Формы выражения авторского сознания в тексте
Л.Я. Гинзбург. О лирике. – Ленинград, 1974.
С образом человека тесно связан, как его составная часть, особый тип художественного образа – литературный портрет. Получил свое развитие в литературе романтизма, а затем реализма.
- Портрет паспортных примет (перечисляют черту за чертой). Дубровский. Воланд.
- Портрет с истолкованием (стремление объяснить черты внешности). Печорин.
- Портрет с доминантой (выделена одна яркая черта внешности, через нее идет проникновение во внутренний мир героя). Княжна Марья (Л. Толстой).
Пейзаж (описание природы)
Объективный – описание со стороны. Используется в реалистических текстах. (И. Тургенев).
Субъективный (лирический) – дается с точки зрения персонажа, созвучен его настроению. (Б. Пастернак «Никого не будет в доме…»).
Пейзаж может приобретать символическое значение.
Образ-интерьер (описание внутреннего убранства помещения)
Н. Гоголь «Мертвые души». И. Гончаров «Обломов».
Урбанистический образ
С ростом цивилизации растет и его значение.
См. «Петербургский миф».
В.Н. Топоров. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.
Ю.М. Лотман. Статьи.
Обобщённый образ
Совокупность близких по семантике образов. Образ эпохи, мира, времени, чувства, исторического события.
Л. Толстой «Война и мир» — война 1812 года.
Условный образ
Художественный образ, не тождественный объекту воспроизведения. Условная образность может быть явной, открытой («Нос» Гоголя), а может быть правдоподобной. Чаще всего встречаются в баснях, притчах, литературных сказках, фантастике, авторских «мифах».
Вычленение образа очень важно, но для понимания текста необходимо установить взаимодействие между различными образами, систему образов.
Художественное пространство и время |
Вопрос о художественном пространстве и времени – один из сложнейших, спорных в науке.
1. Относительность художественного пространства и времени.
2. Некоторые особенности художественного времени.
3. Некоторые особенности художественного пространства. Понятие о топосе и локусе.
4. Понятие о хронотопе.
М. Бахтин. Форма времени и хронотопа в романе. – Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., Худ. лит., 1975. – стр. 234-407.
В.Б. Шкловский. Проблема времени в искусстве. – Шкловский В.Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983. – стр. 242-248.
Ю.М. Лотман. Заметки о художественном пространстве. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. – Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. – Таллин. Александра, 1992.
Мелетинский Е. Поэтика мифа. – М., Изд. фирма «Восточная литература». РАН, 1995. – стр. 171-178.
В.С. Баевский. Сквозь магический кристалл. – М., Прометей, 1990. – стр. 98-155.
Литература – другая реальность, в которой действуют свои законы, существуют люди-образы, предметы-образы, явления-образы, а также различные приемы. Пространство и время, которыми характеризуется художественная реальность, должны быть особыми, не совпадающими с тем, что мы называем пространством и временем в реальной жизни.
Несовпадение литературных пространства и времени с реальными объясняется, вероятно, тем, что реальные пространство и время существуют независимо от нас, от человеческого сознания, а художественное пространство и время создаются в сознании автора, он управляет ими, т.е. они зависят от человека. Литературное произведение – свой мир со своим учетом времени и отсчетом пространственных координат, которые подчиняются воле автора.
Литература, как искусство слова, принадлежит к группе временных, динамичных искусств, как и музыка. (Существуют пространственные, пластические искусства: живопись, скульптура). Литературное произведение разворачивается во времени при последовательном чтении, т.е. целостное впечатление от произведения этого искусства требует времени. Это внешнее время, время, затраченное человеком на знакомство с текстом. Оно может влиять на восприятие текста, но не на сам текст. 1-й тип времени, связанный с художественным текстом, формальный.
2-й тип – внешнее неформальное (авторское) время, затраченное автором на создание произведения. Оно косвенно влияет на текст: изменяющееся мировоззрение автора отражается в тексте.
3-й тип – внешнее неформальное историческое время – исторический период, в который создавалось произведение.
Источник
Субъективные формы авторского сознания
Субъективные формы авторского сознания
в произведениях вологодских поэтов
Центральным “персонажем” в лирическом тексте оказывается сам его творец,
точнее – его внутренний мир, его душа.
Е. З. Тарланов
Субъективные формы авторского сознания – это способы авторского присутствия в конкретных лирических произведениях. Поскольку лирика “моделирует отношения между личностью и окружающим миром через парадигму субъективного переживания” , интересно проследить, какие формы выражения субъекта этого состояния выбирает автор и как это связано в целом с его поэтической системой, ее тематикой.
К вопросу о способах авторского присутствия в произведении, о соотношении автора и персонажа обращались многие ученые. Академическими в этом плане являются работы В. В. Виноградова, Ю. Н. Тынянова, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, Б. В. Томашевского. В современном литературоведении произошел существенный сдвиг в изучении персонажа лирических произведений благодаря трудам Г. Н. Поспелова, С. Н. Бройтман, Т. И. Сильман, Е. В. Хализева, Б. О. Кормана, Е. З. Тарланова, Л. Г. Яцкевич. Попробуем обобщить опыт названных ученых и применить его на практике путем исследования произведений вологодских поэтов.
В основу исследования были положены стихотворения четырех вологодских поэтов: С. Викулова, А. Романова, А. Яшина и Н. Рубцова. Поскольку нас интересовали произведения, в которых переживания лирического субъекта выражались в основном через слова со статальной семантикой (преимущественно слова категории состояния), предлагаемый материал тесно связан с лингвопоэтической категорией состояния, а типы авторского сознания выражаются в различных типах субъекта состояния.
Поскольку лирический герой всегда выступает как субъект состояния, очень часто он “не просто связан с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроением, манерой речевого поведения, но оказывается от него неотличимым” .
Анализ лирических текстов показывает, что субъектом состояния может выступать не только лирический герой, но и другие субъективные формы авторского сознания, такие, как персонаж, герой ролевой лирики и даже неодушевленные предметы.
Рассмотрим способы выражения субъекта состояния в вологодской поэзии.
1. Субъект состояния – лирический герой. Это самая распространенная форма выражения авторского сознания, характерная прежде всего для медитативной лирики.
Лирический герой – это “литературный тип, плод творческого воображения поэта” , который характеризуется следующими чертами:
1) предельная обобщенность, отсутствие ярко выраженной индивидуальности;
2) четко очерченная жизненная роль;
3) психологическая отчетливость внутреннего мира;
4) эстетическое обобщение фактов, основанное на самонаблюдении.
Лирический герой обладает высокой степенью искренности в передаче чувств и переживаний, его внутренний мир открыт для читателя, он не превносит с собой подробностей материального мира. Т. Сильман определила это состояние лирического героя как “голый человек на голой земле” . По мнению Д. С. Лихачева, “лирический герой, выдуманный и отстраненный, на самом деле оказывается самым адекватным, самым ясным самовыражением поэта”. Но несмотря на всю яркость и правдивость описываемых переживаний, лирический герой никогда не бывает тождественен биографической личности автора.
Категория лирического героя может иметь две формы выражения: в виде личных местоимений ед. ч. “Я” и мн. ч. “Мы”, и никогда не обозначается собственным именем, т. к. служит “принципу творческой типизации жизни” .
А) местоимение “Я” для выражения субъекта состояния – лирического героя используется, как правило, в медитативной лирике и указывает на его идентичность с автором произведения. Подобные стихотворения несут в себе большую степень искренности и откровения. В. Е. Хализев назвал их “исповедальными монологами” . Таковыми является большинство стихотворений Н. Рубцова.
Б) от лица “Мы” лирический герой выступает только в тех случаях, когда он представляет себя выразителем обобщенного состояния группы людей или даже всего человечества. К этой группе относится философская и гражданская лирика. Субъект состояния – лирический герой может выступать от лица какого-либо социального класса или профессии, например, моряков:
Визирщики
пощады не давали
Своим
молящим отдыха глазам,
Акустиков, мы знали, сон не свалит.
…В пути
никто
не повстречался нам.
(Н. Рубцов “В дороге”)
…или поэтов:
Ведь не в парках же нам, поэтам,
Не в беседках век вековать!
Хоть не часто, должны и в этом,
В настоящем бору бывать.
(А. Яшин “Товарищам по оружию”)
С помощью “Мы” может выражаться состояние жителей определенной территории, в данном случае – вологжан, исполненных патриотическим чувством гордости родным краем:
Но ведь мы вперед глядим,
Сложа руки не сидим.
Кое-где и в нашем крае
По весне цветут сады…
(С. Викулов “Разговор с попутчиком”)
От множественного числа субъект состояния – лирический герой выступает и как часть группы людей, объединенных каким-либо общим делом или событием, например, войной:
Мы – братья их, нам больше повезло.
Мы – побратимы их, нас миновало…
Зато как после нам их не хватало
И как без них нам было тяжело!
(С. Викулов “В день победы”)
в) в вологодской поэзии есть стихи, в которых лирический герой эксплицитно не выражен. Как правило, лирической темой таких стихов является созерцание картин природы или философские размышления.
Благодаря внешней направленности поэтического мира, на первый план в этих стихах выходит не субъект, а объект созерцания, что делает менее значимым образ автора, а значит, требует предельной обобщенности лирического героя, который является лишь наблюдателем красоты природы. Но если лирический герой может выражаться имплицитно, лишь в оценке и передаче внешних картин окружающего мира, то субъект состояния, как правило, обнаруживает себя вербально, т. е. с помощью лексических средств.
Рассмотрим стихотворение А. Яшина “Пробуждение” (1956).
А. Яшин
Пробуждение
Как всегда, весна настала в марте,
Ручейки подспудно потекли.
Словно пятна белые на карте,
Исчезает снег с лица земли.
Зеленя напомнили о хлебе,
Пахнет старой, прелою травой.
Раздались проталинки на небе
И по сердцу хлещут синевой.
Над рекою посвисты и писки.
Закипают мутные яры,
А вокруг, как девичьи записки,
Лоскутки березовой коры.
И деревья стали выпрямляться,
Все ж тревожно:
Так тяжел был снег,
Что, быть может, многим не подняться,
Не взметнуть вершин своих вовек.
Но в лесу стволов кондовых много,
Хороша их мачтовая стать.
Ведь наверно же они помогут
И подлеску голову поднять.
Субъект состояния – лирический герой – здесь предельно обобщен, но он проявляет себя в слове КС тревожно и концепте – хранителе состояния – “сердце” (“и по сердцу хлещут синевой”). Субъект состояния в данном случае играет роль наблюдателя за весенней картиной природы.
Ручейки, снег, зеленя, трава, проталинки, река, яры, березы и т. д. являются объектами наблюдения, а не персонажами пейзажной лирики, хотя некоторые из них и антропоморфизируются. В стихотворении они представлены не только через зрительные, но и через обонятельные (“пахнет”) и звуковые (“посвисты и писки”) образы, дается их оценка (“словно пятна…”, “старой, прелою травой”, “мутные яры”, и т. д.), т. е. они существуют не сами по себе, а даются опосредованно, через состояние – созерцание субъектом, обладающим способностью ментальных действий (“напомнили”) и являющимся носителем культурологической памяти (“как всегда”, “как девичьи записки”, “хороша их мачтовая стать” и др.). Субъект состояния говорит о тех впечатлениях, которые произвели на него объекты созерцания: тревожно.
Носителем чувств в данном случае выступает концепт “сердце”, традиционный для русской культуры. Таким образом, субъект состояния выступает не только как выразитель реальной модальности, но и как носитель аксеологической модальности, оценивающий увиденную картину с позиции настоящего, прошлого и будущего.
План будущего в стихотворении существует в виде предположения, сделанного субъектом состояния – лирическим героем. Лексически и грамматически план будущего выражается с помощью модальных слов “быть может”, “наверно” и будущего времени глаголов “помогут поднять”, инфинитивов со значением будущего “не подняться”, “не взметнуть”.
Таким образом, несмотря на явное олицетворение объектов природы, субъектом состояния в данном стихотворении является лирический герой, выраженный словом категории состояния, что и позволяет говорить о наличии группы стихотворений с имплицитно выраженным субъектом состояния – лирическим героем.
2. Субъект состояния – лирический персонаж.
Лирический персонаж – это историческая или вымышленная личность, присутствующая в стихотворении. Термин “персонаж” взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом “persona” древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее – изображенное в художественном произведении лицо .
Первоначально термин “персонаж” применялся только к прозаическим произведениям, позднее стал использоваться относительно лирических субъектов.
Лирический персонаж, в отличие от лирического героя, обладает индивидуальными чертами, как правило, имеет собственное имя и принимает участие в конкретных действиях (связан с категориями пространства и времени), но, в отличие от персонажа повествовательного, не создает своими действиями сюжета произведения. Как правило, лирический персонаж как особый тип авторского сознания характерен для гражданской и сюжетной лирики.
В подобных стихах, как правило, функционирует так называемая “рамка наблюдения” (термин В. Г. Гака1): лирический герой описывает состояние другого субъекта (персонажа) как бы со стороны, наблюдая за ним. О характере состояния лирический герой судит по внешним проявлениям (изменения лица, голоса, жесты и т. д.) или по аналогии с собственными переживаниями в похожей ситуации:
Поутру дровишек для сугрева
Выйдет нарубить себе Егор,
Постоит, топор сжимая левой,
Правою крестясь на косогор…
Хлебных крошек вынесет цыплятам,
Раз-другой пройдется по двору –
Нету дела! Скучно, одиноко…
(А. Романов “Песни в нашем доме”)
Как правило, в подобных стихах присутствует момент предположения, неуверенности в точности передачи состояния, выражающийся в модальных словах:
Глядел он ласково и долго,
На всех, кто встретится ему,
Глядел на птиц, глядел на елку…
Наверно, трудно одному.
(Н. Рубцов “Старик”)
Существует множество типов лирических персонажей, и вологодская поэзия обладает широким спектром лирических персонажей — субъектов состояния. Назовем некоторые из них.
№ Субъект состояния источник
1. Старик/старуха Викулов “Песни в старом доме”,
Рубцов “Старик”, “Конец”
Романов “Сидит старик на мельнице”
2. Девушка
Викулов “После войны”
Рубцов “Над рекой”, “Свидание”
Романов “Пляска”
3. Женщина, хозяйка, работница Викулов “Трудное счастье”
Романов “О вечерах”, “Три зари”, “За самоваром”
4. Мужик, работник Романов “Репортаж”
5. Поэты, писатели Рубцов “Поэт перед смертью…”, “Последняя ночь”,
“Дуэль”(Лермонтов)
“Однажды”(Гоголь)
“Приезд Тютчева” и др.
Романов “Константин Батюшков в Париже”
6. Люди, все Романов “Это было в деревне, которой нету…”, “Чудно, разгульно, праведно”
7. Молодой человек Романов “Знаки”
8. Человек
Рубцов “Утро утраты”
9. Историческое
лицо Романов “Петр I”, “Предок”
10. Неперсонифици-
рованное лицо, он Рубцов “Неизвестный”
Романов “Ничей”
11. Лицо, определяемое по степени родства, дружбы Викулов “Работа” (дядя)
Рубцов “Встреча” (друг)
12. Лицо, определяемое по социальному положению Рубцов “Разбойник Ляля” (разбойник, княжна)
13. Животные, птицы Рубцов “Воробей”
14. Сказочный персонаж Рубцов “Сказка-сказочка” (бес)
3. Субъект состояния – герой ролевой лирики.
Особенностью ролевой лирики является то, что лирический герой мыслит себя каким-либо другим лицом (политическим деятелем, историческим лицом, сказочным персонажем и т. д.). Он как бы “надевает маску”, “играет роль” другого лица, выдавая его состояния за свои собственные. Герой ролевой лирики обладает наибольшей внешней специфичностью, в его обличье изображаются “различные культурно-исторические типы сознания, порою резко отличные от авторского” .
Цель создания ролевой лирики – ощутить себя на месте другого человека или передать его переживания доступными словами, приблизить его образ к читателям. Как правило, герой ролевой лирики не имеет ничего общего с реальным жизненным опытом автора, он “всегда появляется в стилизованных ситуациях, является плодом сугубо авторского воображения” .
Среди вологодских поэтов этот тип авторского сознания свойственен только произведениям С. Викулова. Большинство его стихотворений написано от лица деревенской женщины-хозяйки или молодой девушки:
Вот какая я была:
Лед ломала и плыла!
Из-за этого, наверно,
И была тебе мила.
4. Субъект состояния – субъект олицетворения выступает в стихотворениях, в которых неодушевленному предмету не только приписываются свойства живого существа (человека), но и приписывается его состояние:
Спят морские перекрестки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой березке
На обветренной скале.
(Рубцов “Северная береза”)
Моя родина милая,
Свет вечерний погас.
Плачет речка унылая
В этот утренний час.
(Рубцов “Отрывок”)
Таким образом, выступая в роли субъекта состояния или наблюдая за ним со стороны, автор выбирает самый достоверный, на его взгляд, способ отражения действительности, который обуславливается темой стихотворения и, в свою очередь, определяет набор мотивов.
Тяготение автора к использованию того или иного субъекта состояния объясняется темами его творчества и целью создания лирического произведения (сомовыражение, воздействие на читателя и т. д.). В большинстве стихотворений Н. Рубцова субъектом состояния выступает автобиографический лирический герой, что превращает их в “исповедальные монологи”. Н. Рубцов пытался познать и состояния другого человека, животного, поэтому в его творчестве много произведений, субъектом состояния в которых выступает персонаж или предмет неживой природы.
Такая же тенденция прослеживается в творчестве А. Романова и А. Яшина, но в произведениях последнего не встречается субъекта состояния – персонажа. Через все творчество А. Романова, С. Викулова и А. Яшина проходит мотив войны. Воспоминания о ней, а также чувство гражданского долга поэта заставляют их выступать от лица целой группы людей, какой-то человеческой общности. Ноты патриотизма звучат в их стихах, посвященных родному краю. Лирический герой А. Романова ощущает себя выразителем состояния и идей целого поколения, размышляя о своем долге перед товарищами или сыновьями – представителями совсем иного поколения (“Сыновья”, “Очевидец” и др.).
Сохраняя выявленные особенности, лирика С. Викулова существенно отличается от творчества других вологодских поэтов. Субъектом состояния в лирике Викулова часто выступает лирическая героиня – деревенская женщина, обремененная непосильной работой или молодая девушка, охваченная чувствами к молодому человеку (цикл “Залеточка”). В этих стихах рисуются картины простой деревенской жизни и на первый план в них выходят народные мотивы.
Разнообразие типов авторского сознания и способов его выражения в лирическом произведении дает основание для оценки авторского творчества по степени открытости художественных систем (квалификация Б. О. Кормана)1. В соответствии с данной квалификацией поэтические системы вологодских авторов можно разделить на открытые, т.е. обладающие широким спектром лирических персонажей, многосубъектные (лирика С. Викулова, А. Романова, А. Яшина) и закрытые, односубъектные, связанные с тяготением автора к использованию однотипных лирических персонажей (лирика Н. Рубцова). По наблюдению С. Н. Бройтман, “русская поэзия развивается по пути все большего лирического освоения чужого сознания”, и исследования вологодской поэзии подтверждают данный тезис.
Табунова Т. В., студентка филологического факультета Вологодского государственного педагогического университета
Библиография:
1. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999.
2. Поспелов Г. Н. Лирика: Среди литературных родов. – М., 1976.
3. Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977.
4. Тарланов Е. З. Анализ поэтического текста. – Петрозаводск, 2000.
5. Яцкевич Л. Г. Поэтические парадигмы местоимения “я” в творчестве Н. А. Клюева // Проблемы лингвистичекой семантики – 2: Межвузовский сборник научных работ. Выпуск II. – Череповец, 2001. – С. 59 – 71.
6. Хализев Е. В. Лирика // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999.
7. Хализев Е. В. Теория литературы. – М., 1999.
Источники:
1. Викулов С. В. Избранное. – М., 1979.
2. Романов А. А. Избранное: Стихотворения, поэмы. – М., 1990.
3. Рубцов Н. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М., 1998.
4. Яшин А. По своей орбите. – М., 1990.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 05.03.2008. Субъективные формы авторского сознания
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник