- Барьеры педагогического общения
- Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Основные виды барьеров педагогического общения
- Способы преодоления барьеров в педагогическом общении
- Барьеры педагогического общения
- Основные виды барьеров в педагогическом общении
- Барьеры педагогического общения — что это такое
- Основные виды барьеров в педагогическом общении
- Способы преодоления, основные рекомендации
- Меры профилактики психологических затруднений
Барьеры педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения
Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией. Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами.
Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.
Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.
Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.
По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.
Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:
- Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.
- Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.
- Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.
- Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные виды барьеров педагогического общения
По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:
- Коммуникативные барьеры общения – возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин.
- Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.
Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.
Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:
- Барьер боязни детского коллектива (класса, группы). Данный барьер характерен для начинающих педагогов, которые хорошо владеют учебным материалом, но их пугает сама мысль контакта с детьми.
- Барьер отсутствия контакта. Заключается в том, что педагог действует «автономно» от детского коллектива, в то время как необходимо быстро и оперативно организовать взаимодействие с детьми.
- Барьер сужения функций общения. Состоит в том, что педагог сводит процесс общения с детьми исключительно к темам обучения и совершенно упускает из вида значимость социально-личностной функции педагогического общения.
- Барьер негативной установки на детский коллектив. Данный барьер может сформироваться у педагога заочно, до того как он познакомиться с детьми. На формирование мнения влияют отзывы других педагогов, которые имели неудачный опыт взаимодействия с классом (группой).
- Барьер прошлого негативного опыта основан на том, что педагог ранее не смог выстроить эффективные взаимоотношения с детьми, и настроен уже на то, что у него не получится и далее установить контакт с каким-либо детским коллективом.
- Барьер несовпадения установок, основан на том, что педагог приходит в детский коллектив с интересным замыслом, а дети воспринимают его равнодушно. Такое отношение вызывает у педагога гнев или раздражение.
- Барьер боязни педагогических ошибок заключается в том, что педагог боится опоздать на урок, оговориться, показаться глупым, не уложиться во время занятия и т.д.
- Барьер подражания основан на том, что молодой педагог еще не выработал собственную установку поведения, и он подражает манерам другого педагога. Механический перенос чужого стиля общения на собственную педагогическую индивидуальность невозможен.
Способы преодоления барьеров в педагогическом общении
Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:
- При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.
- Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.
- Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.
- Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д. Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.
- Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.
- Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения.
- Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
Источник
Барьеры педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот.
Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.
По определению И.А. Зимней, «затруднение, «барьер» общения — это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации».
Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А. Кан-Каликом:
· «барьер» несовпадения установок;
· «барьер» боязни класса;
· «барьер» отсутствия контакта;
· «барьер» негативной установки на класс;
· «барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;
· «барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.);
· «барьер» подражания и др.
Проблема педагогических конфликтов и способы их предупреждения. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия.
Причины педагогических конфликтов. Конфликт между педагогом и учащимся может быть обусловлен множеством различных причин.
В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов:
· противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов;
· наличие внутренних конфликтов;
· отсутствие коммуникативной культуры и т.д.
Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в учебном процессе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности.
С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
1. Объективные причины педагогических конфликтов:
· Противопоставление функционально-ролевых позиций педагога и обучаемого (задача первого — учить, задача второго — учиться).
· Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора педагога, дисциплины, группы, обязательное посещение занятий и т.д.).
· Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).
· Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
· Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
· Социальная нестабильность и др.
2. К субъективным причинам относятся:
· Психологическая несовместимость педагога и учащегося.
· Наличие у преподавателя или обучаемого определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).
· Отсутствие коммуникативной культуры у педагога или ученика.
· Отсутствие интереса к дисциплине.
· Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного учащегося и предъявляемых к нему требований.
· Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).
· Наличие у преподавателя и учащегося серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
· Несоответствие самооценки учащегося и оценки, данной ему педагогом, и др.
Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.
Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения учащимся тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности.
Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями правил поведения.
Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и педагогов в процессе общения или деятельности.
Различают следующие основные типы педагогических конфликтов:
— Конфликт «ученик – ученик». Большая часть конфликтов среди учащихся возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах.
— Конфликт «ученик – учитель». Межличностные конфликты между учащимися и педагогами возникают, если позиции преподавателя и обучаемого противоположны.
— Конфликт «педагог – педагог». Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности.
Источник
Основные виды барьеров в педагогическом общении
Барьеры педагогического общения — что это такое
Педагогическое общение – это вид межличностного взаимодействия педагога и обучающегося, в процессе которого происходит становление личности и усвоение знаний.
Под барьерами педагогического общения понимают трудности, возникающие в процессе передачи информации от педагога к учащемуся.
Сущностью явления считается возникновение психологического препятствия, нарушающего ход учебного процесса. К причинам явления относят:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- слабое владение учебной информацией со стороны учителя;
- эмоциональное напряжение, связанное с неуверенностью педагога;
- противоречие между знанием и его принятием со стороны ученика;
- негативная реакция на низкую оценку достигнутых результатов.
От наличия или отсутствия барьеров зависит адекватность восприятия учениками передаваемых знаний, их активность или пассивность в ходе учебного процесса. Транслируемая информация может искажаться, терять первоначальный смысл или вовсе теряться.
Основные виды барьеров в педагогическом общении
Все барьеры в педагогическом общении можно условно разделить на две категории. Стандартная классификация включает:
- Проблемы с коммуникацией.
- Трудности психологической природы.
При этом один барьер может относиться к одной из категорий или обладать основными характеристиками обеих.
Основы классификации, понятия основных видов барьеров педагогического общения были определены советским педагогом, бывшим ректором Чечено-Ингушского государственного университета Виктором Абрамовичем Кан-Каликом.
К наиболее распространенным видам в педагогике относят:
- боязнь класса, группы, любого детского коллектива;
- отсутствие взаимодействия с детьми, отстраненная подача материала;
- сужение функционала общения, выстраивание официальных взаимоотношений исключительно в учебном поле;
- предвзятое отрицательное отношение педагога к детскому коллективу, основанное на отзывах коллег, изначально негативная установка;
- опыт неудач в прошлой педагогической деятельности;
- несовпадение установок учителя и учеников, вызывающее гнев, раздражение;
- боязнь ошибиться, показаться некомпетентным.
Для молодых, только начинающих свой педагогический путь учителей характерно подражание более опытным коллегам. Эта тенденция тоже может послужить причиной возникновения барьера между преподавателем и его воспитанниками, так как механический перенос стиля другого человека выглядит неестественным.
Способы преодоления, основные рекомендации
Способы преодоления хорошо известны психологам, занимающимся проблемами начинающих педагогов. Их рекомендации предполагают:
- необходимость доминирования разума над охватывающими в момент затруднения эмоциями;
- использование разнообразных форм общения в соответствии со спецификой детского коллектива, с учетом возраста;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- осознание значимости, важности педагогического общения в становлении личности ребенка;
- недопустимость демонстрации раздражения, гнева, недовольства даже при возникновении конфликтов, управление эмоциями;
- ориентация на позитивные качества детей;
- уважительное отношение к личности каждого воспитанника;
- способность оценивать процесс обучения со стороны ребенка.
Важным условием успеха является способность учителя исключать вертикаль общения, когда педагог, демонстрируя свое превосходство, ставит себя выше учеников.
Меры профилактики психологических затруднений
Особенность психологических затруднений состоит в том, что они возникают незаметно для человека и поэтому на первых этапах часто остаются незамеченными. Здесь важен взгляд со стороны, оценка коллег, руководителей.
В качестве профилактики специалисты рекомендуют следующие меры:
- изучение основных понятий и процессов конфликтологии;
- ознакомление с примерами решения затруднительных ситуаций на практике;
- овладение эффективными инструментами гашения конфликтов;
- знакомство с техниками самоконтроля, развитие в себе таких черт характера, как терпимость, толерантность, вдумчивость.
Важно, чтобы педагог владел различными приемами привлечения внимания, расположения к себе детей, мог комбинировать их, исходя из особенностей детского коллектива, настроения, эмоциональной обстановки.
Исследования показывают, что наибольшее влияние на педагога оказывает первое впечатление от группы, класса. Исходя из него, он выстраивает свою дальнейшую линию поведения. Однако многие психологи считают это неправильным. Более профессиональная схема подразумевает длительное наблюдение, анализ, постоянную коррекцию педагогической деятельности в соответствии с результатами, выводами.
Источник