Бельчонок каким способом образовано

Как правильно пишется слово «бельчонок» или «бельчёнок»?

Слово «бель­чо­нок» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «о» в суф­фик­се -онок- после шипя­ще­го «ч».

Слово «бель­чо­нок» про­из­но­сит­ся мяг­ко из-за нали­чия в его корне глу­хо­го непар­но­го мяг­ко­го соглас­но­го [ч’]. По этой при­чине мно­гие заду­мы­ва­ют­ся: как пра­виль­но пишется

«бельч о нок» или «бельч ё нок»?

Чтобы сде­лать вер­ный выбор, будем дей­ство­вать соглас­но алго­рит­му, пред­ло­жен­но­му в ста­тье «Зайчонок или зай­чё­нок, как пра­виль­но?»

Правописание слова «бельчонок»

Сначала опре­де­лим часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Оно обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: кто?

По этим мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что сло­во «бель­чо­нок» — это оду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное.

Второй шаг — раз­бе­рем сло­во по соста­ву, что­бы выяс­нить, в какой его части (корне, суф­фик­се или окон­ча­нии) име­ет­ся орфо­гра­фи­че­ская проблема:

бель ч о́нок — корень/суффикс/окончание.

Трудность состо­ит в напи­са­нии суф­фик­са дан­но­го суще­стви­тель­но­го. Обратим вни­ма­ние, что корень закан­чи­ва­ет­ся шипя­щим звуком.

А теперь вспом­ним орфо­гра­фи­че­ское правило:

Следующий шаг — поста­нов­ка уда­ре­ния в суф­фик­се суще­стви­тель­но­го: бельч-о́нок.

Сделаем вывод, что в суф­фик­се суще­стви­тель­но­го «бель­чо­нок « после шипя­ще­го соглас­но­го «ч» пишет­ся под уда­ре­ни­ем бук­ва «о».

Примеры

Бельчо́нок выгля­нул из дуп­ла дерева.

Маленький бельчо́нок пря­чет­ся в густой кроне сосны.

Мы виде­ли, как рыжий бельчо́нок пере­би­ра­ет­ся с вет­ки на ветку.

Правописание слов с суффиксом -онок-/-ёнок-

С помо­щью суф­фик­са -онок- от наиме­но­ва­ний живот­ных и птиц обра­зу­ет­ся мно­же­ство назва­ний их дете­ны­шей и птенцов.

Проверим, как рабо­та­ет дан­ное орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло в напи­са­нии таких суще­стви­тель­ных, корень кото­рых закан­чи­ва­ет­ся шипя­щи­ми «ж» , «ш» , «ч» .

  • бар­сук — бар­су ч о́нок; ёж — е ж о́нок;
  • заяц — зай ч о́нок; мед­ведь — мед­ве ж о́нок;
  • волк — вол ч о́нок; мышь — мы ш о́нок;
  • сыч — сы ч о́нок; ёрш — ер ш о́нок;
  • уж — у ж о́нок; лягуш­ка — лягу ш о́нок.

Подытожим

Суффикс -онок- пишет­ся под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч» осно­вы суще­стви­тель­ных, кото­рые обо­зна­ча­ют птен­цов и дете­ны­шей живот­ных. Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня суще­стви­тель­ных, например:

  • лиса — лисё­нок; тигр — тигрёнок;
  • слон — сло­нё­нок; лев — львёнок;
  • воро­на — воро­нё­нок; сокол — соколёнок.

Источник

Урок-сказка «Бельчонок, лисенок и медвежонок». Образование слов при помощи суффиксов

Цели: уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений образовывать слова с помощью суффикса, разбирать слова по составу.

I. Словарная работа

— Послушайте загадки. Отгадки запишите в столбик. Поставьте над словами ударение. Какое слово лишнее?

1. Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка).

2. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее . (лиса)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь).

(Лишнее слово “белка” — нет безударной гласной в корне, слово не из словарика).

— Образуйте от этих слов однокоренные слова с суффиксами -онок, запишите их.

  • Белка – бельчонок.
  • Лисица – лисенок.
  • Медведь – медвежонок.

— Разберите слова по составу. Какого возраста звери во втором столбике? (Малыши).

— А какая часть слова придает словам уменьшительное значение?

Читайте также:  Башмачки для куклы своими руками простой способ

(Суффиксы – онок, — енок).

II. Наблюдение над смысловым значением слов с суффиксами

— Бельчонок, лисенок и медвежонок – герои нашего сегодняшнего урока.

Они хорошие друзья никогда, не ссорятся, любят играть вместе и обожают придумы- вать интересные игры и вопросы. Любимое место игр – ягодная поляна.

1. Бельчонок осмотрел поляну и говорит: “Друзья, назовите “ягодный” суффикс!” Медвежонок прищурил глазки: “Хм … Это совсем не трудно. На поляне растет черника, брусника и земляника”.

— А вы, ребята, можете назвать суффикс, который помог в образовании слов, называ-ющих ягоды? (Суффикс – ик).

— Назовите другие ягоды, в названии которых есть суффикс – ик. (Ежевика, костяника, клубника).

2. Развеселился медвежонок, катается по траве и напевает:

Травушка – муравушка моя!”

А лисенок спрашивает:

— А какая часть слова делает ласковыми слова в твоей песне?

— Ребята, от каких слов образованы слова травушка и муравушка?

— Разберите слова по составу.

— Какая часть слова передает ласковое отношение? (Суффикс – ушк).

— Какие еще слова вы знаете с этим суффиксом? (Детушки, ребятушки, козлятушки)

3. – А хочу загадать вам загадку, — сказал медвежонок.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу!
Крышка звонко зазвенела:
— Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)

Найдите в тексте загадки однокоренное существительное к слову – отгадке. Разберите по составу оба слова.

— Что общего в основах этих однокоренных слов? Чем они отличаются?

— Какая часть основы дает слову чайник свое самостоятельное значение по сравне-нию со словом чай?

4. Расшумелись наши друзья и не заметили, как на поляну выскочил волчище – серый хвостище. Зарычал на малышей:

— Сейчас я кого-нибудь съем!

— Ребята, какое значение придает суффикс – ищ в словах волчище и хвостище?

5. А бельчонок достал из корзинки сырок и говорит:

Вот тебе, волк, сырок на один зубок,
Вот пирожок на другой зубок.
Не злись, волчище!
Будь добрей, дружище!

— Сырок, зубок – какое значение придает суффикс – ок этим словам?

Взял волк гостинцы и ушел.

6. А зверята придумали новую игру. Они называли цвет окружающих их предметов.

— Этот лист желтый, — сказал лисенок.

— Нет, желтоватый, — поправил бельчонок.

— Ты, пожалуй, прав, — согласился лисенок.

— А этот цветок красный, — сказал медвежонок.

— Нет, — дружно сказали лисенок и бельчонок, — он красноватый.

— Ребята, когда мы говорим желтоватый, красноватый?

Когда суффикс помог нам показать неполноту цвета, оттенок?

— Запишите слова, разберите их по составу.

Наши зверята устали и ушли домой. А мы запишем некоторые суффиксы и слова с ними:

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 26

Вопрос № 304050

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, верна ли пунктуация в предложении: «Или, может, белка ?» Заранее спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правильно ли говорить «уровень питательных веществ в составе», «уровень белка в корме»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: содержание питательных веществ, белка в чем-либо.

Здравствуйте, меня зовут Ольга. Объясните, пожалуйста, как правильно написать: «Первой в космос полетела собака Лайка. За ней в дальний путь отправились Белка и Стрелка. Они летали туда в разведку.» В третьем предложении как правильно написать: «в разведку» или «на разведку»?

Ответ справочной службы русского языка

В третий раз закину невод, ибо уже в общей сложности в течение месяца ожидаю ответа. Очень бы хотелось узнать, кто прав. В тетради ребёнка обнаружила написанный рукой учителя комментарий к упражнению по синтаксическому разбору предложения » Белка делает запасы на зиму»: «Запасы (куда?) на зиму». Разве «на зиму» может отвечать на вопрос «куда»? На мой взгляд, это скорее всего несогласованное определение (запасы какие?), на худой конец — обстоятельство в значении цели (запасы зачем?), ну, или самое логичное для третьеклассников — дополнение (запасы на что?). Рассудите, пожалуйста, на какой вопрос отвечает сочетание «на зиму» в данном предложении, какой это член предложения и насколько корректно задавать вопрос «куда» в словам «на зиму»?

Ответ справочной службы русского языка

Мы согласны, что любой из приведенных Вами вопросов гораздо уместнее в этом случае, чем вопрос куда?. На наш взгляд, у слов на зиму скорее обстоятельственное значение (а не определительное), поэтому следует задавать вопрос от глагола: делает запасы (то есть запасается) на какое время? с какой целью? – на зиму. Тогда это обстоятельство времени с дополнительным значением цели.

По программе третьего класса, возможно, на зиму рассматривается как дополнение.

Добрый день! Спасибо, что вы есть. Уточните, пожалуйста, как разобрать по составу сдово «белок» с ударением на е, то есть родительный падеж множественное число слова белка (зверек)?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как правильно определить корень в слове?

Ответ справочной службы русского языка

Существуют разные научные подходы к выявлению корня слова. В школе корень определяется при сопоставлении однокоренных слов (по белка , белизна, белый, белить, белю – корень -бел-). Однако часто этой процедуры бывает недостаточно – необходимо учитывать чередования, знать о связанных корнях. Прочитайте главу о корне слова в учебнике Е. И. Литневской « Русский язык: краткий теоретический курс для школьников ». В случае затруднений пользуйтесь морфемными словарями, например « Морфемно-ор фографическим словарем» А. Н. Тихонова.

Подскажите, почему в слове «белочка» основой является белоч-, а не бел-, ведь разве здесь не формообразующий уменьшительно-ласкательный суффикс -очк-?
Спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Слово белочка в современном русском языке образуется от слова белка с помощью суффикса -к- . Перед этим суффиксом происходит чередование к//ч и появляется так называемый беглый гласный о .

Исторически слово белка образовалось от бела ( белка ) , а это животное получило имя по цвету меха белой породы — очень редкой и дорогой. Однако современные носители языка смысловой связи между словами белка и белый сейчас не ощущают. Поэтому в словах белка и белочка сейчас выделяется корень -белк- (-белоч-) .

Подскажите, как правильно написаль бе*хлорный, «с» или «з»?
Употребляется в словосочетании «бе*хлорная от белка «

Ответ справочной службы русского языка

Перед глухим согласным х пишется приставка бес-: бесхлорный.

Нужна ли запятая в следующем предложении перед «соответственно»?
Для обработки отбирают фракции с концентрацией белка 3 и 5 мг/мл для содержащих и не содержащих кислоту растворов соответственно.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед соответственно не требуется.

На вашем портале размещена информация, что слово «индюшачий» существует. Я встретил словосочетание «индюшачье яйцо», которое, по всей вероятности, верное. Но тогда почему нет курячьих, гусячьих, перепелячьих, голубячьих, страусячьих и т.д. яиц? Чем, в случае верности фразы, индюшка так выделяется среди остальных птиц?

Ответ справочной службы русского языка

Да, слово индюшачий существует в русском языке и образовано от существительного индюшка по отнюдь не самой редкой словообразовательной модели, ср.: кошка – кошачий, лягушка – лягушачий и др. Здесь перед нами очень распространенный в русском языке суффикс -ий (прилагательные с этим суффиксом имеют значение «свойственный, присущий (реже – принадлежащий) тому, кто назван (что названо) мотивирующим словом»), который в приведенных примерах представлен морфом — ачий. Этот суффикс в словах, мотивированных названиями животных, может быть представлен и другими морфами: -ий, -ичий, -овий : лиса – лисий, рыба – рыбий, белка – беличий, слон – слоновий. Как видите, у индюшки здесь весьма большая и дружная компания, есть в ней и другие птицы: гага – гагачий, попугай – попугаичий . Подробнее об этой словообразовательной модели см. § 614–615 академической «Русской грамматики».

Как правильно написать » Белка спряталась в дупло.» или » Белка спряталась в дупле»?

Ответ справочной службы русского языка

Как назва ть самца белки? Пожалуйста, ответте на мой вопрос. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

К вопросу № 252402.
Растекаться мыслью по древу
Неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью.
В «Слове» сказано: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».
«Мысь» в переводе со старославянского « белка ». Соответственно ав¬тор говорит, что Боян, складывая песнь, охватывал мысленным взором весь мир — бегал белкою по дереву, серым волком — по земле, летал ор¬лом под облаками.
(Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. -М.: Локад-Пресс, 2005.)

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за комментарий. Эта версия была изложена в нашем ответе.

Расскажите, пожалуйста, о выражении «растекаться мыслью по древу».

Ответ справочной службы русского языка

Выражение растекаться мыслию по древу — из «Слова о полку Игореве». Существует версия, что слово мысль должно читаться как мысь — в псковских говорах белка . Следовательно, поэтический сказ уподобляется быстрому бегу белки по дереву. Но этой версии противоречит то, что слово мысь в древнерусских памятниках не встречается. Поэтому скорее всего слово мысль выступает в своем прямом значении, и выражение растекаться мыслию по древу следует понимать как «растекаться творческим воображением».

Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Справочного бюро»! Вопрос вызван объяснением темы «Знаки препинания между частями бессоюзного предложения» в Учебнике грамоты. Дано предложение: » Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег». Конструкция сопровождается следующим комментарием: «. две части соединены, кроме интонации, союзным словом ПОЭТОМУ. «. Объясните, пожалуйста, в каких источниках ПОЭТОМУ считается союзным словом. С уважением, Охана.

Ответ справочной службы русского языка

Конечно же, речь идет о союзе ПОЭТОМУ. Погрешность исправлена.

Источник

Оцените статью
Разные способы