Банкноты банка россии способы печати

Способы печати банкнот

Существуют разные способы печати банкнот, каждый из которых направлен на то, чтобы защитить деньги от подделки. При этом каждая банкнота отличается от других за счет основного преобладающего цвета и широкой палитры дополнительных. Все методы нанесения изображений имеют соответствующий оттиск, характеризующийся своими особенностями.

Металлография

Металлографический способ печати – один из самых распространенных среди эмитентов банкнот. Название техники обусловлено использованием металлических форм в виде идеально гладких пластин, на которые методом прессования наносится соответствующее изображение. Форма-образец создается с помощью ручного гравирования и называется оригинальным штемпелем.

При печатании банкнот краска сначала наносится на пластины, заполняя поверхность и выемки с разной интенсивностью. Затем переносится на бумагу, которая вдавливается в пластину мощным прессом, что позволяет получать пробельные и гравюрные элементы. При этом рельефный рисунок создается по обеим сторонам, а его высота определяется глубиной прорезей на пластине. Полученные выпуклости легко определяются на ощупь и визуально под увеличением.

Сам рисунок состоит из большого количества линий, в процессе травления преобразующихся в конечную картинку. Многоцветная металлографическая печать позволяет локально изменять цвета этих линий без смешений и разрывов. Все изображение, включая тончайшие детали, получается максимально четким. Для тиражирования применяется автоматизированная гальваническая линия или высокочастотные устройства.

Металлография бывает двух видов:

  1. Высокая. Предполагает более высокое расположение гравюрных элементов по отношению к пробельным, что создает по краям рисунка особые «бортики», определяемые на ощупь. Этот способ применяется для нанесения серийных номеров на купюры.
  2. Глубокая. Детали рисунка имеют более низкое расположение, чем пробельные части, что позволяет заполняющей форму краске после высыхания оставаться на банкноте утолщенным слоем, создавая более выраженный рельеф. С помощью этого способа наносятся метки для слепых.
Читайте также:  Пробиотик линекс способ применения

Большим преимуществом металлографической печати считается возможность варьировать цветами, получая широкий спектр оттенков и ярких объемных изображений.

Офсетная печать

Основным отличием офсетной печати является расположение гравюрных и пробельных элементов на одной плоскости. При этом их поверхности предварительно обрабатываются разными составами: на пробельные наносится вода, на гравюрные – жировой раствор. В результате одни отталкивают воду и пропитываются краской, другие – впитывают воду, не задерживая краску.

Еще одно отличие заключается в том, какие элементы банкноты наносятся офсетным способом печати. Данный метод применяется для нанесения:

  • фоновой сетки;
  • дополнительных деталей;
  • рисунка на мелких купюрах.

Краски в офсет разделены на 3 группы. Под каждую создается своя форма, с которой краска переносится на поверхность цилиндра, а затем – на бумагу, создавая многоцветное изображение. Цвета при этом накладываются максимально точно, что позволяет получать рисунок высокого качества и четкости. Благодаря одновременному двухстороннему нанесению сразу 4 шаблонов процесс офсетной печати позволяет получать до 8000 листов в час. За счет возможности контролировать подачу чернил по разным каналам создаются очень сложные узоры, которые практически невозможно подделать.

Ирисовый раскат

Ирисовый раскат применяется при офсетной и высокой печати. Данный метод является разновидностью офсета и отличается получением многоцветного изображения с мягкими оттеночными переходами, не имеющими четкого разграничения. Такой эффект достигается за счет смешения красок в процессе прохождения через несколько валиков и последующего создания микроскопических узоров из тончайших линий и черточек.

Такие изображения наносятся на обратную сторону банкноты и имеют шестиугольную форму разных форматов. На отдельных экземплярах одинаковых банкнот градиент может иметь несколько смещенные контуры, что в допустимых пределах не считается дефектом.

Орловская печать

Название этого способа печати произошло от фамилии его создателя – И. Орлова, который в конце XIX века предложил использовать мягкий валик для переноса фрагментов изображений с отдельных промежуточных форм. Затем с этого валика все краски переносились на одну форму с получением полноцветного отображения всего рисунка. В результате появилась возможность выполнения многокрасочной печати в один прогон, исключая при этом получение разрывов линий, наложения цветов между собой и других изъянов. Совмещение красок в непрерывных линиях выполняется с максимальной точностью, а нужная часть изображения создается за один цикл.

С помощью орловской печати нанесена полоска орнамента с левого края лицевой стороны практически всех российских купюр (за исключением 10 рублей). Можно увидеть, что все штрихи очень точно совмещаются, а при просвечивании банкноты закрашенные фрагменты с двух сторон создают новый узор. Повторение такого эффекта без специального оборудования невозможно, а его применение требует получения государственной лицензии. Таким образом, орловская печать на банкнотах обеспечивает высокую защиту и минимизирует возможность подделки.

Тиснение

Тисненый рисунок создается остаточно-деформационными линиями после штамповки бумаги под высоким давлением. Наиболее распространенным является бескрасочное тиснение.

Такое изображение характеризуется наличием четких границ, хорошо просматривается под увеличением или в косо-отраженном свете, а также ощущается при прощупывании пальцами. С помощью тиснения часто наносятся скрытые изображения. В некоторых случаях его выполняют с применением специальной фольги.

Источник

Банкноты банка россии способы печати

Сообщение Shnurok » 05 апр 2018, 12:27:45

СПОСОБЫ ПЕЧАТИ БАНКНОТ

Изготовление банкнот — сложный процесс. Ведь они должны быть изготовлены так, чтобы подделать деньги было невозможно. И начинается этот сложный процесс с изготовления специальной бумаги, во время которого в бумажную массу вводят различные защитные элементы (смотри раздел Средства защиты). Бумажная масса хорошо проклеивается (вот почему деньги, особенно новые, «хрустят»), что делает бумагу еще более прочной — она выдерживает несколько тысяч двойных перегибов. В Австралии в последние годы бумажные деньги начали изготовлять из специального полимерного материала (часто эти деньги называют пластиковыми).

Создание банкноты — это сложная задача, при решении которой необходимо объединить различные и часто противоположные требования: она должна быть надежно защищенным от подделок документом и в то же время произведением искусства. Естественно, в каждой стране свой подход к созданию и изготовлению банкнот.
Ниже, не раскрывая ничьих тайн, опишем некий обобщенный процесс современного изготовления бумажных денег.
За выпуск банкнот, как правило, отвечают Центральные Национальные Банки, поэтому они занимаются проектированием денег. Выбрать тематику изображений (кто из выдающихся людей страны, какие из архитектурных памятников и т.п. должны быть помещены на банкнотах) банку помогает группа консультантов (или специальная комиссия), при этом учитываются также предложения общественности.
Чтобы каждая банкнота отличалась от других, она должна иметь основной преобладающий цвет, в то же время для лучшей защиты в ней обычно используется широкий диапазон цветов. Для этого создаются специальные краски. Например, для английских банкнот четырех номиналов требуются краски более 100 цветов.
Кроме того, вся серия банкнот одного выпуска, состоящая из нескольких купюр различного достоинства, должна иметь общий характер (тип и размер шрифта, цифры, надписи и т. п.). Все это выполняется на крупномасштабных рисунках. При этом все чаще применяется компьютерная технология (особенно для разработки сложных «фоновых» сеток, различных виньеток и орнаментов).

При изготовлении банкнотов используются различные способы печати: металлография .офсетная печать .печать с ирисовым раскатом .орловская печать .высокая печать .красочное или бескрасочное тиснение. Каждому способу нанесения изображения на банкнот соответствует оттиск с характерными для него особенностями.

Металлография – способ глубокой печати, когда краска, заполняющая углубления в печатной форме, под большим давлением переносится на бумагу. При этом бумага вдавливается в углубления. Рельеф, высота которого зависит от глубины формы, образуется с обеих сторон бумаги. Рисунок, выполненный металлографией, выступает над поверхностью бумаги, что определяется на ощупь и хорошо заметно при увеличении. Даже самые тонкие штрихи оттиска отличаются высокой четкостью. Многоцветная металлография характерна локальным изменением цвета линий без их разрыва и сдвига. При офсетной печати краска на бумагу наносится с промежуточного эластичного вала, поэтому бумага не деформируется, красочный оттиск окрашен равномерно, края оттиска менее четки, чем при прочих способах печати. При высокой печати краска переносится на бумагу с выступающих элементов печатной формы под значительным давлением. Красочный оттиск имеет по краям следы выдавливания краски, бумага деформируется. Чаще всего высокая печать используется для нанесения серийных номеров банкнотов и факсимиле подписей должностных лиц.

Ирисовый раскат – это плавное изменение цвета линий оттиска вдоль одной из сторон банкнота. При этом в местах изменения цвета линии не имеют разрывов или сдвига. Границы перехода (изменения) цвета на различных экземплярах одинаковых банкнотов четко не фиксированы и могут незначительно сдвигаться. Ирисовый раскат используется при офсетной и при высокой печати.

Орловская печать – это специальный способ печати, применяемый только при изготовлении высоко-защищенных ценных бумаг, при котором многокрасочный оттиск получают с одной печатной формы за один цикл. Основной признак такого оттиска – точное совмещение разноокрашенных элементов без разрывов и смещения линий. Орловская печать используется для нанесения орнаментов, защитных сеток, розеток и т.п. Этот способ требует использования очень сложного оборудования. В зависимости от вида применяемых печатных форм может быть отнесен к высокой либо офсетной печати.

Тиснение – это рисунок, образованный линиями остаточной деформации бумаги после воздействия на нее штампа под высоким давлением. Чаще всего выполняется без использования краски по незапечатанной или предварительно запечатанной поверхности – так называемое бескрасочное тиснение. Иногда тиснение выполняется с использованием специальной фольги. Бескрасочное тисненое изображение просматривается при увеличении, а также в косом отраженном свете. Может быть обнаружено на ощупь. Имеет четкие границы деформации бумаги, часто применяется для создания скрытых изображений.

Перфорация — это получение контурных изображений, надписей или цифр путем перфорирования микроотверстий в банкноте. Обычно микроотверстия выполняют с помощью лазера. Основными признаками подлинности этого элемента защиты являются ровные края отверстий и точность геометрии рисунка.

Нумерация — каждый банкнот имеет серийный номер. Нумерация, как правило, производится способом высокой печати, поэтому отпечатку номера присущи особенности именно этого способа печати. В качестве печатающих элементов используются нумераторы со специальными, применяемыми только данным изготовителем банкнотов, шрифтами, которые даже в случаях общей похожести на известные и общеприменимые шрифты отличаются от них начертанием символов.

Офсетным способом печатаются фоновая сетка, различные розетки, а на мелких банкнотах еще и основной рисунок. Краски обычно разделяют на три цветовые группы — синюю, красную и желтую,— и для каждой группы фотоспособом изготавливается отдельная печатная пластина (форма). Краска с этих пластин переносится на резиновое покрытие цилиндра, с которого и печатается многоцветное изображение. При этом обеспечивается очень точное наложение цветов и получение четкого высококачественного рисунка. Обе стороны банкноты печатаются одновременно, современные печатные машины работают со скоростью до 8000 листов в час.
Рисунок на крупных банкнотах, а также некоторые важные элементы на купюрах малого номинала с целью защиты от подделок выполняются способом высокой печати. Сделанная вручную гравюра на металле (а иногда даже крупномасштабное изображение) с помощью специальных устройств преобразуется в металлическое клише с многократно повторяющимся в гравюры на металле реальном масштабе рисунком. При этом на одной пластине в зависимости от размера банкноты помещаемся 30—40 одинаковых рисунков

Пластина для высокой печати

Печать с этих пластин производится на специальных машинах, каждая сторона печатается отдельно. Краска из канавок, выгравированных на пластине, переходит на
бумагу под очень высоким давлением, образуя рельефный (ощутимый на ощупь) рисунок или текст.
Полностью отпечатанные листы вручную проверяются на наличие дефектов.
Серийные номера печатаются также методом высокой печати на специальном устройстве, в котором краска подается на выпуклые (высокие) буквы и цифры. Номер каждой банкноты, как правило, состоит из группы букв и группы цифр. В этом случае каждая из банкнот данного листа имеет разную буквенную часть и постоянную цифровую. С каждым последующим листом цифровая часть номера увеличивается на единицу. После того как все листы со всеми возможными цифрами отпечатаны, плата заменяется на следующую с новым диапазоном и буквенной группой.
Затем листы разрезаются на отдельные банкноты, которые укладываются в контейнеры в алфавитном порядке буквенных частей их серийных номеров и подаются в связанные с компьютером контролирующие устройства для окончательной проверки, удаления дефектных купюр, подсчета и упаковки в пачки. Оттуда — на склад, со склада — в банки и кошельки. Триммер Triunfo D300 — триммер бензиновый. Триммеры. Все модели.

Источник

Как делают бумажные деньги

В прошлый раз на Geektimes публиковалась статья об истории бумажных денег. Китайцы были первыми, кто стал использовать волокна целлюлозы для производства легкого аналога металлических денег. Бумага используется с этой же целью и сейчас. Конечно, сложность технологического процесса производства бумажных денег возросла в разы, современная денежная бумага — это вовсе не то, что использовалось в Китае или любой другой стране 100-200 лет назад.

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер. Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка. Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители. Следующий этап — добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже).

Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.

Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот.

Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.

На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины. Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.

Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.

Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.

Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.

После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

Печать денег

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Орловская печать

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры. Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.

Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

Офсетная печать

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.

Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.

Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.

Вот, как печатают доллары США:

Металлографическая печать

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.

Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.

Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.

По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.

При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением. Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.

После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.

Источник

Оцените статью
Разные способы