Баскетбол способ с выбыванием

Системы розыгрышей: круговая, с выбыванием, смешанная.

Круговая система. Сущность проведения данных соревнований заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя, но и определить места всех других участников, дает точное представление о состоянии морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовки соревнующихся команд.

Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что она требует большого количества времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один или два круга, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд. В этом случае команды встречаются между собой 2 раза: на поле противника и на своем поле.

Для определения количества игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг, существуют определенные формулы.

Так, определяя количество игровых дней, следует знать общее число команд, участвующих в соревнованиях. Если оно четное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд. В том случае, если оно нечетное, то число игровых дней будет равно числу команд, участвующих в соревнованиях, т.е. Х = А – 1 (при четном числе команд) и Х = А (при нечетном числе команд), где: Х – количество игровых дней соревнований; А – число команд, участвующих в соревнованиях.

Количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по следующей формуле:

где Х – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг;

А – общее число команд, участвующих в соревнованиях;(А – 1) – число игр, которые должна провести каждая команда в ходе соревнований;2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды.

Если соревнования по круговой системе проводятся не в один, а в два, три или четыре круга, то количество игровых дней и игр соответственно возрастает в два, три или четыре раза.

После рассеивания команд по подгруппам жребием или способом «змейка» в них проводится дополнительная жеребьевка. Способ рассеивания команд по подгруппам и количество команд, подвергающихся рассеиванию, предусматриваются Положением о соревнованиях.

Места команд в результате проведенных соревнований определяются по сумме очков, набранных ими в играх всех календарных дней. Начисление очков командам в ходе соревнований производится в соответствии с оценочной шкалой, предусматривающей начисление определенного количества очков за победу, поражение и неявку команды на соревнования в соответствии с Положением о соревнованиях.

Система с выбыванием. Сущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего поражения) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система проведения соревнований с выбыванием после первого поражения, по которой разыгрываются кубки. Эта система дает возможность при большом количестве команд проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. Основным недостатком ее является то, что она не дает полного представления о силах команд, не позволяет определить места всем командам, участвующим в соревнованиях. При проведении соревнований по данной системе возможен элемент случайности, т.е. слабая команда может стать даже победительницей соревнований.

В соответствии с общепринятыми положениями в играх первого дня соревнований участвуют команды, имеющие согласно жеребьевке средние номера. Команды, не играющие в первый день соревнований, распределяются в верхней и нижней частях сетки игр поровну (если общее число команд четно).

Для определения количества игровых дней и игр при проведении соревнований по системе с выбывание пользуются формулой: Х = n, где Х – количество дней, необходимое для проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения, n – степень четного числа из общего количества участвующих команд. Например, если число команд 8, то количество игровых дней будет 3, так как 8 является третьей степенью числа 2, т.е. Х = n = 3.

Соревнования по смешанной системе. Смешанная система проведения соревнований представляет собой сочетание двух систем розыгрыша: круговой и с выбывание. При этой системе часть соревнований (предварительная или заключительная) проводится по круговой системе, а другая часть – по системе с выбыванием.

Иногда систему с выбыванием применяют в предварительной части розыгрыша среди команд, разбитых на подгруппы, а из оставшихся команд составляют группы сильнейших, встречающихся в заключительной части соревнований по круговой системе. Иногда же, в зависимости от числа участвующих команд или от других каких-либо условий, соревнования по смешанной системе проводят следующим образом. Команды распределяются на две подгруппы, в каждой из которых проходят соревнования по круговой системе в один круг. После окончания соревнований в подгруппах и определения мест, занятыми командами, проводятся стыковые игры (по системе с выбыванием) между командами, занявшими первые места в подгруппах, в результате которых определяются 1-е и 2-е места среди всех команд, участвующих в соревнованиях. Таким же образом определяются все последующие места.

Преимущество смешанной системы заключается в том, что она позволяет при большом количестве участвующих команд провести соревнования в сравнительно небольшой срок и довольно точно определить соотношение сил команд-участниц. В настоящее время по данной системе проводятся наиболее крупные международные соревнования, например,Олимпийские игры или первенства (чемпионаты) мира.

Подготовка и проведение соревнований. (Этапы).

Спортивные соревнования — это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы со студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.

Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной работы, продолжением учебно-тренировочного процесса.

Во время соревнования осуществляется совершенствование общей физической и специальной спортивно-технической подготовленности студентов, улучшения их техники и тактики.

В то же время соревнования — наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы отдельных спортивных организации и педагогического мастерства преподавателей-тренеров и тренеров и общественных инструкторов. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта.

Читайте также:  Нитрифицирующие бактерии способ питания

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.

По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными и заочными, одноразовыми однодневными и многодневными, официальными (тренировочными), классификационными.

В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.

Структура студенческих спортивных соревнований состоит из:

Практикой определено несколько способов проведения спортивных соревнований, обусловленных их правилами и положениями.

В нашей стране используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием и смешанный.

Прямой применяется при проведений большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты оцениваются метрическими единицами или баллами (л/атлетика, лыжи, гимнастика, акробатика и т.д.).

Круговой — последовательно встречаются каждый с каждым. Используется в спортиграх.

Способ с выбыванием (олимпийский, кубковый).

Смешанный — круговой с выбыванием (два этапа).

Соревнования способствуют обмену передовым опытом тренеров-преподавателей и самих студентов, распространению новой высокой техники и наиболее совершенных методов тренировки. Они являются средством агитации и пропаганды спорта среди студентов.

Педагогическое значение спортивных соревнований заключается в том, что они приучают спортсменов применять приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий двигательные навыки и умения в сложной й постоянно меняющейся обстановке спортивной борьбы и максимального напряжения сил.

Основными задачами любых соревнований являются:

· содействие воспитанию спортсменов;

· демонстрация социально ценных качеств личности (мужества, смелости, уважения к партнерам й противникам);

· совершенствование двигательных способностей.

Осуществляя правильную педагогическую организацию соревнований в Вузе, следует предусматривать распределение участников по полу и физическому развитию.

Плановость в проведении спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы в Вузе. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное и проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом и даже навредить их здоровью.

Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические и функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.

Соревнования бывают разными по цели, масштабу и степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки и состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований.

Участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает знания и опыт.

Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и главные. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.

Невозможно достичь высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки в технике, воспитываются волевые качества. Вот почему отличительной чертой современной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований вголу, что, естественно, удлиняет соревновательный период.

При определении для спортсмена количества соревнований в году предусматриваются ответственные соревнования (1 — 4) и менее ответственные (их должно быть больше), а также участие в соревнованиях по другим видам спорта, исходя из задач подготовки.

К главным состязаниям спортсмен стремится достигнуть высшей спортивной формы, подходя к этому через серию менее ответственных соревнований. Вхождение в спортивную форму во многом зависит от количества и характера этих соревнований. С приближением главных соревнований непременно должна возрастать острота спортивных встреч, но обязательно следует чередовать более напряженные соревнования с менее трудными.

Успех в соревнованиях обеспечивается многолетней тренировкой, в которой предусматривается и подготовка к соревнованиям. Она осуществляется постоянно в процессе годичной тренировки. Наряду с этим, необходима специальная, в том числе и психологическая подготовка. Наибольшее значение имеет приучение к условиям соревнований -тренировки в условиях, моделирующих соревновательные. Необходимо также подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделируемых условий, к неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям.

Исходя из выше сказанного, соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом форсированной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов.

Источник

Способ с выбыванием

Способы проведения соревнований по спортивным играм (системы розыгрыша)

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру­говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме­шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов),

спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас­тников, сроков и др.

Каждому способу (системе) присущ порядок составления кален­даря (расписания) встреч участников соревнования — команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календа­ря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каж­дый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) по­лучает определенный номер. Для удобства далее применяется тер­мин «команда».

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе­дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи­более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма­стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при не­четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном — на один день меньше этого числа = п; х — п — 1, соответственно), где х — количество игровых дней, п — число уча­ствующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле

где х — количество встреч; п — количество команд; (л -1) — число игр, которое должна провести каждая команда; 2 — показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

Читайте также:  Как решать систему уровней способом сложения

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав­ляться с учетом этого, требования — с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но­мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова­ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе­ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя­тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис­ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную циф-

ру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови­ны, т.е. с 5:

При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер­тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) — следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер­тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу­чае — 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф­ру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ­ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:

Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы­вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозна-

чают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле­ва — номера команд, играющих на полях соперников.

Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями — команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер­вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе­ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос­ледующих дней и пар производят передвижение номеров против

часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).

При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 — команда в этой паре не играет (выходная).

При большом количестве команд и ограниченном времени со­ревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыг­рывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места — с 13-го по 18-е. Результаты предвари­тельных игр засчитываются в финале.

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман­ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо­собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос­ледующих мест.

Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змей­кой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошло­годних и др.).

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес­та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос­новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).

В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож­ны варианты: первый — за победу — 3 очка, ничью — 2, поражение -1 и неявка — 0; второй — за победу — 2, ничью — 1, поражение и неяв­ка — 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу — 2 очка, пора­жение — 1 и неявка — 0.

В спортивных играх проводятся соревнования, в которых уча­ствует несколько команд («клубный зачет») — две и больше, напри­мер студенческих; детско-юношеских — несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается кол­лектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен­ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая — 3, третья — 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови­на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч­ков, сколько взрослым и т.п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу при­меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор­мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).

Читайте также:  Наггетсы ермолино способ приготовления

При проведении соревнований в два круга каждая клетка делит­ся горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются ре­зультат встречи двух команд и положенные очки, первым простав­ляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Напри­мер, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3

и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в со­ответствующих клетках проставляются аналогичным порядком ре­зультаты всех команд.

При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.

Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число уча­ствующих команд удваивается (4,8,16,32 и т.д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жреби­ем. Первая команда играет со второй, третья — с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7). Победители пер­вого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфи-

налом; этап встреч четырех команд — полуфиналом и, наконец, ре­шающие матчи двух лучших команд — финалом. Команда, выиграв­шая финальную встречу, становится победительницей соревнований.

Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (п — 2 х ) 2, где п — число команд-участниц; л: — степень, дающая число, максимально приближенное к п. Напри­мер, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис. 8), то в пер­вый день встречаются 6 команд: (11-8)2.

Количество игр при способе с выбыванием определяют по фор­муле х = (п — \)т, где х — количество игр, п — число участвующих команд, т — количество поражений, при котором команда выбыва­ет из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием пос­ле одного поражения будет 7 игр, после двух поражений — 14 и т.д.

Количество игровых дней определяется по формулам: первая х = и, где х — количество дней при способе выбывания после одно­го поражения, п — степень числа 2 из общего количества участвую­щих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); вторая х = п +1, где х — количество дней при способе после одного поражения, и + 1 — степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2 + 1 = 3.

Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят край­ние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд не­четное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней

половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, игра^ ющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы.

Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.

При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильней­шим командам по жребию определяют первый и последний номе­ра таблицы).

В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечет­ными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своем или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.

Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9). Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнитель­ной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.

Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд соглас­но жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6 — 8).

Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С опреде­ленной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10.

Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша

Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования -предварительная или заключительная — проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.

Возможны несколько вариантов смешанного способа. Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры про­водятся по круговому способу (предварительная часть), затем в зак­лючительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1-2, 3-4, 5-6 и 7-8-е места. Второй вариант: команды делятся на

4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводит­ся по способу выбывания, заключительная — по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах. Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победи­телей — по способу с выбыванием.

Контрольные вопросы и задания

1.Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?

2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?

3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной дея­тельности в спортивных играх.

4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?

5. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).

6. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круго­вой способ и с выбыванием после поражения)?

Глава 3. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ,

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы