- ПБУ 18/02: как применяется балансовый метод в «1С:Бухгалтерии 8»
- Поддержка ПБУ 18/02 и алгоритмы расчетов в «1С:Бухгалтерии 8»
- Разницы в оценке основных средств и готовой продукции
- Пример 1
- Обзор ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: новые понятия и ключевые особенности
- Новые понятия ФСБУ 6/2020
- Признание актива основным средством
- Признание существенных затрат на обеспечение нормальной работы объектов ОС
- Малоценные объекты основных средств
- Инвестиционная недвижимость
- Определение срока полезного использования (СПИ)
- Амортизация
- Переоценка основных средств
- Тестирование на обесценение
- Переходные положения
- Перспективный способ
- Ретроспективный способ
- Упрощенный ретроспективный способ
ПБУ 18/02: как применяется балансовый метод в «1С:Бухгалтерии 8»
Поддержка ПБУ 18/02 и алгоритмы расчетов в «1С:Бухгалтерии 8»
Поправки, внесенные в ПБУ 18/02 приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, устранили неопределенность при определении временных разниц (ВР) и окончательно закрепили применение балансового метода. Временная разница определяется по состоянию на отчетную дату как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения (п. 8 ПБУ 18/02 в ред. Приказа № 236н).
Порядок учета постоянных разниц (ПР) и временных разниц организация разрабатывает самостоятельно. ПБУ 18/02 рекомендует формировать информацию о разницах на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухучета. При этом в аналитическом учете временные разницы должны учитываться дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых они возникли (п. 3 ПБУ 18/02 как в действующей, так и в обновленной редакции).
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 указанные требования соблюдены. Аналитический учет постоянных и временных разниц ведется с использованием регистра бухгалтерии, где предусмотрены специальные ресурсы ПР и ВР отдельно для счета дебета и счета кредита. В совокупности с аналитическими признаками проводки в программе обеспечивается учет временных разниц по видам активов и обязательств. Под видами активов и обязательств в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) понимаются объекты учета, соответствующие либо балансовым статьям (например, Основные средства, Материалы, Кредиторская задолженность), либо иным объектам, которые требуется учитывать обособленно (например, Убыток текущего периода).
Каждому виду актива или обязательства соответствует один или несколько счетов (согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н), в проводках по которым отражаются разницы в оценке активов и обязательств.
Например, в программе виду актива:
- Основные средства — соответствует сальдо счетов 01 «Основные средства», 02.01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01» и 02.03 «Амортизация арендованного имущества»;
- Нематериальные активы — сальдо счетов 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов»;
- Готовая продукция — сальдо счета 43 «Готовая продукция» и т. д.
А, например, виду обязательства:
- Оценочные обязательства и резервы — соответствует сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;
- Резервы сомнительных долгов — сальдо счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и т. д.
В результате проведения стандартных документов учетной системы разницы автоматически фиксируются в ресурсах ПР и ВР по дебету и кредиту.
Если проводка вводится пользователем вручную, то ресурсы ПР и ВР должны быть заполнены таким образом, чтобы сумма проводки для целей бухгалтерского учета соответствовала сумме проводки для целей налогообложения прибыли с учетом значений ПР и ВР, то есть должно выполняться ключевое правило соотношения сумм проводки. С определенными допущениями можно утверждать, что в «1С:Бухгалтерии 8» всегда поддерживался балансовый метод при определении временных разниц.
В актуальной версии «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно применять ПБУ 18/02 как в соответствии с действующей редакцией ПБУ 18/02, так и в редакции Приказа № 236н. Чем отличаются эти варианты? Отличия состоят в алгоритмах расчета по ПБУ 18/02, в трактовке определения некоторых разниц, а также в составе регламентных операций и формах справок-расчетов.
О поддержке положений ПБУ 18/02, о ключевом правиле соотношения сумм проводки, об отличиях в порядке расчета и трактовке определения некоторых разниц, а также о составе регламентных операций, предлагаемых программой в разных вариантах применения ПБУ 18/02, см. в статье экспертов 1С «Применение ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8″».
Выделим основные принципы и алгоритмы расчетов по ПБУ 18/02 (в ред. Приказа № 236н), применяемые в «1С:Бухгалтерии 8».
Отложенный налог на отчетную дату рассчитывается как произведение сальдо временных разниц по виду актива (обязательства) и текущей ставки налога на прибыль. По умолчанию в программе установлена налоговая ставка 20 %, в том числе:
- 3 % — в Федеральный бюджет;
- 17 % — в региональный бюджет.
При этом проводки формируются исходя из сравнения отложенного налога, рассчитанного на отчетную дату, и отложенного налога, рассчитанного на начало года. Временные разницы, отраженные и погашенные в отчетном периоде, не приводят к изменению величины отложенного налога, поэтому в этом случае проводки по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» не формируются.
Согласно новому алгоритму расчета по ПБУ 18/02 на формирование отложенного налога влияют временные разницы, учтенные на всех балансовых счетах, кроме счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Доходы и расходы, отраженные на указанных счетах, для целей формирования бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли учитываются в одном периоде, поэтому обобщенные на этих счетах временные разницы не должны приводить к признанию или погашению отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО).
Постоянный налоговый расход (доход) рассчитывается как произведение сальдо постоянных разниц по счету налогооблагаемой прибыли (99.01.1 «Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения») и текущей ставки налога. Аналитический учет постоянного налогового расхода (дохода) по видам активов и обязательств не требуется и не поддерживается.
Разницы в оценке основных средств и готовой продукции
Рассмотрим на примере, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 отражаются разницы в оценке основного средства (ОС) и в оценке готовой продукции и как признается и погашается отложенное налоговое обязательство.
Пример 1
ООО «Современные технологии» применяет ОСНО и ПБУ 18/02 в новой редакции. В январе 2018 года организация приобрела и ввела в эксплуатацию станок, предназначенный для изготовления готовой продукции. Стоимость станка — 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС 18 %). В целях налогового учета применяется амортизационная премия в размере 30 % от стоимости станка. Организация применяет линейный способ амортизации ОС в бухгалтерском и налоговом учете. Срок полезного использования станка — 80 месяцев. С февраля 2018 года ООО «Современные технологии» начинает ежемесячно выпускать готовую продукцию, учитываемую по плановой себестоимости без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». С июля 2018 года организация налаживает ежемесячную продажу готовой продукции.
Примечание
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 01.01.2019 ставка НДС изменена с 18 % на 20 % (с 18/118 на 20/120 и с 15,25 % на 16,67 %).
По условиям Примера 1 в регистре сведений Учетная политика (раздел Главное) следует выполнить настройки:
- установить флаги Выпуск продукции и Используется плановая себестоимость выпуска;
- снять флаг Учитываются отклонения от плановой себестоимости;
- переключатель Учет отложенных налоговых активов и обязательств (ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций») установить в положение Ведется балансовым методом.
Покупка станка отражается в программе стандартным документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Оборудование (раздел ОС и НМА). При проведении документа сформируются проводки:
Дебет 08.04.1 Кредит 60.01
— на стоимость поступившего ОС (1 000 000 руб.);
Дебет 19.01 Кредит 60.01
— на сумму НДС (180 000 руб.).
Здесь и далее во всех примерах статьи для целей налогового учета (НУ) соответствующие суммы отражаются в специальных полях регистра бухгалтерии Сумма Дт НУ: и Сумма Кт НУ:.
Принятие к учету и ввод в эксплуатацию станка регистрируются документом Принятие к учету ОС из раздела ОС и НМА. Чтобы отразить применение амортизационной премии, на закладке Амортизационная премия следует установить флаг Включить амортизационную премию в состав расходов, указать процент амортизационной премии, счет учета (например, 26 «Общехозяйственные расходы») и аналитику затрат. Амортизационная премия будет включена в состав расходов со следующего месяца, когда станок начнет амортизироваться (п. 9 ст. 258, п. 3 ст. 272 НК РФ).
При проведении документа Принятие к учету ОС сформируются бухгалтерские проводки:
Дебет 01.01 Кредит 08.04.1
— на стоимость основного средства (1 000 000 руб.).
Сумма амортизационной премии (300 000 руб.) учитывается по дебету забалансового счета КВ «Амортизационная премия».
В январе 2018 года на балансовых счетах временные разницы не выявляются, поэтому отложенные налоговые активы и обязательства (ОНА и ОНО) не признаются.
С февраля 2018 года организация начинает выпускать готовую продукцию. Предположим, всего за месяц выпущено 10 единиц готовой продукции по плановой цене 1 000 руб. за штуку, при этом были использованы материалы стоимостью 1 500 руб. (для упрощения примера считаем, что других расходов у организации нет). Данные хозяйственные операции можно отразить одним документом Отчет производства за смену (раздел Производство), при проведении которого формируются записи регистра бухгалтерии:
Дебет 43 Кредит 20.01
— на стоимость выпуска в плановых ценах (10 000 руб.);
Дебет 20.01 Кредит 10.01
— на стоимость списанных материалов (1 500 руб.).
При выполнении регламентной операции Амортизация и износ ОС, входящей в обработку Закрытие месяца, в феврале 2018 года формируется проводка:
Дебет 20.01 Кредит 02.01
— на сумму амортизации станка в бухгалтерском учете (1 000 000 руб. / 80 мес. = 12 500 руб.).
В налоговом учете сумма амортизации составляет 8 750 руб. (700 000 руб. / 80 мес.) и учитывается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 20.01 и Сумма Кт НУ: 02.01.
Автоматически рассчитываются временные разницы (12 500 руб. – 8 750 руб. = 3 750 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 20.01 и Сумма Кт ВР: 02.01.
Сумма амортизационной премии (300 000 руб.) в бухгалтерском учете списывается с кредита забалансового счета КВ. В налоговом учете амортизационная премия учитывается в косвенных расходах и указывается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 26 и Сумма Кт НУ: 01.01.
Автоматически рассчитываются временные разницы (0 руб. – 300 000 руб. = –300 000 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 26 и Сумма Кт ВР: 01.01.
При выполнении регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26, входящей в обработку Закрытие месяца, выполняется корректировка выпуска продукции, которая отражается проводкой:
Дебет 43 Кредит 20.01
— на сумму корректировки выпуска в бухгалтерском учете (12 500 руб. + 1 500 руб. – 10 000 руб. = 4 000 руб.).
В налоговом учете корректировка выпуска составляет 250 руб. (8 750 руб. + 1 500 руб. – 10 000 руб.) и учитывается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 43 и Сумма Кт НУ: 20.01.
Автоматически рассчитываются ВР (4 000 руб. – 250 руб. = 3 750 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 43 и Сумма Кт ВР: 20.01.
Амортизационная премия (300 000 руб.), включенная в налоговом учете в состав косвенных расходов, учитывается в управленческих расходах, что отражается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 90.08.1 и Сумма Кт НУ: 26.
Автоматически рассчитываются ВР (0 руб. – 300 000 руб. = –300 000 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 90.08.1 и Сумма Кт ВР: 26.
Проанализируем временные разницы, выявленные в феврале 2018 года и отраженные на счетах бухгалтерского учета в специальных ресурсах регистра бухгалтерии (см. таблицу 1).
Таблица 1. Временные разницы, отраженные на счетах бухгалтерского учета в феврале 2018 года
Источник
Обзор ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: новые понятия и ключевые особенности
Автор: Анна Крысина, заместитель руководителя практики Финансового консалтинга АКГ «Деловой Профиль»
ФСБУ 6/2020 станет обязательным к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, однако организация вправе принять решение о досрочном применении стандарта.
Следует отметить, что с 1 января 2022 года признаются утратившими силу ПБУ 6/01 и иные нормативные акты, которыми были внесены изменения в ПБУ 6/01. Теперь учет нужно вести по новым правилам, непохожим на те, к которым мы привыкли. Задача новых ФСБУ – сближение отечественного учета с международными стандартами. И переход зачастую вызывает сложности.
Рассмотрим основные изменения, внесенные в порядок учета основных средств новым федеральным стандартом.
Новые понятия ФСБУ 6/2020
Новый стандарт закрепляет понятия, которые ранее действующий ПБУ не предусматривал.
Балансовая стоимость (п. 25 ФСБУ 6) – первоначальная стоимость объекта, уменьшенная на суммы накопленной амортизации и обесценения.
Элементы амортизации (п. 37 ФСБУ 6) – закреплен состав элементов в составе ликвидационной стоимости, срока полезного использования и способа начисления амортизации.
Обесценение (п. 38, п. 47 ФСБУ 6) – состояние актива, при котором его балансовая стоимость превышает сумму, которая может быть получена при использовании актива или в результате продажи его.
Ликвидационная стоимость (п. 30 ФСБУ 6) – сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта основных средств, в т.ч. включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия, после вычета предполагаемых затрат на выбытие; при этом предполагается что объект ОС уже достиг окончания срока полезного использования (СПИ) и находился в состоянии, характерном для окончания СПИ.
Переоцененная стоимость (п. 15 ФСБУ) – стоимость объекта основных средств после ее переоценки. Переоцененная стоимость ОС равна или не отличается существенно от их справедливой стоимости.
Группа основных средств (п. 11 ФСБУ 6) – совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования.
Инвестиционная недвижимость (п. 11 ФСБУ 6) – недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости. С введением понятия «инвестиционная недвижимость» понятие «доходные вложения в материальные ценности» не используется применительно к основным средствам, которые Организация передает или планирует передавать, к примеру, в аренду.
Признание актива основным средством
Объект должен соответствовать одновременно всем нижеуказанным критериям:
иметь материально-вещественную форму
быть предназначенным для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд
быть предназначенным для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
иметь способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
Одним из нововведений является возможность установить лимит стоимости не к единице объекта основных средств, а к целой группе однородных объектов. Кроме того, такой лимит может не иметь денежной оценки: критерий отнесения к ОС может быть установлен, например, в процентном отношении к статье баланса «Основные средства».
Признание существенных затрат на обеспечение нормальной работы объектов ОС
В случае, если объект основных средств требует существенных расходов на свое обслуживание и/или ремонт, а периодичность проведения таких мероприятий реже, чем 1 раз в год, то такие затраты следует признавать отдельным объектом основных средств. При этом, в Учетной политике Организации раскрываются порядок такого признания (какие затраты могут быть отнесены к существенным, периодичность и пр.).
Малоценные объекты основных средств
Основные средства, стоимость которых ниже лимита, установленного самой Организацией, могут не учитываться в составе основных средств. Затраты на приобретение и создание таких активов списываются в расходы текущего периода.
При этом, если ПБУ 6/01 устанавливал предельное значение лимита (40 тыс. руб.), то ФСБУ 6/2020 оставляет размер порогового значения на усмотрение организации.
Инвестиционная недвижимость
Инвестиционную недвижимость ФСБУ 6/2020 выделил в отдельную статью учета, отличающуюся от привычных всем доходных вложений.
При признании инвестиционную недвижимость оценивают по первоначальной стоимости, а впоследствии – по справедливой или рыночной. При этом, ФСБУ не закрепляет методик расчета данных показателей, что порождает необходимость раскрытия данных аспектов в Учетной политике Организации на основании требований, в том числе и МСФО.
Также следует указать в Учетной политике, что объекты, признаваемые инвестиционной собственностью, не подлежат амортизации, а разницу от изменения стоимости относят на счет 91 без использования счета 83.
Определение срока полезного использования (СПИ)
Срок полезного использования объектов основных средств зависит:
от ожидаемого периода эксплуатации,
ожидаемого физического износа;
ожидаемого морального износа,
планов по замене и модернизации основных средств.
Хотим отметить, что принципиальных различий в части СПИ между новым ФСБУ и прежним ПБУ 6 нет, поэтому за основу при выборе СПИ вполне можно брать привычную Классификацию основных средств.
Амортизация
В соответствии с положениями нового ФСБУ изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации. Теперь базу считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель, напомним, выступает очередным новшеством, введенным стандартом, и вызывает больше всего трудностей у бухгалтеров.
В отдельных случаях ликвидационная стоимость может быть признана нулевой. Например, в случаях, когда:
не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце СПИ;
ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной и в соответствии с МСФО признается нулевой;
ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть надежно определена.
Если Организация планирует признавать ликвидационную стоимость по части объектов нулевой, то следует подойти в данному моменту ответственно и качественно оформить все документы, чтобы воспользоваться нормой без негативных последствий.
По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по привычному методу, который применялся в рамках ПБУ 6: с месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство принято к учету, если закрепить это в Учетной политике Организации.
Особо обратим внимание, что окончание срока начисления амортизации при выбытии объекта основных средств зависит от выбранного момента ее начала, и данный аспект следует закрепить в Учетной политике:
если с момента признания в учете – начисление завершается в момент выбытия;
если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцем выбытия.
Еще одним новшеством является то, что начисление амортизации не приостанавливается в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств. А вот объекты основных средств, которые законсервированы и не используются в хозяйственной деятельности организации, амортизации не подлежат.
Следует обратить внимание, что начисление амортизации приостанавливается в случае, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. Но может начать начисляться вновь при наступлении определенных обстоятельств.
Что касается элементов амортизации, то они подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам проверки при необходимости принимается решение об изменении соответствующих элементов амортизации, что закрепляется оформлением локальной документации.
Переоценка основных средств
Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств. Организация вправе принять решение о проведении переоценки не чаще одного раза в год (по состоянию на конец отчетного года).
Переоценка проводится пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств.
Следует помнить, что выбрав вариант оценки по переоцененной стоимости, Организация обязана проводить переоценку основных средств постоянно. Периодичность ее проведения для различных групп основных средств, за исключением инвестиционной недвижимости, необходимо закрепить в Учетной политике Организации.
Переоцененная стоимость должна быть максимально приближена к справедливой. Понятие справедливой стоимости наиболее полно раскрыто в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». В целом, это стоимость, по которой бы провели обычную сделку участники рынка с целью продажи данного основного средства на дату оценки в текущих рыночных условиях.
Порядок отражения переоценки основных средств по ФСБУ 6/2020 в учете аналогичен тому, что действовал ранее. Напомним, что переоценивать можно как первоначальную стоимость, так и балансовую. Во втором случае записи по увеличению и уменьшению накопленной амортизации будут отсутствовать.
Тестирование на обесценение
Согласно ФСБУ 6/2020 все компании обязаны проводить проверку на предмет обесценения основных средств. Это значит, что в бухгалтерской отчетности активы не смогут быть учтены по завышенной стоимости. Проверка на обесценение и учет изменений в балансовой стоимости основного средства будут осуществляться в рамках МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Тест на обесценение основных средств проводится при наличии специальных признаков обесценения. Например:
уменьшение рыночной стоимости актива;
ухудшение внешних экономических условий;
рост процентных ставок;
отклонение от ожидаемого уровня эффективности.
Переходные положения
До перехода мы рекомендуем Организациям провести подготовительный этап, включающий в себя:
Инвентаризацию основных средств и прочих активов, которые по новому ФСБУ могут обрести статус основного средства;
Анализ уровня наиболее комфортного именно для вашей Организации лимита стоимости основных средств;
Анализ подходящих методов последующей оценки и учета основных средств с учетом специфики деятельности Организации;
Расчет ликвидационной стоимости объектов основных средств, находящихся на балансе Организации и определение методики ее расчета в дальнейшей деятельности;
Составление Учетной политики в части учета основных средств.
Следует учитывать, что переход на новые стандарты при определенных условиях может осуществляться несколькими способами.
Перспективный способ
Перспективный способ — может применяться только организациями, которые имеют право на ведение учета упрощенным способом и составление отчетности в упрощенном виде. Способ заключается в применении нового стандарта к тем фактам жизнедеятельности Организации, которые возникли после даты перехода. При данном способе, фактически, записи в учете затронут лишь амортизацию объектов ОС.
Ретроспективный способ
Это способ, при котором все учетные записи корректируются таким образом, как будто стандарт применялся с самого начала возникновения фактов хозяйственной деятельности. В данном случае подлежат полному пересчету показатели баланса и отчета о финансовых результатах за предшествующие периоды. В учете будут сформированы проводки, корректирующие и балансовую стоимость основных средств и накопленную амортизация.
Обратите внимание, что изменения балансовой стоимости основных средств, возникшие в связи с пересчетом амортизации в соответствии с требованиями ФСБУ 6, отражаются через нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).
Упрощенный ретроспективный способ
Данный способ менее трудоемок, чем полный ретроспективный переход. Может применяться при условии, что Организация все корректирующие записи сделает 31 декабря 2021 года.
Таким образом, способ заключается фактически в пересчете балансовой стоимости основных средств на дату перехода. При этом баланс, составленный за 2021 год, по состоянию на 31 декабря 2021 года должен быть составлен без учета корректировок, а баланс за 2022 год по состоянию на 31 декабря 2021 год уже будет составлен с учетом корректировок. Данные обстоятельства необходимо будет раскрывать в Пояснениях к отчетности за 2022 год.
Источник