- 10 психологических барьеров в общении, их причины и способы преодоления
- Барьер негативной установки, или Предвзятое отношение
- Барьер стереотипов
- Барьер психологической защиты
- Барьер характера
- Барьер избирательного слушания
- Барьер возраста/статуса/опыта
- Барьер подмены фактов и чувств
- Барьер эмоционального состояния
- Барьер презрения/отвращения/брезгливости
- Барьер мотивации
- Барьеры общения: виды барьеров и способы от них избавиться
- Суть проблемы
- Виды барьеров
- Коммуникационные
- Взаимодействия
- Восприятия
- Качества характера, создающие проблемы
- Способы вычислить тип барьера
- Рекомендации, которые помогут избавиться
10 психологических барьеров в общении, их причины и способы преодоления
Содержание:
Психологические барьеры в общении – это внутренние проблемы человека, которые мешают установлению контактов с другими людьми. Они препятствуют адекватному восприятию и передаче информации. К барьерам относятся комплексы, страхи, стереотипы и многое другое. Разберем подробнее психологические барьеры, которые встречаются чаще всего.
Барьер негативной установки, или Предвзятое отношение
Представьте: вам предстоит общение с человеком, о котором вы слышали только плохие отзывы. Вы идете на встречу с негативной установкой и предвзятым отношением. Это и есть барьер общения. Как он проявляется на встрече:
- вместо улыбки и позитивного приветствия вы хмуритесь и здороваетесь строгим голосом;
- каждое слово человека воспринимаете в штыки;
- во всем ищете подвох.
А ведь, возможно, те люди, от которых вы слышали плохое, сами были виноваты в том, что общение не заладилось, а перед вами вполне адекватный человек. Но установка сделала свое дело – ваше общение с ним тоже не ладится. Например: собеседник привык всё решать быстро и только по существу, а вы под влиянием установки принимаете его прямые высказывания за грубость и уже обвиняете его в этом.
Что делать: опирайтесь только на свое представление о людях. Если вы еще незнакомы, то придерживайтесь убеждения: «Все люди хорошие. А если это не так, то пусть конкретный человек сам переубедит меня в обратном». Это завещал сам Бог: «Заповедь, которую оставил нам Он, о том и говорит: любящий Бога должен и брата своего любить» (РБО, I Посл. Иоан. 4:21). Под братом здесь подразумевается любой человек – близкий или незнакомый.
Барьер стереотипов
Похож на психологический барьер негативной установки, но в этом случае предвзятое отношение формируется не по отзывам, а по стереотипам или второстепенным ассоциациям. Пример: вы общаетесь с человеком и узнаете, что он работает в организации, о которой вы слышали только плохие отзывы. Ваше отношение к этому человеку тут же становится негативным.
Примеры других популярных стереотипов:
- «Водить машину – не женское дело».
- «Все немцы – враги, наши деды с ними воевали».
- «Эстонцы очень медлительны».
- «В интернете нельзя заработать. А те, кто говорят, что заработали, – шарлатаны».
- «Все спортсмены глупые».
- «Больших денег честным путем не заработаешь» и т. д.
Всё это ошибочные убеждения, которые не только мешают общению и препятствуют развитию личности, но и разжигают войны, конфликты.
Что делать: развивайте гибкость мышления. Не повторяйте за кем-то, а набирайтесь своего опыта — это поможет преодолеть барьер в общении. Разрушайте стереотипы, общаясь с разными людьми, наблюдая за ними и делая свои выводы. Например, на онлайн-марафоне «Я богатая, счастливая и зарабатываю онлайн» мы учим честно зарабатывать в интернете. Это возможно. Если вы примете это, то избавитесь от психологических барьеров в общении с теми, кто тоже умеет зарабатывать в Сети и готов поделиться своими проверенными способами. А пока вы мыслите стереотипами, то даже слушать об этом не станете. И это отдаляет вас от жизни мечты.
Барьер психологической защиты
«Сам не понимаю, почему так грубо ответил», «Я хотел многое сказать, а потом словно язык проглотил» – знакомые выражения? Хорошо, если нет. Некоторые люди в общении придерживаются принципов «Лучшая защита – это нападение» или «Притворись, что тебя нет». Они грубят или молчат, чтобы защитить себя. За этим скрываются внутренние проблемы: неуверенность, комплексы, страхи. Среди страхов часто встречаются такие:
- «А вдруг меня отвергнут?»
- «А если меня неправильно поймут?»
- «Меня обязательно раскритикуют».
- «Надо мной будут смеяться» и подобные.
Некоторые люди в принципе боятся социальных контактов. Они даже не могут точно сформулировать свой страх. И это тоже становится барьером в общении между людьми.
Что делать: наблюдать за собой и отслеживать мысли, которые появляются перед неадекватными реакциями в общении. Важно понять, какая внутренняя проблема мешает именно вам, и проработать ее.
Барьер характера
Каждый человек уникален. У каждого есть свои достоинства и недостатки, особенности. Всё это, конечно, отражается на общении. Если у вас есть заостренные, ярко выраженные отдельные черты характера, например театральность в поведении и речи, то это может стать барьером между вами и другими людьми. Не всем нравится общаться с тем, кто всегда «играет на публику». А еще бывают особенности темперамента, которые тоже становятся психологическими барьерами, например вспыльчивость меланхолика или задумчивость и безэмоциональность флегматика.
Что делать: разобраться в себе, принять все свои особенности, достоинства и недостатки. Подумайте, какие из них мешают в общении, как это можно исправить. В рамках этой статьи нельзя дать универсальный алгоритм – нужно разрабатывать индивидуальный план. Если хотите развить свои лучшие стороны, то запишитесь на курс «Как определить свои таланты и сильные стороны личности». С его помощью вы познаете себя и поймете, как управлять своими особенностями.
Барьер избирательного слушания
«Ты слышишь только то, что хочешь услышать» – обвиняет один человек другого. И, возможно, он прав, если у собеседника есть барьер избирательного слушания. Люди склонны искать подтверждение своим словам или опровержение тому, что они не могут принять. Одни люди отказываются воспринимать любую новую информацию. Другие что-то готовы принять, а что-то нет. Например, не умеют признавать свои ошибки и поэтому игнорируют любую информацию, указывающую на них. В любом случае это еще один защитный механизм психики. Так мозг пытается удержать человека в зоне комфорта, сохранить его чувство безопасности и веру в себя.
Что делать: будьте открыты новому опыту. За психологической негибкостью часто стоят страхи и комплексы. Например, как мы уже сказали, неспособность признавать свои ошибки и страх ошибки. Определите, что ограничивает ваше восприятие. Почему вы не готовы слышать разные мнения и воспринимать мир целостно. С этим и нужно работать.
Барьер возраста/статуса/опыта
Некоторые люди предпочитают посещать врачей только с большим опытом работы. Если они идут к начинающим специалистами, то общаются с ними несколько предвзято и недоверчиво. Некоторые даже могут прямо сказать: «Да чему этот психолог может меня научить! Я его на 20 лет старше, уж, наверное, побольше понимаю в жизни». Это пример психологического барьера опыта.
Аналогично работают другие похожие виды барьеров общения:
Пример из жизни
Пожилой человек говорит молодому: «Да что бы ты понимал. Еще учить меня будешь! Я старше, а значит, умнее и мудрее».
Один человек говорит другому: «Понимаешь, мне нужны только полезные связи. Я общаюсь только со статусными людьми. А ты, хоть и говоришь, что успешен, но по тебе не скажешь – машина какая-то простенькая, одет тоже скромно».
Барьер семейного положения
Один человек говорит другому: «Всем раздаешь советы о личной жизни, а сам-то все одинок. Ты уж извини, но я тебя слушать не буду».
Но ведь на самом деле статус, возраст, опыт или что-то еще значат не так много и почти ничего не говорят о человеке. Младшее поколение может научить старшее чему-то новому, полезному и интересному. Если человек живет скромно, но при этом предлагает курсы о заработке, то это не означает, что его курсы бесполезные. Возможно, материальные блага не представляют для него такой ценности, он занимается благотворительностью, вкладывается в свое духовное развитие.
Что делать: старайтесь меньше оценивать себя и других, быть непредвзятым, работать с фактами. Например, житейская психология и научная психология – это разные вещи. Да, клиент психолога может быть мудрее с точки зрения житейской философии, но психолог знает все тонкости психологии с точки зрения науки. Важно помнить об этом во всех подобных спорных вопросах. И помните, что кто-то так же может осудить и вас. Поэтому опирайтесь на мудрость Духовной Экономики: «Не судите, чтобы и вас не судили. Так же, как вы судите других, будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам» (NRT, Матф., 7:1–2).
Барьер подмены фактов и чувств
Иногда в общении люди реагируют не на факты и слова оппонента, а на чувства, которые эти слова вызвали. Например, один человек сделал другому уместное замечание, но тот не умеет принимать критику, поэтому мгновенно обиделся и рассердился (это напомнило ему, как в детстве мама часто критиковала его). Объективная критика – это нейтральный факт. Но человек поддался чувствам и отвечает собеседнику: «Не нравится – делай сам». Разговор закончен, сотрудничество зашло в тупик. А если бы человек ответил не на чувства, а на слова собеседника, то это выглядело бы так: «Да, справедливое замечание. Спасибо, что заметил. Подскажи, пожалуйста, как это исправить».
Что делать: развивайте навык управления эмоциями. Учитесь управлять своими чувствами и отделять их от сути. Выполните прямо сейчас психологическое упражнение: вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы отреагировали на чувства, а не на факты, и разберитесь в ней. Доберитесь до фактов и ответьте сами себе на них. Повторяйте это упражнение каждый день.
Барьер эмоционального состояния
Вспомните, как вы общаетесь, когда чувствуете себя плохо физически или душевно. Например, при болезни или душевной усталости многие люди становятся раздражительными. Некоторые в состоянии гнева или горя срываются на первого, кто попадется под руку. Люди в состоянии стыда или вины склонны соглашаться с собеседником, подавлять себя и уступать. А бывает, что человек просто встал не с той ноги и из-за плохого настроения грубит окружающим или не идет на контакт. Всё это примеры барьера эмоционального состояния. То есть что-то или кто-то выбил человека из колеи, и это отражается на общении.
Что делать: старайтесь не вступать в важные обсуждения, когда находитесь в уязвимом состоянии. Если разговора нельзя избежать, то предупредите собеседника, что вы плохо себя чувствуете. И попросите не принимать на личный счет возможные неадекватные реакции. Но не используйте это как оправдание. Работайте над собой. Если понимаете, что не можете сохранять самообладание, то скажите: «Давай перенесем разговор? У меня сейчас нет сил на это». И, конечно, важно своевременно прорабатывать негативные состояния, выражать эмоции, а не подавлять и накапливать их.
Если вы сейчас находитесь в уязвимом состоянии, то освойте практику ресурсного состояния «Птица». Вы научитесь расслабляться и восстанавливать силы за 15 минут.
Барьер презрения/отвращения/брезгливости
Причина возникновения: человек неприятен внешне. Например, некоторые люди разговаривают высокомерно и с брезгливостью с теми, кто, по их мнению, выглядит неопрятно. Кто-то презирает людей с татуировками. Кто-то способен оскорбить инвалида и т. д. Суть психологического барьера в том, что человек судит по внешности и даже не успевает разглядеть содержание собеседника.
Почему это происходит:
- одни люди в принципе не могут принимать особенности других, потому что и в себе что-то не принимают;
- другие предвзято относятся к конкретной особенности, например презирают алкоголиков – они не видят в них больных, а видят слабых и ленивых людей и вместо того, чтобы проявить понимание и поддержать, критикуют, обвиняют, оскорбляют.
Такое отношение к кому-то или чему-то связано с личными убеждениями, мировоззрением. А иногда и с личными проблемами. Например, негативное отношение к алкоголю может быть связано с детскими воспоминаниями об отце-алкоголике и обиде на него.
Что делать: определите, что конкретно вы не принимаете, презираете. Подумайте: может быть, это есть в вас или в ком-то из близких, но вы переносите это на других людей. Или, может быть, родители внушили вам ошибочную установку, например, о том, что все бездомные – это плохие люди. Или за брезгливостью спрятан страх. Например, некоторые люди, которые боятся набрать вес, негативно относятся к полным людям. А также не забывайте, что всё это упирается в оценку других и их осуждение. Но разве люди могут судить кого-то, а тем более осуждать? Нет. Вспомним слова из Духовной Экономики: «Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены» (РБО, Лук. 6:37). А значит, будьте добрее не только к остальным, но и к себе.
Барьер мотивации
Разберем на примере из жизни. Один человек преследует только личные цели и интересуется личной выгодой, а другой хочет качественно выполнить рабочую задачу, продвинуть сам проект. В какой-то момент первый собеседник говорит второму: «Честно, мне всё равно, что будет с этой конторой. Ты скажи вот что: моя часть работы на этом окончена?» И каждый раз в общении он подчеркивает это.
Что делать: будьте откровенны и сразу говорите об истинных намерениях. Избегайте недосказанности, не думайте в духе: «Мог бы догадаться». Барьер мотивации – один из немногих, который лучше обойти, а не убирать. Если у вас с кем-то разная мотивация, то вам просто не по пути.
Особенность психологических барьеров в общении в том, что многие люди не замечают их. Первый и главный шаг в борьбе с ними – осознание проблемы. Если окружающие всё чаще говорят, что с вами трудно общаться, или вы заметили, что с вами стали меньше общаться, то это повод задуматься. Если у вас не получается построить личную жизнь или продвинуться по карьерной лестнице, то, возможно, дело в барьерах. Не бывает так, чтобы все и всё вокруг было плохим, а человек идеальным. Если жизнь не складывается, то нужно заглянуть внутрь себя. И если проблема есть, то над ней нужно работать. А если вам тяжело сделать это самостоятельно, то запишитесь на курс «Сам себе психолог 2.0. Диагностика жизни по методу людей из топ—100 Forbes». С его помощью вы разберетесь в себе, найдете и устраните негативные установки и барьеры, расставите приоритеты в жизни и поймете, куда двигаться. В результате этого вы станете успешным и счастливым человеком.
Получите тренинг бесплатно, после регистрации на сайте
Источник
Барьеры общения: виды барьеров и способы от них избавиться
Барьеры общения – преграды, которые мешают полноценно обмениваться информацией, понимать собеседника. Если у человека возникают такие барьеры – необходимо определить их тип и устранить. Для этого созданы специальные техники.
Суть проблемы
Барьеры – специфические препятствия, которые приводят к искажению смысла слов в ходе коммуникации. Общение становится менее эффективным, возникает напряжение и отрицательные эмоции. Часто эти барьеры становятся причиной конфликтов. Преграды бывают психологическими и физиологическими. Первые связаны с тонкостями человеческой психики. А вторые проявляются вследствие физиологических нарушений у одного или всех собеседников (плохое зрение, глухота, проблемы артикуляции).
Виды барьеров
В современной психологии выделяют три разновидности психологических барьеров: коммуникационные, взаимодействия, восприятия.
Коммуникационные
Коммуникативные барьеры связаны с неспособностью собеседников (или одного из них) выражать мысли логично, доступно, четко и вежливо. В этом случае значение имеют словарный запас, техника речи и характер человека. К коммуникационным барьерам относят:
- семантический (одни и те же термины люди понимают по-своему; преодолеть эту преграду можно, подбирая понятные для партнера слова; стоит уточнять, что означает использованный термин);
- логический барьер (неумение выразить идеи логично и понятно; важно набраться терпения, переспрашивать);
- нарушения речи (мешают восприятию информации, но изменить речь трудно, лучше к ней приспособиться);
- неумение слушать (спутник перебивает, «переключается» на собственные мысли; компенсировать чужой недостаток можно собственным искусством речи);
- барьер модальностей (важно уметь определять основной канал восприятия у собеседника; это делает людей терпимее, позволяет найти подходящий способ общения с конкретным спутником, делает общение эффективным);
- барьер характера (важно сдерживаться, чтобы характеры партнеров не привели к сложностям и конфликтам; темпераментные люди считаются неудобными собеседниками);
- невежливость (мешает деловой коммуникации; пресекать невоспитанность лучше всего собственным спокойствием; важно помнить цель общения – взаимодействие, а не разногласия; не стоит отвечать резко – это приведет к стычке; собеседника «отрезвит» холодный и нейтральный тон);
- несовпадение словарного запаса (эта смысловая преграда возникает из-за интеллектуальных, психологических, культурных различий спутников; нужно переспрашивать, объяснять трудные термины, подбирать более понятные слова и комментировать свои идеи);
- языковые преграды (стороны взаимодействуют на разных языках или по-разному владеют одним языком).
Взаимодействия
Этот тип преград возникает во время общения. Большую роль играет внутренний мир собеседника: его образованность, моральный уровень, стиль общения. Выделяют такие барьеры:
- мотивационный (появляется, если у собеседников разные мотивы взаимодействия; один может стремиться к быстрой прибыли, а другой – желать развития общего бизнеса; партнерам стоит сразу обсудить и согласовать цели, иначе совместная деятельность обречена на провал);
- некомпетентности (некомпетентность одной из сторон раздражает вторую сторону, появляется чувство досады; если человек разбирается в вопросе частично – можно спокойно сообщить ему нужную информацию; не стоит делать это демонстративно);
- этический (моральная несовместимость собеседников; не стоит перевоспитывать или упрекать человека, это приведет к раздору; лучше прекратить контакт или искать компромисс);
- стилевой (стили общения бывают разными; это связано с темпераментом, профессией, воспитанием, социальным положением человека; стиль общения может быть доброжелательным, жестким, нейтрально-деловым; цель коммуникации играет большую роль: самоутверждение, принуждение, сотрудничество, поддержка собеседника; важно осознать, что манера общения – выражение глубинных качеств, поэтому изменить ее трудно, лучше адаптироваться и принять).
Восприятия
Барьеры восприятия связаны с первым впечатлением партнеров, с их предрассудками. Эти преграды возникают в момент вступления в контакт. Среди них выделяют:
- эстетический (с неопрятным партнером трудно взаимодействовать);
- барьер социальных положений (препятствует комфортной коммуникации; особенно если это подчиненный, который привык бояться начальника; чтобы устранить этот комплекс, стоит проговаривать: «Начальник – просто человек со всеми человеческими слабостями, причин для страха нет. Моя речь будет спокойной, ведь я уважаю свой труд и себя. Шеф это почувствует»).
- отрицательных эмоций (с расстроенной личностью непросто общаться; не стоит принимать грубые интонации на свой счет; следует перед встречей узнать, какое настроение у ее участников; иногда лучше перенести беседу, чем неэффективно тратить время; если встреча обязательно должна состояться – перед деловым разговором нужно позаботиться об эмоциональном состоянии собеседника);
- состояния здоровья (наблюдательный человек заметит недомогание партнера и сократит время контакта, чтобы не переутомлять его);
- психологической защиты (если закрытость и агрессивность сотрудника являются его защитной реакцией – стоит поменять отношение к коллеге; ведь он «отзеркаливает» негативное отношение к себе; постепенно контакт наладится);
- установки (у человека могут сформироваться отрицательные установки к партнеру или компании; нет смысла уговаривать агрессивно настроенного человека; нужно спокойно воспринять неприязнь, увидеть в ней невежество и плохую осведомленность; это поможет оградиться от негатива; постепенно мнение партнера изменится);
- барьер двойника (человек склонен судить об окружающих по себе, ждет от спутника поступков, характерных для себя; следует помнить об этом феномене и не проецировать на коллег собственные качества);
- барьер ошибочных стереотипов (проявляется в недоверии, скептическом отношении; такой человек отталкивается от негативного опыта; важно пересиливать себя и анализировать объективно каждую ситуацию).
Качества характера, создающие проблемы
На первое место можно поставить гордыню, ведь остальные качества – производные от нее. Эта черта проявляется в возвышении себя и снисходительном отношении к окружающим. Контактируя с гордецом, человеку приходится сдерживаться, чтобы избежать конфликтов.
Хвастовство – способ самоутверждения. За этой чертой может скрываться неуверенность, потребность в похвале. Хвастливые личности часто бывают тщеславными. Это следующая отрицательная черта. Тщеславный человек зависит от лести, чужого мнения. Он верит в свою значимость, только если видит одобрение окружающих. Важно научиться хвалить себя, ведь льстецы редко бывают искренними. Их цель – манипулирование тщеславным человеком.
Властолюбие выражается в неприятии чужих мнений и желаний. Это болезненная потребность контролировать окружающих. Чтобы плодотворно общаться с властолюбивым человеком, нужно уметь четко аргументировать позицию. В первую очередь властолюбец подавляет неуверенных личностей.
Вспыльчивость – неспособность осознавать свои эмоции, контролировать их. Вспыльчивая личность замечает последствия эмоционального «взрыва» после его окончания. Собеседникам такого человека приходится проявлять особенное спокойствие, не «отзеркаливать» грубые слова противоположной стороны.
Способы вычислить тип барьера
Нужно проанализировать свои переживания и реакции партнера. Коммуникационные преграды связаны не с содержанием диалога, а с особенностями речи: логикой повествования, словарным запасом, четкостью произнесения слов.
Преграды взаимодействия возникают в ходе общения. В этом случае одну из сторон не устраивает моральный облик, уровень знаний и характер партнера. Барьеры восприятия – стереотипы, ожидания. Если психологическая преграда возникла слишком быстро или еще до общения – это барьер восприятия.
Визуально напряжение между спутниками проявляется через язык тела. Обращают внимание на:
- мимику (напряженное лицо, улыбка не соответствует выражению глаз);
- позу (закрытая поза – спутник отворачивается, скрещивает конечности; излишняя расслабленность и рассеянность также считаются признаками психологической закрытости);
- жестикуляцию (резкие движения; невольно сжатые кулаки);
- выражение глаз (отсутствующий, «бегающий» или длительный взгляд).
Рекомендации, которые помогут избавиться
Существуют проверенные способы преодоления преград в общении. К ним относятся:
- «имя собственное» (важно произносить имя спутника; такое внимание помогает человеку самоутвердиться; это расслабляет, вызывает доверие);
- «зеркало отношений» (выражается в теплой улыбке, доброжелательном тоне и участливом выражении лица; у спутника возникает ощущение защищенности);
- «золотые слова» (комплименты создают иллюзию совершенствования, появляется чувство удовлетворенности);
- «терпеливый слушатель» (внимательное выслушивание жалоб человека);
- «личная жизнь» (стоит проявить внимание к внутреннему миру и увлечениям спутника; после этого человек «открывается», общается активнее).
Некоторые барьеры можно устранить, а остальные – умело обойти. Важно проявлять терпение, внимательность и участливость.
Источник