К ак звуки уживаются друг с другом (часть 1)
Чтобы взаимодействовать и находить общий язык, людям приходится идти на уступки, подстраиваться друг под друга. Звуки в этом плане мало от них отличаются. Погружаемся в «психологию» жителей квадратных скобок, изучаем типы отношений между ними и разбираемся, почему изолированный звук и звук в слове или фразе — иногда совершенно разные звуки.
Фонетические законы русского языка часто напоминают правила, которым подчиняется поведение людей в обществе. Например, звуки тоже умеют подражать другим звукам или полностью «копировать их манеру поведения». То есть звук может уподобляться другому по одному или нескольким общим признакам. Это явление называется ассимиляцией. Оно возможно между гласными или между согласными, но не между гласным и согласным, поскольку у них общих признаков нет.
Чтобы взаимодействовать и находить общий язык, людям приходится идти на уступки, подстраиваться друг под друга. Звуки в этом плане мало от них отличаются. Погружаемся в «психологию» жителей квадратных скобок, изучаем типы отношений между ними и разбираемся, почему изолированный звук и звук в слове или фразе — иногда совершенно разные звуки.
Фонетические законы русского языка часто напоминают правила, которым подчиняется поведение людей в обществе. Например, звуки тоже умеют подражать другим звукам или полностью «копировать их манеру поведения». То есть звук может уподобляться другому по одному или нескольким общим признакам. Это явление называется ассимиляцией. Оно возможно между гласными или между согласными, но не между гласным и согласным, поскольку у них общих признаков нет.
Для согласных характерна ассимиляция:
- по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].
Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].
Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).
Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.
Существует несколько видов ассимиляции.
- Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].
Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.
Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.
В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.
Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:
- «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
«от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].
Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.
Для согласных характерна ассимиляция:
- по звонкости/глухости: в слове «просьба» на месте [с’], которое можно услышать в однокоренном слове «просить», мы произносим [з’], поскольку следом идёт звонкий [б], а слово «вход» начинается с глухого [ф] — в этом «виноват» стоящий далее [х];
по твёрдости/мягкости: в слове «стелька» [с] смягчается под действием [т’].
Зубные согласные могут полностью уподобляться соседним шипящим в результате ассимиляции по месту образования: без шума — бе[шш]ума, от чего — о[ч’ч’]его. «Подражание» по способу образования чаще встречается в диалектной речи, когда, например, в слове «медный» смычный [д] под влиянием «соседа справа» превращается в носовой [н].
Гласные тоже могут уподобляться друг другу по всем характерным для них признакам: по ряду, подъёму и огублению (лабиализации). В современном русском языке чаще можно встретить ассимиляцию третьего типа, но она характерна для разговорной речи (в слове «покупать» в первом слоге нередко произносится звук, близкий к [у], и происходит это под действием гласного [у] во втором слоге) и просторечия («хулиган» превращается в характерного для нелитературной речи «ху[л’у]гана»).
Примеры других типов можно найти, проследив, как развивалась фонетика русского языка и как многие знакомые нам слова стали именно такими, какими мы привыкли их видеть и слышать.
Существует несколько видов ассимиляции.
- Полная ассимиляция заставляет звук уподобляться другому по всем признакам, которые до этого их различали, фактически превращаться в него (без шума — бе[шш]ума); при неполной один звук меняется под действием другого, но не становится его копией (без папы — бе[с] папы, а не бе[п] папы);
Контактная ассимиляция происходит между соседними звуками, (без папы — бе[с] папы), а дистантная — между звуками, которые не находятся в непосредственном контакте (ассимиляция в словах «покупать» и «хулиган» из примера выше);
Регрессивная ассимиляция «направлена назад» (влево, поскольку слова русского языка мы читаем слева направо), это явление, при котором предыдущий звук меняется под действием последующего ([ф]ход), а прогрессивная — вперёд (вправо), это изменение последующего звука под действием предыдущего. В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается, но примеры этого явления можно найти в диалектной речи: Танька — [та́н’к’а(ъ)].
Любую ассимиляцию можно охарактеризовать по всем перечисленным признакам. Так, фраза «бе[с] папы» демонстрирует неполную контактную регрессивную ассимиляцию.
Звукам, как и людям, хочется сохранять свою индивидуальность и не быть похожими друг на друга. Поэтому существует диссимиляция, то есть расподобление по одному или нескольким признакам. Хрестоматийный пример диссимиляции — слово «легко». В нём звук [г] (ср. «лёгок») сначала оглушается под действием соседнего [к], то есть полностью ассимилируется ему. А затем, будучи смычным согласным и находясь перед таким же смычным, [к] превращается в щелевой [х], поскольку человеку, говорящему на русском языке, гораздо проще произнести сочетание [хк], чем [кк], — для этого требуется меньше артикуляционных усилий.
В слове «легко» мы находим пример диссимиляции по способу образования. Расподобление согласных по другим признакам и диссимиляция гласных тоже возможны. Только встречаются они в основном в диалектной речи, а не в литературном языке. Эти процессы «Изборник» обязательно рассмотрит в разделе, посвящённом диалектологии.
Аккомодация — «компромисс» между гласными и согласными, их приспособление друг к другу. Её можно увидеть в следующих примерах:
- «суперигра»: [р] в приставке супер- произносится твёрдо и не смягчается под действием гласного. Из-за этого на месте [и] произносится [ы];
«от истины»: твёрдый согласный в предлоге влияет на последующий гласный [и], превращая его в [ы].
Диссимиляции и аккомодации, как и ассимиляции, бывают прогрессивными и регрессивными.
Источник
Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами
Изолированное употребление звуков в языке – явление очень редкое: оно возможно лишь тогда, когда отдельный звук является отдельным словом. В подавляющем же большинстве случаев звуки употребляются в сочетании с другими звуками в составе слов и их форм, т.е. в потоке речи. Сочетаемость звуков в потоке речи образует синтагматику фонетических единиц. Синтагматика имеет свои законы, связанные с возможностями и ограничениями в сочетаемости звуковых единиц друг с другом. Особенности синтагматики звуковых единиц имеют исторический характер: они меняются в разные эпохи развития языка и определяют специфику его фонетической системы в каждый данный период развития.
Современный русский литературный язык имеет свои особенности в синтагматике звуковых единиц. Рассмотрим эти основные особенности.
Ассимиляция– уподобление одного согласного звука другому, приспособление артикуляции одного звука к артикуляции другого звука. Происходит в месте контактного соположения звуков.
Ассимиляция согласных по звонкости-глухости: 1) ассимиляция по глухости – дубки, сказка, ножка; 2) ассимиляция по звонкости – косьба, сделать. Русскому языку не свойственны сочетания шумных согласных, различающихся по наличию голоса (глухой+звонкий или звонкий+глухой), возможны только сочетания одинаковых по степени участия голоса шумных согласных: звонкий+звонкий (звезда, где) или глухой+глухой (росток, кто).
При различного рода ассимиляциях механизм уподобления согласных в русском языке один и тот же: из двух рядом стоящих согласных первый уподобляется второму, перенимает один из его признаков.
В современном русском языке ассимиляция является регрессивной, т. е. последующий звук оказывает влияние на предшествующий и передаёт ему свои признаки: сдать – [здат’]. Это связано с тем, что в русском языке не допускается сочетание двух разных по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости звуков, т.к. это противоречит особенностям русской артикуляции. При контактной ассимиляции звуки, влияющие друг на друга, расположены рядом.
В современном русском литературном языке различаются:
– частичная регрессивная ассимиляция по звонкости, например: [прαс’úт’] – [прó˙з’бъ], [мълαт’úт’] – [мълαд’бá], а также [αвгън’истáн], [вαгзáл], [р’угзáк], [αдб’úт’] и под.;
– частичная регрессивная ассимиляция по глухости, например: [лóжъч’къ] – [лóшкъ], [складывът’] – [склаткъ], а также [αпт’иесá.т’], [б’иесфкýсныi], [фтóрн’ик] и под.;
– полная ассимиляция, например: [б’иеш:овныi], [иж:ы˙т’], [αд:αл’úт’] и под.
При ассимиляции по звонкости-глухости первый согласный перенимает у второго степень участия голоса: звонкий перед глухим становится глухим (дужка, повозка), глухой перед звонким – звонким (отдать, просьба).
Ассимиляция по звонкости не происходит перед согласными В и Вʼ, а также перед сонорными: отмыть, пруд, ушла, твой, свой.
Ассимиляция по звонкости происходит в случаях: 1) на стыке морфем: молотьба, отжать, сбросить; 2) на стыке предлога (проклитики) со следующим словом: с горы, от боли, к дому; 3) на стыке слова с частицей (энклитикой): отнес бы, тот же; 4) на стыке двух слов без паузы между ними: нос дятла, звук бубна, у вас был.
Ассимиляция по глухости происходит: 1) на стыке морфем: обложка, увядший, подписка; 2) на стыке предлога (проклитики) со следующим словом: под шкаф, из пушки, над крышей.
В результате действия законов оглушения в конце слова и ассимиляции по звонкости-глухости в русском языке в одних условиях употребляются только звонкие согласные (например, перед звонкими), в других – только глухие (например, перед глухими), а в третьих – и звонкие, и глухие (например, перед сонорными).
Ассимиляция по твердости-мягкости: 1) ассимиляция по мягкости: рост – растет, лист – листья, песня, отнять, сегодня, стяжка; 2) ассимиляция по твердости: зверь – зверский, кровь – кровный.
Ассимиляция по мягкости происходит не у всех согласных и не перед любыми согласными. Наиболее подвергаются ассимиляции по мягкости переднеязычные зубные согласные З, С, Д, Т, Н перед переднеязычными: снился, двести, франтить, погонщик, летний, передний, а также перед j: съемка, воронье. Ассимиляции по мягкости подвергаются также губные Б, П, В, М и Ф перед j: бью, пью, вью, семья, а также перед губными: лампе, обмен, вместо (смягчение происходит факультативно!). Почти не ассимилируют по мягкости заднеязычные Г, К, Х (но ср. легкий, мягкий! – заднеязычные перед заднеязычными), никогда не ассимилирует по мягкости сонорный согласный Л (ср. полки – польки, пользе – ползёт, льёт – пол-ёлки).
Говоря об ассимиляции по мягкости, следует учитывать орфоэпическую норму: смягчение согласных было широко распространено в старомосковской традиции, которая сейчас постепенно утрачивается: например, смягчение зубных перед Лʼ: слива, разлив, смягчение зубных перед мягкими губными: смех, змей, смягчение губных перед заднеязычными: лапки, сумки. Сейчас во всех этих случаях смягчение почти утрачено или наблюдаются колебания в произносительной норме.
Ассимиляция по твердости происходит, как правило, в производных словах перед суффиксами –Н-, -СК-, -СТВ-: степь – степной, богатырь – богатырский. Ассимиляции по твердости не происходит перед губными: косьба, борьба; не ассимилирует по твердости звук Л: воля – вольный, учитель – учительский.
Ассимиляция по месту и способу образования: 1) ассимиляция по месту: сшить, сжечь (+ ассимиляция по звонкости), из чехла [шʼчʼ]; 2) ассимиляция по способу: отчизна, отцовский. Ассимиляция по месту и способу образования происходит у переднеязычных зубных согласных З, С перед Ж, Ш, Ч, Щ и у Д, Т перед Ц и Ч. В результате такой ассимиляции переднеязычный зубной С и З или полностью уподобляется последующему передненебному: с шаром, сжали, с щеткой (звук С фактически поглощается звуком Щ, т.к. в русском языке нет 3-й степени долготы согласного – а звук Щ сам по себе имеет 2-ную долготу) – или приближается к нему по месту образования: с честью, счистит, с чем – звук С произносится, как краткий мягкий Шʼ. При ассимиляции звуков Д и Т перед аффрикатами Ц и Ч получается долгая аффриката (с продленной смычкой при произношении): отчистил, отчитать, подчеркнуть, вкрадчив (у звука Д происзодит также ассимиляция по глухости), братцы, болотце, блюдце.
Ассимиляция у звуков С и З происходит в тех же условиях, что и ассимиляция по звонкости: 1) на стыке морфем: расшуметься, разжать, расчистить, несший; 2) на стыке проклитики и следующего слова: с шумом, с жаром, из щетки, из чашки; 3) перед энклитикой: нес же, груз же; 4) на стыке двух слов без паузы: отрез шелка, ус жука, нас шесть (хотя при четком произношении с паузой ассимиляции не будет).
Диссимиляция («расподобление»): легкий, мягкий – на стыке двух взрывных первый из них меняется на фрикативный Х, становясь, таким образом, отличным от последующего согласного К по способу образования. Разновидностью диссимиляции можно считать произношение звука Ш в местоимении что, союзе чтобы.
Диэреза – выпадение одного звука из ряда сочетающихся звуков: со[нц]е, ле[с’н’]ица.
Стяжка – соединение двух разных звуков в один – происходит в русском языке у звуков Т – С, которые «стягиваются» в звук Ц: улыбаться, улыбаются (и во всех подобных глагольных формах), отставить, детский, а также у звуков С/З – Ч, которые «стягиваются» в звук Щ: счастье, переписчик, счет. Стяжка происходит только на стыке корневой и служебной (или двух служебных) морфем (ср. партсобрание, детсад).
Упрощение групп согласных: праздник, сердце, честный, солнце. Упрощение группы согласных выражается в «выпадении», непроизнесении одного из согласных звуков. Последовательно упрощение происходит в группах –СТН- / -ЗДН-: местный, поздний. В других сочетаниях нет последовательности в выпадении согласного; обычно сокращаются группы –НТСК-: гигантский, протестантский, -СТСК-: журналистский, туристкий, -СТЛ-: завистливый, счастливый. Упрощение обычно происходит на стыке морфем (например, корня и суффикса, двух суффиксов): лестный, чувство, и не происходит на стыке слов: без дна (ср. бездна), с Днепра, в стволе.
Сокращение групп согласных: ссора – рассориться, ванна – ванная, Одесса – одесский. Русский язык располагает лишь 2-мя степенями долготы согласного, поэтому в нем допускается сочетание только 2-х одинаковых согласных (т.е. согласный может быть обычный, «краткий», и долгий): ср. сыпать – ссыпать, звать – сзывать, толкнуть – оттолкнуть. При стечении 3-х одинаковых согласных эта группа сокращается до 2-х: ссора – рассорить (раз+ссорить), Одесса – одесский (одесс + ский), ср. щукой – с щукой (в обоих случаях долгота Щ одинаковая!), и щей – из щей. Сокращение происходит на стыке морфем (корня и суффикса) или на стыке предлога (проклитики) и самостоятельного слова.
Аккомодация(и-образный оттенок у ударного гласного рядом с мягким согласным, по ЛФШ)– изменение артикуляции гласных под влиянием соседних согласных звуков (ярче всего проявляется в ударном слоге). Уподобление качества гласных и согласных звуков. Аккомодация может быть лишь частичной. По направлению действия различают регрессивную и прогрессивную аккомодацию. При регрессивной аккомодации рекурсия предшествующего звука уподабливается экскурсии последующего звука. Под влиянием такого процесса обычно артикуляция согласного звука приспосабливается к артикуляции гласного звука. Так, отступ звука [т] в слове [тут] совпадает с приступом с [у], в произнесении которого участвуют губы. Регрессивной аккомодации подвергаются и гласные звуки, находясь в положении перед мягкими согласными. Гласные становятся более напряжёнными и закрытыми: конь, поле, пыль.
При прогрессивной аккомодации изменению подвергает последующий звук под влиянием предшествующего, экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предшествующего звука. Пример такой аккомодации – это гласные после мягких согласных: мял, тюк, мел.
При полной (двойной аккомодации) гласный оказывается в позиции между двумя мягкими согласными: [м’äч’]. Такая артикуляция гласного отличается особой закрытостью и напряженностью.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2354 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник