Автомобиль как способ общения

Обратная связь: как интерфейсы помогают водителям общаться с автомобилями

Дополненная реальность (AR) проникает в традиционные отрасли — ритейл, здравоохранение — и меняет их. Мы уже однажды писали, что автомобиль — первый претендент на звание главной AR-платформы. Ежегодные темпы распространения AR в автомобилестроении подтверждают это.

Разберемся, как строится «общение» водителя с автомобилем в целом и как может поменяться этот процесс с использованием дополненной реальности и других технологий.

Интерфейсы как основа взаимодействия

Мост для «общения» между человеком и устройством — это интерфейс или система, с которыми взаимодействуют объекты разного типа. Человек и машина налаживают контакт с помощью некой программы или физического устройства, например, порта или соединения. Существует множество подходов к интерпретации понятия «интерфейс» в широком смысле, но мы предлагаем в дальнейшем понимать его как условную границу между двумя разнородными системами.

С точки зрения пользователя интерфейс — это средства связи между ним и сторонней системой. Задача разработчиков интерфейсов — моделировать работающий канал «общения». Портал usability.gov описывает работу над дизайном пользовательского интерфейса (UI) как прогнозирование того, что пользователям может потребоваться в работе, и обеспечение этого наиболее доступным для понимания и использования образом. В свою очередь UX или «пользовательский опыт» отвечает за способ взаимодействия с интерфейсом.

«Трудности перевода»: проблемы и решения сложных интерфейсов

Коби Эверделл (Cobie Everdell), специалист в области дизайна, в пример хорошего UX приводит оригинальный Ford Model T 1908 года. У него был один рычаг и один датчик на приборной панели. Это не отвлекало от безопасного управления и решало все задачи — для водителя начала ХХ века.

Более 100 лет тому назад устройство транспортного средства не было способно сообщать водителю тот объем информации, которым готов делиться современный Ford. Сейчас перед специалистами в области дизайна стоят новые вопросы: должен ли водитель находиться в постоянном «общении» со своей машиной? Нужна ли ему ежесекундная информация о происходящем с автомобилем — и так далее.

Коби утверждает, что усложнение приборной панели автомобиля началось с развитием авиационной индустрии. По понятным причинам пилоты вынуждены работать с огромным набором датчиков и элементов управления. Дизайнеры автомобилей стали имитировать такой подход. Чем больше элементов находилось на приборной панели автомобилей 1930-х, тем роскошней он считался. Пример — Bentley Blower.


На фото «Blower» Bentley dashboard / CC

В последующие годы с появлением новых технологий производители продолжали «нагружать» автомобили новыми интерфейсами —для управления кондиционером, радиоприемниками и другими системами. Директор по продуктовому дизайну в Facebook Джефф Тихан (Geoff Teehan) считает, что тенденция жива по сей день, и дизайн интерфейсов ухудшился именно из-за их усложнения. В результате панель Porsche 918 Spyder, которую он приводит в пример, отвечает за управление более чем 800 функциями (но мало кто действительно использует их все).

Дизайнеры из студии ustwo отмечают, что сенсорные экраны, пришедшие на замену датчикам и кнопкам, сохранили все их недостатки. Хотя они позволяют скрывать лишние элементы, но производители часто не идут на это из-за ожиданий пользователя, формировавшихся не один десяток лет. Они переносят на экран виртуальные аналоги привычных кнопок и датчиков, чтобы не разочаровать клиентов, которые ищут знакомые элементы интерфейса.

Новые автомобильные интерфейсы

Несмотря на сложившиеся в отрасли стереотипы, автопроизводители понимают, что пользователям нужны не сотни кнопок и дисплеев, а безопасность и упрощение процесса взаимодействия с автомобилем. Поэтому некоторые интерфейсы либо уходят в прошлое, либо принимают новое воплощение. Важно, что пользователи не готовы отказываться от функциональности своих автомобилей. Поэтому главная задача проектировщиков интерфейсов — вместить все ожидаемые возможности в новые системы. Рассмотрим кратко одни из наиболее популярных направлений развития автомобильных интерфейсов ближайшего будущего:

Из всех реализованных концепций «дополненная реальность как интерфейс» является одной из наиболее эффективных. Исследование влияния AR-систем на безопасность вождения доказывает, что их использование помогает значительно снизить число аварийных ситуаций. О том, как работают такие системы, мы уже рассказывали в наших материалах.

Хотя пользовательские AR-интерфейсы и сосредоточены на лобовом стекле, им требуются вспомогательные подсистемы. Например, наша навигационная система WayRay Navion использует голосовые интерфейсы для управления. Согласно исследованиям, более половины автомобилей будут оснащены этой функцией к 2019 году. Это безопаснее сенсорного переключения. К тому же благодаря популярности голосовых ассистентов от Google и Apple голос становится все более привычным способом коммуникации.

Сеульский стартап VTouch оборудует свои интерактивные дисплеи системами управления жестами. Эта технология отслеживает движения глаз и пальцев с помощью 3D-камер. А разработчик контроллеров Synaptics представил решения, которые с помощью датчиков отпечатков пальцев на дверной ручке идентифицируют владельца без брелока для открытия двери и автоматической настройки сидений, аудио-системы, климат-контроля и освещения в соответствии с предпочтениями пользователя.

Несколько слов в заключение

Автомобильные системы усложняются и получают все больше самостоятельности, и от доверия пользователей зависит, приживется ли на рынке та или иная технология. Беспилотному автомобилю не будет нужен традиционный руль. Но, скорее всего, он все равно будет установлен в моделях-первопроходцах, так как пользователь нуждается в этом интерфейсе и не доверит свою безопасность машине, не видя перед собой руля.

Автомобильной индустрии всегда будут нужны профессиональные UI/UX-дизайнеры, которые смогут наладить «общение» человека и машины. UX — это профессиональная сфера с одним из самых впечатляющих показателей востребованности в секторе высоких технологий. Миру разработки требуются профессионалы, которые смогут наладить связь между автомобилями будущего и человеком, устранив между ними все «недосказанности».

Читайте также:  Способы задания ячейки excel

Источник

Что для нас автомобиль, как люди используют машину?

Автомобили давно вошли в нашу жизнь и стали настолько привычны нам, что мы даже не задумываемся над тем, как можно использовать свою машину. Большинство скажет: «что за глупость, автомобиль нужен для того чтобы на нем ездить или что-то возить».

Да, это самый распространенный и самый логичный способ эксплуатации автомобиля, но не стоит забывать и о том, что для многих автомобили стали чуть ли не образом жизни. Машина давно превратилась из банального средства перемещения пассажиров и грузов в нечто большее.

При строительстве дорог для укрепления дорожного полотна на участках с зыбкой почвой, а также для увеличения срока эксплуатации применяется Дорожная сетка. На производстве компании ПРОМСНАБ используется технология точечной сварки, что позволяет увеличить прочность полотна.

Так как люди используют свои автомобили помимо перевозок? Попробуем перечислить самые распространенные способы и начнем с очевидных, а закончим самыми необычными…

Средство заработка денег

Вам когда-нибудь приходилось подвозить людей и брать за это деньги? Хотя бы раз в жизни такой случай выпадает любому автомобилисту, даже если тот к этому не стремится.

Но для таксистов или водителей, занимающихся частным извозом (вопрос законности тут опустим), перевозка людей и грузов – это способ заработка денег на жизнь, способ их существования.

Предмет залога

Жизнь штука непредсказуемая и порой случаются ситуации, когда деньги нужны срочно, а взять их неоткуда. В этом случае на помощь может прийти имеющийся в наличии автомобиль, который можно заложить в авто-ломбард, например, здесь и получить крупную сумму денег за считанные часы. Нюансы таких сделок ранее мы уже рассматривали на нашем сайте, здесь повторяться не будем.

Средство общения, объединения людей

Существует множество автоклубов во множестве городов и самой различной направленности. Это позволяет автолюбителям скрасить свой досуг, весело и с пользой провести свободное время, найти друзей. Одиночество точно не грозит, если у вас есть автомобиль и если вы записаны в автоклуб.

Путешествие, познание мира

Можно всю жизнь проездить на своей машине от дома до работы, а можно использовать четырехколесного друга для длительных путешествий, которые, как известно, не только расширяют кругозор, позволяют узнать много нового, но и помогают лучше понять окружающих тебя людей и страну, в которой ты живешь, или по которой путешествуешь.

Способ познакомиться с девушкой

Давно известный, весьма популярный среди молодежи и, надо заметить, действенный способ познакомиться с девушкой. Срабатывает не всегда, но если применить творческий подход и правильно подобрать автомобиль, то все получится.

Пристанище для влюбленной парочки

Это уже продолжение истории про «познакомиться с девушкой». Автомобиль, опять же, если он правильно подобран, вполне может заменить банальный гостиничный номер и обеспечить романтику и остроту ощущений.

Самореализация в автоспорте

Тут, пожалуй, все понятно. Автоспорт стал смыслом жизни для многих любителей скорости.

Метод психологической разгрузки

Для кого-то вождение автомобиля – сильнейший стресс, а если сесть за руль, открыть окошечко и не спеша поехать по пустой дороге навстречу рассвету или закату, то можно повысить себе настроение и получить мощный заряд положительных эмоций.

Способ самоутвердиться

Ну и напоследок остался способ, которым пользуются неудовлетворенные жизнью люди. Чаще это проявляется в крупных городах, где уровень различных видов стресса зашкаливает. Многие, не сумевшие добиться результатов в работе, личной жизни, прочих сферах бытия, выплескивают свою злобу и неудовлетворенность на дорогу.

В своем автомобиле они чувствуют себя более защищенными, поэтому не бояться хамить другим участникам движения, подрезая их, создавая аварийные ситуации вытворяя прочие известные кренделя. Бог им судьба и чтобы они объезжали вас стороной.

Пожалуй, это все основные моменты, связанные с использованием автомобиля. Если я что-то забыл, то в комментариях дополните, пожалуйста.

Источник

«Управление автомобилем — это коммуникация с миром»

На тренингах коучи и психологи говорят о необходимости присутствия в моменте. Почему это так важно и одновременно сложно?

Наш ум постоянно существует в трех измерениях — прошлом, настоящем и будущем. И прошлое с будущем ему интереснее. Ведь в настоящем вы находитесь в состоянии потока, не применяете ум: вы слышите свое тело, интуицию, творческую составляющую. А когда вас нет здесь, в моменте, вы постоянно что-то анализируете. Например, утром на человека накричал руководитель, он сел в автомобиль и продолжает находиться в той ситуации, думает, что нужно было ответить. Или мы можем переноситься в будущее. Например, когда едем на свидание и начинаем думать, что будем говорить, чем займемся после. В моменте же проще находиться, когда задач не так много. Мы последние сто лет живем похоже, до этого мы жили совсем по-другому. В большей степени на земле и в природе. Анализировать нужно было гораздо меньшее количество процессов и факторов. Условно: погода, посевная, корову подоить. Это все куда проще. А сейчас скорость жизни изменилась так, что мы просто не успеваем отсекать прошедшее. В итоге без этих постоянных отсечек от настоящего остается лишь мгновение, за которое ум перескакивает из прошлого в будущее. Но жизнь — это то, что происходит с нами в моменте, прямо сейчас. Именно поэтому важно уметь на этом фокусироваться.

Есть ли какие-то сигналы, заметив которые стоит обратиться к специалисту? Например, если человек начинает агрессивно себя вести «за рулем»?

Важно для начала понять, что пришло время обратиться к самому себе. Прийти к этому пониманию можно, например, если вы видите, что слишком долго отходите от какого-то конфликта. Что-то случилось утром, а вы переживаете это вечером. Или, например, если вас кто-то подрезает на дороге, вы это воспринимаете как личное оскорбление. Я даже привожу такой пример на своих тренингах: вот вы стоите на светофоре и слышите, как кто-то громко сигналит. Если вы в этот момент заведены, то вы этому сигналу придаете дополнительный смысл. Этот раздражитель может вообще не иметь к вам отношения, но вы окрашиваете его своими эмоциями. Если вы замечаете, что реагируете слишком остро или, наоборот, очень инертно на собственные переживания, то самое время заняться собственной осознанностью. Можно поработать со специалистом или для начала заняться йогой, медитацией, улучшением концентрации — практик очень много.

Читайте также:  Используя коммуникативные стили вирджинии сатир описать способ решения конфликтной ситуации

Раз автомобильная тема так хорошо характеризует нашу жизнь, можно тогда по виду нарушений, поведению на дороге определить, какие именно у человека проблемы?

Определить, что происходит с человеком сложно. Но раз мы видим, что он делает, то можем понять его характер. Мы ведь даже даем людям разные определения — «учитель», «шашечник». И характер как совокупность бессознательных поведенческих паттернов безусловно влияет на поведение. Характер влияет даже на выбор марки и цвета автомобиля. Глядя на большие автомобили у мужчин действительно можно понять, какие у них комплексы. Но ведь комплекс — это не заболевание. Комплекс — это совокупность поведенческих аспектов, которые формируются на основе травмы, какого-то непрожитого или прожитого опыта. И если человек делает что-то странное и не понимает этого, можно для начала сказать ему: «Остановись». А потом задать вопрос: «Что ты сделал пятнадцать секунд назад?». В этот момент и возникает осознание. Потом можно зайти дальше с вопросом: «Что ты хотел этим сказать?» Потому что поведение — это язык, которым мы общаемся с миром. Ваше настроение — это важно. Если у вас плохое настроение, спросите себя, а кто или что вас на него настраивает? И вот с эти дальше можно уже разбираться.

Как сделать процесс управления автомобилем более осознанным, не отвлекаться на раздражители?

Автомобильная тема очень подходит для медитаций и знакомства с собой, ведь в автомобиле очень удобно отсекать прошлое. Обычно, когда мы садимся «за руль», то сразу начинаем обгонять реальность: думаем, куда мы поедем, что будем там делать. А теперь представьте. Вы подходите к автомобилю, смотрите на него, садитесь, закрываете дверь. Попробуйте несколько секунд ничего не делать, несколько раз вдохните, чтобы отсечь прошлое от настоящего и остаться в этом настоящем. И вы начнете осознавать самое главное: что вы делаете, как и зачем. Если вы будете постоянно задаваться этими тремя вопросами, то научитесь плавно и осознанно двигаться в потоке. Вы будете находиться в моменте, который определен автомобилем. Вы почувствуете, что ваши границы расширятся до границ автомобиля, вы почувствуете, что стали очень большим, что весите под полторы тонны и едете со скоростью 60–80 км/ч.

Некоторые водители говорят, что так хорошо могут управляться с автомобилем, что просто включают в голове «автопилот» и в дороге решают свои задачи — это работает?

Чем больше у нас опыта, тем более автономным, как нам кажется, становится наше управление автомобилем. Но это не совсем так. Движение на таких скоростях, как сейчас, непривычно для нашего мозга и для наших глаз. Правильное решение нужно принимать еще до момента, как мы увидим опасность. Когда мы находимся «за рулем», то должны быть в состоянии максимальной «алертности», по-русски — «бдительности». Вы садитесь в автомобиль и автоматически включаете эту бдительность. На самом деле вы будете находиться в потоковом состоянии, когда ваше тело работает отдельно от вас. Потому что в экстренной ситуации, когда, например, надо резко затормозить, именно тело делает это за вас, ваш ум еще даже не успевает отреагировать. Но если вы не сконцентрированы, так не получится. Если вы в этот момент ругаетесь с кем-то по телефону или отвлекаетесь на соцсети, вызывающие определенную эмоциональную зависимость, вы упускаете часть своей реакции. Поэтому максимальная концентрация на одном действии — это очень важно. На самом деле состояние бдительности «за рулем» сродни медитации — это очень круто. Профессиональные водители от него кайфуют. Поэтому стоит научиться получать удовольствие именно таким образом.

То есть соцсети — это вообще отдельный триггер и раздражитель?

Да, они очень быстро переносят нас из текущего момента. Вот вы стоите в пробке и видите, что ваши знакомые отдыхают на Багамах, и вы автоматически переноситесь туда, вы уже не в моменте..

Некоторые любят повыяснять отношения «за рулем» со своими спутниками. Или просто поболтать…

Выяснениями отношений вы точно добавляете себе стресса. Вопрос только в том, сколько именно. Ведь критичный уровень кортизола, при котором мы можем принимать неверные решения, у каждого водителя разный. Вообще на дороге очень большое количество триггеров: красный светофор, другие автомобили. Поэтому я бы не добавлял себе лишнего стресса, кроме разве что приятной мелодичной музыки.

Почему не все любят соблюдать правила, в том числе ПДД? Мы все знаем, что нарушать их нельзя, но все равно это делаем.

Мы чаще всего с правилами соглашаемся, а не принимаем их. А чтобы их принять, нужно понять, для чего они нужны. Такой вопрос задаю и в своих группах: для чего нужны правила? И о чем бы мы ни говорили — о дорожном движении, об отношениях в семье, — правила нужны всего для двух вещей: для эффективного взаимодействия и повышения уровня безопасности. Все. Качество вашей жизни улучшается, как только вы принимаете правила. Когда человек поймет, что управление автомобилем — это не просто перемещение по городу, а способ коммуникации с миром, то правила придется принять. А если мы все будем просто соглашаться, это будет приводить к огромному количеству человеческих жертв, ведь мы все ответственны за происходящее. Когда я сам это понял, то перестал превышать скорость. Я с удовольствием погоняю, но теперь уже только на треке. В итоге у меня очень снизилось количество денег, которое я трачу на автомобиль: бензин, ремонт, разные покрышки и колодки, это действительно так.

Читайте также:  Способы формирования личностных ууд

Интересный момент: вы говорите, что правила нужны и на дороге, и в семье — как это работает в отношениях?

Если, создавая семью, мы договоримся о правилах нашей семьи, эти правила будут работать точно так же, как правила ПДД. В семье надо договариваться. Правила могут звучать так: «Прошу меня не трогать, когда я…» Или: «Пожалуйста, никогда не говори со мной вот так». Или: «Не произноси этих вещей», «Не проси от меня, чтобы я…» Одно дело, когда я говорю: «Ты должен это делать», и другое дело, когда я говорю: «Пожалуйста, у меня такие правила, вот я люблю так». Например, есть пара. Он любит спать с распахнутыми настежь окнами и не закрывать их занавеской, а она привыкла спать в склепе. Но можно договориться: можно спать в отдельных комнатах или она будет надевать маску для сна. Правила — это самое важное в отношениях.

Если вернуться на дорогу, то есть еще пешеходы, которые думают, что правила вообще не для них, а водителей воспринимают как врагов. Почему так получается?

Если человек проводит границу между «я — водитель», а «они — пешеходы» и наоборот, возникает то, что в социальной психологии называется приграничным синдромом. То есть, если мы деремся двор на двор, мы как-то определяем, где кончается наш двор, и начинается другой двор. Или школа на школу, класс на класс. И мы начинаем не любить «бэшников» или «ашников». Мы устанавливаем границы, и автоматически у нас возникает агрессия, которая нужна для защиты этих границ. А если мы поймем, что мы все находимся в едином потоке — потоке жизни, потоке на дороге, потоке из людей разных национальностей, вероисповеданий, мировоззрений, полов, то мы начинаем взаимодействовать друг с другом. И границ уже не существует, потому что мы взаимозависимы. Мы понимаем, что наша жизнь зависит от того, что произойдет вот с тем пешеходом. Мы можем не хотеть брать на себя эту ответственность, но она на нас уже возложена. Причем не важно, пешеход ты или водитель. Правила поведения на дороге — коллективная история.

Кстати, я заметила, что многие, даже агрессивные, водители, когда едут с пассажирами, а уж тем более детьми, резко меняются и становятся аккуратными и предупредительными.

Генетически в нас заложена защита потомства. Мы готовы на большие риски, когда мы одни, но, как только рядом с нами появляется кто-то, мы начинаем автоматически расширять зону охраны.

Но при этом некоторые родители, если мы говорим о защите потомства, пренебрегают детскими креслами.

Есть два способа передачи информации: один — это гены, а второй — культура. У некоторых людей их культурный код, культурный коридор просто забит. Как правило, забит он установкой «я сам знаю». Когда мы так говорим, то уже не слышим, что нам говорит культура, в нашем случае — культура управления автомобилем. В этот момент мы оказываемся вырванными из контекста, а значит — опасными для общества. И если вы прямо противитесь такой обязанности, вам кажется, что это насилие над вашей свободой, ну почитайте, сколько экспериментов провели, какое количество детей выживает и остается здоровыми в случае ДТП, если они ехали в кресле.

А пассажиры — насколько они имеют право голоса? Некоторые, даже если им страшно, просто складывают ручки и отдают весь контроль водителю.

У пассажира всегда есть выбор. Если с водителем не получается договориться о комфортном для обоих стиле управления автомобилем, скорости, тогда не надо ездить с этим водителем. Для автомобилиста то, что с ним не хотят ездить, станет знаком. Я не позволю водителю сидеть в соцсетях, я сделаю замечание. Меня могут отказаться везти, тогда я просто выйду и пойду пешком. Не надо бояться этого конфликта. Он всего лишь показывает несоответствие двух систем. Точно так же надо уходить от алкоголика. Если человек пьет и не собирается с этим ничего делать, то вставайте и уходите.

У нас получилась очень близкая параллель между обычной жизнью и автомобильной, ПДД и отношениями в семье. Можно ли, находясь «за рулем», как на ваших тренингах, научиться каким-то приемам и стать улучшенной версией себя?

Если человек в принципе заинтересован в персональном развитии, то ему не важно, на чем тренироваться. На своих тренингах я очень часто провожу эту самую параллель между правилами, которые мы привносим в свою жизнь через свою собственную дисциплину, и правилами, которые необходимо принимать на дороге. Автомобиль и участие в дорожном движении становятся прекрасным тренажером и пространством, в котором вы можете расти над собой. Это на самом деле уже и есть настоящий тренинг по развитию личности. Наше реактивное поведение всегда определено нашими невротическими паттернами — именно они не позволяет нам расти. Поэтому, когда вы входите в состояние тренировки, то прямо при помощи контакта с пассажиром, контакта с пешеходом, контакта с другими автомобилистами вы как раз начинаете разбирать ваши убеждения и установки, в этот момент и начинается ваш личностный рост.

За время самоизоляции водители, как я заметила, стали вести себя более спокойно, уравновешенно, вежливо. С чем это связано и как это перенести в нынешнюю реальность?

Все это время мы были на одной волне. Страх, связанный с пандемией, с коронавирусом, очень нас объединил. Это было очень здорово, потому что люди стали желать друг другу здоровья не на автомате, а по-настоящему. Единственное, что может вернуть нас в то состояние, — осознание того, что мы на одной волне. Мы все в одной лодке — весь город, вся страна, весь мир. Тогда внутри нас начинает раскрываться такое важнейшее качество, отличающее нас от животных, которое называется милосердие. А милосердными можно быть и «за рулем».

Источник

Оцените статью
Разные способы