Автоматизированный прием способ решения встречавшейся ранее задачи называется
Автоматизированный прием способ решения встречавшейся ранее задачи называется
Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных актов, регулирования, контроля.
Определение. Приемы деятельности — способы исполнения контроля и регулирования.
К основным приемам деятельности относят навыки, привычки, умения.
1. Навыки. Важнейшим приемом деятельности является навык.
Определение. Навык — автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Навыки образуются на основе упражнений, многократных повторений действий. В результате происходит количественное и качественное преобразование действий. Произвольные действия превращаются в непроизвольные, автоматизированные.
Различают несколько видов навыков : перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Перцептивный навык — это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели.
Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Формирование навыков может осуществляться двумя методами:
1) методом «проб и ошибок»;
2) через систему сознательных процедур.
Метод «проб и ошибок» малоэффективен, поскольку он требует длительного времени на освоение навыка и не гарантирует его надежного закрепления. Высокоэффективной считается выработка навыка через систему сознательных процедур.
Метод сознательных процедур основывается на понимании. В выработке навыка по этой методике осуществляются четыре этапа :
1) предварительное ознакомление , осмысливание действий, которые выполняются некачественно;
2) подготовительный этап , на котором действие совершается сознательно, но неумело;
3) стандартизирующий этап , на котором происходит частичная автоматизация действий;
4) варьирующий (ситуативный) этап, который характеризуется свободным выполнением действия в разных условиях в автоматическом режиме.
2. Привычка. Близкой навыку по механизмам формирования и характеру осуществления является привычка.
Определение. Привычка — это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.
Привычка, как и навык, формируется путем многократного повторения, но отличается от него. Навык — это возможность выполнения действия, которое в себе не содержит стимуляции к данному действию. Привычка же предполагает побуждение производить данное действие.
3. Умение. Навык и привычка тесно связаны с умением.
Определение. Умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умение — основа мастерства. В отличие от привычки, оно создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся ситуации.
Источник
контрольная работа по психологии. психология. Задание 1 3 Задание 2
Название
Задание 1 3 Задание 2
Анкор
контрольная работа по психологии
Дата
23.04.2020
Размер
67.5 Kb.
Формат файла
Имя файла
психология.doc
Тип
Документы #118976
Подборка по базе: Практическое задание, профессиональная этика, Близнец.docx, Практическое задание 1.docx, Writing Домашнее задание по английскому языку (на 12.11.2020).do, Практическое задание 1.docx, Кейс №1 Задание.docx, Практическое задание 3.doc, Статистика Задание и Образец решения (1) (1).docx, Маркетинг персонала Задание 1.docx, Практическое задание на 12.11.2021 г..docx, Педагогика 2 задание.pdf
Задание 1
3
Задание 2
8
Список литературы
11
1. Раскройте теорию цветового зрения.
Человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости. Приспособление глаза к различным уровням яркости называется адаптацией.
Различают световую и темновую адаптации.
Световая адаптация — снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Механизм световой адаптации: работает колбочковый аппарат сетчатки, зрачок суживается, зрительный пигмент подымается с глазного дна.
Темновая адаптация — повышение чувствительности глаза к свету при малой яркости поля зрения. Механизм темновой адаптации: работает палочковый аппарат, зрачок расширяется, зрительный пигмент опускается ниже сетчатой оболочки. При яркостях от 0,001 до 1 кд/кв.м происходит совместная работа палочек и колбочек. Это так называемое сумеречное зрение.
Яркость спектральных цветов , воспринимаемая зрением, (видность) зависит от их цветового тона. Самым ярким (светлым) нам кажется желтый цвет, самыми темными — красный и фиолетовый.
Спектральная чувствительность . Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра — от голубого до оранжевого. Здесь достаточно изменения длины волны на 1 — 2 н.м. для того, чтобы почувствовать изменение цвета. В области красного и фиолетового цветов разностный порог резко увеличивается, доходя до десятков и сотен нанометров.
Зависимость цветового тона от освещенности (яркости) . При нормальной дневной освещенности рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. Если освещенность снижается (сумеречное состояние), то красный, зеленый и синий цвета сохраняют свой цветовой тон, а промежуточные между ними изменяются в направлении сближения с основными. Так, оранжевый становится краснее, желтый приближается к оранжевому, голубой и фиолетовый синеют; желто-зеленые и зелено-голубые теряют свои оттенки и приближаются к спектральному зеленому. Если яркость световых потоков снижается почти до состояния темноты — различаются только три основных цвета — красный, зеленый и синий. В сгущающихся сумерках последним исчезает синий цвет, превращаясь в белесый, а красный превращается в черный. Изменение цветов при уменьшении их яркости называют явлением Бецольда — Брюкке.
При сильном увеличении яркости происходит сдвиг цветового тона всех спектральных цветов к голубому и желтому; это называется явлением Эбнея.
Хроматическая адаптация — снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Проделаем опыт: возьмем какую-либо цветную карточку (выкраску) и закроем половину ее белой бумагой. Посмотрев на выкраску в течение полминуты, откроем вторую половину и сравним цвет двух полей: того, которое мы наблюдали сравнительно долго и того, которое только что увидели. Проделав такой эксперимент с различными цветами, убеждаемся в следующем:
насыщенность всех цветов снижается
светлые цвета темнеют, а темные светлеют
теплые цвета становятся более холодными, а холодные — теплыми.
Итог: в результате хроматической адаптации все три координаты цвета изменяются, т.е. происходит искажение цвета, напоминающее эффект запыления.
Если цвет фиксируется наблюдателем слишком долго, наступает хроматическое утомление, в результате которого первоначальное цветовое ощущение может измениться до неузнаваемости.
Утомляющее действие цвета зависит от следующих факторов:
яркости (приглушенные и зачерненные цвета — менее утомляющие, чем яркие)
Утомляющее действие цвета связано также с эмоционально-психическими реакциями человека, т.е. его предпочтениями, культурным уровнем, темпераментом и прочими факторами, которые необходимо учитывать при цветовом проектировании.
Цветовая индукция — изменение характеристик (координат) цвета под влиянием наблюдения другого цвета (или, проще говоря, взаимное влияние цветов).
Различают два принципиально разных типа индукции — отрицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое — еще светлее, чем они есть на самом деле. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их «подравнивание», нивелирование. Тот или иной тип индукции имеет место в зависимости от меры различия характеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится еще увеличить его (отрицательная индукция); если различие малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу (положительная индукция). Часто в научной и методической литературе термин «индукция» заменяют словом «контраст». Это не совсем корректно, но удобно и привычно. Контраст — это мера индукции . Различают следующие виды контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону.
Яркостный контраст (К/В) — отношение разности яркостей пятен к большей яркости.
При К/В > 0,5 — большой контраст;
при 0,2 Контраст по насыщенности (К/М) — отношение разности величин насыщенности двух пятен к большей величине.
При К/М > 0,5 — большой контраст;
при 0,2 Контраст по цветовому тону (К/Т) — определяется величиной углового расстояния между цветами в 10-ступенном круге. 110 2. Выпишите из словаря информацию о содержании понятий: раздражимость, чувствительность, тропизм, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение, сигнал, сигнальные системы.
Раздражи́мость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое. Раздражимость является универсальным проявлением жизнедеятельности всех биосистем.
Эти изменения окружающей среды, вызывающие реакцию организма, могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализированными реакциями у человека. Раздражимость — фундаментальное свойство живых систем: её наличие — классический критерий, по которому отличают живое от неживого. Минимальная величина раздражителя, достаточная для проявления раздражимости, называется порогом восприятия.
Чувствительность –в сравнительной психологии и зоопсихологии, под чувствительностью понимается способность к элементарной форме психического отражения — ощущению. В отличие от раздражимости в понятии «Чувствительность» используется критерий сигнальности: Чувствительность — отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Чувствительность позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды.
Тропизм –общий термин, используемый для обозначения любой приобретенной ориентации или движения органической единицы в целом к источнику стимуляции. Обычно используется в составных терминах вместе с греческими словами, означающими источник стимула, например, фототропизм поворот к свету, гелиотропизм = движение к солнцу. Обратите внимание, что в настоящее время принято использовать тропизм в отношении растений, а таксис в отношении таких автоматических движений, когда они совершаются живыми организмами.
Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.
Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условии и порядка осуществления актов действия, направленного, на преобразование реальных объектов.
Интеллектуальное поведение, которое имеется у животных лишь в зачаточных формах, у человека становится едва ли не основной формой сознательной деятельности. Характерная особенность интеллектуального поведения заключается в том, что ортентировочно — интеллектуальная деятельность, которая ранее входила в состав всякого поведения, начинает выделяться и становится самостоятельной деятельностью, предшествующей поведению, создающей для него основу.
«Интеллектуальное» поведение носит выраженный наглядный характер, даже его наиболее высокие формы продолжают сохранять теснейшую связь с восприятием и протекают в пределах непосредственно воспринимающего поля. Только у человека, переходящего к общественному труду, с возникновением орудий и языка этот наглядный характер интеллектуального поведения уступает место новым формам.
Сигна́л — код (символ, знак), созданный и переданный в пространство (по каналу связи) одной системой, либо возникший в процессе взаимодействия нескольких систем. Смысл и значение сигнала проявляются в процессе его регистрации второй (принимающей) системой.
Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Физиолог И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например, световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов и свойственна как животным, так и человеку.