соски. Взяла две бутылки теплого молочка
налила и тряпками заткнула.

Вот и лежат мишки с бутылками спят по­сасывают молоко причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали а потом и по избе стали ползать ковылять кататься.

Благополучно растут мишки.

11. Найдите в тексте сложные слова, объясните их написание. Прочитав текст два раза, запишите его по памяти.

Читайте также:  Телескопия как способ словообразования

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремитель­но рвались вверх, к зениту, и на глазах уно­сились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без пере­дышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дышит тихий пожар.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ

1.Распределите слова по группам в зависимос­ти от способа словообразования.

Приставить, подпись, сталевар, прибрежный, булоч­ная, ракетчик, стенгазета, подрасти, искатель, подокон­ник, пригорок, больной, военный, выход, придорожный, военная (тайна).

2. От данных существительных образуйте суф­фиксальным способом прилагательные.

Интерес, учеба, гигант, стихия, магистраль.

3. От имен прилагательных образуйте существительные со значением качества, свойства. Какие суффиксы вы для этого использовали?

а) Плавучий, свежий, живучий, неуклюжий;

б) белый, дешевый, кривой, желтый;

в) упрямый, безумный, коварный, богатый;

г) пестрый, острый, тесный, высокий;

д) толстый, тихий, глубокий, высокий.

4. От глаголов образуйте названия человека (лица по действию). Запишите полученные слова, сгруп­пировав их в зависимости от суффиксов.

Образец. Строить. Человек, который строит, — строитель.

Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.

5. К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались за­писанные вами слова.

Барабан, табун; трактор, журнал; программа, ар­тиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, ор­кестр; фокус, гриб, весть.

6. Запишите названия профессий ваших роди­телей. Подумайте, как они образованы. Произве­дите словообразовательный разбор записанных слов.

7. Проанализируйте примеры и скажите, как меняется значение слова при изменении словооб­разовательной морфемы.

Старик, старец; глухость, глухота; изгнать, вы­гнать; сломать, изломать; войти, выйти; включить, выключить; юнец, юноша.

.8. Образуйте слова приставочным способом от глаголов и прилагательных: ходить, лететь, рисовать; большой, прекрасный.

У кого получилось больше слов?

9. С помощью каких суффиксов можно от дан­ных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи? Запишите полученные слова.

Красный, соленый, слабый.

Костюм, скрипка, голубь.

Кто нашел больше суффиксов?

10. Объясните лексическое значение данных слов, укажите производящую и производную ос­новы, выделите словообразовательную морфему,
определите способ словообразования.

Контрнаступление, пришкольный; обновить, ширь, миллионер, освоить, разгрузить, повсюду, ахать.

Определите, от каких частей речи образованы слова.

11. Определите строение, способ образования, лексическое значение существительных.

Писец, писарь, писака, писатель, переписчик, подпис­чик, писательница, летописец, баснописец, бытописатель.

12. Скажите, одна или разные морфемы выде­лены в словах:

лимончик, разносчик; книжка, покраска; багровый, резиновый; соавтор, сохранить; присесть, прибить.

13. От одной или разных производящих основ образовались слова? Докажите правильность свое­го утверждения.

Расписание, расписка; подмосковный, московский; пуск, запуск; домишко, домик, домище; соломенный, со­ломинка, соломка.

14. Спишите текст. Объясните, как образованы названия жуков.

Славные имена у жучишек: точильщи­ки, пилильщики, бомбардиры, усачи, долгоносики, карапузики. Или вот это: ска­кун полевой! Скакун так скакун: ты ладош­кой его, а он — хоп! И подскочил. И в тра­ве затерялся: попробуй разгляди зеленого на зеленом! Лучше не ищи, только зря глаза проглядишь.

15. Озаглавьте текст, спишите, вставляя пропу­щенные буквы. Найдите слова, образованные с помощью конфиксов.

Ударила первая капля дождя — начались со­ревнования. Соревновались трое: гриб _подо_синовик, гриб подб__резовик, гриб м_ховик. Первым выжимал вес подб_резовик. Он под­нял листик б_резы и улитку. Вторым номе­ром был гриб под_синовик. Он выж_л три листка осины, шесть хво_инок и с__сновую шишку. М_ховик был третьим. Он ра_з-дорился, ра_хвастался. Ра_двинул шляпкой мох, подлез под суч_к и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал — не выжал! Только шляпку свою pa_давил.

16. От каких слов образованы имена существи­тельные старушка, тетушка, игрушка, хохотушка, болтушка, кумушка? .

17. Спишите текст, вставляя пропущенные зна­ки препинания. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.

Ни листочка ни травинки!

Тихим стал наш сад. И березки и осинки

18. Подберите к данным словам по 3—4 слова, образованных тем же способом.

Железнодорожный, подстаканник, безразмерный, насыпь, вечнозеленый, чернеть, ТОО.

19. Восстановите пропущенные звенья в слово­образовательных цепочках:

давний -. — недавно; теннис -. — теннисистка; велосипед -. — велосипедистка; привлекать — . — привлекательность; разделить — . — разделительный.

20. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Под­черкните слова с нулевым суффиксом. Скажите, от каких глаголов и прилагательных они образованы.

1. Зелень проб_валась через с_лому и сено прош­лого года. 2. Треск льдинок под моими ногами был далеко слышен птицам. 3. Вокруг ра_стилалась необ_ятная ширь. 4. Я услыш_л легкий с г_лубиным гульканьем взлет птицы. 5. До самого заката спо­рили на пойм_ три дятла. Давно уже подошло вре­мя прилета птиц. 6. Пр_должает_ся суш_ великая. 7. Непр_ходимую глуш_ предст_вляет собой этот лес летом и осен_ю.

Источник

Оцените статью
Разные способы