Аттракция способы формирования аттракции

Аттракция – это. Понятие, формирование и приемы аттракции в психологии

Аттракция – это (с английского) притяжение одного индивида к другому. Что это все значит? Это означает симпатию друг к другу. Во время положительного отношения одного человека к другому между ними появляются чувства. Под действием притяжения один человек начинает совершать совместные действия с другим. Она измеряется шкалой межличностной оценки.

Что такое аттракция?

В психологии аттракция – это дружеское отношение одного человека к другому. Также выражается в симпатии между людьми. Она в основном связана с отношениями между людьми и реализуется при общении одного человека с другим. Согласно другим источникам, она означает появление в процессе восприятия одним человеком привлекательности к другому человеку.

Основными факторами, оказывающими влияние на формирование аттракции, являются постоянные встречи, удаленность одного человека от другого, общие темы и интересы, воздействие разных обстоятельств. Начинает развиваться привязанность у одного человека к другому под действием своеобразного эмоционального отношения. В момент оценки данного отношения возникает целая гамма чувств. К таким эмоциональным проявлениям относится:

Выражается под воздействием социальной аттракции на другого человека. Также аттракция считается человеческой эмоцией. Итогом действия считается создание человеком надежной семьи, а также появления у него друзей и небольшой группы нужных людей определенного круга. Психологи и социологи долгое время проводят изучение механизма, вызывающего развитие дружеских отношений одного человека с другим. Они изучают механизм привязанности в момент восприятия одного другим, а также причины, вызывающие эмоциональное состояние.

Факторы

Факторы аттракции бывают внешними и внутренними. Они же, в свою очередь, делятся на категории. К внешним относятся факторы, нечетко связанные с общением одного человека с другим:

  1. Эмоциональное состояние индивида. Аттракция связана с настроением человека. Если он хмурится, интерес к нему у людей снижается, а веселый и жизнерадостный человек, напротив, многим людям интересен.
  2. Расстояние между индивидуумами. Если человек находится рядом с другим человеком во время общения, аттракция проходит активнее. Если близость не к месту, у одного индивида может возникнуть агрессия к другому, так как такая близость может расцениваться человеком как нарушение его личного пространства. Дружественная зона действует на расстоянии один метр, а публичная зона находится на расстоянии три метра.
  3. Способность человека поддерживать разговор. От его общительности, способности привлечь внимание будет зависеть, понравится ли он другому индивиду или нет. Чем больше человек старается понравиться другому, тем больше другой индивид будет проявлять к нему интерес. К внутренним факторам относятся те, что формируются в момент общения.
  4. Внешний вид. Красивый на вид человек больше нравится людям. Некрасивый человек, напротив, не располагает к общению.
  5. Манеры при общении. От того, насколько красиво и правильно человек общается, зависит, сможет ли он понравиться другому индивиду или же нет. Плохое поведение и неверный тон общения отталкивают собеседника. Даже если внешне человек выглядит красиво, его грубость и бестактность сразу же отпугнут собеседника.
  6. Человек часто для общения выбирает личность с теми качествами, которых нет у него самого.
  7. Лучше всего находят много общего люди одного статуса и одинаковых интересов.

Механизмы

Аттракция – это основная форма познания одного индивида другим, которая основывается на появлении позитивных эмоций между людьми. Партнеры лучше друг друга понимают из-за появления привязанности между ними. Привязанность может быть дружеской или интимного характера.

Читайте также:  Возможные способы работы с информацией

Один индивид легче принимает позицию другого, если он испытывает к нему положительные эмоции. Весь механизм заключается в следующем. Поступающие к сигналы через органы чувств могут исчезать или же сохраняться. На это влияет их значимость и эмоциональное состояние личности. Сигналы, эмоционально значимые для индивида, пропускает сознание, и они остаются в кладовой памяти, даже если человек этого не сознает. Следовательно, индивид на бессознательном уровне по-другому относится к другому индивиду, не осознавая этого.

Если в момент общения человек посылает особые сигналы: эмоционально значимые, положительные и бессознательные, у другого индивида будет сформировано мнение, что собеседник был приятен в общении. Таким образом происходит формирование аттракции. Данный механизм не позволяет убедить или доказать другому индивиду что-либо. Он только позволяет положительно расположить одного человека к другому.

Механизм аттракции позволяет создать особую установку на другого индивида. При этом в ней преобладают эмоциональные компоненты. В механизме аттракции эмоциональная привязанность появляется у людей с общими взглядами и интересами. Такие отношения позволяют одному индивиду лучше понять другого. Чем больше один человек нравится другому, тем больше этот человек знает о нем, ему интересна и важна новая информация. От первого впечатления во многом зависит восприятие одного человека другим. При этом зачастую собеседники не могут точно сказать, почему им приятен или неприятен собеседник. Мнение формируется на основе подсознательных реакций и эмоций.

Приемы

Приемы аттракции бывают такие:

  1. «Имя собственное» – в ходе общения обращайтесь к собеседнику по имени, желательно по имени и отчеству. Такой прием дает человеку понять, что он вас интересует как личность. На подсознательном уровне звучание собственного имени располагает человека к собеседнику, а выразительная интонация поможет вам наладить вербальный контакт с оппонентом.
  2. «Зеркало отношений» («прием обезьяны») – заключается в поведенческом повторении движений собеседника (положение рук, ног, наклона головы), а также мимики, выражений лица (угрюмость, улыбка, взгляд). Данный прием позволяет невербальным способом раскрыть человека и настроить его на контакт и продуктивную беседу.
  3. «Терпеливый слушатель» – означает внимательно слушать своего собеседника, стараться не перебивать его, при этом следя за его интонацией и личностным отношением к факту или объекту рассказа, разделить его эмоциональный настрой. Незаметно для себя он перейдет от монолога к диалогу с вами, что позволит вам конструктивно продолжить общение.
  4. «Личная жизнь» – изначально зная о хобби, увлечении собеседника, можно завести с ним беседу на интересную для него тему, что, в свою очередь, обозначит вас как человека его среды. При этом максимальный результат будет достигнут, если завести беседу в соответствующей обстановке. Например, если человек увлекается живописью, беседу с ним можно начать в картинной галерее или на выставке.
  5. «Золотые слова» – возможность при вербальном общении поощрять самолюбие человека комплиментами, при этом необходимо заблаговременно продумать варианты комплиментов и похвалы собеседнику или группе собеседников, чтобы чрезмерно не переусердствовать.

Примеров аттракции по этим приемам можно навести много. Но чтобы понять, как они работают, следует изучить нижеприведенные.

«Имя собственное»

Мужчина намерен расположить к себе собеседника, называя его по имени и отчеству: «Здравствуйте, Игорь Александрович. Много о вас слышал как о специалисте высокого уровня и рад с вами познакомиться лично…».

Читайте также:  Четырьмя способами как исправить

«Зеркало отношений»

Два собеседника. Человек, которого нужно расположить к себе, сидит за столом и держит скрещенными руки и с «кислой миной». Второй человек садится напротив и принимает примерно похожее положение рук и повторяет мимику. В последующем через 7-8 минут можно постепенно расцепить руки и улыбнуться, если собеседник повторит действия за вами, значит, он психологически расположен и настроен на беседу.

«Терпеливый слушатель»

Мужчина спустя 10 минут непрерывного диалога: «…Вы себе не представляете, как это обидно, когда тебя не понимают. А ведь я хочу исправить и улучшить процесс…».

Психолог (собеседник,) внимательно выслушав своего собеседника: «Я с вами абсолютно согласен. Они просто недооценивают такую творческую личность, как вы, и ваше мастерство. А вот что вы можете сказать насчет такой проблемы, как….».

Здесь главное – внимательно слушать собеседника, а не интуитивно кивать головой в немом соглашательстве.

«Личная жизнь»

Психолог (собеседник): «Владислав Иванович, я от наших друзей слышал, что вы увлекаетесь энтомологией».

Мужчина: «Не знаю, кто вам это сказал, но это правда. Вы себе не представляете, какая у меня коллекция бабочек».

Психолог: «Вы знаете, я тоже ранее увлекался коллекционированием интересных бабочек».

«Золотые слова»

Начальник перед коллективом: «Дорогие друзья и коллеги. Хочу перед вами всеми выразить свои слова благодарности за труд и достижения нашего коллеги Александра Александровича. Хочу отметить, что его достижение – это заслуга всего коллектива. Желаю ему дальше творческих успехов в его трудовой деятельности».

Во-первых, в данном случае, поощряя условного Александра Александровича, вы мотивируете его на новые достижения, а во-вторых, и весь коллектив — а улучшение качества своего труда.

Источник

Приемы аттракции

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. Если проанализировать поведение людей, которые живут и работают, практически не имея врагов и недоброжелателей, то можно заметить, что в деловом и личном общении они используют ряд морально-психологических приемов, направленных на формирование у партнеров по общению аттракции — возникновения при восприятии человека человеком эмоционально положительного отношения, привлекательности одного для другого. Для управленца владение этими приемами является служебной необходимостью.

Общий механизм формирования аттракции основывается на том, что всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться в зависимости от его значимости и эмоционального заряда.

Эмоционально значимый сигнал, посылаемый партнеру, остается в сфере бессознательного и оказывает свое влияние в виде эмоционального отношения. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится к ним так, а не иначе.

Если в процессе общения посылать партнеру сигналы так, чтобы сигнал имел для него эмоционально положительное значение и при этом он этот сигнал не осознавал, то возникает эффект, при котором партнер будет утверждать, что общение было приятным и собеседник располагает к себе.

Если же повторить это несколько раз, то у партнера будет вырабатываться достаточно стойкое эмоционально-позитивное отношение. Расположив к себе таким образом человека, т.е. сформировав аттракцию вы с большей вероятностью добьетесь принятие им вашей позиции, его внутреннего согласия с ней.

Какие же существуют приемы формирования аттракции?

Необходимо отметить, что приемы аттракции предназначены только для того, чтобы расположить к нам собеседника, а не убедить его в чем-то или что-то доказать.

Читайте также:  Средства от выпадения волос народным способом

Прием «Имя собственное» — обращение к партнеру по имени означает для него внимание к нему как к личности, утверждение его претензии на то, что он личность. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Поэтому как можно чаще при общении с другими обращайтесь к ним по имени и отчеству, удовлетворяйте их потребность осознавать себя личностью.

Прием «Зеркало отношения» — то, что изображено на вашем лице: улыбка, мимика, гораздо в большей степени соответствует вашим мыслям, нежели слова, которые вы произносите. Говорят, что лицо — это зеркало души. Доброжелательная улыбка на вашем лице воспринимается партнером как сигнал: «Я ваш друг». Друг — это тот, кто обеспечивает нашу защищенность. Каждый из нас нуждается в защите, и удовлетворение потребности в ней привлекает нас к тому, кто ее нам предлагает. При общении с людьми старайтесь иметь на лице доброе и приятное выражение, легкую улыбку.

Прием «Терпеливый слушатель» — терпеливо и внимательно выслушивая партнера по общению, обратившегося к вам, вы удовлетворяете одну из высших потребностей человека — потребность в самовыражении.

Прием «Личная жизнь» — большинство людей имеют свои личные интересы, увлечения, склонности. Если с человеком вести разговор в русле его личных интересов, он начинает считать вас чутким и внимательным человеком.

Прием «Золотые слова» — способность и умение говорить людям комплименты, т.е. слова или фразы, в которых содержится небольшое преувеличение положительных качеств человека. Противопоказаний к применению комплиментов практически нет. Любой разговор, деловую встречу или совещание можно и нужно начинать с комплиментов в адрес присутствующих.

Использовать приемы аттракции следует комплексно и постоянно. Следует знать, что эффект от их применения наступает не сразу, а через определенный промежуток времени. Применяя эти приемы, необходимо понимать, на что вы воздействуете, что происходит с другими, чего вы добиваетесь.

Важно помнить, что высокий уровень аттракции между участниками общения способствует обычно и большей точности межличностного восприятия. В некоторых ситуациях, особенно стрессовых, это может оказаться весьма полезным как для жизнедеятельности группы, так и для каждого из ее членов. Кроме того, аттракция способствует и достижению группой высокой эффективности (понимаемой, согласно Р.С. Немову, как «успешность решения всех социально значимых задач»). На это указывают, например, данные Л.С. Цветовой и др. (1980), свидетельствующие о том, что терапевтическая группа больных афазией функционирует более успешно в том случае, когда между членами группы устанавливаются доброжелательные отношения, т. е. тогда, когда они испытывают аттракцию друг к другу (терапевтический эффект в данном случае вполне может считаться адекватным индикатором эффективности групповой деятельности).

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 376 с.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 264 с.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 166 с.

Изард К, Эмоции человека / Пер, с англ. — М., 2001.

Казаринова Н.В. Межличностное общение: Конспект лекция. – СПб. 2000. – 64 с.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб. 2001. – 544 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы