Банкротство как способ реорганизации

Содержание
  1. Реорганизация юридического лица
  2. Реорганизация – передача прав и обязанностей
  3. 5 способов для реорганизации юрлица
  4. Реорганизация шаг за шагом
  5. Шаг 1. Постановка цели
  6. Шаг 2. Обращение в ПФР
  7. Шаг 3. Извещение налогового органа
  8. Шаг 4. Информирование контрагентов
  9. Шаг 5. Уведомление через СМИ
  10. Шаг 6. Инвентаризация
  11. Шаг 7. Промежуточный отчет
  12. Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа
  13. Шаг 9. Создание новых уставных документов
  14. Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:
  15. Где производить новую регистрацию
  16. Признать реорганизацию недействительной
  17. Когда реорганизацию считать завершенной
  18. Процедура банкротства организации
  19. Конец фирмы. Как правильно проводить процесс банкротства и ликвидации юрлица
  20. Процедура банкротства организации
  21. Сложности процедуры банкротства
  22. Добровольная ликвидация юридического лица
  23. Процедуру банкротства организации нужно доверить профессионалам
  24. Преимущества добровольного проведения процедуры банкротства юридического лица
  25. Банкротство компании: как запустить процедуру, цели, риски, полезные советы
  26. Цели банкротства
  27. Как начинается банкротство
  28. Риски, которые несет банкротство для должника
  29. Частный случай банкротства — упрощенная процедура

Реорганизация юридического лица

Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

В мире бизнеса все процессы очень пластичны и изменчивы. Постоянные перемены характеризуют одну из главных бизнес-черт характера предпринимателей: способность быстро принимать решения и действовать в новых обстоятельствах. Это касается не только физических личностей, но и юридических лиц. ООО или АО может изменить форму своего существования – быть реорганизованным. Что нужно помнить руководителям при осуществлении этого процесса? Как правильно пройти все этапы? Какие нюансы предусматривает законодательство? Разберём эти вопросы.

Реорганизация – передача прав и обязанностей

Юридическое лицо уходит в небытие, но не исчезает, а «превращается» в одну или несколько новых организаций – преемников «материнского» юридического лица. Такие превращения, весьма нередкие в бизнесе, называются реорганизацией. По сути своей, это передача всех полномочий – прав и обязанностей – от исходного к создаваемым юридическим лицам. Этот процесс позволяет помочь избежать банкротства и полной ликвидации компании, лишь переформатируя ее деятельность.

Решить начать реорганизацию может:

  • собственник имущества фирмы;
  • учредители или акционеры;
  • орган, которому такие полномочия дают уставные документы;
  • суд, давший постановление.

СПРАВКА! Воля учредителей по реорганизации вправе быть выражена исключительно с подачи совета директоров (если иного не декларирует Устав). На общем собрании не менее 75% участников должны проголосовать за начало этого процесса.

5 способов для реорганизации юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 возможных видов реорганизации предприятий.

  1. Слияние. Несколько юридических лиц (не менее двух) перестают осуществлять свою деятельность, соединяясь в одно, получающее все обязательства и привилегии исходных.
  2. Присоединение. Одна из организаций останавливает деятельность и передает свои полномочия другой, которая продолжала функционирование и продолжает его в новом формате. Согласие продолжающей действовать организации необходимо, если к ней присоединяются не единичные фирмы, а любые объединения (союзы, ассоциации и т.п.), особенно с крупными активами.
  3. Разделение. Одна компания делит свои права и обязанности между несколькими вновь созданными, а сама уходит в прошлое.
  4. Выделение. «Материнская» организация как бы «отпочковывает» от себя одну или несколько новых, которым и передает часть своих полномочий, сама продолжая действовать по тем, что остались.
  5. Преобразование. Новые организации не возникают, изменения вносятся в правовую форму исходного юрлица. При этом реорганизуемая фирма не может превратиться в свою бизнес-противоположность: АО или ООО нельзя переделать в товарищество или, к примеру, госпредприятие, а коммерческую структуру – в некоммерческую.

При реорганизации акционерных обществ законодательно разрешалось применять еще одну, комбинированную форму изменения организационно-правовых отношений – «выделение/разделение с одновременным присоединением/слиянием».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! До сентября 2014 года при реорганизации ООО можно было применять лишь 1 из перечисленных способов. После законодательной реформы их разрешено произвольно комбинировать, причем не ограничивается количество реорганизуемых компаний и их организационно-правовые формы.

Реорганизация шаг за шагом

Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.

Шаг 1. Постановка цели

На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.

Шаг 2. Обращение в ПФР

Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.

Шаг 3. Извещение налогового органа

Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.

Шаг 4. Информирование контрагентов

В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.

Читайте также:  Способы герниопластики при паховых грыжах

Шаг 5. Уведомление через СМИ

Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).

Шаг 6. Инвентаризация

Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.

Шаг 7. Промежуточный отчет

Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.

Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа

Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.

Шаг 9. Создание новых уставных документов

Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.

Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:

  • вычисление амортизации по активам и основным средствам;
  • списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • закрытие доходно-расходной документации;
  • выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
  • последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.

По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:

  • ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
  • материальные активы;
  • документальные архивы.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Признать реорганизацию недействительной

Такая возможность закреплена законом в сентябре 2014 года. Совершить этот акт можно через суд по инициативе учредителя, не голосовавшего на общем собрании или отдавшего свой голос против реорганизации. Суд постановит, что реорганизация не состоялась, если будет доказано, что:

  • решение о начале процесса не принято установленным порядком или для положительного решения не хватило необходимой части голосов «за»;
  • в документах на регистрацию новых юридических лиц, возникших через реорганизацию, содержатся заведомо недостоверные сведения.

Когда реорганизацию считать завершенной

ООО или АО признается реорганизованным после проведения госрегистрации новых или обновленных юридических лиц. Такой протокол не относится лишь к форме присоединения – по ней реорганизация завершается записью в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемой организации как самостоятельного юридического лица.

Источник

Процедура банкротства организации

Конец фирмы. Как правильно проводить процесс банкротства и ликвидации юрлица

Ни одна компания, начиная свою деятельность, не планирует разоряться. Однако обстоятельства часто оказываются сильнее любых расчетов и смет, а потому следует знать, как провести процедуру банкротства с минимальными потерями для фирмы. Финансовая несостоятельность компании, когда она не может удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме, требует открытия процедуры банкротства. Признать фирму банкротом может только суд, а вот настоять на этой процедуре имеет право как сам собственник умирающего предприятия, то есть должник, так и кредитор или налоговые органы.

Признать организацию банкротом могут в случае, если оно не в состоянии погасить долги по налогам и сборам в течение трех месяцев с момента, когда они должны были быть погашены. При этом сумма задолженности должна составлять не менее 100 тыс. руб.

Процедура банкротства организации

Процедура банкротства организации отнюдь не означает полного разорения, она может быть направлена на сохранение активов организации. То есть адвокаты финансово несостоятельной компании пытаются всячески очистить фирму от долгов, защищая ее при этом от неправомерных действий кредиторов, и ищут возможность продать или реструктуризировать бизнес, чтобы собственник не прибегал к полной ликвидации бизнеса.

Процедуру банкротства организации должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери.

Сложности процедуры банкротства

Кстати, ликвидировать бизнес довольно сложно, особенно если предприятие не первый день на рынке и уже имеет какие-то устойчивые отношения с партнерами и другими структурами. Чем больше сторон заинтересовано в существовании фирмы, тем труднее ее закрыть, поскольку необходимо грамотно прерывать контакты с государственными контролирующими органами, контрагентами, партнерами.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо можно ликвидировать в добровольном порядке по единогласному решению его собственников. В первую очередь о ликвидации необходимо уведомить налоговую инспекцию. Туда следует отправить данные о составе ликвидационной комиссии или ликвидатора, в роли которых обычно выступают учредители компании. При этом нужно опубликовать решение о ликвидации компании, уведомив об этом кредиторов. Следует учитывать, что срок, отведенный на эти действия, ограничен минимальной планкой в два месяца, то есть фирме могут отказать в регистрации ликвидации, если перед тем, как составить и передать в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс, она не выждет положенного срока. Завершает ликвидацию составление окончательного ликвидационного баланса, который ликвидатор должен передать все в ту же налоговую инспекцию. Через пять дней после подачи заявления ликвидатор получает государственное свидетельство о том, что фирма прекратила свое существование.

Читайте также:  Допускается ли выпуклость или вогнутость углового шва соединения выполненного способом уп

Процедуру банкротства организации нужно доверить профессионалам

Кстати, если дела у компании плохи, то об этом обычно подозревают не только собственники, но и партнеры с кредиторами. А потому взыскивать долги они начнут до полного угасания фирмы. Следует знать, что процедура банкротства дает кредиторам шанс приобрести имущество должника по цене значительно ниже рыночной или, например, позволяет сменить все менеджерские структуры организации, которая имеет перед ними определенные финансовые обязательства. Поэтому процедуру банкротства должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери.

Преимущества добровольного проведения процедуры банкротства юридического лица

Провести процедуру банкротства могут предприятия с организационными формами ООО, ОАО и ЗАО. После признания предприятия банкротом оно исключается из единого государственного реестра юридических лиц. Стоит учитывать, что проведение процедуры банкротства зависит от ее инициатора. Если сам должник пошел на этот шаг, то он получает преимущества, к примеру имеет право продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица. К тому же активы компании, которые представляют собой наибольшую ценность, могут быть проданы заранее кому-то из своих, хотя подобные сделки чреваты рисками получить обвинение в преднамеренном или фиктивном банкротстве.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Банкротство компании: как запустить процедуру, цели, риски, полезные советы

В самом общем смысле, банкротство, или несостоятельность — это невозможность компании платить по своим обязательствам. Однако это далеко не ее крах, и может преследовать самые разные цели.

Потому, прежде чем говорить о том, как к банкротству подготовиться, стоит понять, какие цели перед собой ставят в компании, когда собираются начинать ее банкротить. А если ее банкротят кредиторы — то нужно понимать и их цели тоже.

Цели банкротства

У кредиторов цели свои, как правило — удовлетворить свои требования, но бывает и так, что они используют банкротство с целью забрать активы должника. Например, у того есть производственные площади, оборудование, земельные участки.

У должника задача другая — сохранить активы, избавиться от долгов, ликвидировать компанию.

Итак, распишем подробнее цели банкротства для должника :

  • Избавиться от долгов — в результате конкурсного производства требования кредиторов удовлетворят настолько, насколько хватит средств в конкурсной массе. Остальное списывается (за рядом исключений). Средний процент по эффективности взыскания в банкротстве — 3 копейки с каждого рубля требований.
  • Спасти активы — от недобросовестного посягательства кредиторов, которые могут загнать должника в банкротство именно с этой целью.
  • Ликвидировать компанию — особенно с долгами. Банкротство — это единственный законный способ это сделать.
  • Спасти компанию, восстановить ее платежеспособность — в момент введения судом процедуры банкротства (начинается все с наблюдения) в отношении компании приостанавливаются взыскания по исполнительным производствам. Это дает возможность компании продолжать работу и получать доход.

Как не доводить организацию до банкротства? Нужно грамотное планирование как в продажах, так и в налогообложении. С первым вам помогут опытные маркетологи и финансисты, а разобраться с налогами и правовыми рисками помогут специалисты WhiteRock . Индивидуальные консультации и конфиденциальный подход гарантируем.

У кредиторов , как мы уже сказали, цели другие. Вот о них подробнее:

  • Взыскать долги — для этого необязательно проводить процедуру полностью. Например, для некоторых компаний достаточно лишь подать заявление на банкротство, чтобы они начали платить.
  • Завладеть активами или имуществом должника. Само собой, прикрыто это будет взысканием долгов, но по факту цель может быть именно такая.

Как начинается банкротство

Банкротство можно начать как со стороны должника, так и со стороны кредитора. В случае с кредитором, для этого достаточно просуженной и просроченной на три месяца задолженности в размере 300 тысяч рублей. Этого факта для суда достаточно, чтобы решить, что должник несостоятелен, и нужно начинать процедуру банкротства.

Должник вправе подать заявление на банкротство, когда он сам понимает, что компания в ближайшее время не сможет платить по долгам. При этом, есть случаи, когда он обязан это сделать:

  • не хватит денег для всех кредиторов;
  • изъяты средства производства за долги (например, арестованы приставами);
  • решение о банкротстве приняли учредители;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности — не может платить кредиторам.
Читайте также:  Что такое сбыт способы виды методы

Самое интересное, что если заявление на банкротство подает должник — арбитражного управляющего должен выбрать суд. Если кредитор — то кредитор сам выбирает арбитражного управляющего. Как правило, «свой» арбитражный управляющий не является стопроцентным выигрышем для стороны в банкротстве, но дает определенное преимущество.

Обычно на банкротство в отношении самих себя подают через дружественного кредитора.

И отсюда проистекает первый постулат для подготовки к банкротству своей компании (каких бы целей оно не преследовало) — должно быть просуженное судебное решение на сумму, достаточную для начала процедуры, от дружественного кредитора.

Риски, которые несет банкротство для должника

Риски тут самые разные, от потери компании и активов до субсидиарной ответственности. Но так как в банкротстве одна из основных целей (для должника) — это спасение активов от недружественных кредиторов, то стоит этим озаботиться еще до введения процедуры.

Вообще, считается, что подача заявления на банкротство — это уже середина, или конец противостояния кредиторов и должника. А подготовка начинается гораздо раньше.

Например, арбитражный управляющий вправе оспорить все сделки должника за последние три года до начала процедуры . И собрание (или комитет) кредиторов будет от него это требовать. Другое дело, если сделок несколько тысяч, управляющий вряд ли сможет оспорить их все. Более того, если необходимые сделки проведены более, чем за три года — тут он вряд ли что-то сможет оспорить.

Отсюда можно вывести второй постулат при подготовке к банкротству — к процедуре нужно начинать готовиться задолго до ее начала (не за месяц, и даже не за год).

Если говорить о субсидиарной ответственности, которая тоже является риском банкротства — ее еще нужно доказать. Это можно сделать, если доказана прямая связь между поручением контролирующего лица, его исполнением, и тем, что это поручение привело к неплатежеспособности компании. А также, тот факт, насколько каждое из этих лиц было вовлечено в процесс доведения компании до банкротства.

Защита активов, подготовка к банкротству, просчет рисков и защита от субсидиарной ответственности — все это WhiteRock . От нас — практический опыт, уникальность решения, конфиденциальность и команда профессионалов. От вас — понимание, что работа с нашей компанией — это тандем, мы ждем от вас той же открытости и желания сотрудничать.

Частный случай банкротства — упрощенная процедура

Упрощенная процедура банкротства используется как процедура ликвидации организаций с долгами и отсутствием каких-либо средств или имущества для их оплаты.

Начинается она как процедура ликвидации (по ст. 61-64 ГК). Однако на момент составления промежуточного ликвидационного баланса налоговой дается понять, что долгов у компании много, а платить их нечем. После этого ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать заявление в арбитражный суд о введении упрощенной процедуры банкротства.

Здесь важен такой момент: в банкротстве, даже в упрощенном, важно соблюдать неукоснительно все сроки и процедуры. И это тоже нужно учесть при подготовке.

И еще несколько советов при подготовке к банкротству

Кроме стратегических решений, при подготовке в банкротству важны и другие моменты.

1. Бухгалтерская, отчетная документация должны быть в порядке. Арбитражный управляющий, какой бы дружественный он ни был, может их запросить у руководства должника в любой момент. И при их отсутствии подставляться не будет.

К слову сказать, за уничтожение или порчу документов руководителя должника можно привлечь к ответственности по ст. 195 УК. « Пожар » или « затопление соседями » — не помогут.

2. Если руководитель должника понимает, что в ближайшем времени его компания не сможет платить по обязательствам — пора консультироваться со специалистами по банкротству . Потому что в некоторых случаях заявлять на свою компанию о банкротстве — это обязанность. И за несвоевременную подачу такого заявления руководитель несет ответственность.

Да, штраф до 10 тысяч это не так страшно. Дисквалификация до 3-х лет — не смертельно. Но тут возможна и субсидиарка . А вот это уже серьезно.

3. Этот совет не про подготовку, но очень часто им по незнанию пренебрегают. А именно — нельзя при удовлетворении требований кредиторов выбрать кого-то одного, а остальным — «не хватило». Нарушать очередность погашения требований кредиторов тоже нельзя.

Административная ответственность тут выше — до 100 тыс. рублей, остается и вероятность дисквалификации до 3-х лет. И тут субсидиарная ответственность никуда не исчезает, что уже неприятно, но еще хуже — уголовная ответственность (по ст. 195 УК — срок до 3-х лет).

Источник

Оцените статью
Разные способы