Автомобильный способ транспортировки нефти

Способы транспортировки нефти

Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить.

Виды транспортировки нефти

Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов.

Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период.

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы.

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км.

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта.

Смешанные транспортировки

Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.

Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

Источник

Как транспортируют нефть?

Топливно-энергетический комплекс — основа экономики России. Бесперебойная работа предприятий во многом зависит от регулярных поставок сырья. По этой причине нефть нуждается в правильной транспортировке. Каким бы методом ни производилась перевозка, цель остается одна — минимизировать затраты и сроки поставок.

Подготовка к транспортировке

Нефть никогда не залегает в земле в чистом виде. Она представляет собой сложную смесь на основе различных жидкостей и газов. Кроме этого, в составе смеси могут присутствовать глинистые частицы или растворенные соли.

Каждое месторождение содержит в себе пластовые воды, которые различаются между собой по химическому составу. В связи с этим требуется технологическая оснастка, позволяющая очищать нефть и подготавливать ее к перевозке.

Первым делом нефтепродукт освобождают от ненужных примесей путем сепарации. Для этого используют центробежные либо гравитационные устройства. В результате из нефтяной жидкости отделяется вода.

Следующий этап — дегазация. Из очищенной нефти выделяют растворенные в ней газы, только потом производят обезвоживание. В конечном итоге остается провести обессоливание — удаление из нефти лишних солей путем отстаивания.

Иными словами, подготовка нефти к транспортировке — это процесс удаления из сырья всех ненужных компонентов, которые могут затруднить его переработку и перевозку. Качественно обработанное сырье не оказывает негативного влияния на оборудование.

Нефтепродукты подразделяются на виды, для каждого из которых предусмотрены свои условия хранения и перевозки.

Для транспортировки бензина, а также печного и дизельного топлива используют специальные цистерны. Они должны иметь систему контроля давления, воздушные клапаны и устройства нижнего слива и залива. Перевозка топлива в малых объемах допускается в полимерных бочках и канистрах.

Транспортировка густого топлива осуществляется в цистернах, а также в металлических и полимерных баках. Для обеспечения безопасности емкость должна герметично закрываться.

Что касается перевозки смазочных материалов, то здесь допускается использование полимерных упаковок, автомобильных цистерн, бочек и канистр. Тару подготавливают в зависимости от степени вязкости жидкости.

Читайте также:  Решите алгебраическим способом машинистка должна была

Для транспортировки битумов допускается применение автомобильных и железнодорожных бункерных емкостей. Некоторые виды твердых нефтепродуктов перевозят в неспециализированной таре. Например, в бумажных барабанах или картонных ящиках.

Перед подготовкой к транспортировке важно соблюсти требования по заполнению тары. Жидкие нефтепродукты разрешено заполнять на 95% объема, а густое топливо — на 100%.

Требования к водителям

Водители, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов, должны в обязательном порядке пройти специализированный курс обучения. Далее им выдается удостоверение, разрешающее перевозить опасные грузы.

Помимо общего инструктажа, перед каждым выездом проводится дополнительный (по ТБ). Все сотрудники, выходя в рейс, должны знать, как вести себя в той или иной нештатной ситуации.

Кроме этого, на каждом этапе погрузки и разгрузки сырья водителям следует соблюдать правила технической и пожарной безопасности. Особое внимание обращают на использование индивидуальных защитных средств.

Документы

Главным документом, необходимым при перевозке, служит наличие договора перевозчика и грузоотправителя. Также нужна накладная, отечественная или зарубежная, и полный пакет сопроводительных документов.

В пакет входят следующие виды документов:

  • путевой лист с соответственной маркировкой;
  • Европейское соглашение ДОПОГ;
  • водительское удостоверение о допуске к транспортировке опасного груза;
  • маршрут передвижения;
  • письменные инструкции;
  • информационный лист с указанием телефонов ответственных лиц;
  • копия договора с грузоотправителем.

Транспортировка груза — опасная и ответственная работа, требующая от водителя внимательности и дисциплинированности.

Основные способы

Транспортировка — это доставка сырой нефти от места производства до пункта потребления. На сегодняшний день перевозка осуществляется посредством автомобильного, железнодорожного, морского транспорта. Способ доставки определяется на основе объема и типа продуктов.

Автомобильные перевозки

Сегодня автомобильная транспортировка нефти — достаточно популярный метод. Для осуществления правильной доставки водитель должен соблюдать меры предосторожности.

Перевозка осуществляется с помощью автомобилей, оснащенных специальным оборудованием. Такой транспорт по-другому называют специальным подвижным составом (СПС).

Выделяют следующие типы СПС:

  • Бензовоз — сюда относят автомобильные цистерны, которые осуществляют перемещение жидких масел, моторного горючего и растворителей.
  • Битумовоз — необходим для перевозки горячего битума. Конструкция оснащена специальным устройством для подогрева НП.
  • Топливозаправщики — оборудованная машина, оснащенная насосом для принудительного слива горючего.

Иногда для транспортировки используют обычные грузовые машины. В таких автомобилях разрешено перевозить до 1000 л дизельного топлива и до 33 л бензина.

Перевозить нефтепродукты транспортом удобно, когда необходимо доставить небольшое количество топлива. Главное, чтобы маршрут следования не пролегал около густонаселенных городов, заповедников, лечебных заведений, школ и т. д.

Трубопроводная транспортировка

Осуществляется с помощью трубопроводов от места производства до точки потребления. Движение нефтепродуктов по трубам происходит при помощи насосных станций. Главным преимуществом данного метода является дешевая эксплуатация и отсутствие нужды в большом количестве работников.

Сегодня Россия — один из самых крупных поставщиков нефти. С помощью трубопроводов есть возможность поставлять сырье практически в любом направлении. Работа не останавливается ни при каких условиях, на перевозку не влияют климат, время года и географическое положение.

К особенностям трубопроводного транспорта относят:

  • сроки постройки не занимают много времени;
  • в процессе перекачки не происходит существенных потерь НП;
  • есть возможность перекачивать сразу несколько видов продукции.

К числу недостатков относят невозможность изменить маршрут перевозки. После прокладки трубопровода скорректировать направление доставки уже будет невозможно.

Жидкие и газообразные НП доставляют к потребителю через магистральные трубопроводы. Это позволяет своевременно провозить сырье на сотни километров.

Железнодорожные перевозки

Способ перевозки нефти по железной дороге существует более 150 лет. За этот период увеличилась грузоподъемность и мощность локомотивов, а также возросла безопасность. Однако данный метод имеет свои преимущества и недостатки.

К плюсам относят:

  • Возможность совершения грузоперевозок в любое время года. Доставка нефтепродуктов осуществляется одинаково быстро и летом, и зимой.
  • Скорость. Железнодорожный транспорт выигрывает у водного, а иногда и у грузовых машин.
  • География. Железная дорога располагается практически на всей территории страны. Это позволяет осуществлять доставку на дальние расстояния.
  • Объем. Ж/д состав имеет возможность тянуть за собой огромное количество цистерн с сырьем.

Что касается недостатков, то у железнодорожного транспорта нередко случаются утечки сырья из цистерн. Такое явление считается нормальным, поэтому расчеты НП всегда производятся с учетом возможных потерь.

При невозможности осуществить доставку по железной дороге прибегают к другим методам транспортировки. Иногда в качестве альтернативного решения предлагают совместить два вида транспорта. Иными словами, осуществляют мультимодальную транспортировку.

Водным транспортом

Сегодня одним из методов перевозки нефтепродуктов является доставка водным транспортом.

Нефтеналивные суда подразделяются на самоходные и несамоходные. К первым относят речные и морские танкеры, а ко вторым — морские баржи или лихтеры.

Основными преимуществами перевозки водным транспортом являются:

  • Возможность доставлять сырье на дальние расстояния и в больших объемах.
  • Разрешено перевозить нефтепродукты в любом агрегатном состоянии и без ограничений.
  • Транспортировка может осуществляться не только по большим водоемам. Доставку также производят по рекам и озерам.
  • Благодаря системе подогрева в процессе перевозки высоковязкой нефти есть возможность поддерживать правильную температуру сырья.

К недостаткам водного транспорта относят сезонность работы водоемов. В зимнее время вода замерзает, а значит доставка НП невозможна. Кроме этого, существует риск возникновения кораблекрушения. Разлив нефти в водоем представляет собой экологическую катастрофу, которая вызывает загрязнение большого количества пресной воды.

Читайте также:  Способ излучения внутренней энергии тела

Требования по безопасной транспортировке нефти

Определены требования транспортировки нефтепродуктов каждого вида НП, они имеют свои правила безопасности:

  • Нефтепродукты разных марок перевозятся отдельно друг от друга.
  • Сырье допускается к транспортировке при условии, что оно упаковано надлежащим образом, имеет маркировку и сопроводительные документы.
  • Перед наливом топлива необходимо провести тщательный осмотр автомобильных и железнодорожных цистерн. При обнаружении в таре посторонних примесей или воды перевозку отменяют.
  • Высоковязкие и высокозастывающие НП рекомендуется перевозить в судах, оборудованных устройствами для подогрева.

Транспортировка нефти должна осуществляться автомобильным, железнодорожным, речным и трубопроводным транспортом, а иногда воздушным в соответствии с требованиями, установленным ФЗ.

Источник

Особенности грузоперевозок нефтепродуктов автотранспортом

Россия обладает богатейшими запасами чёрного золота, что обусловило распространённость грузоперевозок продуктов перегонки сырой нефти. Наиболее востребованным вариантом таких перевозок является использование автомобильного транспорта. Достоинства этого метода вытекают из недостатков альтернативных способов. Морские перевозки используются преимущественно для доставки грузов в регионы, отделённые водной стихией. Железнодорожные поставки в советские времена были самыми распространёнными, но в настоящее время их актуальность резко снизилась из-за высокой стоимости и недостаточной оперативности. Так что перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом на малые/средние расстояния на сегодня является наиболее популярным подходом к решению проблемы их доставки конечному потребителю.

Как правильно перевозить нефтепродукты автотранспортом.

Виды нефтепродуктов

Данный вид материалов относится к категории легковоспламенимых жидкостей, главная опасность при транспортировке которых заключается в высоком риске воспламенения/взрыва. Примерно такой же уровень опасности исходит от паров нефтепродуктов, которые также могут являться легковоспламенимыми, а вдобавок – токсичными для человека и других высокоорганизованных представителей животного мира. Другая опасность, характерная при перевозке нефтепродуктов, – вероятность из разлива, что грозит нанесением серьёзного ущерба окружающей среде, приравниваемым к экологической катастрофе локального характера.

Вследствие этого нефть вместе с множеством производных, согласно европейской классификации ДОПОГ, приравнена к грузам третьего класса опасности. Перевозку нефтепродуктов следует осуществляться в соответствии с действующими правилами, распространяющимися на транспортировку грузов, относящихся к категории опасных. Существует несколько общепринятых критериев классификации нефтепродуктов. В частности, по агрегатному состоянию вещества, находящегося в естественных условиях (давлении/температуре), они подразделяются на следующие категории:

  • газообразные нефтепродукты;
  • находящиеся в жидком состоянии;
  • твёрдые.

Автотранспортом допускается транспортировка только двух последних категорий. Согласно совокупности физико-химических свойств нефтепродукты можно разделить на следующие большие группы:

  • топливо (дизельное, реактивное, бензиновое, авиакеросин);
  • масла (индустриальные, для ДВС и электромоторов, трансмиссионные, судовые, трансформаторные, для изоляционной продукции, гидравлические и др.);
  • технологические вязкие смазки, вещества для консервации техники;
  • твёрдые нефтепродукты (битум, парафин);
  • специальные вещества.

Более обобщённая классификация предполагает разделение нефтепродуктов на светлые и тёмные. К первым принято относить продукты нефтеперегонки, характеризующиеся невысокой вязкостью и достаточно качественной очисткой. Это практически весь спектр топливных материалов. К тёмным нефтепродуктами относят жидкости с высокой концентрацией нефтяных фракций, что обуславливает их высокую степень вязкости и плотности. Ввиду низкой температуры застывания тёмные нефтепродукты необходимо перевозить в условиях постоянного подогрева. К этой категории нефтепродуктам относят битум, мазут, некоторые разновидности масел, сырую нефть и другие нефтесодержащие вещества.

Поскольку любые нефтепродукты подвержены самовоспламенению, предосторожность при транспортировке нефти и производных автотранспортом должна ставиться во главу угла. Любая ошибка грозит экологическим бедствием, устранить которое будет чрезвычайно сложно. Существует также реальная угроза для жизни/здоровья людей, оказавшихся в непосредственной близости от транспортного средства, перевозящего опасный груз.

Подвижной состав для транспортировки нефтепродуктов

Большая часть разновидностей нефтепродуктов доставляется к месту назначения с использованием бестарного метода, предполагающего применение специализированного подвижного состава. Классификация СПС:

  • бензовозы (автоцистерны, используемые для перевозки таких нефтепродуктов, как масла, моторное топливо, смазочные материалы, жидкие растворители, другие вещества со сходными физико-химическими характеристиками);
  • топливозаправщики (специализированные бензовозы, оснащенные насосным оборудованием для дозированного скачивания);
  • битумовозы (специализированные автоцистерны, оснащённые горелкой для подогрева перевозимого битума);
  • газовозы (специализированные автоцистерны, позволяющие перевозить сжиженные газы под высоким давлением), оснащённые насосным оборудованием для перекачки СГ в стационарные резервуары;
  • автогудронаторы; (специализированные автоцистерны, оснащённые механизмом, обеспечивающим равномерное распределение битума при укладке дорожного полотна);
  • газовозы, специализирующиеся на транспортировке бытовых баллонов со сжиженным газом.

Перевозка отдельных разновидностей нефтепродуктов может производиться с использованием ТС общего назначения, которые дооборудованы приспособлениями, обеспечивающими соблюдение правил транспортировки. В некоторых случаях разрешается задействовать обычные грузовики (если нефтепродукты перевозятся в специальной таре, регламентированной требованиями ГОСТ 1511/85). Правила перевозки ОГ позволяют транспортировать нефть и её производные с использованием обычного подвижного состава (при условии, что объёмы перевозок находятся в пределах установленных норм: бензин – не более 33 литров, дизтопливо – в пределах 1000 литров).

Транспортировка крупных партий продуктов светлой нефтехимии производится с использованием прицепов-цистерн или полуприцепов-цистерн. Эта разновидность подвижных составов обеспечивает минимизацию себестоимости перевозки нефти автотранспортом посредством оптимального посекционного распределения горючей жидкости. Контейнерные перевозки продуктов светлой нефтехимии актуальны, если их доставка планируется в отдалённые регионы. Контейнеры очень удобны и как практичный полевой ПС.

Стандартный объем таких контейнеров находится в пределах 1.0– 5.0 кубометров, а для их перевозки можно использовать тентованные бортовые грузовики марок ЗИЛ или ГАЗ.

Тара для перевозки НП

Вязкие масла и жидкие составы (растворители, топливо всех разновидностей) перевозятся с использованием канистр и аналогичной тары ёмкостью 5-60 литров. Если требуется тара большего объёма, допускается применение бочек (полиэтиленовых или металлических) ёмкостью 50-250 литров. Правила перевозки ОВ лимитируют объём такой тары для транспортировки конкретных веществ (для дизтоплива это 60 литров), но если требуется ёмкость большего объёма, это допустимо, но на тару должно быть нанесена соответствующее буквенно-цифровое обозначение.

В соответствии с Правилами, заполнять канистры или бочки нужно не полностью – максимально на 95% от объёма.

Нефтепродукты, предназначенные для продажи в розничной сети в категории товарных нефтепродуктов, как правило, фасуются в заводскую упаковку и перевозятся в ящиках/коробках или посредством размещения на поддонах с обязательной упаковкой в термоплёнку. Для транспортировки небольшого ассортимента твёрдых продуктов переработки нефти (битум, парафин) допускается использование обычной тары – картонных коробок, ящиков, барабанов и аналогичных тарных ёмкостей

Читайте также:  Способ производства цельного сухого молока

Перевозка жидких нефтепродуктов автотранспортом общего назначения в оптовых объемах осуществляется с применением флекситанков – эластичных многослойных мешков, предназначенных для размещения в контейнерах. Объём такой тары варьируется в пределах 10000-25000 литров. Но чаще всего для перевозки нефтепродуктов используются автоцистерны, обеспечивающие соблюдение всех требований и правил безопасности при перевозках опасных грузов. Обладая полностью герметичным корпусом овальной формы (оптимальным в плане аэродинамики), они оборудуются:

  • задвижкой клиновидной формы для удобного слива перевозимых продуктов;
  • специальным патрубком, предназначенным для заливки в ёмкость жидкостей маслянистой консистенции;
  • указателем уровня жидкости стержневого типа;
  • дыхательным клапаном, обеспечивающим надёжную герметизацию резервуара;
  • насосным оборудованием насосом и системой шлангов;
  • съёмными волнорезами, предназначенными для минимизации ударной волны, возникающей при ускорении/торможении во время движения ТС.

Автоцистерны, предназначенные для доставки тёмных нефтепродуктов, дополнительно оснащаются нагревательным оборудованием с целью поддержки заданного температурного режима. Все автоцистерны имеют в своем составе огнетушители и заземляющие приспособления, предназначенные для отвода возникающего при заправке/сливе нефтепродуктов статического электричества.

Требования к транспортировке НП

Грузовые автомобили вместе с полуприцепами и прицепами, используемые для транспортировки большинства разновидностей продуктов перегонки нефти, должны соответствовать ряду требований, описанных в Правилах перевозки ОГ. Перечислим эти требования:

  • ТС необходимо оснастить таким образом, чтобы обеспечить соблюдение мер пожарной безопасности. В их число входит обеспечение наличия в кабине выключателя «массы», обеспечивающего аварийное отключение электропитания транспортного средства, оснащение подвижного состава глушителем с пламегасителем и фронтальным расположением оконечного устройства (выхлопной трубы), заземляющей металлической цепью, противоподкатными бамперами, средствами защиты цистерны и системы трубопроводов от механических ударов, при опрокидывании ТС;
  • транспортное средство должно быть оснащено маркировкой, предупреждающей о перевозке груза, относящегося к категории опасных (включая заметную издалека надпись «Огнеопасно» и соответствующие информационные таблички);
  • автоцистерны для перевозки обширного спектра нефтепродуктов должны обладать техническими характеристиками, обеспечивающими максимальную остойчивость подвижного состава;
  • цистерны должны иметь специальную окраску;
  • подвижный состав должен быть укомплектован средствами ИЗ водителя и всех сопровождающих опасный груз лиц, а также стандартными средствами пожаротушения (песком, багром, лопатой, двумя или более огнетушителями, кошмой);
  • такой спецтранспорт оборудуется сигнальными средствами, могущими работать в автономном режиме (спаренные фонари оранжевого цвета).

Доставка мазута и других светлых/тёмных нефтепродуктов автотранспортом должна осуществляться по маршруту, согласованному с представителями ГИБДД. Недопустимой является транспортировка в тёмное время суток. На отвечающее всем вышеперечисленным требованиям транспортное средство оформляется допуск в соответствии с правилами ДОПОГ в отношении конкретного вида продуктов переработки нефти.

Требования к водителям

Согласно правилам, регламентирующим перевозку всех разновидностей нефтепродуктов автотранспортом, водители, задействованные для этих целей, должны в установленном Правилами порядке пройти специальный курс обучения и получить удостоверение, разрешающее допуск к транспортировке ОГ. Кроме общего инструктажа по ТБ, перед каждым выездом должен проводиться дополнительный инструктаж, объясняющий правила и особенности транспортировки конкретной разновидности нефтепродуктов. Это позволит водителям правильно реагировать на возникновение любых нештатных ситуаций, возникающих на пути следования подвижного состава.

Условия безопасной перевозки лёгких/тяжёлых нефтепродуктов автомобильным транспортом предполагают обращение особого внимания вопросам, касающимся защите персонала, участвующего в транспортировке. В частности, в число таких мер входит использование индивидуальных защитных средств при выполнении погрузки/разгрузки, ремонте автоцистерн, позволяющих защитить людей от вредного воздействия токсичных паров.

Документы, требуемые для перевозки нефтепродуктов

Основным документом при осуществлении перевозок нефтепродуктов автотранспортом является договор, заключаемый между грузообладателем и перевозчиком. Этот документ дополняется транспортной накладной отечественной формы или аналогичным документом международного образца. Наличие ТН является обязательным условием перевозок опасных грузов. Составление этого документа – прерогатива грузоотправителя (иногда – грузополучателя или компании, уполномоченной на отправку нефтепродуктов по просьбе клиента). Кроме договора и ТН, согласно нормативно-законодательной базе РФ, необходимо оформить пакет сопроводительных документов на транспортируемый груз.

В него входят документы, которые могут быть востребованными таможенными, карантинными, санитарными службами. Рекомендуется иметь сертификаты на весь ассортимент перевозимых продуктов переработки нефти, паспорт качества продукции, а также все другие документы и удостоверения, которые могут выдаваться уполномоченными органами на конкретную разновидность груза:

  • путевой лист с наличием соответствующей опасному грузу маркировкой;
  • свидетельство европейских правил ДОПОГ, выдаваемое на конкретное ТС;
  • удостоверение о допуске водителя к транспортировке ОГ;
  • согласованный маршрут передвижения;
  • инструкцию, регламентирующую действия персонала в случае возникновения на маршруте следования непредвиденной ситуации;
  • информационный лист (сведения обо всех ответственных лицах, задействованных в грузоперевозках, с указанием их контактных данных).

Отметим, что соблюдение правил и требований при транспортировке нефти и её производных является обязательным условием, обеспечивающим наряду с дисциплинированностью водителя требуемый уровень безопасности.

Источник

Оцените статью
Разные способы