- Управленческое решение
- Что такое управленческие решения
- Классификация управленческих решений
- Требования к управленческим решениям
- Рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений
- Эффективность управленческого решения: главные параметры
- Заключение
- Discovered
- О финансах и не только…
- Классификация управленческих решений
- Классификация управленческих решений по функциональному назначению
- Классификация управленческих решений по характеру действий
- Классификация управленческих решений по времени действия
- Классификация управленческих решений по направлению воздействия
- Классификация управленческих решений по способу принятия
- Классификация управленческих решений по субъектам управления
- Классификация управленческих решений по срокам принятия
- Классификация управленческих решений по широте охвата
- Классификация управленческих решений по характеру определенности
- Классификация управленческих решений по сфере реализации
- Классификация управленческих решений по содержанию
- Классификация управленческих решений по степени полноты информации
- Классификация управленческих решений по характеру разработки и реализации
- Классификация управленческих решений по частоте повторяемости ситуации
Управленческое решение
Управленческие решения входят в любой процесс управления. Они — важная часть управленческой деятельности, связанной с достижением целей. Причем они пронизывают каждый этап — от постановки цели и выработки стратегии до подведения итогов.
Управленческие решения можно назвать главным продуктом, созданным менеджерами. От их эффективности зависит, будет достигнута цель или нет. Особое значение имеет обоснованность решений и своевременность их принятия. Решения должны соответствовать ситуации, подчиняться законам страны и внутренним законам компании, быть совместимыми с условиями развития компании и сферы в целом. Также важно, чтобы решения не шли вразрез с экономией ресурсов — иначе получается, что ради достижения одной цели ухудшается ситуация в других областях.
Что такое управленческие решения
Исходя из информации, представленной в предыдущем параграфе, можно сформулировать определение. Управленческое решение — это выбор развития событий для достижения цели. Его осуществляет руководитель. Это альтернатива, позволяющая решить проблему или конфликтную ситуацию.
Управленческие решения — это логически связанные действия, позволяющие решить поставленные перед руководством или коллективом задачи. Это также действия со стороны менеджмента или другого руководящего звена, которые основываны на анализе ситуации или теоретических аспектов деятельности. Действия тесно связаны с выбором цели и выбора вариантов работы коллектива по ее достижению.
Управленческие решения имеют форму приказа, распоряжения или инструкции. Также они могут доноситься до коллектива в рамках личной или деловой беседы.
Классификация управленческих решений
- По характеру вводных данных:
— решения, принимаемые в условиях полной определенности — менеджер знаком со всеми аспектами и готов ответить наверняка, как лучше поступить;
— в обстановке риска или неопределенности — здесь управленец вынужден действовать на удачу, полагаясь на интуицию и свою удачу: это может привести к потере материальных и кадровых ресурсов, а также утрате благоприятного имиджа компании. - По принципам принятия:
— запрограммированные: решения принимаются стандартным способом, так как ситуации типичные, повторяющиеся, а проблема изучена;
— незапрограммированные: ситуация абсолютно новая, поэтому управленец вынужден разрабатывать новые алгоритмы поведения, продумывать новые этапы решения проблемы и оценивать риски. - По методам устранения препятствий:
— интуитивные: руководитель без долгих раздумий принимает решение, не оценивая его плюсы и минусы;
— основанные на расчетах: специалист анализирует имеющиеся знания и опыт, а потом выбирает вариант, что уже однажды привел к успеху;
— рациональные: никак не связаны с опытом управленца, в их основе — анализ внутренних процессов компании;
— комбинированные: сочетают опыт, интуицию и научный подход: такой способ принятия решений предпочтительней других. - По сфере деятельности:
— технические;
— снабженческие;
— финансовые;
— кадровые и т.д. - По количеству участников:
— единоличные: главный менеджер решает все сам, не советуясь с другими сотрудниками отдела и руководством;
— коллегиальные: проводится общее обсуждение, но решение принимает руководитель;
— коллективные: проводится голосование, на основании которого принимается решение, ответственность при этом лежит на каждом участнике. - По решаемым задачам:
— информативные: необходимы для оценки информации;
— организационные: помогают в формировании управленческой структуры;
— оперативные: помогают ответить на вопрос «как поступить в сложившейся ситуации?». - В зависимости от степени регламентации:
— контурные: примерно намечают курс действий, а дальше подчиненные сами ищут способ их реализации;
— структурированные: действия жестко регламентированы, отхождение от установленных границ возможно лишь при решении вопросов являющихся не главными.
алгоритмические: инициатива сотрудников при этом полностью исключается.
Требования к управленческим решениям
- Работа на достижение конкретной, четко установленной цели.
- Обоснованность — решение не должно противоречить правилам развития объекта, находящегося в фокусе. В противном случае, развитие компании застопорится и на его раскачку потребуется много дополнительных ресурсов.
- Возможность компромиссов. Иногда непринятие решение лучше, чем ошибка, произошедшая из-за недостатка информации или каких-либо других факторов. Поэтому решение может быть как принято руководителем, так и возникнуть само, благодаря способности компании к саморегуляции.
- Своевременность принятия. Решение должно быть принято сразу после развития проблемы. В противном случае может произойти что-то, что сделает принятие решения неактуальным.
- Соответствие полномочиям. Решение должно приниматься лицом, которое впоследствии понесет за него ответственность. При этом глава компании не должен решать проблемы за нижестоящих руководителей — это делает их безинициативными и медленно, но верно, ведет компанию к краху.
- Отсутствие противоречий. Новое решение должно хорошо согласовываться с ранее принятыми. Если они работают в связке, справиться с задачей будет гораздо проще.
- Эффективность. Намеченные цели должны быть достигнуты. При этом важно максимально сократить издержки и экономить ресурсы.
Рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений
Руководитель вправе выбирать самостоятельно, каким способом ему принимать решения. Методологически можно выделить следующие рекомендации, повышающие эффективность принимаемых мер:
- Применение научного подхода из области управления.
- Анализ экономических законов и выявление наиболее эффективных из них.
- Предоставление полной и подробной информации лицу, на которое возлагается ответственность за принятие решения.
- Использование основ моделирования, анализа и прогнозирования.
- Подробное описание проблемы и формирование структуры ее решения. На данном этапе также важно составить список целей для достижения.
- Сравнение нескольких вариантов решений и их исхода.
- Подготовка вариативности решений.
- Определение обоснованности решения, а также его соответствия нормам законодательства и корпоративному уставу.
- Использование систем автоматизации для сбора информации и реализации плана по устранению проблемы.
- Создание системы мотивации и наказания для ответственных лиц.
- Обеспечение работы системы, разработанной в ходе принятия решения.
Эффективность управленческого решения: главные параметры
Эффективное решение должно соответствовать хотя бы 80% параметров из списка:
- Оно связано с реальными целями, достижение которых приводит к решению проблемы.
- Для него есть необходимое время и ресурсы.
- Оно подходит для организации и ее потребностей.
- До принятия решения произведена оценка рисков и вероятность возникновения конфликтов.
- Решение подразумевает наличие изменений в деловой среде или бизнес-направлении.
- Качество его исполнения может быть проконтролировано, а по итогам — дана оценка.
Заключение
Управленческие решения — важная часть жизни компании. Они определяют ее судьбу и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции и кризисного времени. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить достижение общих целей компании. Решения должны приниматься теми, кто готов нести за них ответственность. При этом принятие решений может производиться на всех уровнях работы компании.
Источник
Discovered
О финансах и не только…
Классификация управленческих решений
Решение проблем, которые составляют суть процесса управления, является волевым действием менеджера на объект управления для достижения поставленной перед ним цели. Результаты управленческих решений, особенно в крупных организациях, охватывают интересы многих работающих.
Управленческое решение — это результат творческого целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее решения в соответствии с целью системы менеджмента.
Управленческое решение — это начальный и основной момент в организации деятельности каждого руководителя. В связи с этим управленческое решение может рассматриваться как основное содержание процесса управления и важный инструмент системного подхода к управляемому объекту. Каждое предприятие является не только производителем продукции, но и составной частью общества. Поэтому при принятии управленческих решений необходимо учитывать не только экономическую сторону деятельности, а совокупность социальных, идеологических, нравственных и других отношений.
Управленческие решения рассматриваются с разных точек зрения. Классификация управленческих решений необходима для определения общих и специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность управления. Управленческие решения классифицируют по следующим признакам.
Классификация управленческих решений
Классификация управленческих решений позволяет упорядочить их и выявить общие закономерности и характерные особенности, присущие отдельным их разновидностям. Для каждого вида решений разрабатывают систему информации, которая ориентирует руководителей и специалистов в подготовке решений, выборе лучшего варианта принятого и реализованного решения.
Классификация управленческих решений по функциональному назначению
По функциональному назначению управленческие решения классифицируются на:
- планирующие;
- организационные;
- координирующие;
- регулирующие;
- активизирующие;
- контролирующие;
- информирующие.
Функциональная направленность определяется общей функцией управления, которая инициирует разработку управленческих решений. Решения могут разрабатываться для осуществления плановых мероприятий – планирующие
решения. В этих решениях определяются необходимые параметры для стратегического или тактического планирования деятельности организации.
Пример организационных решений — о создании акционерного общества, дочерней компании, о распределении служебных обязанностей.
Координирующие управленческие решения в основном имеют оперативный характер (распределение текущей работы среди исполнителей).
Регулирующие решения предписывают способы осуществления тех или иных действий в определенных ситуациях и проявляются в соответствующих документах, правилах распорядка, графиках работы, нормах и нормативах.
С целью эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников организации – это активизирующие управленческие решения.
Контролирующие решения служат для оценки тех или иных действий подчиненных и их дальнейшей корректировки.
Информирующие управленческие решения направлены на упорядочение информационного поля для работников организации и предоставления им необходимой информации (например, информационное письмо руководителя организации персоналу с сообщением о предстоящих изменениях в организационной структуре компании, о запуске нового продукта, о проведении корпоративных мероприятий и т.п.).
Классификация управленческих решений по характеру действий
По характеру действий управленческие решения подразделяются на:
- директивные;
- нормативные;
- методические;
- рекомендательные;
- разрешающие;
- ориентирующие.
Директивные решения разрабатываются высшими органами управления по важным текущим и перспективным проблемам организации и являются обязательными для нижестоящих уровней управления. Директивные решения закрепляются соответствующими нормативными и методологическими решениями (документами).
Рекомендательные решения вырабатываются совещательными органами — различного рода комитетами или комиссиями. Их исполнение желательно, но не обязательно.
Разрешающие (запрещающие) решения — это управленческие решения типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвергая идеи других людей.
Ориентирующие решения, как и директивные, предназначаются для низших уровней управления, однако, действующие в условиях свободы от центра, ориентирующими по своей сути можно считать и прогнозные решения.
Классификация управленческих решений по времени действия
По времени действия выделяю управленческие решения:
Стратегические решения разрабатываются на длительный срок (5-10 лет) с охватом ключевых элементов организации (персонал, структура, производство и т.д.).
Тактические решения являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на меньший период (1-3 года) с охватом части ключевых элементов организации.
Оперативные решения разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций меняющих ход реализации тактических решений. Оперативные управленческие решения являются кратковременными.
Стратегические действия определяют основные пути развития организации, а тактические — конкретные средства продвижения по ним. Так, решение организации выйти на внешний рынок является стратегическим, а решение о проведении отдельных мероприятий по повышению производительности труда — тактическим. К оперативным относятся решения, которые ориентируются на решение текущих задач.
Стратегические решения принимаются на высшем уровне управления организацией, а тактические и оперативные — на низшем. Стратегические решения являются инициативными, которые под воздействием внешних факторов принимает на себя выше управленческое руководство организацией, то есть берет на себя инициативу. Тактические решения имеют характер предписания, так как конкретизируют указания вышестоящего руководства.
Классификация управленческих решений по направлению воздействия
По направлению воздействия управленческие решения подразделяются на:
Внутренние решения принимаются непосредственно в организации и направлены на совершенствование работы по организации и оплате труда, внедрению новой техники и технологии.
Внешние решения направлены на приспособление предприятия к изменениям внешней среды (повышение конкурентоспособности, увеличение доли рынка и др.).
Классификация управленческих решений по способу принятия
По способу принятия управленческие решение делятся на:
Индивидуальные решения принимаются единолично.
Коллективные решения принимаются на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.).
Коллективные решения могут быть консультативными, совместными и законодательными (парламентскими). Консультативные решения предусматривают, что лицо, которое его принимает, советуется с окружающими — подчиненными или экспертами, а затем с учетом высказанных рекомендаций осуществляет свой выбор. Совместные решения принимаются в результате согласования со всеми участниками на основе консенсуса, а парламентские базируются на том, что большинство причастных к нему лиц выражает с ним согласие.
Классификация управленческих решений по субъектам управления
По субъектам управления выделяют решения государственных, хозяйственных, предпринимательских органов и общественных организаций. Например, государственные органы реализуют решения путем принятия законодательных, организационных, распорядительных документов и проведения организационной работы.
Классификация управленческих решений по срокам принятия
По срокам принятия управленческие решения классифицируются на:
- долгосрочные (более 5 лет);
- среднесрочные (от 1 до 5 лет);
- краткосрочные (до 1 года).
Долгосрочные решения имеют прогнозный характер, что обусловлено видением будущего, которое вытекает из условий и потребностей текущего состояния. В результате эти решения могут быть нереализованными, если ситуация в будущем изменится.
Среднесрочные решения отражаются в обязательных для выполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические меры.
Краткосрочные решения отражаются не только в планах, но и в устных и письменных приказах и распоряжениях.
Классификация управленческих решений по широте охвата
По широте охвата выделяют решения:
Общие решения касаются одинаковых проблем, относящихся к различным подразделениям организации (сроки выплаты зарплаты, распорядок рабочего дня и др.).
Специальные решения принимают по узким проблемам, которые относятся только к одному подразделению или группе работающих в нем.
Классификация управленческих решений по характеру определенности
По характеру определенности управленческие решения делят на:
К запрограммированным решениям приводит логика развития ситуации, в связи с чем остается выбрать только момент начала действия, степень его интенсивности и другие параметры, которые оптимизируют результат. Чаще всего такие решения принимают в стандартных ситуациях.
В противоположность этому незапрограммированные решения принимают в неординарных обстоятельствах, они требуют индивидуального творческого подхода, который интегрирует опыт, результаты специальных исследований, искусство менеджера.
Классификация управленческих решений по сфере реализации
По сфере реализации решения разделяют на связанные с производством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и тому подобное.
Классификация управленческих решений по содержанию
По содержанию решения бывают:
Технические решения принимают в следствие объективных причин факторов деятельности организации; экономические связанные с затратами, которые несет организация и обусловленными ими результатами; социальные решения принимают относительно условий труда персонала, его оплаты, льгот и гарантий.
Классификация управленческих решений по степени полноты информации
По степени полноты информации управленческие решения делятся на принимаемые в условиях:
Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения): лицо принимающее решение знает последствия развития ситуации по каждой из возможных альтернатив.
Решения, принимаемые в условиях неопределенности, то есть в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий). В этой ситуации требуется: получение дополнительной информации для снижения степени неопределенности, предположение о вероятности возможных событий на основе опыта и интуиции.
Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения): последствия развития ситуации не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.
Классификация управленческих решений по характеру разработки и реализации
Характер разработки и реализации управленческих решений сильно зависит от личностных характеристик человека. Их можно подразделить на следующие группы:
- уравновешенные;
- импульсивные;
- инертные;
- рискованные;
- осторожные.
Уравновешенные решения принимают люди, внимательно и критично относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Такие люди обычно до принятия решения имеют сформулированную идею.
Импульсивные решения принимаются управленцами, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Решения в данном случае оказываются недостаточно обоснованными и надежными, т.е. принимаются «рывками».
Инертные решения – результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение.
Рискованные решения принимаются без обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах. Обычно такие руководители имеют хорошие тылы в виде постоянно поддерживающих их вышестоящих руководителей или подчиненных. Они не боятся любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу, большим количеством согласований.
Классификация управленческих решений по частоте повторяемости ситуации
По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены решения:
Стандартные решения принимают в повторяющихся ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры (например, решение о приемке партии сырья). Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а следовательно, механизирована и автоматизирована.
Творческие решения возникают в неординарных ситуациях и требуют творческого подхода (например, решение о расширении ассортимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материалов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т.п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.
Источник