- 4. Азиатский способ производства и античное рабство
- Читайте также
- Азиатский способ производства
- Способ производства у майя
- 4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация
- 3.22. Первобытно-престижный способ производства и первобытно-престижная общественно-экономическая формация
- 4.7. Протополитарный способ производства и протополитарное общество
- 1.2.7. Общественно-экономический уклад и подуклад, способ и образ производства, общественно-экономическая формация и параформация
- 1.2.9. Серварный (рабовладельческий) способ производства
- 1.2.11. Капиталистический (буржуазный) способ производства
- 3.1.4. Серварный способ производства
- 3.1.6. Экзогенное рабство и демографический способ повышения уровня развития производительных сил
- 4.3. Феодальный способ производства
- § 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономические формации и параформации
- §3. Серварный (рабовладельческий) способ производства
- § 5. Капиталистический (буржуазный) способ производства
- § 7. Древнеполитарный (азиатский) способ производства
- Характеристика античного и азиатского способов производства
4. Азиатский способ производства и античное рабство
4. Азиатский способ производства и античное рабство
Преждевременная история человечества была связана с переводом от присваивающего хозяйства (рыболовства, охоты и собирательства) к земледелию и скотоводству, это стало основой становления изготовляющей экономики, основными результатами которой возникают появление новых форм жилья и переход к крепкой оседлости.
Самой распространенной линией перехода к производящей экономике была линия сложения земледельческо-скотоводческого хозяйства на базе высокоразвитой экономики собирателей и охотников.
В двух своих вариантах – прежде всего земледельческом и прежде всего скотоводческом – эта линия была наиболее характерна для Передней Азии, овладевавшей территорией современных Сирии, Ирана, Ирака, Турции и стран Восточного Средиземноморья.
В этих регионах было сконцентрировано много видов растений и диких животных, которые могли служить исходным материалом для одомашнивания.
Кроме того, по праву Азия считается родиной большинства культурных растений и одомашненных животных, на разведении которых основывалось в древности и основывается сейчас хозяйство значительной части Евразии, в том числе и в нашем государстве.
Сложившемуся способу производства в странах Азии были характерны следующие черты:
1) государственное или государственно-общинное владение землей;
2) наличие сильного объединяющего начала:
а) деспотического (когда сообществом руководит глава в племени семьи);
б) демократического (когда власть в сообществе принадлежит отцам семейств);
3) формальная свобода членов сообщества.
Возникновение и существование общинных взаимоотношений были во многом обязаны тому обстоятельству, что строительство и использование ирригационных каналов (оросительных систем) возможно было только в результате совместных усилий. В силу этого обстоятельства ни один строитель не мог претендовать на какую-то часть построенной ирригационной системы, в силу чего сама эта система могла находиться исключительно в государственной (общинной) собственности.
Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в условиях засушливого климата ценность имеет не всякий, а только такой земельный участок, который может получить необходимое увлажнение. Второе обстоятельство еще более усиливало позицию владельцев оросительных систем, давало им фактически неограниченное право привлекать свободных общинников к несению трудовой повинности. Таким образом, в азиатской (по крайней мере, преобладающей) форме не существовало собственности отдельного лица, а существовало лишь его владение, при этом действительным, настоящим собственником являлась община.
Если азиатский способ производства предполагал в качестве своего базиса земельную площадь как таковую, то основу античной формы составлял город как созданное место поселения (центр) землевладельцев (земельных собственников), при этом пашня являлась территорией города, а крестьянин был горожанином (т. е. гражданином данного государства) только в силу того, что был собственником части пахотных земель. Таким образом, у античных народов, классическим примером которых являются римляне (у них это проявляется в самой чистой форме), государственная земельная собственность одновременно выступала в двух качествах – государственной земельной и частной земельной собственности.
По своей социально-экономической сути рабство – это труд одних людей (рабов) на других, соединенный с личной принадлежностью трудящегося рабовладельцу – тому, кто присваивает продукт его труда. Рабство, будучи преимущественно интенсивной моделью развития хозяйства, основано на увеличении количества производимого продукта за счет увеличения численности работников (рабов).
Производительные силы античного рабства, по Варрону, – это орудия трех видов: говорящие (рабы), мычащие (быки) и немые (сельскохозяйственный инвентарь), при этом главной производительной силой античной системы хозяйства был раб.
По словам Колумеллы, «груд, основанный на рабстве, приносил величайший вред: рабы дурно пахали землю, воровали зерно, при закладке урожая на хранение неверно отражали его количество в счетных записях». Дешевая рабочая сила также не могла стимулировать внедрение технических усовершенствований. Все это, вместе взятое (низкое качество рабочей силы и технический застой), в конечном счете способствовало массовому разорению землевладельцев, отмиранию экономической системы, при которой основой производственных отношений является собственность рабовладельца на все элементы производства, в том числе и на работника – раба.
История выделяет 3 этапа развития античного рабства:
1) складывание – с XII–VIII вв. до н. э. (Китай времен Чжоуского царства) и IX–VIII вв. до н. э. (Греция «Гомеровской эпохи») до VIII–VI вв. до н. э. (Италия);
2) утверждение и развитие – с VIII–III вв. до н. э. (Китай времен рабовладельческих царств периода Чуньцю-Чжаньго), V–IV вв. до н. э. (Греция эпохи полисов в период их расцвета) до III–I вв. до н. э. (Италия времени Римской республики поздней поры);
3) распад – со II в. до н. э. (Ханьская империя на Востоке) до V в. н. э. (Римская империя на Западе).
Отличительная хозяйственно-экономическая черта первого этапа – рост производства за счет расширяющегося применения труда рабов.
Второй этап связан с достижением максимальной ресурсоотдачи труда рабов; это этап расцвета городов-государств, сведенных к одному центру («полису» в Греции, «го» в Китае, «цивитасу» в Италии), это этап укрепления собственности и приобретения ею двойного содержания (о чем сказано выше).
Третий этап античного рабства – это этап несоответствия возможностей подневольного труда все более возрастающим общественным потребностям, в связи с чем рабовладельческое общество приходит к решению двух взаимосвязанных проблем:
1) изменению статуса рабочей силы, ее раскрепощению (что объективно ведет к зарождению феодальных отношений);
2) оснащению труда более эффективными устройствами (техникой) и способами (технологией), что является необходимым условием товарного производства.
Именно на этой стадии в Римской империи происходит зарождение феодальных отношений (от лат. feudum – феод, владение) в форме колоната – такой формы отношений между мелкими сельскими производителями (колонами) и крупными землевладельцами, при которой арендатор земельного участка платит арендную плату натурой или деньгами и выполняет натуральные повинности.
Таким образом, разложение античного рабства в Римской империи сопровождалось изменением социального статуса раба: этот процесс шел, например, в направлении от колона к виллану – крестьянину, находящемуся в поземельной зависимости от феодала (при сохранении личной свободы).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Азиатский способ производства
Азиатский способ производства В современных схемах эволюции докапиталистических обществ мы находим ответ на вопрос относительно противоречия между экономическим базисом и культурной надстройкой общества майя. Этот ответ содержится в комплексе понятий, составляющих
Способ производства у майя
Способ производства у майя Итак, по нашему мнению, у древних майя существовал так называемый азиатский способ производства. Мы упоминали уже о низком технологическом уровне общества майя. Они не знали металлов, колеса, плуга, упряжных или вьючных животных, и их
4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация
4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация Как уже отмечалось, согласно материалистическому пониманию истории, в основе эволюции человеческого общества лежит
3.22. Первобытно-престижный способ производства и первобытно-престижная общественно-экономическая формация
3.22. Первобытно-престижный способ производства и первобытно-престижная общественно-экономическая формация На стадии позднепервобытного общества престижно-экономические отношения определяли характер всех остальных социально-экономических отношений. Поэтому всю
4.7. Протополитарный способ производства и протополитарное общество
4.7. Протополитарный способ производства и протополитарное общество В первом выпуске уже была дана общая характеристика политарных способов производства. Все политарные способы производства основаны на общеклассовой частной собственности, выступающей в форме
1.2.7. Общественно-экономический уклад и подуклад, способ и образ производства, общественно-экономическая формация и параформация
1.2.7. Общественно-экономический уклад и подуклад, способ и образ производства, общественно-экономическая формация и параформация Социально-экономический строй разных обществ может быть совершенно разным по своему характеру. Как известно, существует несколько
1.2.9. Серварный (рабовладельческий) способ производства
1.2.9. Серварный (рабовладельческий) способ производства Первый из “классических” способов производства, именуемый обычно рабовладельческим, прежде всего предполагает существование людей — полных и безраздельных собственников средств производства. Но для
1.2.11. Капиталистический (буржуазный) способ производства
1.2.11. Капиталистический (буржуазный) способ производства При капитализме, как и при серваризме, на первый план выступает человек — полный собственник всех средств производства. Он так же, как и серварист, нуждается для осуществления процесса производства в рабочей силе. Но
3.1.4. Серварный способ производства
3.1.4. Серварный способ производства Уничтожение магнарных отношений и запрет долговой кабалы сделало не только возможным, но и необходимым развитие рабства. Но прежде чем заняться исследованием этого процесса, нужно уточнить понятие рабства. В нашей литературе рабство
3.1.6. Экзогенное рабство и демографический способ повышения уровня развития производительных сил
3.1.6. Экзогенное рабство и демографический способ повышения уровня развития производительных сил Хотя в общем и целом техника в античную эпоху была более совершенной, чем существовавшая в эпоху Древнего Востока, основной рост производительных сил античного общества был
4.3. Феодальный способ производства
4.3. Феодальный способ производства Когда в наших учебниках от характеристики рабовладения переходили к описанию феодализма и пытались объяснить учащемуся разницу между тем и другим, то обычно подчеркивали, что раба можно было убить, а феодально-зависимого крестьянина —
§ 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономические формации и параформации
§ 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономические формации и параформации Как явствует из сказанного выше, существует несколько качественно отличных друг от друга типов
§3. Серварный (рабовладельческий) способ производства
§3. Серварный (рабовладельческий) способ производства Первый из «классических» способов производства, именуемый обычно рабовладельческим, прежде всего предполагает существование людей — полных и безраздельных собственников средств производства. Но для осуществления
§ 5. Капиталистический (буржуазный) способ производства
§ 5. Капиталистический (буржуазный) способ производства При капитализме, как и при серваризме, на первый план выступает человек — полный собственник всех средств производства. Он так же, как и серварист, нуждается для осуществления процесса производства в рабочей силе. Но
§ 7. Древнеполитарный (азиатский) способ производства
§ 7. Древнеполитарный (азиатский) способ производства Общеклассовая частная собственность всегда приобретает форму государственной. Это с неизбежностью обусловливает совпадение класса эксплуататоров если не со всем составом государственного аппарата, то, во всяком
Источник
Характеристика античного и азиатского способов производства
Античный и азиатский способы производства являются двумя вариантами рабовладельческого способа производства. Поэтому обратим внимание сначала на характеристику рабовладельческого способа производства, а затем на особенности этих вариантов (см. схемы №1 и №2).
Господствующими формами собственности в рабовладельческом обществе были как коллективная, так и индивидуальнаясобственность рабовладельцев на все условия производства: на землю, орудия производства, предметы труда и на трудящегося человека – раба. Раб был не только лишен какой бы то ни было собственности на средства производства, но и сам находился в одном ряду со всеми другими средствами труда.
В рабовладельческом обществе имело место насильственное принуждение к труду. Преобладающим видом эксплуатации рабов было непосредственное их использование в собственном хозяйстве рабовладельцев: в земледельческих латифундиях и ремесленных мастерских, а также для обслуживания быта.
В рабовладельческом обществе имело место разделение труда на рабский труд, по преимуществу физический, ручной труд и умственные занятия рабовладельцев.
Азиатский способ производства (см. схема №3). Фундаментом азиатского способа производства является еще неразложившаяся община непосредственных производителей (единство производителей-общинников с их средствами производства). Огромную роль в азиатском способе производства играет психологическое принуждение к труду: строительство огромных культовых сооружений возможно было только через восприятие работниками прибавочного труда как работу на бога. Формы присвоения прибавочного продукта в азиатском способе производства – дань (натуральный налог) и общественные работы (налог трудом). Необходимость объединения общин в более крупное целое в целях ирригации, а также обороны от внешних врагов приводит к раннему образованию государства.
Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.
1. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.
2. Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной собственности.
3. Государство на Востоке имело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.
Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.
На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий. Поэтому община сохранялась.
Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же, общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-землевладельцев и последние практически перестали быть свободными. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.
К.Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления – управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.
Но экономическое развитие этих стран почти остановилось – это принято называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономическом развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным – интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, общинные порядки по природе консервативны. Община – это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.
Античный способ производства характеризуется тем, что рабство становится основой всего производства.
В античных рабовладельческих государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный продукт в пользу правящих классов, отобрать у него непосредственных производителей. В оросительных системах здесь не было необходимости, поэтому не было общественной трудовой повинности и государственной собственности на землю, через которые можно было подчинить свободных землевладельцев.
В античных государствах заставить крестьян отдавать прибавочный продукт силой оружия было невозможно, поскольку:
1. Каждый свободный гражданин античного рабовладельческого государства был воином, чтобы государство могло вести войны и захватывать рабов.
2. Оружие было простым и доступным самим крестьянам. Эксплуатировать чужой труд можно было, только захватывая пленных на войне и превращая их в рабов. Поэтому рабовладельческий строй, который был в античных государствах, не мог существовать у всех народов одновременно.
Все рабы, доставляемые в Рим из завоеванных земель, принадлежали народам, которые находились на стадии доклассового общества или относились к азиатскому способу производства.
Во II – III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы – рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это привело к возникновению новых форм эксплуатации.
Чтобы материально заинтересовать раба, ему выделялся пекулий. Раб в пекулии вел хозяйство самостоятельно, только определенную часть доходов должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.
Рабу теперь разрешалось иметь собственность, и эта собственность раба иногда принимала такие размеры, что он покупал собственных рабов и давал деньги своему хозяину. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения.
Античность впервые в мировой истории создает условия для возникновения отношений независимой частной собственности. Это обусловливается спецификой развития античных обществ (Древней Греции и Древнего Рима): быстрой индивидуализацией производства и значительной ролью товарных отношений в экономике. Историческое значение античного способа производства состоит в том, что на его основе бурное развитие получили товарно-денежные отношения. В экономике сформировалось устойчивое общественное разделение труда. Античность – это стадия возникновения цивилизации, основанной на разделении труда между городом и деревней.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1113 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник