Аудит 44 фз способ закупки

Аудит 44 фз способ закупки

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Договор на проведение обязательного аудита заключается в электронной форме с использованием ЕИС и электронной площадки по результатам открытого конкурса в электронной форме, который проводится в порядке, предусмотренным Законом N 44-ФЗ. Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с заключением указанного в вопросе договора. АО не обязано направлять информацию о заключенном договоре для включения в реестр контрактов либо реестр договоров, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должен заключаться акционерными обществами, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ следует, что при заключении договора на проведение обязательного аудита применяться должны не все положения Закона N 44-ФЗ, а лишь положения, регулирующие порядок проведения открытого конкурса в электронной форме и заключения договора по итогам его проведения. Аналогичные разъяснения даны, в частности, в письме Минэкономразвития России от 24.02.2017 N Д28и-1443.
В ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что если законодательством с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения контрагента в соответствии с Законом N 44-ФЗ, то при их проведении положения ст.ст. 14, 23, 28-30, 34, 35 Закона N 44-ФЗ не применяются, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует применять лишь «процедурные» нормы Закона N 44-ФЗ. Это исключает, в частности, необходимость применения положений Закона N 44-ФЗ, посвященных планированию, нормированию закупок, исполнению заключенных контрактов и т.п. (смотрите в связи с этим п. 2 письма Минфина России и ФАС России от 24 января 2018 г. N 24-04-06/3691/РП/4072/18). А поскольку Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не распространяется на отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со ст. 5 Закона N 307-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), направлять информацию о заключении договора на проведение обязательного аудита для включения в реестр договоров, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, также не требуется.
Часть 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ не указывает на то, идет ли в ней речь об открытом конкурсе именно в электронной форме. Согласно ч. 2 ст. 24, ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 года все закупки конкурентными способами проводятся в электронной форме. Исключений из этого правила для случаев осуществления закупки на оказание услуг по проведению обязательного аудита ни ч. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормы не предусматривают. Отсюда, на наш взгляд, следует, что такие закупки должны осуществляться путем проведения конкурса именно в электронной форме. Официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили, однако в правоприменительной практике встречаются примеры именно такого подхода (решения УФАС по Санкт-Петербургу от 22.02.2019 N 11-13/19, УФАС по Кировской области от 11.03.2019 N 043/06/54.5-30/2019, УФАС по Приморскому краю от 30.05.2019 N 025/06/32-263/2019). Осуществление же закупки путем проведения электронной процедуры предполагает (ст.ст. 54.1-54.7, ст. 55.1, ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ), что договор по ее результатам должен быть заключен в электронной форме с использованием ЕИС и электронной площадки.

Читайте также:  Способ приготовления кофе с молоком

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

26 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Аудит закупок по 44-ФЗ: кто и как проводит

Аудит в сфере закупок — это подвид внешней государственной проверки. В процессе него могут проводиться как мероприятия экспертно-аналитического характера, в которых заказчик участвует минимально, так и контрольная деятельность, включающая в себя выездные рейды и ревизии.

Что подлежит проверке

Планируемые к подписанию, заключенные и выполненные контракты подлежат анализу в отношении расходования денежных средств. Вот по какому критерию в аудите оценивается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства РФ, их несколько:

  • законность расходования средств;
  • обоснованность действий;
  • целесообразность;
  • своевременность проведения;
  • результативность;
  • эффективность.

Проверкой охватываются все стадии закупочной деятельности госзаказчика, а именно этапы:

  • планирования;
  • выполнения закупок;
  • подписания и исполнения контракта.

Давайте посмотрим, что подлежит оценке при проведении аудита в сфере закупок:

  • исполнение условий контрактов в отношении сроков, объемов, цены, количества и качества закупаемой продукции, работ, услуг;
  • механизм ценообразования;
  • насколько эффективна система управления госконтрактами.

Кто и как проводит

Контрольные проверки выполняются на разных уровнях. То, кем осуществляется аудит в сфере закупок по 44-ФЗ, поясняет ч. 1 ст. 98 этого закона. А именно:

  1. Счетной палатой. В ФЗ №41 от 5 апреля 2013 года указывается, какой орган осуществляет аудит в сфере закупок на федеральном уровне: палата проводит проверки на основании стандартов СГА 302, 101 и 102. Она имеет широкие полномочия.
  2. Контрольно-счетными органами субъектов и муниципалитетов (ФЗ №6 от 7 февраля 2011 года).
  3. Законодательными органами государственной власти субъектов РФ.
  4. Представительными органами муниципальных образований.
Читайте также:  Способы словообразования это определение

На вышеперечисленные органы возложены функции:

  • обобщения результатов выполнения закупочных мероприятий;
  • поиска причин найденных отклонений и недостатков;
  • подготовки предложений, направленных на устранение нарушений и совершенствование госконтрактной системы;
  • систематизации информации об исполнении указанных предложений;
  • кроме того, органы, выполняющие обязательный аудит 44-ФЗ, должны публиковать на портале ЕИС обобщенные данные о результатах.

В КонсультантПлюс найдете статьи, в которых подробно описывается опыт практического применения аудита в контрактной системе. Используйте их бесплатно.

Как оформляют документы

При осуществлении контрольного мероприятия проверяющий орган составляет акт. С этим документом должны ознакомиться первые лица компании. Акт подлежит публикации на сайте ЕИС. Сведения о результате экспертно-аналитических проверок содержат в том числе такую информацию:

  1. Количество контрольных мероприятий.
  2. Количество и сумму проверяемых госзаказов. Сюда входят закупки, при выполнении которых обнаружены нарушения нормативно-правовых актов о контрактной системе.
  3. Количество предписаний, которые были направлены в контрольные и правоохранительные органы.

Кроме того, нарушения фиксируют при:

  • организации заказов (контрактными службами, комиссиями, специализированными организациями, при общественном обсуждении и др.);
  • планировании госзаказов;
  • оформлении документации;
  • проведении закупочных процедур (аудит проводится по 44-ФЗ в отношении обеспечения заявок, при осуществлении антидемпинговых мер, проверяется обоснованность допуска (либо отказа в допуске) субъектов госзакупок и др.);
  • на стадии исполнения договора.

Источник

Аудит 44 фз способ закупки

Статья 98. Аудит в сфере закупок

1. Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее — органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Для достижения целей, указанных в части 2 настоящей статьи, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

4. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Источник

Как проходит аудит госзакупок

Аудит в сфере закупок — это независимая проверка деятельности заказчиков с целью анализа и оценки проведенных заказов, которую выполняют контрольные ведомства.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Основные понятия

Аудит в сфере закупок представляет собой экспертно-аналитическую и информационную деятельность, которая проводится путем проверки и оценки сведений по конкретной закупке. Ведомствами аудит проводится по ФЗ-44 и охватывает все этапы закупочной деятельности заказчика, а именно: этап планирования, осуществления закупок, заключения и исполнения договора.

Читайте также:  Вода как способ снятия стресса

Планируемые к заключению, заключенные и исполненные контракты подлежат анализу в части расходования денежных средств. Рассказываем, по каким критериям в аудите оцениваются соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства РФ контрольными ведомствами:

  • законность;
  • целесообразность;
  • обоснованность;
  • своевременность;
  • эффективность;
  • результативность.

Другими словами, что подлежит оценке при проведении аудита в сфере закупок: выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Кто проводит

Контрактное законодательство разъясняет, кем осуществляется аудит в сфере закупок по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 98):

  • счетной палатой (41-ФЗ от 05.04.2013);
  • контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований (6-ФЗ от 07.02.2011).

Проведение проверки предполагает выполнение следующих функций:

  • обобщение результата закупочной деятельности;
  • установление причин выявленных отклонений и недостатков;
  • подготовка предложения, которое направлено на устранение нарушений и на совершенствование контрактной системы;
  • систематизация информации о реализации указанных предложений;
  • размещение в ЕИС обобщенной информации о результатах.

44-ФЗ (ст. 98) и 41-ФЗ (ст. 15) уточняют, какой орган осуществляет аудит в сфере закупок на федеральном уровне, — Счётная палата. Ведомство при проведении проверки руководствуется стандартами:

  • СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;
  • СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг»;
  • СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий».

Содержание проверки

При проведении обязательного аудита 44-ФЗ соответствующим органом составляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых организаций и публикуется на сайте ЕИС. Информация о результатах экспертно-аналитической деятельности содержит в том числе следующие сведения:

  1. Количество контрольных мероприятий.
  2. Количество и сумма заказов, в том числе при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, сделан вывод о нерезультативном расходовании бюджетных средств (к примеру, в нарушение ст. 34 и 94 оплачены работы, которые фактически не выполнены, или в нарушение ст. 95 допущено изменение существенных условий договора, например изменен размер авансирования, или в нарушение ст. 22 в состав расчета НМЦК включены расходы на временные здания и сооружения, которые проектом на проведение работ не предусмотрены, и т. д.).
  3. Количество выданных предписаний, обращений, направленных в правоохранительные и контрольные органы.

Также фиксируются нарушения в:

  • организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
  • планировании заказов;
  • документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельных участников);
  • заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
  • проведении конкретной процедуры (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
  • исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).

В КонсультантПлюс эксперты делятся опытом по работе с аудитом. Вот пример одного из таких материалов.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО .

Источник

Оцените статью
Разные способы