- Артефакты психологических экспериментов
- Эффект Фокса
- Эффект первого впечатления
- Способы контроля артефактов
- 18. Артефакты и их контроль.
- 19. Дизайн «истинного» психологического эксперимента.
- 20. Доэкспериментальные планы и их характеристика.
- Артефакты в психологическом эксперименте, их типология и способы контроля
Артефакты психологических экспериментов
Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии — К., 2010
Эксперимент — это надежный способ приращения научного знания. Однако экспериментатор должен быть готов к тому, что на пути психологического познания случаются сложные ситуации, когда трудно воспринять реальные факты и можно допустить целый ряд ошибок. Для обозначения ошибок, возникающих в психологических исследованиях, употребляют специальный термин — артефакт.
Артефакты (от лат. Artefactum — искусственно сделанное) — это экспериментальный результат, который возникает из-за отклонений в проведении исследования или дефектов используемых методик. Источником артефактов в психологическом эксперименте может быть как само окружение, так и деятельность исследователя. Причиной артефактов может стать также неадекватность используемой экспериментальной процедуры, когда исследователь не может предсказать факторы, изменяющие поведение исследуемых.
Эффект Фокса
Эффект Фокса объясняет еще причину возможных артефактов во время психологического исследования: если исследователь производит очень положительное впечатление на участников исследования, это может вызвать слишком большой энтузиазм, доверие, некритичность.
Так, талант лектора может маскировать низкое качество, надуманность и бессодержательность его лекции, а студенты будут уверены, что они действительно чем-то научились.
Эффект Фокса получил свое название в 1970 г., когда в Калифорнийском университете был проведен эксперимент, в котором актер выступил под именем доктора Майрона Фокса и прочитал лекцию студентам. Содержание доклада было выдержано в научном стиле, но не отвечало теме, было незавершенным, противоречивым, наполненным неологизмами.
Актер, который ничего не понимал в теме, читал доклад очень экспрессивно, ярко, вызвал большую симпатию аудитории.
Эффект Фокса свидетельствует, что существует вероятность артефактов в психологическом исследовании, когда участники эксперимента положительно оценивают психолога и слишком доверяют ему. Психолог должен вести себя в процессе исследования спокойно и избегать излишней экспрессии.
Эффект первого впечатления
Проявляется таким образом, что наибольшее влияние на оценку черт личности имеет та информация, которую мы получаем в самом начале. Если впоследствии полученная информация противоречит уже сложившемуся впечатлению, то она отбрасывается как несущественная, случайная, которую не следует учитывать.
Источник
Способы контроля артефактов
Влияние личности испытуемого на ход и результаты эксперимента.
Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои мотивы и планы участия к эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Некоторые из них:
— эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.
— эффект социальной фасилитации (усиления) проявляется в том, что присутствие внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора, изменяет поведение человека, выполняющего определенную работу. Основным мотивом испытуемых является стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим.
— эмоциональное отношение испытуемого к эксперименту влияет на его результаты. Положительно настроенные воспринимают ситуацию исследования как интерес к его личности, желают любым способом продолжить общение (переспрашивают инструкцию, желают выглядеть лучше в глазах экспериментатора и пр.). Стремясь к социальному одобрению, такие испытуемые “хотят помочь” экспериментатору и ведут себя так, чтобы подтвердить его гипотезу. Другая категория испытуемых, негативно настроенных по отношению к экспериментатору и процедуре исследования, делают все, чтобы “разрушить” замысел экспериментатора.
Для контроля влияния личности испытуемого на результаты эксперимента предлагается ряд специальных приемов, например:
— подбор контрольной и экспериментальной групп, идентичных по составу. Экспериментальная процедура проводится в обеих случаях, но собственно эксперимент проводиться только с экспериментальной группой. Результаты контрольной и экспериментальной групп затем сравниваются .
— “метод обмана” основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Им сообщается ложная цель исследования, время и длительность его проведения, в результате испытуемые не “играют” на гипотезу.
— “метод скрытого эксперимента” часто применяется при естественном эксперименте, когда ситуация исследования незаметно вплетается в естественную жизнь испытуемого, он и не подозревает о своем участии в исследовании. Однако при использовании этого приема могут возникать этические проблемы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
18. Артефакты и их контроль.
Артефакт-результаты исследования объектов,возникающих иногда в следствии воздействия на объеты самих условий исследования,которые экспериментатор по каким либо причинам не способен учесть,а поэтому склонен считать результаты итогом организованных им воздействий,т.е. принимать артефакт за факт.
Розенцвейг выделил ряд факторов,которые могут искажать результаты эксперимента.
1. Ошибки связаны с мотивацией испытуемого(любопытство,гордость и тд.)
2. Контрольная группа без мотивации
19. Дизайн «истинного» психологического эксперимента.
Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.
Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) — достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.
Чем больше влияние на изменение зависимой переменной неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.
Планирование эксперимента необходимо для повышения влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента (близко к «безупречному эксперименту»).
Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть, или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.
20. Доэкспериментальные планы и их характеристика.
Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требовании, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.
Кэмпбелл выделяет три доэкспериментальных плана.
К доэкспериментальным планам относятся:
§ исследование единичного случая;
§ план с предварительным и итоговым тестированием одной группы;
§ сравнение статистических групп.
Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х 0. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком «исследовании» нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности. Но научной информации они не несут.
План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: О, ХО . В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения (разница 0, и 0 ) зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» события, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение короткого времени — изменение состояния испытуемого (утомление, монотония, скука и др.), а в течение длительного времени — изменения личностных черт. Наконец, эффект тестирования — воздействия предыдущего обследования на последующее — может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение зависимой переменной. Можно перечислить и другие источники артефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом.
Третий вариант доэкспериментального плана — сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.
Источник
Артефакты в психологическом эксперименте, их типология и способы контроля
Артефакт – явление смещения эффекта эксперимента, при котором эффект изменения зависимой переменной, следующий за экспериментальным воздействием (изменением независи-мой переменной), может и не являться именно его следствием. В психологическом эксперименте выделяются следующие причины возникновения артефактов.
Смешанные факторы экспериментального воздействия: основные эффекты. В ходе экспери-ментального воздействия (Х) появляются дополнительные переменные, которые совместно с ним воздействуют как на экспериментальную, так и на контрольную выборки, смещая эффект экспери-мента. К сожалению, многие исследователи подвержены “эффекту ожидания результата” (феномен поведения исследователя, при котором замечается только экспериментальный эффект, укладывающийся в теорию. Причинами появления дополнительных воздействий могут являться инструментальные погрешности и отсутствие “чистоты” эксперимента, которая, к сожалению, недостижима. Контроль смещения экспериментального эффекта осуществляется такими способами:
– введение новой контрольной группы, которая подвергается только воздействию дополни-тельных переменных;
– применение новых форм, процедур эксперимента, где Х “очищается” от дополнительных переменных.
Смешанные аспекты экспериментального воздействия: эффекты взаимодействия. Эффекты взаимодействия независимой переменной и дополнительных переменных в эксперименте имеют меньшую вероятность. Они не учитываются, но могут иметь место, являясь причиной артефактов.
Смешанные аспекты экспериментального воздействия: фоновые взаимодействия. Воздействие фона на экспериментальное воздействие наблюдается при экспериментальной и контрольной выборках. Фон успешно контролируется в лабораторном эксперименте путем его ограничения или изменения экспериментального воздействия.
Смешанные аспекты экспериментального воздействия: взаимодействие с характеристиками популяции. Психологу следует уделять особое внимание репрезентативности экспериментальной выборки, нарушение которой – источник артефактов. Контроль репрезентативности достигается путем рандомизации, методом эквивалентных пар и т.д.
Смешанные аспекты измерения: основные эффекты. В ходе эксперимента важное место занимает измерительный инструмент. Его погрешности являются источником артефактов: установки на ответы; проблемы социальной желательности, восприятия тестов, следов прошлого тестирования. Контроль осуществляется применением различных тестов, лабораторного экспери-мента и неоднократного повторения экспериментальных воздействий.
Смешанные аспекты измерения: взаимодействие с процессами воздействия. В эксперименте реакция на Х может быть вызвана не только экспериментальным воздействием, но и конкретным способом измерения этого воздействия. Контроль ведется при помощи альтернативных измери-тельных средств.
Наиболее известными и широко используемыми формами контроля артефактов в эксперимен-тальном психологическом исследовании являются следующие действия экспериментатора:
1) применение контрольных групп, подвергающихся дополнительному воздействию методом ложного экспериментального воздействия;
2) экспериментальное воздействие с использованием других методов (X1);
3) применение многочисленных методов измерения экспериментального эффекта (О1. Оn);
4) дополнительное варьирование независимой переменной, сущность которого заключается в выявлении источника артефактов и применении его на контрольной группе;
5) повторение эксперимента с использованием разных методов воздействия и измерения данных. Для нейтрализации инструментальных погрешностей, которые могут привести к появлению артефактов, в начальной фазе исследования необходимо вводить экспериментальное воздействие двумя независимыми способами и в каждом случае измерять экспериментальный эффект двумя независимыми методами.
Первый способ введения Х(а):
1-й метод измерения – ;
2-й метод измерения – .
Второй способ введения Х(б):
1-й метод измерения – ;
2-й метод измерения – ;
6) маскирование эксперимента в естественных условиях.
Важными источниками артефактов являютсяфакт и степень осведомленности респондентов об экспериментировании, которые вызывают у них определенную реакцию на эксперимент (ситуация “подопытного кролика”). Этот артефакт имеет место в ситуации сигнализирования испытуемому о том, что он участник эксперимента. Как следствие возникает дополнительное воздействие на испытуемого, приводящее с его стороны к: боязни оценивания (социальная желательность), симуляции (доведение желательной или нежелательной реакции до крайности), подозрительности (осторожность, напряженность, недоверие, боязнь, робость) и т.д.
Средство избежать артефактов такого рода – “замаскированный эксперимент”. Маскировка экспериментального воздействия и тестирования проводится двумя путями:
– вкрапление элементов эксперимента в процесс привычной жизнедеятельности;
– легендирование (обман – “белая ложь”), которое в известном смысле морально “травмирует” и экспериментатора (переживание собственной лжи), и испытуемого (что его обманули, а он разоткровенничался). Причем уровень травмирования зависит от масштабов обмана.
Маскировка эксперимента обусловлена необходимостью получения согласия испытуемого на участие в эксперименте и проблемами вторжения в его личную жизнь. Способынейтрализации аспектов “травмирования маскировкой”:
– анонимность при сборе доверительных сведений сугубо личного плана;
– процедура “демаскировки” (“извинения за обман”), которую осуществляют исследователи по окончании эксперимента, считая это обратной связью.
“Демаскировка” приводит к “облегчению” чувств экспериментатора, освобождает его от болезненных переживаний. Но, с другой стороны, она наносит ущерб испытуемому, так как он осознает, что из-за своей доверчивости поставлен в неловкое положение. И вряд ли в других экспериментах от него можно будет добиться откровенности, не считая факта распространения этого недоверия. “Гласность” вызывает гнев общественности, наносит ущерб респондентам и, возможно, губит эксперимент.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .
Источник