- Балансовый метод экономического анализа
- Сущность балансового метода
- Готовые работы на аналогичную тему
- Практическое применение балансового метода
- Пример использования балансового метода в анализе
- Балансовый метод
- Связанные материалы
- ПБУ 18/02: как применяется балансовый метод в «1С:Бухгалтерии 8»
- Поддержка ПБУ 18/02 и алгоритмы расчетов в «1С:Бухгалтерии 8»
- Разницы в оценке основных средств и готовой продукции
- Пример 1
Балансовый метод экономического анализа
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность балансового метода
Балансовый метод в экономическом анализе применяется для сопоставления взаимосвязанных показателей деятельности, чтобы выяснить их взаимное влияние, а также подсчитать резервы увеличения эффективности производства.
При использовании балансового метода в анализе, связь отдельных показателей выражается в виде равенства итогов, которые получены при различных математических действиях над анализируемыми показателями. Такой метод называется балансовым по причине того, что первым историческим примером связи большого количества показателей выступал бухгалтерский баланс.
Установление с помощью балансового метода равенства итогов (баланса) показывает, что в анализе задействованы все взаимосвязанные факторы и экономические показатели, а связь между ними описана правильно. Таким образом, чтобы выяснить причины, вызвавшие изменение объемов реализованной продукции в сравнении с прошлым периодом, применяется зависимость реализации товаров от его выпуска и изменения оставшейся нереализованной продукции в исследуемом периоде. Составление баланса происходит по следующей схеме: увеличение реализации товаров равняется увеличению выпуска товаров плюс снижение за год нереализованного остатка готовой продукции или же минус повышение данных остатков. По аналогии можно провести анализ зависимости выполнения плана сбыта от выполнения плана производства продукции и изменения остатков.
Наиболее часто балансовый метод применяется в анализе использования имеющихся ресурсов. К примеру, чтобы выяснить возможности улучшения использования машин и оборудования, составляется баланс режимного запаса времени в станко-часах; чтобы определить влияние потерь времени на трудовую производительность и объем выпускаемой продукции – в человеко-часах.
Балансовый метод экономического анализа в большинстве случаев служит для отражения пропорций, соотношений двух групп уравновешенных и взаимосвязанных показателей, итог которых должен быть тождественным. Данный метод широко применяется в бухгалтерском учете и планировании, но и большую роль играет в анализе финансово-хозяйственной деятельности фирмы, чтобы исследовать обеспеченность предприятия финансовыми, трудовыми ресурсами, топливом, сырьем, материалами, оборудованием и т.д.
Балансовый метод может использоваться в построении детерминированных факторных моделей аддитивного типа, в некоторых случаях при определении степени влияния факторов на изменение результативного показателя и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Практическое применение балансового метода
Балансовый метод экономического анализа может применяться при:
- Планировании объемов трудовых ресурсов. В данном случае в одной части определяется необходимое количество человеко-часов, а в другой – текущее количество, это позволяется аналитику получить лишнее или недостающее значение числа сотрудников;
- Составлении календаря платежей, в котором указываются будущие обязательства и планируемые потоки денежных средств, перекрывающие их;
- При проверке суммы активов и пассивов, которые должны быть равны;
- При проверке правильности проведения факторного анализа, поскольку сумма влияний должна равняться изменению исследуемого показателя;
- При анализе финансовой устойчивости и ликвидности баланса;
- Определении особенностей проводимой политики в области финансирования активов.
Таким образом, с помощью балансового метода можно определить сбалансированного противоположных, но связанных между собой процессов и явлений. Итог в обоих случаях должен быть одинаковым, именно поэтому метод носит название «балансовый».
Пример использования балансового метода в анализе
Как уже было замечено, основой балансового метода является равновесие некоторых явлений. В ходе балансового метода сопоставляются отдельные взаимосвязанные между собой показатели, чтобы составить полную картину текущего положения предприятия. При балансовом методе рассматривается тесная связь между процессами и явлениями, которые в последующем должны уравновешиваться. Сюда входит:
- Связь между активами и пассивами;
- Связь доходов и расходов;
- Связь требующихся ресурсов и ресурсов в наличии;
- Связь между задолженностями и источниками их погашения;
- Связь влияния отдельных факторов и изменения показателей в целом.
Если рассматривать активы и пассивы, то уравнение баланса будет следующим:
Активы = Собственный капитал + Обязательства
При рассмотрении доходов и расходов уравнение имеет следующий вид:
Доходы = Расходы + Прибыль
Из этого следует, что баланс можно вывести из любых тесно взаимосвязанных понятий.
Рассмотрим бухгалтерский баланс фирмы, представленный на рисунке 1. В нем отражена взаимосвязь активов и источников финансирования компании.
Рисунок 1. Бухгалтерский баланс фирмы. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ
По данным таблицы можно составить такие выводы:
- Компания имеет возможность формировать оборотную часть капитала за собственные средства. Это следует из того, что внеоборотные активы составляют 29 млрд. руб, а собственный капитал – 35 млрд. руд. Фирма может финансировать за свой счет внеоборотные активы и некоторую долю оборотных активов, к примеру, запасы. Таким образом, компания относительно независима от внешних источников финансовых средств, присутствует умеренный финансовый риск. Финансирование остальных активов осуществляется за счет текущих и долгосрочных обязательств.
- Также из данных баланса следует, что фирма может отвечать по текущим обязательствам, поскольку сумма оборотных активов намного выше суммы краткосрочных обязательств. Предприятие способно вовремя мобилизовать необходимые объемы денежных средств за счет их реализации или частичного использования оборотных активов, чтобы погасить текущий долг.
Данный пример четко отражает взаимосвязь активов и пассивов.
Источник
Балансовый метод
В основе балансового метода находится слово баланс, которое означает равновесие между некоторыми явлениями. Балансовый метод означает сопоставление некоторых взаимосвязанных между собою показателей для получения понимания текущего положения дел. В его основе всегда находится тесная связь между явлениями, которые должны уравновешиваться. Например, сюда можно отнести связь:
- между активом и пассивом;
- между доходами и расходами;
- между требуемыми ресурсами и ресурсами в наличие;
- между долгами и источниками их покрытия;
- между влиянием отдельных факторов и изменением показателя в целом.
В случае с активами и пассивами уравнение будет выглядеть следующим образом:
Активы = Собственный капитал + Обязательства
В случае с доходами и расходами:
Доходы = Расходы + Прибыль (убыток)
Конечно, баланс можно подвести под любые тесно взаимосвязанные понятия. Равенство итогов является основным элементом балансового метода.
Например, если посмотреть на бухгалтерский баланс предприятия в таблице 1, то можно понять взаимосвязь между активами и источниками финансирования предприятия. Из данных в таблице можно сделать следующие выводы:
Связанные материалы
1. Компания способна сформировать часть оборотного капитала за счет собственных средств. Такой вывод следует из того, что сумма внеоборотных активов составляла 29 млрд руб., а сумма собственного капитала – 35 млрд руб. Это значит, что компания способна профинансировать за свой счет собственные внеоборотные активы, а также часть оборотных активов, например, запасы. Это говорит об относительной независимости предприятия от внешних источников финансирования, а также об умеренном финансовом риске. Прочие оборотные активы, как можно судить, финансируются за счет долгосрочных и текущих обязательств.
2. Компания способна отвечать по своим текущим обязательствам, ведь сумма оборотных активов превышает сумму краткосрочных обязательств почти в два раза. Это значит, что компания способна вовремя мобилизовать необходимый объем денег за счет продажи или использования части оборотных активов и погасить текущие долги.
Таблица 1. – Реальный пример бухгалтерского баланса предприятия состоянием на 31 декабря 2020 г.
На 31 декабря 2020 г.
На 31 декабря 2020 г.
Отложенные налоговые активы
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Прочие внеоборотные активы
35 190 916
29 166 967
Отложенные налоговые обязательства
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
7 290 895
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)
Денежные средства и денежные эквиваленты
Доходы будущих периодов
Прочие оборотные активы
26 779 367
13 464 523
Таким образом, на этом примере четко видно связь между активами и пассивами. Балансовый метод позволяет определить так же, как изменится ситуация, если один из элементов увеличится или уменьшится. Снижение собственного капитала приведет к росту финансовой зависимости предприятия. В случае если компания не сможет заместить потерянную часть собственного капитала заемными средствами, сумма доступных финансовых ресурсов снизится, а соответственно – и сумма активов.
Практическое применение этого метода возможно в таких ситуациях:
— в процессе планирования, например:
- при планировании объема необходимых трудовых ресурсов необходимо, в одной части баланса, определить количество необходимо человеко-часов, а в другой части – текущее количество. Аналитик получит недостающее или лишнее число сотрудников;
- при составлении платежного календаря, в котором с одной стороны указаны будущие обязательства, а с другой стороны бухгалтер указывает на планируемые денежные потоки, которые должны их перекрыть.
— в процессе проверки данных, например:
- суммы активов и пассивов всегда должны быть равными, поэтому составление баланса позволит проверить так ли это;
- в процессе проверки правильности факторного анализа, ведь сумма всех влияний должны быть равна изменению анализируемого показателя.
— в процессе экономического анализа:
- для анализа ликвидности баланса и финансовой устойчивости, что было продемонстрировано на примере таблицы 1;
- для определения особенностей текущей политики финансирования активов.
Конечно, такой перечень не является полным, это все лишь некоторые из возможных примеров.
Подытожим, что балансовый метод позволяет определить сбалансированность двух противоположных, но тесно связанных между собой явлений. Итоги по обоим явлениям должны равняться, поэтому метод называется балансовым. Балансовый метод применим в процессе планирования, проверки и экономического анализа.
Источник
ПБУ 18/02: как применяется балансовый метод в «1С:Бухгалтерии 8»
Поддержка ПБУ 18/02 и алгоритмы расчетов в «1С:Бухгалтерии 8»
Поправки, внесенные в ПБУ 18/02 приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, устранили неопределенность при определении временных разниц (ВР) и окончательно закрепили применение балансового метода. Временная разница определяется по состоянию на отчетную дату как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения (п. 8 ПБУ 18/02 в ред. Приказа № 236н).
Порядок учета постоянных разниц (ПР) и временных разниц организация разрабатывает самостоятельно. ПБУ 18/02 рекомендует формировать информацию о разницах на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухучета. При этом в аналитическом учете временные разницы должны учитываться дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых они возникли (п. 3 ПБУ 18/02 как в действующей, так и в обновленной редакции).
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 указанные требования соблюдены. Аналитический учет постоянных и временных разниц ведется с использованием регистра бухгалтерии, где предусмотрены специальные ресурсы ПР и ВР отдельно для счета дебета и счета кредита. В совокупности с аналитическими признаками проводки в программе обеспечивается учет временных разниц по видам активов и обязательств. Под видами активов и обязательств в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) понимаются объекты учета, соответствующие либо балансовым статьям (например, Основные средства, Материалы, Кредиторская задолженность), либо иным объектам, которые требуется учитывать обособленно (например, Убыток текущего периода).
Каждому виду актива или обязательства соответствует один или несколько счетов (согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н), в проводках по которым отражаются разницы в оценке активов и обязательств.
Например, в программе виду актива:
- Основные средства — соответствует сальдо счетов 01 «Основные средства», 02.01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01» и 02.03 «Амортизация арендованного имущества»;
- Нематериальные активы — сальдо счетов 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов»;
- Готовая продукция — сальдо счета 43 «Готовая продукция» и т. д.
А, например, виду обязательства:
- Оценочные обязательства и резервы — соответствует сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;
- Резервы сомнительных долгов — сальдо счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и т. д.
В результате проведения стандартных документов учетной системы разницы автоматически фиксируются в ресурсах ПР и ВР по дебету и кредиту.
Если проводка вводится пользователем вручную, то ресурсы ПР и ВР должны быть заполнены таким образом, чтобы сумма проводки для целей бухгалтерского учета соответствовала сумме проводки для целей налогообложения прибыли с учетом значений ПР и ВР, то есть должно выполняться ключевое правило соотношения сумм проводки. С определенными допущениями можно утверждать, что в «1С:Бухгалтерии 8» всегда поддерживался балансовый метод при определении временных разниц.
В актуальной версии «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно применять ПБУ 18/02 как в соответствии с действующей редакцией ПБУ 18/02, так и в редакции Приказа № 236н. Чем отличаются эти варианты? Отличия состоят в алгоритмах расчета по ПБУ 18/02, в трактовке определения некоторых разниц, а также в составе регламентных операций и формах справок-расчетов.
О поддержке положений ПБУ 18/02, о ключевом правиле соотношения сумм проводки, об отличиях в порядке расчета и трактовке определения некоторых разниц, а также о составе регламентных операций, предлагаемых программой в разных вариантах применения ПБУ 18/02, см. в статье экспертов 1С «Применение ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8″».
Выделим основные принципы и алгоритмы расчетов по ПБУ 18/02 (в ред. Приказа № 236н), применяемые в «1С:Бухгалтерии 8».
Отложенный налог на отчетную дату рассчитывается как произведение сальдо временных разниц по виду актива (обязательства) и текущей ставки налога на прибыль. По умолчанию в программе установлена налоговая ставка 20 %, в том числе:
- 3 % — в Федеральный бюджет;
- 17 % — в региональный бюджет.
При этом проводки формируются исходя из сравнения отложенного налога, рассчитанного на отчетную дату, и отложенного налога, рассчитанного на начало года. Временные разницы, отраженные и погашенные в отчетном периоде, не приводят к изменению величины отложенного налога, поэтому в этом случае проводки по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» не формируются.
Согласно новому алгоритму расчета по ПБУ 18/02 на формирование отложенного налога влияют временные разницы, учтенные на всех балансовых счетах, кроме счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Доходы и расходы, отраженные на указанных счетах, для целей формирования бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли учитываются в одном периоде, поэтому обобщенные на этих счетах временные разницы не должны приводить к признанию или погашению отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО).
Постоянный налоговый расход (доход) рассчитывается как произведение сальдо постоянных разниц по счету налогооблагаемой прибыли (99.01.1 «Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения») и текущей ставки налога. Аналитический учет постоянного налогового расхода (дохода) по видам активов и обязательств не требуется и не поддерживается.
Разницы в оценке основных средств и готовой продукции
Рассмотрим на примере, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 отражаются разницы в оценке основного средства (ОС) и в оценке готовой продукции и как признается и погашается отложенное налоговое обязательство.
Пример 1
ООО «Современные технологии» применяет ОСНО и ПБУ 18/02 в новой редакции. В январе 2018 года организация приобрела и ввела в эксплуатацию станок, предназначенный для изготовления готовой продукции. Стоимость станка — 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС 18 %). В целях налогового учета применяется амортизационная премия в размере 30 % от стоимости станка. Организация применяет линейный способ амортизации ОС в бухгалтерском и налоговом учете. Срок полезного использования станка — 80 месяцев. С февраля 2018 года ООО «Современные технологии» начинает ежемесячно выпускать готовую продукцию, учитываемую по плановой себестоимости без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». С июля 2018 года организация налаживает ежемесячную продажу готовой продукции.
Примечание
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 01.01.2019 ставка НДС изменена с 18 % на 20 % (с 18/118 на 20/120 и с 15,25 % на 16,67 %).
По условиям Примера 1 в регистре сведений Учетная политика (раздел Главное) следует выполнить настройки:
- установить флаги Выпуск продукции и Используется плановая себестоимость выпуска;
- снять флаг Учитываются отклонения от плановой себестоимости;
- переключатель Учет отложенных налоговых активов и обязательств (ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций») установить в положение Ведется балансовым методом.
Покупка станка отражается в программе стандартным документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Оборудование (раздел ОС и НМА). При проведении документа сформируются проводки:
Дебет 08.04.1 Кредит 60.01
— на стоимость поступившего ОС (1 000 000 руб.);
Дебет 19.01 Кредит 60.01
— на сумму НДС (180 000 руб.).
Здесь и далее во всех примерах статьи для целей налогового учета (НУ) соответствующие суммы отражаются в специальных полях регистра бухгалтерии Сумма Дт НУ: и Сумма Кт НУ:.
Принятие к учету и ввод в эксплуатацию станка регистрируются документом Принятие к учету ОС из раздела ОС и НМА. Чтобы отразить применение амортизационной премии, на закладке Амортизационная премия следует установить флаг Включить амортизационную премию в состав расходов, указать процент амортизационной премии, счет учета (например, 26 «Общехозяйственные расходы») и аналитику затрат. Амортизационная премия будет включена в состав расходов со следующего месяца, когда станок начнет амортизироваться (п. 9 ст. 258, п. 3 ст. 272 НК РФ).
При проведении документа Принятие к учету ОС сформируются бухгалтерские проводки:
Дебет 01.01 Кредит 08.04.1
— на стоимость основного средства (1 000 000 руб.).
Сумма амортизационной премии (300 000 руб.) учитывается по дебету забалансового счета КВ «Амортизационная премия».
В январе 2018 года на балансовых счетах временные разницы не выявляются, поэтому отложенные налоговые активы и обязательства (ОНА и ОНО) не признаются.
С февраля 2018 года организация начинает выпускать готовую продукцию. Предположим, всего за месяц выпущено 10 единиц готовой продукции по плановой цене 1 000 руб. за штуку, при этом были использованы материалы стоимостью 1 500 руб. (для упрощения примера считаем, что других расходов у организации нет). Данные хозяйственные операции можно отразить одним документом Отчет производства за смену (раздел Производство), при проведении которого формируются записи регистра бухгалтерии:
Дебет 43 Кредит 20.01
— на стоимость выпуска в плановых ценах (10 000 руб.);
Дебет 20.01 Кредит 10.01
— на стоимость списанных материалов (1 500 руб.).
При выполнении регламентной операции Амортизация и износ ОС, входящей в обработку Закрытие месяца, в феврале 2018 года формируется проводка:
Дебет 20.01 Кредит 02.01
— на сумму амортизации станка в бухгалтерском учете (1 000 000 руб. / 80 мес. = 12 500 руб.).
В налоговом учете сумма амортизации составляет 8 750 руб. (700 000 руб. / 80 мес.) и учитывается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 20.01 и Сумма Кт НУ: 02.01.
Автоматически рассчитываются временные разницы (12 500 руб. – 8 750 руб. = 3 750 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 20.01 и Сумма Кт ВР: 02.01.
Сумма амортизационной премии (300 000 руб.) в бухгалтерском учете списывается с кредита забалансового счета КВ. В налоговом учете амортизационная премия учитывается в косвенных расходах и указывается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 26 и Сумма Кт НУ: 01.01.
Автоматически рассчитываются временные разницы (0 руб. – 300 000 руб. = –300 000 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 26 и Сумма Кт ВР: 01.01.
При выполнении регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26, входящей в обработку Закрытие месяца, выполняется корректировка выпуска продукции, которая отражается проводкой:
Дебет 43 Кредит 20.01
— на сумму корректировки выпуска в бухгалтерском учете (12 500 руб. + 1 500 руб. – 10 000 руб. = 4 000 руб.).
В налоговом учете корректировка выпуска составляет 250 руб. (8 750 руб. + 1 500 руб. – 10 000 руб.) и учитывается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 43 и Сумма Кт НУ: 20.01.
Автоматически рассчитываются ВР (4 000 руб. – 250 руб. = 3 750 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 43 и Сумма Кт ВР: 20.01.
Амортизационная премия (300 000 руб.), включенная в налоговом учете в состав косвенных расходов, учитывается в управленческих расходах, что отражается в специальных полях регистра бухгалтерии:
Сумма Дт НУ: 90.08.1 и Сумма Кт НУ: 26.
Автоматически рассчитываются ВР (0 руб. – 300 000 руб. = –300 000 руб.), которые фиксируются в полях:
Сумма Дт ВР: 90.08.1 и Сумма Кт ВР: 26.
Проанализируем временные разницы, выявленные в феврале 2018 года и отраженные на счетах бухгалтерского учета в специальных ресурсах регистра бухгалтерии (см. таблицу 1).
Таблица 1. Временные разницы, отраженные на счетах бухгалтерского учета в феврале 2018 года
Источник