- Авторский почерк совокупность характерных черт приемов способов особенностей творчества это
- Тесты по музыке 7 класс (Е.Критская, Г.Сергеева)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Авторский почерк совокупность характерных черт приемов способов особенностей творчества это
Художественный образ – стиль – язык
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.
Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Художественный образ часто понимается как часть произведения искусства. Например, образ главного героя, образ природы и т. п. В опере, балете и программной музыке это может быть тема, лейтмотив, являющиеся постоянной образной характеристикой персонажа. Например, тема«Прогулки» в сюите М. Мусоргского «Картинки с выставки», лейтмотив феи Карабос в балете П. Чайковского «Спящая красавица» и др.
Художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на зрителя, слушателя, читателя.
Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.
Рассмотрим образы некоторых произведений искусства.
Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс — хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение. Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.
Портрет юноши в золотом венке написан неизвестным египетским художником ещё в начале II в. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нём всё прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, лёгкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из тонких золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя.
Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в XIV в. Во время осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с верёвками на шеях , они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряжённости героев, лаконичностью и глубиной характеристики каждого из них. Такой образ родился благодаря беспокойному, дробному ритму композиции, резким контрастам фигур, напряжённости поз и жестов.
Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина — крестьянки в ярких нарядах. Всё полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгорячённые лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнём, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Формы и краски наплывают друг на друга, создавая внутреннее напряжение. Смелая живопись Малявина с её крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом подчёркнуто декоративна. В её сюжете можно увидеть надежду на духовное возрождение русского народа. Художник акцентирует мощное стихийное начало в женских образах, придавая им значительность и монументальность.
Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись —цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.
Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Справа от принцессы – фигура любимой карлицы и мальчика-карлика, который толкает ногой большого сонного пса. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной. Перед ним в задумчивости застыл живописец. Чуть дальше выделяются фигуры двух придворных, а в глубине картины, в дверном проеме, – силуэт еще одного человека, отводящего рукой занавес. Растворенная дверь углубляет пространство комнаты, оттуда струится свет, наполняющий комнату переливами красных, золотистых, розовых и зеленоватых тонов одежд. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.
Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.
Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.
Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.
Па́бло Пика́ссо (1881-1973) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.
Менины (1957), Музей Пикассо, Барселона
В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Менины» (около 1656) Диего Веласкеса. На картине Веласкеса сам художник стоит перед большим холстом. Маленькая принцесса (инфанта) Маргарита расположена в центре, в окружении фрейлин. Ее родители, король и королева, изображены отраженными в настенном зеркале. Пикассо сохранил композицию картины, но при этом трансформировал каждую деталь. Так, например, гигантский мастифф Веласкеса превратился в маленькую комнатную собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек самого Пикассо.
• Рассмотрите изображения на слайдах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений.
Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.
• К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?
• Какие из этих произведений созданы современными авторами?
• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?
• Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?
Источник
Тесты по музыке 7 класс (Е.Критская, Г.Сергеева)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №99 г. Краснодара
учитель музыки Архипенко Анна Владимировна
(Тесты и опросы в течение учебного года по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой)
От латинского — совершенный, образцовый, называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей.
А) Драма Б) Стиль В) Классика Г) Современность Д) Образец
Это слово означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества.
А) Жанр Б) Стиль В) Вид Г) Драма Д) Средство выразительности
В основе музыкальной драматургии оперы всегда есть ________________________________________________.
Этапы развития драматического замысла:
А) экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка
Б) экспозиция, разработка, реприза, кода
В) вступление, завязка, кульминация, развязка, финал
Г) увертюра, разработка, развитие, кульминация, кода
У оперы «Иван Сусанин» есть ещё одно известное название.
Кто написал оперу «Иван Сусанин»?
А) К.В.Глюк Б) М.И.Глинка В) С.С.Прокофьев Г) М.П.Мусоргский Д) П.И.Чайковский
Как звали приёмного сына Ивана Сусанина.
А) Дмитрий Б) Кузьма В) Богдан Г) Иван Д) Михаил
1. Кто написал оперу «Князь Игорь»?
А) Б.И.Тищенко Б) А.П.Бородин В) М.П.Мусоргский Г) М.И.Глинка Д) С.С.Прокофьев
2. Где родился балет?
А) Россия Б) Франция В) Испания Г) Италия Д) Америка
3. Кто написал балет «Ярославна»?
А) Б.И.Тищенко Б) А.П.Бородин В) М.П.Мусоргский Г) М.И.Глинка Д) С.С.Прокофьев
4. Балет «Ярославна» состоит из:
5. Литературный текст оперы, балета, мюзикла — ______________________________________________________
6. Режиссёр балетного спектакля, который разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов — __________________
7. Руководитель симфонического оркестра ____________________________
1. Соотнесите фамилию композитора и название произведения.
Опера «Порги и Бесс»
Б) Джордж Гершвин
В) Родион Щедрин
2. Это произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр близок жанру фантазии, поэмы.
А) Рапсодия Б) Коррида В) Пассакалья Г) Сюита Д) Хабанера
3. Это музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных частей, (самостоятельных), объединённых общим замыслом.
А) Спиричуэл Б) Рапсодия В) Увертюра Г) Пассакалья Д) Сюита
4. В переводе с англ. «меланхолия», «уныние». Сольно-песенный жанр. Он драматичен, отражает глубоко личные переживания, конфликты беднейших слоёв Америки. Но в этом жанре есть и юмор, и ирония, и сатира.
А) Спиричуэл Б) Джаз В) Блюз Г) Хабанера Д) Рапсодия
5.Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина состоит из 1 акта, в котором несколько номеров. Действие происходит на арене. Композитор использует только струнные и ударные инструменты.
Сколько номеров в балете?
А) 10 Б) 7 В) 13 Г) 15 Д) 12
1. Отметь, что не относится к циклическим формам в музыке:
А) Сюита Б) Инструментальный концерт В) Этюд Г) Соната Д) Симфония.
2. (С лат. – посылаю, отпускаю) это многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов главного богослужения католической церкви. А в православной церкви ему соответствует литургия.
А) Месса Б) Хорал В) Рапсодия Г) Сюита Д) Пассакалья
3. Соотнеси название произведения и жанр.
1. «Иисус Христос – суперзвезда»
А) Хоровая симфония
2. «Всенощное бдение»
Б) Симфоническая сюита
3. Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта»
4. Месса И.С. Баха состоит из 24 номеров. Для какого состава написана месса?
А) для смешанного хора, солистов, оркестра и органа.
Б) для смешанного хора, большого симфонического оркестра и клавесина.
В) для хора, оркестра, солистов.
Г) для хора, солистов, оркестра и фортепиано.
5. В основу сюжета этого произведения положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа. О каком произведении речь?
А) «Всенощное бдение» Б) «Месса» В) «Иисус Христос-суперзвезда»
Г) «Реквием» Д) «Гоголь-сюита»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 12.10.2021
- Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-323498
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник