Как правильно пишется слово «бельчонок» или «бельчёнок»?
Слово «бельчонок» правильно пишется с буквой «о» в суффиксе -онок- после шипящего «ч».
Слово «бельчонок» произносится мягко из-за наличия в его корне глухого непарного мягкого согласного [ч’]. По этой причине многие задумываются: как правильно пишется
«бельч о нок» или «бельч ё нок»?
Чтобы сделать верный выбор, будем действовать согласно алгоритму, предложенному в статье «Зайчонок или зайчёнок, как правильно?»
Правописание слова «бельчонок»
Сначала определим часть речи, к которой принадлежит рассматриваемое слово. Оно обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто?
По этим морфологическим признакам определим, что слово «бельчонок» — это одушевленное существительное.
Второй шаг — разберем слово по составу, чтобы выяснить, в какой его части (корне, суффиксе или окончании) имеется орфографическая проблема:
бель ч о́нок — корень/суффикс/окончание.
Трудность состоит в написании суффикса данного существительного. Обратим внимание, что корень заканчивается шипящим звуком.
А теперь вспомним орфографическое правило:
Следующий шаг — постановка ударения в суффиксе существительного: бельч-о́нок.
Сделаем вывод, что в суффиксе существительного «бельчонок « после шипящего согласного «ч» пишется под ударением буква «о».
Примеры
Бельчо́нок выглянул из дупла дерева.
Маленький бельчо́нок прячется в густой кроне сосны.
Мы видели, как рыжий бельчо́нок перебирается с ветки на ветку.
Правописание слов с суффиксом -онок-/-ёнок-
С помощью суффикса -онок- от наименований животных и птиц образуется множество названий их детенышей и птенцов.
Проверим, как работает данное орфографическое правило в написании таких существительных, корень которых заканчивается шипящими «ж» , «ш» , «ч» .
- барсук — барсу ч о́нок; ёж — е ж о́нок;
- заяц — зай ч о́нок; медведь — медве ж о́нок;
- волк — вол ч о́нок; мышь — мы ш о́нок;
- сыч — сы ч о́нок; ёрш — ер ш о́нок;
- уж — у ж о́нок; лягушка — лягу ш о́нок.
Подытожим
Суффикс -онок- пишется под ударением после шипящих согласных «ж», «ш», «ч» основы существительных, которые обозначают птенцов и детенышей животных. Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня существительных, например:
- лиса — лисёнок; тигр — тигрёнок;
- слон — слонёнок; лев — львёнок;
- ворона — воронёнок; сокол — соколёнок.
Источник
Урок-сказка «Бельчонок, лисенок и медвежонок». Образование слов при помощи суффиксов
Цели: уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений образовывать слова с помощью суффикса, разбирать слова по составу.
I. Словарная работа
— Послушайте загадки. Отгадки запишите в столбик. Поставьте над словами ударение. Какое слово лишнее?
1. Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка).
2. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее . (лиса)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь).
(Лишнее слово “белка” — нет безударной гласной в корне, слово не из словарика).
— Образуйте от этих слов однокоренные слова с суффиксами -онок, запишите их.
- Белка – бельчонок.
- Лисица – лисенок.
- Медведь – медвежонок.
— Разберите слова по составу. Какого возраста звери во втором столбике? (Малыши).
— А какая часть слова придает словам уменьшительное значение?
(Суффиксы – онок, — енок).
II. Наблюдение над смысловым значением слов с суффиксами
— Бельчонок, лисенок и медвежонок – герои нашего сегодняшнего урока.
Они хорошие друзья никогда, не ссорятся, любят играть вместе и обожают придумы- вать интересные игры и вопросы. Любимое место игр – ягодная поляна.
1. Бельчонок осмотрел поляну и говорит: “Друзья, назовите “ягодный” суффикс!” Медвежонок прищурил глазки: “Хм … Это совсем не трудно. На поляне растет черника, брусника и земляника”.
— А вы, ребята, можете назвать суффикс, который помог в образовании слов, называ-ющих ягоды? (Суффикс – ик).
— Назовите другие ягоды, в названии которых есть суффикс – ик. (Ежевика, костяника, клубника).
2. Развеселился медвежонок, катается по траве и напевает:
“ Травушка – муравушка моя!”
А лисенок спрашивает:
— А какая часть слова делает ласковыми слова в твоей песне?
— Ребята, от каких слов образованы слова травушка и муравушка?
— Разберите слова по составу.
— Какая часть слова передает ласковое отношение? (Суффикс – ушк).
— Какие еще слова вы знаете с этим суффиксом? (Детушки, ребятушки, козлятушки)
3. – А хочу загадать вам загадку, — сказал медвежонок.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу!
Крышка звонко зазвенела:
— Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)Найдите в тексте загадки однокоренное существительное к слову – отгадке. Разберите по составу оба слова.
— Что общего в основах этих однокоренных слов? Чем они отличаются?
— Какая часть основы дает слову чайник свое самостоятельное значение по сравне-нию со словом чай?
4. Расшумелись наши друзья и не заметили, как на поляну выскочил волчище – серый хвостище. Зарычал на малышей:
— Сейчас я кого-нибудь съем!
— Ребята, какое значение придает суффикс – ищ в словах волчище и хвостище?
5. А бельчонок достал из корзинки сырок и говорит:
Вот тебе, волк, сырок на один зубок,
Вот пирожок на другой зубок.
Не злись, волчище!
Будь добрей, дружище!— Сырок, зубок – какое значение придает суффикс – ок этим словам?
Взял волк гостинцы и ушел.
6. А зверята придумали новую игру. Они называли цвет окружающих их предметов.
— Этот лист желтый, — сказал лисенок.
— Нет, желтоватый, — поправил бельчонок.
— Ты, пожалуй, прав, — согласился лисенок.
— А этот цветок красный, — сказал медвежонок.
— Нет, — дружно сказали лисенок и бельчонок, — он красноватый.
— Ребята, когда мы говорим желтоватый, красноватый?
Когда суффикс помог нам показать неполноту цвета, оттенок?
— Запишите слова, разберите их по составу.
Наши зверята устали и ушли домой. А мы запишем некоторые суффиксы и слова с ними:
Источник
Поиск ответа
Всего найдено: 26
Вопрос № 304050 Добрый день! Подскажите, пожалуйста, верна ли пунктуация в предложении: «Или, может, белка ?» Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правильно ли говорить «уровень питательных веществ в составе», «уровень белка в корме»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Лучше: содержание питательных веществ, белка в чем-либо.
Здравствуйте, меня зовут Ольга. Объясните, пожалуйста, как правильно написать: «Первой в космос полетела собака Лайка. За ней в дальний путь отправились Белка и Стрелка. Они летали туда в разведку.» В третьем предложении как правильно написать: «в разведку» или «на разведку»?
Ответ справочной службы русского языка
В третий раз закину невод, ибо уже в общей сложности в течение месяца ожидаю ответа. Очень бы хотелось узнать, кто прав. В тетради ребёнка обнаружила написанный рукой учителя комментарий к упражнению по синтаксическому разбору предложения » Белка делает запасы на зиму»: «Запасы (куда?) на зиму». Разве «на зиму» может отвечать на вопрос «куда»? На мой взгляд, это скорее всего несогласованное определение (запасы какие?), на худой конец — обстоятельство в значении цели (запасы зачем?), ну, или самое логичное для третьеклассников — дополнение (запасы на что?). Рассудите, пожалуйста, на какой вопрос отвечает сочетание «на зиму» в данном предложении, какой это член предложения и насколько корректно задавать вопрос «куда» в словам «на зиму»?
Ответ справочной службы русского языка
Мы согласны, что любой из приведенных Вами вопросов гораздо уместнее в этом случае, чем вопрос куда?. На наш взгляд, у слов на зиму скорее обстоятельственное значение (а не определительное), поэтому следует задавать вопрос от глагола: делает запасы (то есть запасается) на какое время? с какой целью? – на зиму. Тогда это обстоятельство времени с дополнительным значением цели.
По программе третьего класса, возможно, на зиму рассматривается как дополнение.
Добрый день! Спасибо, что вы есть. Уточните, пожалуйста, как разобрать по составу сдово «белок» с ударением на е, то есть родительный падеж множественное число слова белка (зверек)?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как правильно определить корень в слове?
Ответ справочной службы русского языка
Существуют разные научные подходы к выявлению корня слова. В школе корень определяется при сопоставлении однокоренных слов (по белка , белизна, белый, белить, белю – корень -бел-). Однако часто этой процедуры бывает недостаточно – необходимо учитывать чередования, знать о связанных корнях. Прочитайте главу о корне слова в учебнике Е. И. Литневской « Русский язык: краткий теоретический курс для школьников ». В случае затруднений пользуйтесь морфемными словарями, например « Морфемно-ор фографическим словарем» А. Н. Тихонова.
Подскажите, почему в слове «белочка» основой является белоч-, а не бел-, ведь разве здесь не формообразующий уменьшительно-ласкательный суффикс -очк-?
Спасибо за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Слово белочка в современном русском языке образуется от слова белка с помощью суффикса -к- . Перед этим суффиксом происходит чередование к//ч и появляется так называемый беглый гласный о .
Исторически слово белка образовалось от бела ( белка ) , а это животное получило имя по цвету меха белой породы — очень редкой и дорогой. Однако современные носители языка смысловой связи между словами белка и белый сейчас не ощущают. Поэтому в словах белка и белочка сейчас выделяется корень -белк- (-белоч-) .
Подскажите, как правильно написаль бе*хлорный, «с» или «з»?
Употребляется в словосочетании «бе*хлорная от белка «
Ответ справочной службы русского языка
Перед глухим согласным х пишется приставка бес-: бесхлорный.
Нужна ли запятая в следующем предложении перед «соответственно»?
Для обработки отбирают фракции с концентрацией белка 3 и 5 мг/мл для содержащих и не содержащих кислоту растворов соответственно.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед соответственно не требуется.
На вашем портале размещена информация, что слово «индюшачий» существует. Я встретил словосочетание «индюшачье яйцо», которое, по всей вероятности, верное. Но тогда почему нет курячьих, гусячьих, перепелячьих, голубячьих, страусячьих и т.д. яиц? Чем, в случае верности фразы, индюшка так выделяется среди остальных птиц?
Ответ справочной службы русского языка
Да, слово индюшачий существует в русском языке и образовано от существительного индюшка по отнюдь не самой редкой словообразовательной модели, ср.: кошка – кошачий, лягушка – лягушачий и др. Здесь перед нами очень распространенный в русском языке суффикс -ий (прилагательные с этим суффиксом имеют значение «свойственный, присущий (реже – принадлежащий) тому, кто назван (что названо) мотивирующим словом»), который в приведенных примерах представлен морфом — ачий. Этот суффикс в словах, мотивированных названиями животных, может быть представлен и другими морфами: -ий, -ичий, -овий : лиса – лисий, рыба – рыбий, белка – беличий, слон – слоновий. Как видите, у индюшки здесь весьма большая и дружная компания, есть в ней и другие птицы: гага – гагачий, попугай – попугаичий . Подробнее об этой словообразовательной модели см. § 614–615 академической «Русской грамматики».
Как правильно написать » Белка спряталась в дупло.» или » Белка спряталась в дупле»?
Ответ справочной службы русского языка
Как назва ть самца белки? Пожалуйста, ответте на мой вопрос. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
К вопросу № 252402.
Растекаться мыслью по древу
Неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью.
В «Слове» сказано: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».
«Мысь» в переводе со старославянского « белка ». Соответственно ав¬тор говорит, что Боян, складывая песнь, охватывал мысленным взором весь мир — бегал белкою по дереву, серым волком — по земле, летал ор¬лом под облаками.
(Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. -М.: Локад-Пресс, 2005.)
Ответ справочной службы русского языка
Спасибо за комментарий. Эта версия была изложена в нашем ответе.
Расскажите, пожалуйста, о выражении «растекаться мыслью по древу».
Ответ справочной службы русского языка
Выражение растекаться мыслию по древу — из «Слова о полку Игореве». Существует версия, что слово мысль должно читаться как мысь — в псковских говорах белка . Следовательно, поэтический сказ уподобляется быстрому бегу белки по дереву. Но этой версии противоречит то, что слово мысь в древнерусских памятниках не встречается. Поэтому скорее всего слово мысль выступает в своем прямом значении, и выражение растекаться мыслию по древу следует понимать как «растекаться творческим воображением».
Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Справочного бюро»! Вопрос вызван объяснением темы «Знаки препинания между частями бессоюзного предложения» в Учебнике грамоты. Дано предложение: » Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег». Конструкция сопровождается следующим комментарием: «. две части соединены, кроме интонации, союзным словом ПОЭТОМУ. «. Объясните, пожалуйста, в каких источниках ПОЭТОМУ считается союзным словом. С уважением, Охана.
Ответ справочной службы русского языка
Конечно же, речь идет о союзе ПОЭТОМУ. Погрешность исправлена.
Источник