Артикуляционные признаки звуков по способу образования

Артикуляционные признаки звуков по способу образования

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Артикуляционные признаки звуков речи

Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает воспитателю возможность фиксировать внимание детей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в артикуляции звуков и находить наиболее эффективные пути их устранения (см. рис. на переднем форзаце).

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

При образовании гласных (а, э, о, а, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой плоскости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

При образовании носовых звуков (м, м’, н, н’) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных (j, м м’ н н’ л л’ р р’) и звонких согласных (в в’ з з’ ж б б’ д д’ г г’) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф ф’ с с’ ш п п’ т т’ к к’ х х’ ц ч щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется.

Согласные звуки делятся на две труппы: по способу образования и по месту образования (см. рис. на переднем форзаце).

Способ образования отражает характер преграды, т. е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.

Щелевые (фрикативные) — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

Источник

Классификация звуков русского языка

Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.

Классификация по артикуляционным признакам

В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.

По участию в артикуляции мягкого нёба гласные и согласные звуки делятся на:

  • носовые: «М», «Мь», «Н», «Нь»;
  • ротовые: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У», «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.

Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.

1. По участию в артикуляции губ:

  • лабиализованные (огубленные) звуки: «О», «У»;
  • нелабиализованные (неогубленные) звуки: «А», «Э», «И», «Ы».

В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).

2. По степени подъема языка к нёбу:

  • гласные звуки верхнего подъёма: «И», «Ы», «У»;
  • гласные звуки среднего подъёма: «Э», «О»;
  • гласные звуки нижнего подъёма: «А».

Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.

3. По месту подъема языка:

  • гласные звуки переднего ряда: «И», «Э»;
  • гласные звуки среднего ряда: «Ы», «А»;
  • гласные звуки заднего ряда: «У», «О».

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.

Таблица классификации гласных звуков

Гласные буквы

Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.

Гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: «А» — «Я» , «Э» — «Е» , «Ы» — «И» , «О» — «Ё» , «У» — «Ю» .

Йотированные гласные

Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».

В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:

Два звука, если стоит:

  • в начале слова: яма [й’ама] , ёжик [й’ожик] ;
  • после гласных: моё [мой’о] , маяк [ма’ак] ;
  • после разделительного твёрдого и мягкого знаков: въезд [вй’эзд] , льёт [л’й’от] .
  • Один звук, если стоит после согласных, например, в словах день [д’эн’] , лён [л’он] , утюг [ут’уг] , мяч [м’ач’] . Здесь гласные буквы буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я» обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
  • Классификация согласных звуков

    Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.

    Читайте также:  Приставочно суффиксальный способ изредка

    Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.

    1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:

    • звонкие звуки: «Б», «Бь», «Д», «Дь», «Г», «Гь», «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж»;
    • сонорные звуки: «Л», «Ль», «Р», «Рь», «М», «Мь», «Н», «Нь», «Й»;
    • глухие звуки: «П», «Пь», «Т», «Ть», «К», «Кь», «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

    Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

    2. По способу образования:

    • Смычно-взрывные звуки «Б», «Бь», «П», «Пь», «Д», «Дь», «Т», «Ть», «Г», «Гь», «К», «Кь» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:
      • «Б», «Бь», «П», «Пь» — смычку образуют губы;
      • «Д», «Дь», «Т», «Ть» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
      • «Г», «Гь», «К», «Кь» — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твёрдого нёба.
    • Смычно-проходные звуки: «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остаётся проход в другом месте:
      • «М», «Мь» — смычку образуют губы, воздушная струя идёт через нос;
      • «Н», «Нь» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идёт через нос;
      • «Л», «Ль» — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой.
    • Щелевые звуки (фрикативные, от латинского fricare «тереть»): «В», «Вь», «Ф», «Фь», «З», «Зь», «С», «Сь», «Ш», «Ж», «Щ», «Х», «Хь», «Й» — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идёт выдыхаемая струя воздуха:
      • «В», «Вь», «Ф», «Фь» — нижняя губа образует щель с верхними зубами;
      • «З», «Зь», «С», «Сь» — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
      • «Ш», «Ж», «Щ» — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);
      • «Х», «Хь» — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
      • «Й» — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
    • Смычно-щелевые звуки (аффрикаты, от латинского affrico «притираю»): «Ц», «Ч» — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:
      • «Ц» — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
      • «Ч» — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).
    • Дрожащие звуки (вибранты, от латинского vibrans, vibrantis «дрожащий», «колеблющийся»): «Р», «Рь» — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

    Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.

    3. По месту образования:

    • губно-губные: «П», «Пь», «Б», «Бь», «М», «Мь»;
    • губно-зубные: «Ф», «Фь», «В», «Вь»;
    • переднеязычные: «Т», «Ть», «Д», «Дь», «Н», «Нь», «Л», «Ль», «С», «Сь», «Р», «Рь», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «З», «Зь», «Ц»;
    • среднеязычные: «Й»;
    • заднеязычные: «К», «Кь», «Г», «Гь», «Х», «Хь».

    Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

    4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:

    • твердые звуки: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие звуки: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».

    Таблица классификации согласных звуков

    Классификация по акустическим признакам

    Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

    Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».

    Шумные звуки — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

    • «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж» — звонкие шумные длительные;
    • «Б», «Бь», «Д, » «Дь», «Г», «Гь» — звонкие шумные мгновенные;
    • «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Ш», «Х», «Хь» — глухие шумные длительные;
    • «П», «Пь», «Г», «Ть», «К», «Кь» — глухие шумные мгновенные.

    По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

    • свистящие: «З», «Зь», «С», «Сь»;
    • шипящие: «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»;
    • твердые: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    Источники:

    • «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению», М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова;
    • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
    • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

    Источник

    Артикуляционные признаки звуков речи

    Тема 3. Произносительная сторона речи.

    Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноситель­ная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

    Интонация

    Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

    Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повы­шение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмо­циональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

    Читайте также:  Простым способом умножение двузначных чисел

    Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

    Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голосасилу и высоту; речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

    Система фонем

    В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи раз­личаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

    Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании прини­мают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми складками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

    Взаимосвязанная и координированная работа трех частей ре­чевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управ­лению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыха­ния, голосообразования и артикуляции регулируются деятель­ностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осущест­вляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппа­рата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голо­совых складок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их диф­ференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

    В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, по­лость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).. Источником образования звуков речи служит струя воздуха, иду­щая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя, воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые складки не вибрируют, и голос не образуется, а если складки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наи­большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка.

    Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

    Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движе­ния. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от­дельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а пе­редняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опуще­ны, а задняя — высоко подниматься вверх (при звуке к); кон­чик языка может подниматься, а передняя и средняя части спин­ки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благо­даря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может со­здавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акус­тические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

    Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией различительных признаков, как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

    Артикуляционные признаки звуков речи

    Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает возможность фиксировать внимание де­тей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в артикуляции звуков и находить наиболееэффективные пути их устранения.

    В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

    По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

    Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

    Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, и виде последо­вательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

    (При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздухане встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды).

    Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

    (При образовании гласных звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

    Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

    1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. 1аbiа — губы), а все остальные гласные — нелабиализованн ы м и;

    (В зависимости от степени выдвижения губ вперед различа­ют гласные неогубленные (нелабиализованные)а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыб­ке) и огубленные (лабиализованные)о, у (губы округляют­ся и выдвигаются вперед).

    2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний
    подъем);

    (Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

    3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

    Читайте также:  Солить сало холодным способом рецепт

    (При участии передней части спинки языка образуются звуки и, эгласные переднего ряда, средней части спинки языка — а, ыгласные среднего ряда, задней части спинки языка — о, угласные заднего ряда).

    Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.

    Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

    1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

    2) способ артикуляции;

    3) место артикуляции;

    4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

    5) место резонирования.

    По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

    1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б’, д,д’, г,г’, в,в’, 3,3′, ж,ж’;

    2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л’, р,р’, м,м’, н,н’, й (j);

    (При образовании звонких согласных (в, в’, з, з’, ж, б, б′, д, д’, г, г’) и сонорных (звучных) согласных (j, м, м’, н, н’, л, л’, р, р’) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

    3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п’, т,т’, к,к’, ф,ф’, с,с’, х, ц, ч’, ш, щ.

    (При образовании глухих согласных (ф, ф’, с, с’, ш, п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, ц, ч, щ) голосовые складки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется).

    По второму признаку (по способу артикуляции)

    (Способ образования отражает характер преграды, т. е. в фор­ме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.).

    согласные делятся на:

    1) смычные — смычно-взрывные: 6,6′, п,п’, д,д’, т,т’, г,г’, к,к’

    (Смычно-взрывные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­щей изо рта воздушной струей:

    п, п’, 6, б’ — смычку образуют губы;

    т, т’, д, д’ — передняя часть спинки языка образует смыч­ку с верхними зубами или альвеолами;

    к, к’, г, г’ — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба).

    и смычно-проходные: м,м’, н,н’, л,л’;

    (Смычно-проходные — органы артикуляционного аппарата об­разуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте:

    м, м’ — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

    н, н′ — передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

    л, л’ — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой).

    2) щелевые (фрикативные): в,в’, ф,ф’, з,з’, с,с’, ш, ж, щ, х,х’, й (j);

    (Щелевые (фрикативные) — органы артикуляционного аппара­та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выды­хаемая струя воздуха:

    ф, ф’, в, в’ — нижняя губа образует щель с верхними зубами; с, с’, з, з’ — передняя часть спинки языка образует щель с верх­ними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими аль­веолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и пере­ходящими в слизистую оболочку нёба;

    ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель сальвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик язы­ка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

    х, х’ — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

    j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом).

    (Смычно-щелевые (аффрикаты) — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной ар­тикуляции к другой совершается незаметно:

    ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео­лами, которая незаметно переходит в щель между ними;

    ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя­щую незаметно в щель между ними (правильное звучание быва­ет и при нижнем положении кончика языка).

    р, р’ — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе).

    По третьему признаку (по месту артикуляции)

    (Место образования определяется подвижными органами (язы­ком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи).

    согласные делятся на:

    1) губные — губно-губные: м,м’, п,п’, б,б’ и губно-зубные: ф,ф’, в,в’;

    (Губно-губные: п, п′, 6, б’, м, м′ — преграда образуется ниж­ней и верхней губой; Губно-зубные: ф, ф′, в, в’ — преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

    2) язычные — язычно-зубные: т, т’, д,д’, н,н’, с,с’, з,з’, ц;
    язычно-альвеолярные: л,л’, р,р’; язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ;
    язычно-средненёбные: к’, г’, х,’ й (j); заднеязычные (задненёбные):

    (Переднеязычные: т, д, н, л, л′, р, р’, ш, ж, ч, щ, т′, д’, н’, с, с′, з, з’, ц — преграда образуется передней частью спинки языка.

    Среднеязычные: j (йот) — преграда образуется средней частью спинки языка.

    Заднеязычные: к, к’, г, г’, х, х’ — преграда образуется зад­ней частью спинки языка).

    По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

    1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

    2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

    (При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учиты­вать и так называемую дополнительную артикуляцию — п о д ъ е м средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, л и л′: пылпыль, луклюк и т. д. Но есть и непарные звуки: толь­ко твердые — ш, ж, ц, только мягкие — ч, щ, j.

    Различие согласных по твердости и мягкости требует осо­бенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозна­чаются одной буквой, а различие на письме достигается с помо­щью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

    По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

    (При образовании носовых звуков (м, м’, н, н’) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос).

    ротовые: все остальные согласные.

    (При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость).

    Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

    Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы