- Бассейный способ добычи соли егэ
- Бассейный способ добычи соли егэ
- Бассейный способ добычи соли егэ
- Современные способы добычи соли
- Соль в древности и сегодня
- Где находится соль и кто ее добывает
- Основные способы разработки соляных запасов
- Бассейновый метод
- Добыча на карьерах
- Соляные шахты и пещеры
- Вакуумный метод
- Месторождения соли в России
- Цыбулько Вариант 5 ЕГЭ-2018-русский.
- Просмотр содержимого документа «Цыбулько Вариант 5 ЕГЭ-2018-русский.»
Бассейный способ добычи соли егэ
(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.
2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.
3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.
4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, — основной источник соли в мире.
5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.
В этом задании выбираем ДВА предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.
1. Выделяем главную информацию текста.
(1) Основное количество соли добывается в соляных шахтах. (2) Она образовалась в далекие времена, когда площадь морей сокращалась. (3) Со временем соль оказалась под землей, покрытая слоями различных пород.
2. Находим предложения, в которых эта информация передана без
искажений и ошибок.
1) Передана вся информация, важная для понимания текста.
2) Передана не вся информация, важная для понимания текста.
3) Части информации нет в тексте.
4) Передана вся информация, важная для понимания текста.
5) Искажение информации.
Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.
1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород. (Каменная соль, из которой добывается основное количество соли в мире, образовалась в глубокой древности, когда площадь морей сокращалась, а со временем отложения покрылись слоями различных пород).
4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, — основной источник соли в мире. (Каменная соль, из которой добывается основное количество соли в мире, образовалась в глубокой древности, когда площадь морей сокращалась, а со временем отложения покрылись слоями различных пород).
В ответ выписываем две цифры без пробелов и запятых.
Источник
Бассейный способ добычи соли егэ
(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
несмотря на это,
1. Читаем указанное предложение и определяем по смыслу, какой союз, союзное слово, предлог или вводное слово пропущено.
(3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Первая часть предложения поясняет вторую.
(3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, таким образом соль оказалась в сотнях метров под землёй.
2. Выбираем подходящий вариант из предложенных. Читаем предложение, заполнив пропуск:
(3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Проверка. Подставляем на место пропуска остальные слова из предложенного списка.
(3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.
В ответ выписываем слово или словосочетание без запятых и пробелов.
Источник
Бассейный способ добычи соли егэ
(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.
2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.
3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.
4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, — основной источник соли в мире.
5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.
Источник
Современные способы добычи соли
Соль – регулятор кислотно-щелочного баланса человеческого организма и незаменимый компонент различных производственных процессов. Добыча полезного ископаемого – сфера, которая также важна, как добыча угля, газа и нефти. Много ли соли на планете, как добывают соль и где именно это делают? В статье – ответы на самые важные вопросы о соли.
Соль в древности и сегодня
История добычи соли уходит вглубь веков, ведет отчет с Китая, Древнего Египта и Древнего Рима. Когда-то бесцветные кристаллы использовали вместо денег. Нередко случались соляные бунты, а уровень знатности вельмож определялся по близости к ладье с солью за царским столом.
Белый минерал применяли, как усилитель вкуса и консервант. Сегодня его применяют в медицине, косметологии, производстве кожи и промышленности.
Известны такие виды соли, как: поваренная, каменная, экстра, йодированная, морская и красная. Все они изготавливаются из одного сырья, которое добывается 4-мя основными способами.
Где находится соль и кто ее добывает
Богатейшие соляные запасы планеты разрабатывают более 100 стран. Натрий хлор содержится в морской воде, соляных озерах и под землей, залегая на глубине до 5 км. в виде соляных пластов. По подсчетам ученых, если вытопить весь натрий хлор из мирового океана, то земной шар можно покрыть 45 метровым слоем минерала.
Подпись: Мертвое море в Израиле — самое глубокое из соленых озер в мире
Россия входит в 20ку стран по объемы добычи белого богатства. Рейтинг возглавляют США, Австралия, Австрия и Бразилия. В нашей стране производство стремительно развивается. Россия близка к тому, чтобы самостоятельно обеспечивать солью внутренний рынок.
Интересно, что добыча поваренной соли в мире для приготовления пищи составляет 6%, для посыпания дорог – 17%, для промышленных целей – 77%.
Основные способы разработки соляных запасов
Древние люди извлекали соль из морской воды. В ней вымачивали растения, затем сжигали их и соленую золу добавляли в пищу.
Позже открыли бассейновый (садочный) и другие методы. Современные способы добычи основаны на древних знаниях, но технологии усовершенствованы и механизированы.
Бассейновый метод
Раньше в прибрежной зоне выкапывали емкости, заливали их морской водой и ждали до полного выпаривания жидкости. Когда соль с песком осаживалась, смесь пересыпали в другой бассейн и вновь ждали испарения жидкости. Сухой остаток складывали горками, и они промывался дождями, образуя идеально белый продукт.
Самосадочный способ, проверенный веками, применяется и сегодня, только вместо ручного труда используют специальные устройства. Объемы производства гораздо значительнее.
После добычи бассейновым методом минерал транспортируют на заводы и запускают процесс очистки:
- Избавляют от различных примесей.
- Дробят кристаллы на мелкие крупинки;
- Просеивают, разделяют на мелкий, средний и крупный помол.
Готовый продукт расфасовывают и доставляют в торговые сети.
Добыча на карьерах
На месте высохших озер и морей остались залежи твердого натрий хлора. Если он находится неглубоко, ведется разработка открытым карьерным способом. Белые породы ломают экскаваторами, собирают и обрабатывают на производстве. Метод считается самым простым, не требующим солидных затрат, поэтому его широко применяют во всем мире.
Результат такой добычи – галит, т.е. минерал, который не годится для пищи и требует дальнейшей обработки.
Соляные шахты и пещеры
Соляные пласты могут быть сконцентрированы на большой глубине. В этом случае используют шахтный способ извлечения. Как добывают соль из земных недр? Способ разработки похож на добычу угля, но шахтеры только управляют техникой:
- В соляном куполе прорубают тоннель (шахту).
- Спускают вниз комбайны, вынимающие породу.
- Спецтехника разрушает пласт.
- Белые куски грузят на платформы.
- Добытый галит поднимают на поверхность.
Такой же метод применяют в солевых пещерах, производя добычу ископаемого в промышленных масштабах.
Вакуумный метод
Способ основан на способности минерала растворяться в воде. Вакуумный метод применяется при глубоком залегании породы.
- Специалисты пробивают скважину.
- Заливают в отверстие горячую воду.
- Ждут растворения минерала.
- Выкачивают получившийся рассол.
- Воду кипятят и прогоняют через центрифугу.
В результате получается очищенный продукт сорта «Экстра».
Месторождения соли в России
В нашей стране применяются все существующие методы добычи. Соль добывают на гигантских месторождениях, расположенных в разных районах РФ.
Самые крупные оазисы добычи соли:
- Баскунчакское месторождение расположено в Астраханской области, районе озера Баскунчак. Дно озера площадью 110 м2 полностью состоит из соли. Глубина сплошного пласта – 6 м. На солепромысле используют соледобывающие комбайны. В зависимости от потребности, тут ежегодно разрабатывают от 1,5 до 5 тыс. тонн. хлорида натрия.
- Илецкое месторождение в Оренбургской области уникально своей мощью и историей развития. Упоминания о нем встречаются в документах XVI в. Позже качество и свойства местной соли оценивал сам М.В. Ломоносов. Сегодня здесь достают минерал с глубины около 300 м. После разработки остаются огромные залы высотой и шириной 30 м., и длиной около 500 м. Илецкую соль используют в косметологии и медицине.
- Тырецкое месторождение открыто в Южной Сибири в 1950 г., в процессе поисков нефти. Местных запасов чистейшего минерала хватит на несколько тысячелетий. Добыча ведется на глубине 580 м. Горнопроходческие комбайны ломают породу, самоходные транспортеры довозят крупные куски до вертикальных шахт. Оттуда породу поднимают на поверхность с помощью конвейера.
Натрий хлор разрабатывают в Верхнекамском, Эльтонском, Бурлинском и других месторождениях. Если в 2017 г. в РФ добыли около 4 млн. тонн соли, то в 2019 г. показатель составил 5800 тонн. Цифры ежегодно растут, что является основанием для уменьшения импорта соли.
© 2013-2019 Евразийская соляная компания. Политика конфиденциальности
Источник
Цыбулько Вариант 5 ЕГЭ-2018-русский.
Тест + ответы к части 1 + информация о тексте части 2 КИМ из пособия `ЕГЭ 2018. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов` (под ред. И.П. Цыбулько) .. .
Просмотр содержимого документа
«Цыбулько Вариант 5 ЕГЭ-2018-русский.»
Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, соль оказалась в сотнях метров под землёй.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.
2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.
3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.
4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, — основной источник соли в мире.
5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
несмотря на это,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОЩНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна, -щно; мощнее.
1) Очень сильный по степени своего проявления, своего действия. М. удар. М. порыв ветра. М. прибой.
2) Отличающийся большой физической силой и крепостью, могучий, свидетельствующий о большой силе (о человеке, животном). М. человек. М. конь. Мощные плечи.
3) Большой величины, массивный, толстый. М. пласт угля. Мощные льды Севера.
4) Способный выполнить большую работу за какое-то время (о механизме, устройстве). М. двигатель. М. вентилятор.
5) Значительный по силе воздействия на мысли, чувства человека (разг.). Мощная статья.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ силой. Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание.
За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.
Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ за свой труд.
За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее — две бедноватые хаты, за ними чернел лес.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
предъявите на входе ПРОПУСКА
по ОБЕИМ сторонам
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
Ф. А. Васильевым в Крыму.
1) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, были написаны
2) Владимир говорил, что он «именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».
3) Прочитав эту книгу, мне кажется, что она будет полезна многим.
4) Саша обидится на друга и не захотел с ним разговаривать.
5) Те, кто хотя бы раз любовался цветущей сакурой, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ.
6) Создаётся ощущение, будто волны кидаются на остров, далеко отбрасывая свои солёные брызги.
7) МГУ был основан в 1755 году по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.
8) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.
9) Когда герой опомнился. Было уже поздно.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
тащ..щий (на буксире)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Калитка оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА.
Скотинин был далеко (НЕ)ВЕЖЛИВЫМ человеком.
Солнце, ещё (НЕ)ВОШЕДШЕЕ в силу, греет бережно и ласково.
В душе заботливо хранит он (НЕ)РАЗГАДАННЫЕ чувства.
А. К. Толстой, (НЕ)ЖЕЛАЯ оставаться в стороне, во время Крымской войны поступил на службу в армию.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Есть (НЕ)ЧТО совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов (В)КОНЦЕ лета.
В романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.
(НЕ)СМОТРЯ на футуристические эксперименты, в ранней лирике В. Маяковского всё же преобладает чувство, ЧТО(БЫ) ни утверждали его соратники.
Стиль В. Маяковского с первых стихотворений неоднозначен и (ПО)ТОМУ, (В)СИЛУ привычки публики к классической поэзии, трудно объясним.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Многие совреме(1)ики причисляли А. К. Толстого к сторо(2)икам «чистого искусства», однако такое мнение ничем не обоснова(3)о: в творчестве поэта много стихотворении, наполне(4)ых злободневным обществе(5)ым звучанием.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно ставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Жанр элегии предполагает рассуждения о жизни и смерти воспоминания о былом грусть о быстротечном счастье.
2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.
3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользает из комнаты
4) Дружинник мог положиться на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.
5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В. С. Соловьёв известен как философ (1) восставший против материализма и позитивизма (2) и (3) подготовивший своими трудами русскую философию XX века (4) продолженную в работах Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Низкий дом с голубыми ставнями (1)
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Восхищаться (2) уж (3) я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но (4) наверно (5) навеки имею (6)
Нежность (7) грустную русской души.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Коляска подъезжала к усадьбе барыни (1) о жестокости и жадности (2) которой (3) в округе (4) ходили невероятные слухи.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Попробуйте вспомнить любой свой день минуту за минутой (1) и вы убедитесь (2) что (3) если восстановить весь этот поток времени (4) можно написать целую книгу.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта».
Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26
(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, — теперь пронзительно дорого нам.
(10)Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.
(12)3емля оттич и дёдич — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг. (15)«Ничего, мы сдюжим», — сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной — землёй оттич и дедич.
(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.
(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.
(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.
(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим. » (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.
(По А. Н. Толстому)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Общая беда заставляет людей объединиться ради спасения своей Родины.
2) Родина — это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой.
3) Земля оттич и дедич была отвоёвана нашим пращуром у вражеских племён, пришедших туда жить навечно.
4) Устная литература, созданная народом, является всего лишь плодом народного досуга.
5) Русское искусство оказало большое влияние на развитие мировой культуры.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 5 поясняет то, о чём говорится в предложении 4.
2) В предложении 10 содержится описание.
3) В предложении 13 представлено описание.
4) Предложения 21-23 содержат рассуждение.
5) В предложении 29 представлено повествование.
23. Из предложений 8-9 выпишите антонимы (антонимическую пару).
24. Среди предложений 19-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, форм слова и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25. «Статья „Родина» была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)___ („поток людей» в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова» в предложении 19) и (Б)___ („как стрелы» в предложении 17, „как обузданный конь» в предложении 19), а также лексическое средство — (В)___ („возобладала» в предложении 8, „воспел» в предложении 18) и приём — (Г)___ (предложения 22, 23)».
4) книжные слова
8) разговорная лексика
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)
Родина — это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой. Родина — это основа жизни каждого человека, это его родное гнездо.
Источник