- Барьеры общения: виды барьеров и способы от них избавиться
- Суть проблемы
- Виды барьеров
- Коммуникационные
- Взаимодействия
- Восприятия
- Качества характера, создающие проблемы
- Способы вычислить тип барьера
- Рекомендации, которые помогут избавиться
- Барьеры общения и способы их преодоления
- Причины возникновения барьеров в общении
- Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления
- Готовые работы на аналогичную тему
- Другие барьеры общения и пути их устранения
Барьеры общения: виды барьеров и способы от них избавиться
Барьеры общения – преграды, которые мешают полноценно обмениваться информацией, понимать собеседника. Если у человека возникают такие барьеры – необходимо определить их тип и устранить. Для этого созданы специальные техники.
Суть проблемы
Барьеры – специфические препятствия, которые приводят к искажению смысла слов в ходе коммуникации. Общение становится менее эффективным, возникает напряжение и отрицательные эмоции. Часто эти барьеры становятся причиной конфликтов. Преграды бывают психологическими и физиологическими. Первые связаны с тонкостями человеческой психики. А вторые проявляются вследствие физиологических нарушений у одного или всех собеседников (плохое зрение, глухота, проблемы артикуляции).
Виды барьеров
В современной психологии выделяют три разновидности психологических барьеров: коммуникационные, взаимодействия, восприятия.
Коммуникационные
Коммуникативные барьеры связаны с неспособностью собеседников (или одного из них) выражать мысли логично, доступно, четко и вежливо. В этом случае значение имеют словарный запас, техника речи и характер человека. К коммуникационным барьерам относят:
- семантический (одни и те же термины люди понимают по-своему; преодолеть эту преграду можно, подбирая понятные для партнера слова; стоит уточнять, что означает использованный термин);
- логический барьер (неумение выразить идеи логично и понятно; важно набраться терпения, переспрашивать);
- нарушения речи (мешают восприятию информации, но изменить речь трудно, лучше к ней приспособиться);
- неумение слушать (спутник перебивает, «переключается» на собственные мысли; компенсировать чужой недостаток можно собственным искусством речи);
- барьер модальностей (важно уметь определять основной канал восприятия у собеседника; это делает людей терпимее, позволяет найти подходящий способ общения с конкретным спутником, делает общение эффективным);
- барьер характера (важно сдерживаться, чтобы характеры партнеров не привели к сложностям и конфликтам; темпераментные люди считаются неудобными собеседниками);
- невежливость (мешает деловой коммуникации; пресекать невоспитанность лучше всего собственным спокойствием; важно помнить цель общения – взаимодействие, а не разногласия; не стоит отвечать резко – это приведет к стычке; собеседника «отрезвит» холодный и нейтральный тон);
- несовпадение словарного запаса (эта смысловая преграда возникает из-за интеллектуальных, психологических, культурных различий спутников; нужно переспрашивать, объяснять трудные термины, подбирать более понятные слова и комментировать свои идеи);
- языковые преграды (стороны взаимодействуют на разных языках или по-разному владеют одним языком).
Взаимодействия
Этот тип преград возникает во время общения. Большую роль играет внутренний мир собеседника: его образованность, моральный уровень, стиль общения. Выделяют такие барьеры:
- мотивационный (появляется, если у собеседников разные мотивы взаимодействия; один может стремиться к быстрой прибыли, а другой – желать развития общего бизнеса; партнерам стоит сразу обсудить и согласовать цели, иначе совместная деятельность обречена на провал);
- некомпетентности (некомпетентность одной из сторон раздражает вторую сторону, появляется чувство досады; если человек разбирается в вопросе частично – можно спокойно сообщить ему нужную информацию; не стоит делать это демонстративно);
- этический (моральная несовместимость собеседников; не стоит перевоспитывать или упрекать человека, это приведет к раздору; лучше прекратить контакт или искать компромисс);
- стилевой (стили общения бывают разными; это связано с темпераментом, профессией, воспитанием, социальным положением человека; стиль общения может быть доброжелательным, жестким, нейтрально-деловым; цель коммуникации играет большую роль: самоутверждение, принуждение, сотрудничество, поддержка собеседника; важно осознать, что манера общения – выражение глубинных качеств, поэтому изменить ее трудно, лучше адаптироваться и принять).
Восприятия
Барьеры восприятия связаны с первым впечатлением партнеров, с их предрассудками. Эти преграды возникают в момент вступления в контакт. Среди них выделяют:
- эстетический (с неопрятным партнером трудно взаимодействовать);
- барьер социальных положений (препятствует комфортной коммуникации; особенно если это подчиненный, который привык бояться начальника; чтобы устранить этот комплекс, стоит проговаривать: «Начальник – просто человек со всеми человеческими слабостями, причин для страха нет. Моя речь будет спокойной, ведь я уважаю свой труд и себя. Шеф это почувствует»).
- отрицательных эмоций (с расстроенной личностью непросто общаться; не стоит принимать грубые интонации на свой счет; следует перед встречей узнать, какое настроение у ее участников; иногда лучше перенести беседу, чем неэффективно тратить время; если встреча обязательно должна состояться – перед деловым разговором нужно позаботиться об эмоциональном состоянии собеседника);
- состояния здоровья (наблюдательный человек заметит недомогание партнера и сократит время контакта, чтобы не переутомлять его);
- психологической защиты (если закрытость и агрессивность сотрудника являются его защитной реакцией – стоит поменять отношение к коллеге; ведь он «отзеркаливает» негативное отношение к себе; постепенно контакт наладится);
- установки (у человека могут сформироваться отрицательные установки к партнеру или компании; нет смысла уговаривать агрессивно настроенного человека; нужно спокойно воспринять неприязнь, увидеть в ней невежество и плохую осведомленность; это поможет оградиться от негатива; постепенно мнение партнера изменится);
- барьер двойника (человек склонен судить об окружающих по себе, ждет от спутника поступков, характерных для себя; следует помнить об этом феномене и не проецировать на коллег собственные качества);
- барьер ошибочных стереотипов (проявляется в недоверии, скептическом отношении; такой человек отталкивается от негативного опыта; важно пересиливать себя и анализировать объективно каждую ситуацию).
Качества характера, создающие проблемы
На первое место можно поставить гордыню, ведь остальные качества – производные от нее. Эта черта проявляется в возвышении себя и снисходительном отношении к окружающим. Контактируя с гордецом, человеку приходится сдерживаться, чтобы избежать конфликтов.
Хвастовство – способ самоутверждения. За этой чертой может скрываться неуверенность, потребность в похвале. Хвастливые личности часто бывают тщеславными. Это следующая отрицательная черта. Тщеславный человек зависит от лести, чужого мнения. Он верит в свою значимость, только если видит одобрение окружающих. Важно научиться хвалить себя, ведь льстецы редко бывают искренними. Их цель – манипулирование тщеславным человеком.
Властолюбие выражается в неприятии чужих мнений и желаний. Это болезненная потребность контролировать окружающих. Чтобы плодотворно общаться с властолюбивым человеком, нужно уметь четко аргументировать позицию. В первую очередь властолюбец подавляет неуверенных личностей.
Вспыльчивость – неспособность осознавать свои эмоции, контролировать их. Вспыльчивая личность замечает последствия эмоционального «взрыва» после его окончания. Собеседникам такого человека приходится проявлять особенное спокойствие, не «отзеркаливать» грубые слова противоположной стороны.
Способы вычислить тип барьера
Нужно проанализировать свои переживания и реакции партнера. Коммуникационные преграды связаны не с содержанием диалога, а с особенностями речи: логикой повествования, словарным запасом, четкостью произнесения слов.
Преграды взаимодействия возникают в ходе общения. В этом случае одну из сторон не устраивает моральный облик, уровень знаний и характер партнера. Барьеры восприятия – стереотипы, ожидания. Если психологическая преграда возникла слишком быстро или еще до общения – это барьер восприятия.
Визуально напряжение между спутниками проявляется через язык тела. Обращают внимание на:
- мимику (напряженное лицо, улыбка не соответствует выражению глаз);
- позу (закрытая поза – спутник отворачивается, скрещивает конечности; излишняя расслабленность и рассеянность также считаются признаками психологической закрытости);
- жестикуляцию (резкие движения; невольно сжатые кулаки);
- выражение глаз (отсутствующий, «бегающий» или длительный взгляд).
Рекомендации, которые помогут избавиться
Существуют проверенные способы преодоления преград в общении. К ним относятся:
- «имя собственное» (важно произносить имя спутника; такое внимание помогает человеку самоутвердиться; это расслабляет, вызывает доверие);
- «зеркало отношений» (выражается в теплой улыбке, доброжелательном тоне и участливом выражении лица; у спутника возникает ощущение защищенности);
- «золотые слова» (комплименты создают иллюзию совершенствования, появляется чувство удовлетворенности);
- «терпеливый слушатель» (внимательное выслушивание жалоб человека);
- «личная жизнь» (стоит проявить внимание к внутреннему миру и увлечениям спутника; после этого человек «открывается», общается активнее).
Некоторые барьеры можно устранить, а остальные – умело обойти. Важно проявлять терпение, внимательность и участливость.

Источник
Барьеры общения и способы их преодоления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Барьер общения – это психологический феномен, представляющий собой трудности, которые проявляются в процессе общения коммуникатора и реципиента. Зачастую они могут стать поводом для конфликта или препятствием для взаимопонимания и взаимодействия.
Причины возникновения барьеров в общении
Одна из причин неэффективности делового общения представляет собой существование барьеров в коммуникации. Причины их возникновения включают:
- Психологические особенности партнеров (например, разница в интеллектуальном уровне, темпераменте, мышлении и др.);
- Социальные, политические, религиозные, национальные различия, разный уровень образования;
- Различия в словарном запасе и лексиконе;
- Различное знание предмета обсуждения.
С проблемами в общении сталкивался почти каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это предполагает то, что причины барьеров разные и могут присутствовать в жизни каждого. Они могут осознаваться или не осознаваться людьми, вступающими в общение. От этого в большей степени зависит то, насколько быстро человек способен заметить, что у него проблема и то, как он сможет их решить. Коммуникативные барьеры могут быть также надуманными одним или несколькими собеседниками.
Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления
Барьеры общения представляют собой препятствия в ходе коммуникации, которые имеют отношение к обмену информацией между собеседниками. Среди самых распространенных барьеров можно выделить:
Семантический барьер возникает, когда 2 человека под одинаковыми понятиями подразумевают абсолютно разные вещи. Он возникает почти всегда и везде, так как люди очень по-разному понимают многие вещи. По этой причине, разговаривая на одну и ту же тему, мы можем говорить о разном, сталкиваясь с непониманием друг друга.
Готовые работы на аналогичную тему
Для разрушения этого барьера нужно хорошо понимать партнера и его картину мира, которая представлена смыслами, вкладываемыми в разные категории. Если возникают возможные неточности, нужно подробно объяснить, что вы имеете в виду. Также в беседе важно стараться использовать понятные для собеседника слова и их сочетания.
Фонетический барьер заключается в плохой технике речи. В этом случае не понятно, что говорит собеседник. Это мешает воспринимать сообщаемые им сведения. Если интерес в общении с таким человеком присутствует, то необходимо приспособиться к его манере говорить. Можно изредка переспрашивать в непонятных местах.
Если происходит неформальное или дружеское общение, то можно в мягкой форме донести до собеседника, что понять его сложно из-за некоторых особенностей речи. Здесь по возможности он может подстроиться и скорректировать данные недостатки.
Логический барьер представляет собой неумение индивида выражать собственные мысли. В речи таких людей путаются причинно-следственные связи, некоторые понятия подмениваются.
Если пришлось общаться с таким собеседником, то необходимо набраться терпения: слушать его очень внимательно и задавать вопросы, что поможет получить необходимые сведения. Любой человек, обнаруживший у себя подобную особенность, должен постараться от нее избавиться. Существует несколько советов для таких людей:
- послушать, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели,
- прочитать литературу по логике,
- записаться на курсы ораторского мастерства,
- попросить друзей дать обратную связь с рекомендациями и др.
Другие барьеры общения и пути их устранения
У каждого человека есть характер, при этом некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Личностный барьер заключается в том, что у кого-то эти черты настолько заострены, что даже сам характер может представлять собой барьер.
Особенности данного барьера могут быть связаны с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Так, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость способна в определенных ситуациях раздражать партнеров по общению.
Барьеры взаимодействия связаны с взаимодействием с человеком в процессе общения. Они возникают из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в точках зрения собеседников присутствуют существенные различия.
Мотивационный барьер проявляется при наличии разных мотивов вступления в контакт у партнеров по общению. Например, человек хочет получить поддержку от подруги, а она желает, чтобы вы обсудили ее новую прическу. Здесь человек может столкнуться с непониманием, а партнеры часто по этой причине ссорятся. Для исключения подобный ситуаций важно сразу прояснить друг другу, что вы хотите получить в ходе общения.
Барьер некомпетентности можно часто встретить в совместной работе. Человека может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные глупости для вас. Все это вызывает злость, досаду и чувство, что вы потеряли время. Существует 2 варианта решения – либо постепенное подталкивание человека к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчивое объяснение), либо сворачивание общения. Выбор будет зависеть в основном от целей.
Этический барьер находит проявление при несовместимости нравственных позиций партнеров. Здесь важно не пытаться заниматься перевоспитанием или высмеиванием собеседника. Гораздо более эффективно свернуть общение или попытаться найти взаимовыгодный компромисс, особенно если у вас предусмотрена какая-то важная общая цель.
Причина проявления барьера стилей общения состоит в том, что у каждого человека своя уникальная манера, которая зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и прочих факторов. Как правило, ее формирование — это достаточно длительный процесс, а впоследствии ее становится сложно менять.
Стиль общения состоит из основного мотива (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка), отношения к другим людям (доброта, терпимость, жестокость), отношения к себе и характера воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры). Часто стиль общения другого человека приходится просто принимать, так как поменять его сложно, а общаться необходимо.
Источник