- Признание образования в Российской Федерации
- Признание аттестатов зрелости РФ
- Владение иностранными языками
- Значение словосочетания «аттестат зрелости»
- аттестат зрелости
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «аттестат»
- Ассоциации к слову «зрелость»
- Синонимы к словосочетанию «аттестат зрелости»
- Предложения со словосочетанием «аттестат зрелости»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «аттестат зрелости»
- Сочетаемость слова «аттестат»
- Сочетаемость слова «зрелость»
- Каким бывает «аттестат зрелости»
- Понятия со словосочетанием «аттестат зрелости»
- Афоризмы русских писателей со словом «зрелость»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словосочетанием «аттестат зрелости»
- Аттестат авиационной зрелости. 1
Признание образования в Российской Федерации
«Вступление в Болонский клуб для России очень выгодно, ученики 2010 года будут находиться уже в едином европейском образовательном пространстве. Фактически это означает, что аттестаты российских школ, дипломы училищ, колледжей и вузов станут международно признанными. »
Первый заместитель Министра образования и науки Виктор Болотов (2003 год)
Но так ли это? Начнем с самого начала. Действительно, Болонское соглашение прописывает требования, необходимые для признания высшего образования. Что же касается среднего образования, то Болонское соглашение его никак не касается. Требования для международного признания среднего образования содержатся в Лиссабонской декларации (Convention sur la reconnaissance des qualifications relatives à l’enseignement supérieur dans la région européenne).
Признание аттестатов зрелости РФ
В Лиссабонской декларации содержатся 2 основных условия признания среднего образования:
- аттестат зрелости должен выдаваться после 12-летнего обучения
- уровень среднего образования должны регулировать единые по всей стране государственные экзамены по всем основным предметам.
В России аттестат зрелости выдается после 11-летнего обучения в школе. Министр образования РФ господин Фурсенко заявил, что в ближайшей перспективе перехода на 12-летнее обучение не предвидится.
На практике это означает, что при попытке сдать документы в хороший университет на Западе, российскому абитуриенту предложат сначала 2 года поучиться в отечественном вузе (причем признанном на Западе) и только потом поступить на 1 курс западного вуза или пройти специальную программу подготовки к поступлению в зарубежные вузы, обычно рассчитанную на 2 года.
Для признания среднего образования на Западе аттестат зрелости должен содержать оценки по 6 дисциплинам, 3 из которых обязательны (родной язык, математика и иностранный язык), другие 3 по выбору биология, физика или химия; география, история, право или экономика; второй иностранный язык. Уровень среднего образования определяют регулярные (!) тесты и государственные экзамены.
В России ЕГЭ сдают максимум по 4 дисциплинам, 2 из которых обязательны (русский язык и математика), а 2 можно выбрать. Так что стандарт российского аттестата зрелости даже после введения ЕГЭ не стал соответствовать западным требованиям.
Помимо этого, западные университеты смотрят на оценки: для зачисления в конкретный вуз требуется определенное количество баллов по этим 6 (!) дисциплинам. Эти баллы высчитываются как средние за 3 (!) года старшей школы. В России же все по-другому: в аттестате зрелости выставляются годовые оценки по 5-балльной системе, а в свидетельство об ЕГЭ – оценки по 100-балльной шкале и только за результаты экзаменов. И обе эти шкалы никак не связаны между собой!
Владение иностранными языками
Помимо общих требований к уровню среднего образования, западные вузы необходимым условием для зачисления на академические программы считают и владение иностранными языками. Оно и понятно: студентам придется слушать специализированные лекции, писать научные работы и все это на иностранном языке.
Скажите, многие ли обладатели аттестатов зрелости даже московских и даже спецшкол могут понять лекцию по квантовой механике на иностранном языке? Но даже если и смогут, администрация вуза все равно требует от иностранцев международного признания уровня владения иностранным языком.
Российские школы (даже московские специализированные) его не дают. Что уж говорить о регионах… Итог: придется либо сдавать язык на специализированных аккредитованных международными центрами курсах, либо опять-таки, проучиться годок на курсах при выбранном университете, либо попробовать сдать вступительный экзамен по языку в самом вузе.
Так что пока, увы, ни о каком признании среднего образования РФ, эквивалентности российских аттестатов зрелости говорить не приходится.
Европейские вузы официально называют аттестаты зрелости РФ «частично признаваемыми». На практике это означает полную самостоятельность руководства каждого вуза в решении о зачислении российских студентов. Другими словами, в не очень престижные вузы и на не слишком востребованные программы обучения их могут и зачислить (конечно, при условии наличия сертификата по языку преподавания), а на те, которые пользуются повышенным спросом – нет.
Источник
Значение словосочетания «аттестат зрелости»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Аттестат зрелости или Аттестат о среднем образовании, или Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, удостоверяющий получение среднего школьного образования во многих странах Европы (Россия, Австрия, Болгария, Швейцария, Лихтенштейн, Венгрия, Германия, Грузия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Польша и некоторые другие).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аттестат зрелости
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вытолкнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «аттестат»
Ассоциации к слову «зрелость»
Синонимы к словосочетанию «аттестат зрелости»
Предложения со словосочетанием «аттестат зрелости»
- Тут-то выяснилось, что получить аттестат зрелости можно было, лишь поступив в школу рабочей молодёжи.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «аттестат зрелости»
- — Да, Василий Николаевич Самойлов, готовит меня на аттестат зрелости . Я вполне могу работать…
Сочетаемость слова «аттестат»
Сочетаемость слова «зрелость»
Каким бывает «аттестат зрелости»
Понятия со словосочетанием «аттестат зрелости»
Афоризмы русских писателей со словом «зрелость»
- Молодость — это область чувств: чуткость к правде, приятие жизни и отрицание смерти. Зрелость — это область мысли.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «аттестат зрелости»
Тут-то выяснилось, что получить аттестат зрелости можно было, лишь поступив в школу рабочей молодёжи.
На этом празднике станут отмечать успехи всех выпускников, ведь поступление – огромное достижение для детей из бедных семей и одно из обязательных условий получения аттестата зрелости в YES Prep.
Единственный человек, который до конца пытался сделать всё, чтобы мне не выдали аттестат зрелости, был школьный директор, давно уже бывший.
Источник
Аттестат авиационной зрелости. 1
Окончив с отличием семь классов на год раньше своих сверстников, я без экзаменов поступил в Куйбышевский авиационный техникум, который стал моей школой, моей жизнью, моим воспитателем.
Моя альма-матер была создана во время войны на базе Воронежского авиационного техникума, эвакуированного сюда вместе с заводом. Тогда Родине срочно нужны были технические кадры для создания самолётов.
Техникум находился в центре города, на стрелке улиц Ульяновской и Самарской. Здание напоминает мне нос высокого корабля. Корабля профессиональных знаний.
Взойти на этот «корабль» тогда надо было по лестнице, до 4-го этажа. Путь преграждала надпись «Предъяви пропуск!». И отставной служивый старичок, в форме без погон, с прокуренными буденновскими усами добросовестно и бескомпромиссно дожимал до пенсии. Без студенческого билета не пустит, даже если забыл ты документ дома и, не приведи господь, отобрали в милиции. Нас приучали к дисциплине и к режиму.
Преодолев входную дверь, попадаешь в просторный холл, из которого исходят, удаляясь, светлые коридоры, похожие на крылья гигантской птицы, сложенные под острым углом, повторяющим очертания скрещивающихся улиц.
Прямо перед глазами — крупный стенд с расписаниями уроков всех факультетов, всех групп. Наша группа моторостроения называется М-20. Вдоль удаляющихся коридоров учебные оборудованные профильные кабинеты.
Но сначала, слева, страшные кабинеты. Для начальников факультетов. Сюда провинившихся вызывают «на ковер». Здесь решают вопросы о лишении стипендии, об отчислении из техникума.
После первых двух лет обучения, группы теряют почти половину студентов. В эти первые два года изучают программу 8,9,10-го классов и техническое черчение.
Русский, немецкий, литература. Очевидно, чтоб мы не теряли «форму» в грамоте и политическом воспитании. Писали изложения, сочинения, отвечали устно.
Очень преуспел в этих устных выступлениях Рудик Оболенский. Это что-то неописуемое, откуда у него такая эрудиция и так «подвешен язык»! Выходит отвечать, заслушаешься. Красивая аргументированная речь без «воды» и слов-паразитов: «ну», «вот», «значит», «так сказать».
Выйдет к доске, в темпе сыпет, как «под фанеру перед микрофоном»! Приятно, конечно, слушать. Обогащает.
Но я не любил, когда его вызывали к доске. Учитель послушает его изложение минутки три и:
— Стоп! Достаточно, молодец, вы знаете материал, садитесь, — в классный журнал капает пятерка.
А беспощадное перо учителя снова сканирует список учащихся:
— А ну-ка. теперь про-о-до-лжи-и-т.
Моя фамилия тут рядом, не приведи господи, быть вызванным сейчас, сразу после Рудика. Полный паралич мыслей: «Тык-мык» и все, что может далее следовать за этим!
Чтобы получать студенческую стипендию, необходимо сдать экзамены за семестр без троек. Это обстоятельство для многих было существенным.
Я на первом курсе сидел рядом с Колей Сергеевым. И «перст судьбы» указал на него. Угораздило его схватить «трояк» по литературе. И его на полгода, до следующих экзаменов, лишили стипендии. А это был его единственный источник существования в городе.
В деревне, где он работал водовозом, кредиторов точно не было. Подрабатывать здесь, вечером или ночью, возможно, но не позволяло трудовое законодательство. Можно было, до дня получки, подготовиться к повторной сдаче экзамена, это допускалось. Но преподаватель литературы отказала ему в повторном экзамене, заявив буквально так:
— Тогда ты не будешь меня уважать!
Отличный парень вылетел из техникума, чтоб продолжать возить бочку с водой. Я всю жизнь вспоминаю эту бескомпромиссную «воспитательницу». Не могу я забыть ее, как собака плетку, хотя и не меня она била.
У меня тоже случились «критические дни». На переменке, мы с учениками бросали друг в друга тряпку, что стирает с доски. Тряпка оказалась у меня в руках. Я швырнул ее другому «снайперу» через весь класс, но баллистическая траектория пролегла слишком высоко…
И, вместо цели, тряпка поразила плафон на лампочке. Сбитый плафон шумно обрушился на пол. Спасибо, никого не покалечил.
Откуда-то, как с чердака, свалилась шумная и скандальная уборщица. Ей прибавилась срочная дополнительная работа. В собственном шумовом сопровождении, она побежала «докладать».
Через минуту, я уже стоял, понурив голову, перед деканом факультета, Тихоновым Николаем Тихоновичем со строгим и прицельным взглядом, кстати, мастером спорта по стрельбе, о чем было общеизвестно. Даже пройти мимо его кабинета было жутковато. Начальник факультета выслушал мои сбивчивые объяснения и незамедлительно изрек свои оргвыводы:
— Сходите к завхозу: в его комнатке висит одиночный такой же плафон. Больше, к сожалению, заменить нечем. Договоритесь с завхозом поменять его плафон на тот, что вы ему купите.
Вечером того же дня, я стал покупателем первого в своей жизни плафона и единственного в техникуме, отличающегося от всех стеклянных собратьев.
Как-то вскоре после события мы с Николаем Тихоновичем встретились в коридоре, и он попросил меня, уже как своего, как «коллегу по стрельбам», отнести записку в областной дом офицеров некоему чину, спонсору в части патронов для стрелкового клуба.
Я нашел того чина практически в объятьях миловидной вальяжной особы и подумал: «Вот как начальнички себя потешают!»
Учительницу истории я запомнил, как человека клинически «богобоязненного». Подкатило 8-е Марта. Мы, ученики, естественно, вручаем ей в самом начале урока подарок. А накануне, умер Сталин, наш главный вождь и учитель. Конечно, ситуация была непрописанной. Реакция учителя Истории оказалась предельно резкой:
— Как вы. вообще посмели. в такой скорбный для Родины день. когда остановилось сердце.
И, как говорится, «далее — по тексту!».
Возле дома офицеров, щит политической пропаганды, с карикатурой, наверное, художников Кукрыниксы. Лидер Югославии изображен с окровавленным топором в руках. И надпись: «Убийца, Броз Тито!». Просто и убедительно!
Учиться было нелегко. Материал новый выдавался плотно по всему фронту изучаемых предметов. На уроки времени уходило немало. И даже, если и учишь добросовестно, неуверенность в себе заставляла трепетать, когда карандаш опрашивающего учителя, не спотыкаясь, двигался вниз к моей букве «Н».
Наверное, не меня одного в эти секунды держали ежовые клещи сомнения и тревоги. Не позавидуешь Андрееву, его, первого в списке, инстинктивно вызывали к доске чаще. Но это не мешало ему быть популярным в классе сочинителем од.
Учителя, нужно отдать им должное, были великолепными и запоминающимися. Даже учительницу литературы и русского языка та, что «легким движением торса сбросила» моего соседа по парте на голую крестьянскую землю, не подстелив соломки, заслушаешься, как вела свой предмет.
А когда учительница химии освещала нам теорию строения атомов, то фантазия моя отправлялась в глубины Солнечной системы. Меня удивляла идентичность строения макро и микро мира.
Учительнице химии однажды не повезло. На перемене любопытствующие шаловливые ручки учеников нечаянно накапали, из приготовленной к уроку пробирки на ее очки, оставленные на учительском столе. И не заметили этого.
Жидкость, что попала на очки, мы еще «не проходили». А была эта безжалостная жидкость, плавиковая кислота НF. Стекла на очках растворились. Спасибо, что на глаза не попало. Учительница только и сказала нам:
— Мне плохо без очков, но пусть вы запомните теперь, что плавиковая кислота и стекло растворяет.
Не знаю, из какого же материала посуда для этой кислоты требуется!
Черчение нам преподавали с первого курса. В кабинете черчения был плакат: «Чертеж — язык техники». Сначала мы отрабатывали написание чертежных шрифтов для надписей на чертежах. Сопряжения, синусоиды, спирали Архимеда, эллипсы, параболы, эвольвенты.
Затем по предмету «Детали машин» изучали элементы крепежа: крюки, швеллеры, рым болты. Добрались до проекций, сечений, разрезов, видов. Узнали сборочные чертежи и их деталировки, и, наконец, постигли изометрию и диметрию.
С этого момента от нас требовалось рисовать эскизы, все от руки. На ватмане формата А1. Попробуйте нарисовать от руки, плотно расположив детали чертежа, без линейки и циркуля, особенно концентрические окружности!
Кабинет черчения был оборудован горизонтальными чертежными досками. Два преподавателя. Николай Тихонович, знакомый по плафону, обходил учеников, бережно консультировал каждого.
И основной преподаватель, Малиев Юрий Николаевич, на старших курсах по профилирующим предметам. Это оригинал! Вел себя сдержанно и картинно. Он и сам любовался собою, и другим давал полюбоваться.
Обычно он восседал за столом и принимал готовые работы, выставляя на них оценки. В руке его, подобно варварскому оружию, находился нестираемый карандаш: толстый, красный и жирный.
— Та-ак. Чертил-ла Быкова. Вы на чертеже кушали? Стрелочки размерные у Вас короткие, — своим карандашом он подправляет стрелочки.
— Это корнеплод? — аккуратно поправляет: рисует идеально круглую красную окружность.
— Ну, остальное у Вас все в порядке, поправьте, пожалуйста!
И весь чертеж формата А1 надо чертить заново, чтобы «поправить».
Черчение — мой любимый предмет, так приятно на чистом листе создавать изображения. Ребята, думали, что окружности на эскизах я выполнял циркулем. Правда, резинкой я пользовался.
Чертил я на немаркой светло-розовой бумаге. Это разрешалось. Обычно я раньше всех выполнял чертежные работы, и меня освобождали до конца пары уроков черчения. В это время я гулял по улице Ленинской: от Ульяновской до Челюскинцев, коротая время до следующей пары. И не знал я тогда, что жить буду в этих краях.
Позднее, я иногда помогал кому-нибудь в черчении. Но так в жизни случилось, что я никогда не работал за профессиональным кульманом, о чем теперь жалею.
В техникум пригласили учительницу бальных танцев. Всего за 15 рублей с каждого. Обучали модным танцам того времени.
Это, конечно же, вальс, вальс-бостон. Был и краковяк. Это, наверное, по словам Горбачева, чтобы «танцевать краковяк» с нужным человеком! Полька, падеграс, падекатр. И зачем-то венгерский народный танец, чардаш.
И, конечно же, под вящим секретом танго и фокстрот! В те годы эти танцы, а также гитара и саксофон считались «преклонением перед иностранщиной».
Был в техникуме просторный зал для массовых мероприятий. Там и учились, и танцевали на вечере выходного дня «космополиты»! И как красиво танцевали Давыдов с Новичковой: элегантно, изящно, допуская, как в стоп кадре, шокирующие «па». Все расступались и только смотрели. А музыка.
Мы белой завистью завидовали студентам радио-факультета. У них в кабинете была авиационная аппаратура, недоступная простым смертным. Она позволяла слушать и записывать на рентгеновских снимках иностранную, т.е. запрещенную музыку.
Благодаря аппаратуре, мы, втайне, как думали тогда, от хозяина кабинета Ю.Н. Малиева, преподававшего еще и радиодисциплины, на танцах слушали «на ребрах»: «Караван», голос Петра Лещенко…
Как можно «пройти мимо» его хитов:
Татьяна, помнишь дни золотые,
Где же ты теперь, моя Татьяна,
Свою головку ты склонила мне на грудь.
Моя любовь, наши прежние мечты.
Беллочка, пойми же ты меня,
Беллочка, мне грустно без тебя,
Беллочка, не мучь меня,
Где ж ты, любовь моя, радость моя. »
Ни с того, ни с сего, вырываются из анналов души обрывки очарования песен юности. Через всю жизнь пронес я светлые воспоминания о тех счастливых минутах дружбы. В этом слушании и танцах было наше таинство и единение.
Особенно мне запомнился учитель по высшей математике. Живой настоящий колобок, только крупный, пожилой и веселый очень, даже хулиганистый, я бы сказал. Василь Василич.
Катится вдоль классной доски туда-сюда, туда-сюда. Фиксируется, наконец, посредине.
— А давайте-ка задачку решим! Имеется моток проволоки длиной с километр. И вот вам надо проволокой этой, землицы себе отгородить, вдоль соседской стены. Да так длиной и шириной будущего поля прямоугольного распорядиться, чтоб землицы-то себе побольше, побольше оградить!
А руками своими он впереди животика ограждает, ограждает выразительно так! Руки на животике едва сходятся. И на носочки привстает.
В самом начале курса, Василь Василич ознакомил нас с понятием «бесконечно малые величины». Кто ж этого, скажете, не знает! Но для меня это был новый материал, в тонкости рассуждений я сразу не врубился, и показалось мне это скучным делом. И разбираться по учебнику Н.П. Тарасова я тоже не стал. Решил, что пропущу это. Чушь какая-то «мелкозавры» эти. Будет, мол, впереди что-нибудь более достойное моего внимания. И учитель, по-моему, отнесся к теме без должного акцента.
Ему надо было скомандовать: «Внимание всем! Сейчас мы познакомимся с фундаментальным зерном всей высшей математики, с понятием «бесконечно малые величины»! Левик, и ты слушай!».
Но он так не сделал, к сожалению, а вызвал меня отвечать урок первым в классе. Почему-то. Ну, может, я глаза прятал! Оценил он мой ответ на два балла и начальный счет моих очков занес в журнал. Двойку надо исправлять, а он меня больше не вызывает, да я не нарываюсь, руку вверх не тяну — не сдаюсь, то есть. Выдержку проявляем оба.
Взглянет он мельком на меня, когда по списку ручкой мимо моей фамилии продвигается, с доброй снисходительной улыбочкой и ниже выискивает ответчика, вплоть до Янина.
Но на самом последнем уроке «Колобок» спросил меня. Поставил пятерку на этот раз. Потому, наверно, что я в готовности № 1 весь семестр состоял. На экзаменах устном и письменном он мне тоже пятерки выставил. Ну, а в «сухом остатке» получилось «четыре».
Другой оригинал — это Юрий Николаевич Малиев. Мы знакомы с ним еще по урокам черчения. Но главные его предметы, те, что связаны с электротехникой и радиотехникой.
Позер он, позер, любит все красивое и правильное! Входит в класс с журналом. Но как входит! Один, но будто на плацу в строю парадных войск. Голова торжественно поднята и замерла до окончания вступительного доклада дежурного.
Церемония напоминает объезд войск на параде на Красной площади! Проходит. Опускает журнал на учительский стол. И . движется дальше, как линкор к месту стоянки.
Юрий Николаевич «примагнитился» к угловому переднему столу, за которым сидят две зело милые и умненькие девочки, Беллочка и Новичкова. Так их именовали, так я их и запомнил. И, только оттуда учитель ведет урок.
На классной доске Юрий Николаевич всегда изображал шедевры технической графики. Надо видеть не только готовый рисунок, но сам процесс его создания. Мысленно хочется аплодировать каждому новому элементу, появляющемуся из-под его талантливой руки.
Рисует электродвигатель в поперечном разрезе. Мягкий жирный мел в его руке оставляет идеальный круг во всю доску. Лицо, сотворившее первое чудо, вместе с туловищем поворачивается к классу за незримыми аплодисментами!
Еще несколько секунд, и из-под гениального мелка возникает второе, еще более удивительное, чудо: концентрическая окружность, чуть меньшего диаметра. Мысленные овации! Далее в темпе вальса появляются еще круги, столько, сколько нужно в изображаемом предмете. Затем по окружности выставляются регулярные «пружинки» схематизированных обмоток. Ни единой огрехи, ни единой помарки.
Всю классную доску можно уже уносить. в Третьяковскую галерею. Это подобно безупречной технике абстракциониста Пикассо. Бурные, долго несмолкающие аплодисменты, неподвижных от восторга, учеников. Далее следует столь же гениальное объяснение темы.
По совместительству Юрий Николаевич -начальник электро-радио отделения и соответствующей лаборатории. Каждый стол оборудован индивидуальным рубильником и Автоматом Защиты Сети /АЗС/.
На столах подготовлено все для предстоящей «лабораторки». Ученики парами оккупируют столы. Разбираются в задании, собирают электросхему. Перекрестившись, замыкают рубильник. Шанда-а-рах.
Схема осыпается фейерверком крупных искр, АЗС шумно вырубается, от стола распространяется по лаборатории едкий траурный дымок. На шум торжественно и спокойно с журналом в руках появляется Юрий Николаевич:
— Короткое замыкание карается оценкой в один балл! (Для каждого отличившегося составителя схемы).
Случается, что во всем здании, не по нашей вине, гаснет свет. Это счастливое и редкое событие вызывает единовременный телячий восторг всех групп. Через 5-10 минут слышен веселый топот ног по коридору: «Ура, всех отпустили домой. ».
Всех, кроме учеников, застигнутых у Юрия Николаевича, как в захлопнутой ловушке.
Малиев проявлял свои технические и профессиональные возможности: в темноте над классной доской загоралась, подобно Вифлеемской звезде, лампочка, исключающая всякую надежду на радостное освобождение.
Трудным предметом считался, почему-то, сопромат, базовая наука при расчетах конструкций на прочность. В ходу была поговорка: «Сдал сопромат — женись!».
Преподавателем был Беляев, однофамилец автора популярного толстенного учебника. Вот здесь мы увидели применение разделов высшей математики, дифференциального и интегрального исчислений. Вот, где они, бесконечно малые величины!
Уж никак не догадывался я, что сопромат со временем станет моей очередной специальностью, больше того: частью моей жизни! И в свое время я буду врубаться в сопромат и наверстывать механическую науку самостоятельно. А также окунаться в строительную механику, статику и динамику. В теорию оболочек, упругости, пластичности, ползучести, устойчивости, выносливости.
А там своя математика: ряды, матрицы, тензоры, вычислительная математика, оптимизация. Так что очень уважительная штука: прочность. И математика, царица наук, прежде всего!
А на уроках сопромата, в техникуме мы учились проводить инженерные расчеты с помощью здоровенной, во всю длину классной доски, логарифмической линеищи, требующей одной «лошадиной силы» для приведения ее в движение.
С задних парт все видно. Подвешивалась она по схеме двухопорной балки. Ниже, на свободном поле доски, мелом создавался алгоритм решаемой задачи. Когда в итоговую формулу были подставлены числовые значения, учитель произносил знаменитую свою фразу:
— Ну, а теперь: линеечка и результат!
Эту фразу я сберег и для расчетов на калькуляторе. Два «оператора» обслуживали линеечку: один выдвигал движок, другой воспринимал реакцию движения. Линейка определяет мантиссу числа, а характеристику надо оценивать самому.
Чему же нас только ни учили, будущих «специалистов широкого профиля»!
Допуски и посадки, станки и инструмент, металловедение, обработка металлов резанием, плавка металлов. Литье, ковка, штамповка, прокатка, протяжка через фильер, литье пластмасс. Электротехника и радиотехника. Аэродинамика и конструкция самолетов. Даже котлы паротрубные!
При изучении «деталей машин» выполнялись курсовые проекты. Проектирование редукторов с цилиндрическими, коническими, шевронными шестернями. Какая музыка слов!
Я часто посещал областную техническую библиотеку. Однажды мне нужно было найти методику расчета крыльчатки водяного насоса для предупреждения кавитации.
Т.е. образования на крыльчатке пузырьков при разреженном давлении с последующими микро взрывами этих пузырьков. А это приводит к гидроударам и авариям.
Мне так и представляется: «Не в этом ли причина наших громких технических неудач?!» Для отработки такой версии нужны и расчеты и специальные эксперименты.
Дисциплины основной специализации вел начальник нашего факультета, Николай Тихонович Тихонов. Он преподал нам основы термодинамики, теории теплопередач. Теорию поршневых и реактивных двигателей. Технологию их производства. Конструкцию, сборку и испытания авиадвигателей.
Николай Тихонович заражал нас романтикой своей специальности. Строгий внешне, доброжелательный, по сути. Лекции произносил красивым техническим языком, доходчиво, с любовью к излагаемой теме.
Диктовал нам для конспекта точно и кратко самое необходимое. Не упускал случая вспомнить событие из его личной производственной практики, работу в аварийных комиссиях.
Украшал лекцию образными шутками, например: — При катапультировании из самолета прежде всего должен быть сброшен аварийный люк, что над головой летчика, причем обязательно, иначе из него получится блин! А голова летчика должна быть защищена от аэродинамического воздействия жестким шлемом, чтобы сохранить на лице воздушного шофера все, необходимые ему, неровности!
Кабинет двигателей богато оборудован. В нем были установлены образцы авиадвигателей в препарированном виде, чтобы все, что внутри, было видно до мельчайших подробностей.
На стенах — стенды с препарированными узлами и отдельными деталями. С описанием параметров и принципов работы. Глаз не уставал восхищаться совершенством увиденного.
Плунжерный насос. Компрессор. Турбина с елочными пазами для лопаток. Лопатки турбины. Сопло Лаваля. Коленчатый вал. Кривошипо-шатунная пара. Поршень. Гильза цилиндра. Как изящен поршневой двигатель АШ-62, выполненный по схеме «звезды»!
Находясь ежедневно среди этого наглядного богатства, нельзя было учиться «спустя рукава», что-то недоучить, не понять. Мы все «вошли во вкус» своей профессии. А ведь был тогда и есть сейчас в институте богатейший музей истории авиационных двигателей, где, кстати, Николай Тихонович — директор этого музея.
Спустя много лет я был в дальней командировке. В рабочей комнате специалистов стоял, всем доступный, шкаф с технической литературой. Я нашел среди книг учебник термодинамики. Тот, по которому я когда-то учился! Да, это он! Вот они здесь — термодинамические циклы: цикл Отто, цикл Герике, цикл Карно, цикл Сабате.
Сразу вспомнился образ, дорогого мне, учителя и его голос, произносивший магические термины. Я бережно погладил книгу, не хотелось ее возвращать. Огляделся воровато, но подумал: «Зачем теперь это, не вернешь того, что только сейчас мне стало так дорого. А эта книга кому-то пригодится!»
Однажды в техническом отделе книжного магазина я увидел мужчину, листающего книгу, связанную с авиационными двигателями. «Возможно, это мой будущий сотрудник», подумал я и приблизился к книге. Мужчина подумал, что я хулиган, и отшвырнул меня, будущего моториста…
Источник