Авторитарный стиль способы принятия

Что такое авторитарный тип руководства?

Стиль управления — тип управленческой работы, который каждый руководитель выбирает самостоятельно. Каждый из стилей отличается наличием особых методов, а также инструментов. В отличие от других стилей, авторитарный характеризуется высоким уровнем дисциплины и соблюдением четких правил.


Что такое авторитарный стиль руководства?

Главным принципом такого стиля является главенство руководства. В данном случае руководитель должен уметь быстро принимать решения, избегая каких-либо возражений или инициативы со стороны сотрудников. Подобный тип руководства является эффективным, когда существуют проблемы в трудовой дисциплине. Однако к недостаткам такого стиля управления можно отнести излишнюю текучесть кадров. Известно достаточно много случаев, когда при использовании авторитарного стиля руководитель приводил организацию в упадок.

Педагогический авторитарный стиль руководства может помочь добиться высокого уровня в области дисциплины и успеваемости учеников. Но если педагог немного переусердствует, это может привести к неблагополучной атмосфере в классе и подавлению воли ученика.

Достоинства и недостатки авторитарного управления

К плюсам данного управления можно отнести эффективность такого руководителя, который не перекладывает ответственность на других. Даже при возникновении кризисных ситуаций он всегда быстро ориентируется, принимая правильные решения. Часто таких руководителей нанимают на работу, когда компания пребывает в упадке, и ее необходимо реанимировать.

Существуют и минусы такого стиля управления, ведь современные люди в эпоху свободы слова и действий не всегда готовы подчиняться кому-либо. Авторитарный подход руководителя может многим прийтись не по душе, поэтому происходит частая смена кадров. Новички же не успевают быстро освоиться, что не лучшим образом сказывается на работе.

Основные ошибки

Применение авторитарного стиля имеет место быть в качестве временного решения проблемы. В противном случае авторитетный руководитель может просто начать злоупотреблять своей должностью, унижая и оскорбляя подчиненных. Сущность данной системы — добиться поставленной цели любыми путями. При этом поощрение в сторону персонала руководитель не использует, а наказания могут принимать неадекватный характер.

Поведение руководителя при авторитарном подходе может резко измениться, и человек просто потеряет самообладание, что приведет к потере кадров. Одно дело, когда руководитель наказывает сотрудника за невыполнение определенных задач, а совсем другое, когда другие сотрудники начинают увольняться из-за страха перед руководством.

Когда авторитарный подход является эффективным?

Авторитарный стиль предполагает явное лидерство, налаживание эффективности работы, помощи в улучшении дисциплины, а также увеличении доходов организации. Авторитарный директор оказывает большую помощь в налаживании рабочего процесса, хоть и применяет для этого достаточно жесткие методы. В крайнем случае на места ушедших работников всегда можно найти других людей, и организация со временем начнет вновь становиться на ноги, стремясь к прогрессу.

Примеры авторитарного стиля руководства

Отличным примером авторитарного руководителя является Генри Форд, который очень тщательно подходил к отбору сотрудников, учитывая все их характеристики. Он был основателем одной из известных компаний, так как мог сконцентрироваться на мелочах, на которые многие просто не обратят внимание. Концентрация на мелочах и стала основным преимуществом в достижении подобных результатов.

Одной из известных компаний является «Крайслер», которая была на грани распада, пока руководящую должность не занял человек, сумевший объединить авторитарный стиль с демократическим. Лишь благодаря усилиям авторитарного руководителя компания смогла соответствовать всем необходимым требованиям, став популярной.

Данный стиль руководства имеет отличное мотивирование, но при этом является противоречивым. Многие считают авторитарный стиль достаточно жестким, так как он подразумевает строгое управление. Тем не менее существует множество примеров, когда этот стиль привел компанию к успеху и отличным результатам.

Читайте также:  Способы борьбы с экономическими проблемами

Авторитарный стиль руководства не рекомендуют применять на постоянной основе, но в качестве временного «спасательного круга» этот стиль является наилучшим выбором. Если компания вот-вот развалиться из-за неправильного подхода руководителя, возможно, лучшим решением станет найм авторитарного начальника. Строить прочные коммуникации в коллективе научит курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».

Источник

Авторитарный стиль управления: плюсы, минусы и как правильно применять

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

О чем вы узнаете:

Каждый руководитель компании придерживается своего, определенного стиля управления. Кто-то предпочитает доверительное общение с подчиненными на одном уровне, другие — авторитарный стиль. И он сегодня едва ли не самый популярный. В нашем материале мы подробно разберем, что такое авторитарный стиль управления , какие плюсы и минусы он имеет и когда без него точно не обойтись.

Какие стили управления существуют?

Всего их три: либеральный, демократический и авторитарный. Разберем подробнее.

  • Либеральный. При данном стиле руководитель, чаще всего, доверяет рабочий процесс сотрудникам. Проще говоря, они сами ставят цели, достигают их, а работодатель лишь следит за всем происходящим;
  • Демократический. Работники имеют максимум свободы, но, конечно, в рамках своих обязанностей. Конечное слово, безусловно, за руководителем;
  • Авторитарный. В этом случае только начальник решает, кто, когда, что и как будет делать. Если сотрудник отклоняется от принятого им плана, то, скорее всего, будет серьезно наказан.

Для того, чтобы отслеживать все успехи и достижения своих сотрудников, воспользуйтесь CRM-системой Класс365. В ней можно ставить сотрудникам задачи, распределять их по степени важности, комментировать и контролировать выполнение всех поручений. Оценить полный функционал CRM-системы Класс365 вы можете прямо сейчас>>

Суть авторитарного стиля

Данного стиля придерживаются руководители, которые имеют большой опыт и привыкли доверять исключительно ему. Конечно, они могут выслушать точку зрения сотрудников, но в итоге все равно будут ориентироваться исключительно на свое мнение. Бывает и так, что они и вовсе не желают знать, что думают по тому или иному поводу работники.

Доносят информацию до подчиненных они, как правило, в армейском стиле, то есть строго и четко по делу. Если сотрудник не выполняет поставленных задач в оговоренный срок, то для него последуют штрафные санкции вплоть до увольнения.

Эффективный руководитель должен обладать рядом личных, профессиональных и деловых качеств. Подробнее про требования к руководителю читайте тут >>

Административные рычаги воздействия на подчиненных здесь имеют особое значение и используются постоянно.

Но не все так мрачно. Есть другой тип руководителей. Они выступают в качестве наставника, отца. Такой руководитель выслушает мнение человека, задаст вопросы, но опять же скорее всего им не воспользуется. Такая манера общения может продлиться, увы, недолго.

Полноценно истинное положение дел раскрывается в критичной ситуации, когда надо действовать быстро. Руководитель тут же перейдет в приказной тон, не принимая возражений и предостережений.

Многие зададутся вопросом: а кто захочет работать с таким человеком. На самом деле, иметь такое начальство неплохо. Во-первых, обычно люди, использующие авторитарный стиль, имеют большой опыт и знания; во-вторых, они в случае возникновения проблем полностью берут ответственность на себя.

Но и минусы для работника, безусловно, есть. Авторитарный управленец может создать в коллективе тяжелую обстановку, когда единственным выходом многие сотрудники видят только увольнение.

Сравнительная таблица всех стилей

Либеральный стиль Демократический Авторитарный Как принимается решение Вместе с сотрудниками Вместе с сотрудниками Единолично руководителем Как воздействуют на подчинённых Просьбы, уговоры Предложение, обсуждение Приказ Ответственность На работниках В соответствии с должностью На начальнике Инициатива в коллективе Преобладает Допускается Запрещена

Читайте также:  Способ абсолютных разниц при оценке влияния факторов

Когда нужен авторитарный руководитель

Перечислим ситуации, когда авторитарный стиль точно принесет свои плоды:

Кризис. Если компания переживает трудные времена, как раз нужны опыт, квалификация грамотного управленца, который привык полагаться на себя;

Слабая квалификация работников. В этом случае руководитель занимает распорядительную позицию, чтобы поручения выполнялись правильно за счет инструкций и приказов. Он тщательно бдит, чтобы всего задания быстро и грамотно выполнялись, а в случае неподчинения может уволить;

Смена руководства. Когда в компании возникает подобная ситуация, в коллективе нарастает сопротивление. Это естественная реакция на смену “власти”. Если новый руководитель не сможет изначально поставить себя, то и, скорее всего, результата от дальнейшей совместной работы не будет.

Единоличные распоряжения и наказания за игнорирование задач в таком случае позволят быстрее пройти период нестабильности.

Для работы с персоналом советуем использовать программу для постановки и контроля задач сотрудников. Например, сервис Класс365 имеет возможность распределения задач по степени важности и обозначения ответственных, комментирования и обсуждения каждого поручения и включает отчет “Журнал активности” для отслеживания всех действий. Узнать более подробно обо всех возможностях программы Класс365 прямо сейчас >>

Примеры

Если вы считаете, что положительных примеров с авторитарными руководителями нет, то вы ошибаетесь. Марк Цукерберг — известный по всему миру создатель Facebook. Если верить его приближенным, он достаточно авторитарный управленец, даже подбор персонала в свою компанию Цукерберг осуществляет лично, при этом руководствуется принципом: «Я должен захотеть сам работать у этого человека». Все решения Марк выносит единолично, но активно принимает креативные идеи, отличается строгими правилами.

Такими же правилами в работе руководствовался и Стив Джобс, основатель компании Apple. Он тщательно и буквально единолично контролировал все процессы от создания идеи до фактического выпуска продукта на рынок. Как обстоят дела в компании сейчас никто не знает, но, скорее всего, его последователь отличается таким же стилем, ведь Apple по-прежнему в первых рядах по всему миру.

Главное помнить, что авторитарный стиль управления приемлем, если руководитель уверен в себе, обладает знаниями, готов посвящать работе много времени. Если же это из ряда “самодурства”, то результатов ждать не придется.

Плюсы и минусы авторитарного стиля руководства

Мы много писали, чем хорош и плох данный стиль, подытожим этот вопрос и начнем с преимуществ:

  • Руководитель растет как личность, растет его способность полностью брать на себя ответственность и быстро принимать решения, от которого будет зависеть судьба целой компании. Эти навыки полезны, когда нет времени советоваться и консультироваться, нужно действовать быстро и четко;
  • Появляется уважение подчиненных. Если они видят, что человек не просто хочет покомандовать, а действительно обладает опытом, знаниями, которые принесут плоды, то, конечно, сотрудники станут относиться к такому начальнику с уважением. Довольно много специалистов готовы работать с авторитарными руководителями, слабые звенья уволятся самостоятельно, пустые места заполняются другими специалистами;
  • В том, что подчиненные перестают участвовать в процессе, есть преимущество – энергия тратится только на выполнение прямых обязанностей, без отвлечения на поток мыслей и идей;
  • Подобный контроль отлично влияет на производительность труда. Сотрудники будут бояться штрафов, наказаний и выполнять работу в срок.

А теперь подробнее о минусах:

  • Если всегда будет учитываться только мнение одного человека, руководителя, то работа компании рано или поздно придет в тупик. Поэтому небольшой совет всем авторитарцам: ориентируйтесь на свое мнение, но стоит принимать во внимание и суждения подчиненных. Невозможность воспринимать чужое мнение грозит тем, что в один день сотрудник не скажет о браке на производстве, ошибке в системе расчетов или других важных нюансах;
  • Ресурсы руководителя могут быстро исчерпаться. Такой человек берет всю нагрузку на себя, он, как правило, на связи 24/7, он не расслабляется даже в отпуске. Поэтому, чтобы вверенная организация работала достойно, иногда следует отдыхать и доверять решение вопросов сотрудникам;
  • Один человек, каким бы талантливым он не был, не может фонтанировать идеями каждый раз. Рано или поздно идеи закончатся. Нет возможности рассмотреть проблемы со всех сторон, видение ситуации узкое. В этом случае талантливые подчиненные попросту уволятся и уйдут туда, где их будут ценить;
  • Напряженная атмосфера в коллективе. Персонал работает «каждый сам за себя», нередко проявляются мошенники, желающие нажиться и уйти из компании. При отсутствии начальства вся цепочка действий работает по инерции, а после распадается.

>»>» data-sheets-userformat=»<"2":262913,"3":<"1":0>,»11″:4,»12″:0,»21″:0>»>Следить за эффективностью работы сотрудников можно в программе Класс365. В ней можно ставить задачи, распределять их по степени важности, а также менять ответственных. Узнайте о всех возможностях программы Класс365 можно прямо сейчас >>

Критерии авторитарного стиля управления

Данный стиль характеризуется следующими признаками:

  1. Отношения в команде. Если авторитарный управленец создаст атмосферу, когда дистанция между должностями подчеркнута, диалоги формализованы, нет поддержки, то сотрудники могут сплотиться против такого лидера и требовать его увольнения.
  2. Способы общения. В компании, где у руля стоит подобный руководитель, все переписки фиксируются, чтобы в случае какой-либо ошибки можно было доказать правоту лидера. Неформальные каналы тоже могут быть, но они используются только для совместного досуга в значимые даты.
  3. Ответственность. Возлагается на главу компании и выстраивается строго вертикально. Нижестоящие кадры ссылаются не на опыт и квалификацию, а на распоряжения начальства.
  4. Творчество. Его в организациях с авторитарным начальством попросту нет. Креативное мышление практически запрещено, а уж принимать самостоятельные решения сотрудникам и вовсе не разрешено. Проще говоря, работники показывают посредственное качество труда и зачастую не способны предложить новых идей.
  5. Дисциплина. В таких коллективах процветают публичные порицания, система штрафных санкций и даже увольнения. Обратная сторона: если руководителя нет на месте, то подчиненные могут полностью игнорировать свои обязанности.

Методы и приемы

Рассмотрим, какие приемы применяются в российском менеджменте:

  • Организационные. Данный метод заключается в том, что в компании всегда действует бюрократия. Проще говоря, контроль за работой осуществляется при помощи приказов, предписаний и тд. Работники попросту не могут пройти мимо официальных бумаг. А если игнорируют, получают дисциплинарное взыскание за нарушение
  • Социально-психологические. Это знакомые многим компаниям тимбилдинги, когда руководство для сплочения коллектива проводит различные психологические мероприятия, в рамках которых происходит неформальное общение и тд. Риск для авторитарного управленца в том, что после подобных мероприятий он утратит авторитет и сотрудники будут относиться к нему «панибратски». Если для вас это кошмарный сон, то лучше стоит даже не пытаться проводить подобные тимбилдинги;
  • Экономические. Здесь все просто: подчиненных мотивируют рублем и наказывают им же. В первом случае — это премии, во втором — штрафы. Так можно стимулировать сотрудников на добровольное выполнение заданий без прямого административного давления;
  • Общественные. Этот метод используется редко, а все потому, что необходим сплоченный, дружный коллектив, а при авторитарном руководстве это бывает крайне редко. Его смысл заключается в оказании коллективного влияния на отдельного человека, эффект достигается за счет страха порицания или увольнения.

Итак, авторитарный стиль управления может быть как полезным , так и нет. Безусловно, стоит держать определенную субординацию с подчиненными, но и перегибать палку не стоит. Даже если вы считаете, что только ваше мнение 100% правильное, дайте возможность высказаться подчиненным, так они будут чувствовать себя нужными и, кстати, велика вероятность, что и они могут подкинуть стоящую идею, которая пойдет на благо всей компании.

Источник

Оцените статью
Разные способы