Обнаружение лесных пожаров
Успешность борьбы с лесными пожарами во многом определяется своевременностью их обнаружения, поскольку своевременно обнаруженный пожар может быть потушен с минимальными затратами сил и средств. В практике охраны лесов от пожаров используются три основных способа обнаружения лесных пожаров: наземное маршрутное патрулирование, стационарная служба обнаружения (наблюдательные пункту, мачты, вышки) и обнаружение лесных пожаров с использованием аэрокосмических средств.
Наземное маршрутное патрулирование осуществляется на особо опасных в пожарном отношении участках, интенсивно посещаемых населением при наличии развитой дорожной сети. Патрулирование осуществляется по заранее спланированным маршрутам небольшими группами или звеньями из 2-3 человек. Группа обеспечивается средствами передвижения и пожаротушения, а также средствами связи для оперативного сообщения об обнаруженном пожаре.
В процессе патрулирования группа осуществляет разъяснительно-профилактическую работу и организует оперативное тушение в случае обнаружения лесного пожара. Работа патрульной группы практически не зависит от условий погоды.
Главными недостатками наземного маршрутного патрулирования являются высокая себестоимость работ по обнаружению из-за ограниченной площади патрулирования участка; малый обзор, особенно при развитых нижних ярусах растительности; невозможность осуществления патрулирования на участках со слабо развитой транспортной сетью.
Стационарная служба обнаружения лесных пожаров осуществляется с наблюдательных пунктов, вышек и мачт. Место пожара устанавливается методом засечек с двух и более наблюдательных пунктов (рис. 1) или по ориентирам.
Достоинством стационарной службы обнаружения лесных пожаров является оперативность. Однако при слабых низовых пожарах, когда дымовое облако сильно деформировано, а также при наличии большого количества действующих пожаров, туманной дымке в утренние и вечерние часы установить место пожара довольно трудно. Кроме того, стационарная служба не позволяет определить направление, скорость продвижения и площадь лесного пожара, а следовательно, спланировать оперативное тушение минимальными силами и средствами.
Для облегчения работы практикуется замена пожарных сторожей на вышках и мачтах телевизионными камерами. Последнее значительно облегчает организацию стационарной службы обнаружения лесных пожаров.
Обнаружение лесных пожаров с использованием аэрокосмических средств осуществляется прежде всего в районах авиационной охраны лесов, а также наземной охраны, не обеспеченных сетью стационарных наблюдательных пунктов.
Авиапатрулирование осуществляется с помощью летательных аппаратов по заранее запланированным маршрутам. Кратность авиапатрулирования зависит от класса пожарной опасности по условиям погоды, а также наличия действующих пожаров.
Патрулирование ведется с высоты от 600 до 2000 м в зависимости от видимости.
Главным достоинством авиапатрулирования является возможность контроля над пожарной ситуацией даже на удаленных, не освоенных в транспортном отношении участках лесной территории или оленьих пастбищах. За одним летательным аппаратом закрепляется охраняемая площадь от 1 до 3 млн га, что делает данный способ обнаружения относительно дешевым. Обнаружив лесной пожар, летчик-наблюдатель в состоянии установить не только вид, площадь, наиболее опасные направления, но и составить план тушения, т.е. выполнить задачу разведки.
При высокой пожарной опасности в районах авиационной охраны лесов пожарные команды могут транспортироваться самолетами и вертолетами, что сокращает до минимума время доставки людей к месту пожара.
Скрытые очаги горения позволяет выявить устанавливаемая на летательные аппараты современная аппаратура, в частности авиадетекторы «Тайга» и «The Fire spotter system», тепловизоры «Тайга 2» и др.
Главными недостатками авиапатрулирования являются периодичность облетов охраняемой территории, а также зависимость от условий погоды. Так, самолеты АН-2 не могут эксплуатироваться при скорости встречного ветра более 18-20 м/с, в то время как лесные пожары при сильном ветре из низовых развиваются в верховые.
Начиная с 1978 г., для охраны лесов от пожаров используют оперативную спутниковую информацию. Анализ изображений с искусственных спутников Земли (ИСЗ) типа «Метеор», «Природа», «Ресурс», «EOS», «Landsat» позволяет отслеживать динамику крупных лесных пожаров и пожарной обстановки на охраняемой территории. Устанавливаемая на ресурсных ИСЗ сканерная аппаратура высокого разрешения обнаруживает не только крупные, но и мелкие пожары.
Информация с ИСЗ обеспечивает составление карт прогнозной пожарной опасности, обзорных карт прогнозной пожарной опасности, обзорных карт горимости и изменений в лесном фонде, вызванных пожарами, контроля горимости различных категорий земель; получение данных для определения мер по тушению пожаров, установления синоптической обстановки, контроля над пожарной обстановкой в постоянном режиме.
Основным показателем эффективности работы служб по охране лесов от пожаров является своевременность обнаружения последних. В районах интенсивного ведения лесного хозяйства своевременным считается обнаружение пожара, распространившегося по площади до 0,01 га. Площадь пожара на момент обнаружения наземными и авиационными средствами не должна превышать 1 га, а в районах авиапатрулирования – 3 га.
Для обнаружения лесных пожаров надо шире привлекать население. Каждый гражданин должен знать телефон диспетчерской службы для того, чтобы иметь возможность сообщить об обнаруженном им пожаре. При современной обеспеченности населения мобильной связью эффективность обнаружения лесных пожаров в последнем случае может быть существенно повышена.
Источник
Взаимодействие авиационных и наземных служб.
Под обнаружением лесных пожаров понимается установление факта и места их возникновения. Главное требование, предъявляемое к службам лесной охраны по обнаружению и тушению лесных пожаров — быстрота обнаружения очагов горения и их тушения. В практике охраны лесов от пожаров применяются следуюпще способы обнаружения: наземное маршрутное патрулирование, стационарное наблюдение с наблюдательных пунктов, авиационное, комбинированное и аэрокосмическое. Применение того или иного способа зависит от лесистости местности, рельефа, наличия путей транспорта, сил и средств пожаротушения и других.
Наземное маршрутное патрулирование.Оно осуществляется работниками лесной охраны или пожарными сторожами по заранее намеченным маршрутам, длина которых: зависит от природной пожарной опасности лесов, условий погоды, используемых транспортных средств. Кратность патрулирования зависит от класса пожарной опасности по условиям погоды. Патрульные обеспечиваются средствами тушения и связи. Они обязаны не только обнаруживать, но и ликвидировать загорания и извещать о них работников лесничеств и лесхоза, предупреждать нарушение правил пожарной опасности, проводить противопожарную пропаганду, привлекать население к тушению. При патрулировании может быть использован ИК-прибор «Кромка», с помощью которого могут быть обнаружены скрытые очаги горения. Помимо патрулирования по намеченным маршрутам выполняются эпизодические осмотры наиболее опасных в пожарном отношении участков. Недостаток способа — малый обзор, трудность обнаружения пожара в насаждениях с густым подлеском и подростом, с редкой дорожной сетью.
Стационарное наблюдение с постоянных наблюдательных пунктов (ПНП).Оно проводится совместно с маршрутным патрулированием. В идеальном варианте ПНП должны быть размещены так, чтобы обеспечить замкнутую сеть наблюдения за лесом. Расстояние между пунктами ограничивается дальностью видения, высотой дыма, сферичностью поверхности земли, рельефом местности и их высотой. На равнинной местности расстояние между ПНП определяется по формуле:
Реальная дальность обнаружения пожара значительно меньше и не должна превышать 6-12 км. ПНП строятся по типовым проектам и принимаются в эксплуатацию комиссией с участием представителей администрации и государственной инспекции по труду. При размещении ПНП на местности учитывается ее рельеф, возможность доставки наблюдателей, организации связи, возможность фиксации пожаров с двух или трех пунктов. Работа на ПНП выполняется в соответствии с регламентом. В кабинах ПНП размещаются угломерные приборы, с помощью которых выполняется пеленгация и определяется расстояние до пожара, телефонные аппараты или радиостанции, схематическая карта осматриваемого участка, регистрационный журнал, в который заносятся время обнаружения, характер пожара, время сообщения о пожаре в пункт донесений, отсчет по азимутальному кругу, должность и фамилия принявшего сообщение о пожаре.
Главным достоинством стационарного обнаружения пожара является быстрота в течение светлого времени суток. Затруднения возникают только при обнаружении низовые пожаров слабой интенсивности и торфяных из-за слабой плотности и смещения дыма. Недостатком является невозможность на ПНП при сильном ветре постоянно находиться на пожарных мачтах типа ПНМ-3, ПНМ-ЗМ и др., а также затруднения при подборе пожарных наблюдателей из-за боязни высоты.
Развитие прикладного телевидения позволило заменить наблюдателей на пожарных вышках и мачтах передающей телевизионной камерой, а наблюдение за лесом вести по экрану видеоконтактного устройства (ВКУ), размещенного в конторе лесхоза на расстоянии до 1 км от ПНП. Современные возможности телевизионной аппаратуры позволяют осуществлять управление камерой и передачу изображения на расстояние до 10 км, но стоимость установки и аппаратуры резко увеличивается. Опыт практического использования телевизионных установок типа ПТУ-54, ПТУ-59 показал, что при размещении передающей камеры на высоте 25 м над пологом леса и вращении на 360° просматривалась территория в радиусе 10-12 км в течение светлого времени суток.
С появлением современных телевизионных установок с цветным изображением ПТУ-96 в течение светлого времени суток при ясной погоде дым начинающегося лесного пожара в радиусе 18-20 км от камеры четко виден на экране как на фоне полога леса, так и неба. При наличии одной такой камеры место пожара устанавливается по известным оператору ориентирам.
Кроме телевизионных установок названных типов ПНП оснащаются аппаратурой, работающей на инфракрасной основе.
Авиационная охрана лесов.В соответствии с «Инструкцией по авиационной охране лесов» /1995/ к основным задачам авиаохраны относятся: 1) патрулирование над лесами с целью своевременного обнаружения пожаров; 2) высадка парашютистов или десантников-пожарных в местах пожаров; 3) доставка к местам пожаров технических средств, тушильщиков и грузов; 4) тушение пожаров с воздуха; 5) руководство тушением пожаров и проведение профилактических мероприятий; 6) осуществление контроля за выполнением правил пожарной безопасности и принятие мер по прекращению нарушений.
Авиапатрулирование проводится по заранее проложенным маршрутам над наиболее опасными в пожарном отношении участками с таким расчетом, чтобы расстояние между смежными маршрутами бьшо не более 60 км. Маршруты прокладываются в виде замкнутых ломаных линий, с которых обеспечивается полный осмотр обслуживаемой территории в условиях средней видимости. Площадная нагрузка на летательный аппарат определяется с учетом оптимальной протяженности патрульного маршрута и коэффициента полезности маршрута показывающего отношение фактически осматриваемой площади к ее максимальному значению, равному протяженности маршрута, умноженной на удвоенный радиус обзора.
S = 0,002 LR-K, млн.га.
где S — площадная нагрузка, га; L — оптимальная протяженность маршрута, км; R — радиус обзора, км; K -коэффициент полезности маршрута. Оптимальная протяженность маршрута должна обеспечивать требуемую кратность полетов. При нормальной видимости полеты по пожарным маршрутам осуществляются на высоте 600-800 м, хорошей — 1000-1200 м, плохой — снижается до безопасной высоты, установленной для данного района.
В зависимости от степени охвата территории выделяют два вида патрулирования: общее и выборочное. Общее патрулирование осуществляется по постоянным маршрутам, обеспечивающим осмотр всей территории, закрепленного лесного фонда. Выборочное патрулирование проводится по разовым маршрутам, приуроченным к местам с наибольшей вероятностью возникновения пожаров.
Периодичность и время выполнения патрульных полетов на протяжении пожароопасного сезона регулируется в зависимости от степени пожарной ситуации. Выполняются патрульные полеты в соответствии с действующим регламентом. При высокой и чрезвычайной пожарной опасности по условиям погоды патрулирование проводится с пожарными-десантниками на борту, основной задачей которых является организация тушения обнаруженных пожаров.
При осмотре пожара летчик-наблюдатель может произвести его разведку, определить вид, площадь, направление движения, тактику и технику тушения, необходимость в силах и средствах тушения с учетом характеристики пожара и его распространения до прибытия тушильщиков. Вся информация о пожаре с борта самолета (вертолета) передается по радиосвязи в ПЛХО, лесхозы и лесничества.
С целью выявления скрытых очагов горения при патрулировании могут быть использованы инфракрасные авиадетекторы типа «Тайга-1», «Тайга-2» и другие, устанавливаемые на летательных аппаратах. Принцип действия их основан на превращении тепловой энергии, излучаемой нагретым телом, в инфракрасной части спектра в электрйчесісую с дальнейшей трансформацией ее в световую и звуковую сигнализацию. При высоте полета 600 м ширина полосы осмотра составляет 2000 м. С этой высоты при температуре в очаге 600°С можно выявить источник тепловыделения размером 0,3 м 2 .
При патрулировании используются различные виды вертолетов и самолетов: Ми-2, Ми-4, Ка-26, АН-2, ИЛ-103 и др. Эффективность и возможность обнаружения лесных пожаров при авиапатрулировании во многом зависит от погодных условий, особенно скорости ветра, неравномерности выпадения осадков и смачивании ЛГМ на охраняемой территории.
Преимущество при обнаружении лесных пожаров при авиапатрулировании в том, что есть возможность одновременно осуществлять и контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, проводить лесопожарную пропаганду и общий обзор за санитарным состоянием лесов. При обнаружении нарушений правил пожарной безопасности могут быть приняты меры к прекращению нарушения.
Недостаток авиационного способа обнаружения пожаров в периодичности осмотра охраняемой территории. Повысить эффективность обнаружения пожаров можно сочетанием нескольких способов и использованием более экономичных, имеющих большую крейсерскую скорость, летательных аппаратов.
Космические способы и средства обнаружения лесных пожаров.Использование телевизионной и инфракрасной аппаратуры с высокой разрешающей способностью для получения оперативной информации о пожарной обстановке открывает перспективу обнаружения лесных пожаров с высотных самолетов и с искусственных спутников Земли. На искусственных спутниках России («Ресурс», «Молния» и др.) и других стран устанавливается специальная аппаратура, с помощью которой можно обнаруживать лесные пожаров несколько раз на протяжении суток. Космические системы позволяют непрерывно следить за лесопожарной обстановкой, обнаруживать очаги пожаров, определять их координаты, контролировать развитие и распространение и оперативно передавать информацию, планировать и осуществлять операции по локализации и ликвидации загораний, своевременно маневрировать силами и средствами пожаротушения.
С помощью низко арбитальной системы «Номос», разработанной в российском КБ «Салют», можно из космоса обнаруживать очаги горения площадью 100 кв. м. Погрешность привязки обнаруженного очага горения не более 500-1000 м. Период повторного учета очагов горения в дневные часы не более 1 часа. Очаги тепловыделения обнаруживаются даже при сплошной облачности.
В США действует спутниковая система ОАА, позволяющая оценивать погодные условия, обнаруживать крупные лесные пожары и осуществлять мониторинг одной и той же территории четыре раза в сутки.
Основным показателем эффективности использования различных систем обнаружения лесных пожаров является своевременность обнаружения и передачи информации. В районах интенсивного ведения лесного хозяйства своевременным считается обнаружение пожара, распространившегося на площади до 0,01 га, в районах наземного и авиационного обнаружения — до1 га. Показателем своевременности обнаружения может служить тушение в течение одного дня имеющимися силами и средствами любого из обнаруженных пожаров.
Лекция №6.
1.Силы и средства пожаротушения. Пункты пожарного инвентаря.
2.Лесопожарное оборудование и средства для тушения.
3.Эксплуатация и техническое обслуживание пожарной техники.
4.Организация и средства связи.
АБСЛУГОЎВАННЕ ЛЯСНЫХ ПАЖАРАЎ
Источник