Мастер-класс «Арт-терапия как метод оздоровления и укрепления здоровья дошкольников»
Маргарита Солобуева
Мастер-класс «Арт-терапия как метод оздоровления и укрепления здоровья дошкольников»
Мастер- класс:
«Арт — терапия, как метод оздоровления и укрепления здоровья дошкольников«
(совместно родители с детьми)
Цель: формирование у родителей представлений об «арт – терапии», как о методе сохранение и укрепление здоровья детей.
Воспитатель: Всем добрый вечер! Сегодня расскажу вам про арт — терапию в работе с детьми. Интересно, что это?
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является безопасным методом снятия напряжения, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Существует шесть основнфх видов Арт-терапии
1. Библиотерапия- специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы.
2. Маскотеропия- это такой метод, с помощью которого, ребенок передает свои эмоции и эмоции своих сверстников на маску, которая создается своими руками.
3. Драматерапия–театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление.
4. Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера.
5. Танцевальная терапия и Муз-терапия
Это уже настолько полюбившийся вид Арт-терапии, к которому с восторгом относятся не только дети, но и их родители.
Сегодня мы с вами познакомимся с «фрактальным рисованием».
Фрактальное рисование — одно из направлений арт — терапии.
Суть данного метода базируется на использовании взаимосвязей между ручной моторикой человека и его психическим и психофизиологическим состоянием.
Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем — то важным внутри нас, чему мы обычно не даем облика, ни голоса, но оно ни только живо в нас, но и сильно влияет на наш выбор, желания и на качество нашей жизни.
Метод фрактального рисования позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, гармонизировать ситуации, которые связаны с творческими и межличностными проблемами.
Главная задача данного метода — самовыражение человека через рисунок,который выполнен по определенным правилам:
1. Лист бумаги расположен горизонтально;
2. Шарик ручки установлен в любой точке листа;
3. Закрыв глаза, мы рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;
4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная;
5. Скорость движения ручки — средняя, без резких росчерков;
6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали, диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и другие контуры;
7. Белый фон рисунка оставить идеально чистым, без помарок, надписей, пятен;
8. Закрашивая рисунок, карандаши, фломастеры, цветные ручки (из общего набора) надо брать ТОЛЬКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ!
Данный метод можно использовать как в индивидуальной работе с детьми и взрослыми, так и на групповых коррекционно — развивающих занятиях, для снятия напряжения и усталости, для диагностики типа характера, самооценки, тревожности, агрессивности и внимания.
Спасибо за внимание!
Использование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольников h4]Любая физкультурно-оздоровительная работа строится на здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесберегающая технология – это система.
«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.
День укрепления здоровья на МAAM. Дидактическое пособие «Вирус» Уважаемые коллеги и гости моей странички, предлагаю Вам познакомиться с в рамках сегодняшнего дня 14 мая. День укрепления здоровья на Маам.
Фотоотчёт о творчестве детей «Со спортом дружить — здоровыми быть!» ко Дню укрепления здоровья Спорт очень важен для жизни человека. Систематические занятия физической культурой, разнообразными спортивными играми, различными видами.
Театрализованные игры для укрепления здоровья Целью здоровьесберегающих технологий. широко применяемых в ДОУ, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование.
Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.
Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер — класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: «Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. » Воспитатель.
Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.
Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко. » Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.
Источник
Методическая разработка. Арт-терапия, как средство сохранения и укрепления здоровья в ДОУ,
методическая разработка
Арт-терапия является многогранной методикой и играет большую роль в здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесбережение в нашем детском саду — это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya_kak_sredstvo_ukrepleniya_i_sohraneniya_zdorovya_v_dou.1docx.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия, как средство сохранения и укрепления здоровья
Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия(от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством. Сегодня он считается одним из наиболее эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.
Арт-терапия- это понятие возможно перевести как «лечение, основанное на упражнениях художественным творчеством.».
Детская арт — терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. Другими словами, это – лечение творчеством. Это одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна ребенку. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.
Основная цель арт — терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Сохранение здоровья в детском саду — вид педагогической работы, который подразумевает особенную организацию образовательного процесса: целью, объектом и итогом которого считается самочувствие. Как раз в младшем дошкольном возрасте малыш в первый раз идет в детский сад.
Основная цель работы направлена на создание условий, способствующих успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:
- дать эмоциональную разрядку, возможность самовыражаться;
- помочь легче прожить период адаптации ;
- снять негативные стрессовые состояния ;
- развить сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивить коммуникабельность ребенка;
- арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;
- вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.
- Изотерапия.
- Библиотерапия.
- Сказкотерапия.
- Музыкотерапия.
- Танцевальная терапия.
- Куклотерапия.
- Цветотерапия.
- Песочная терапия.
Многие техники арт-терапии очень похожи на нетрадиционное рисование, часто используемое в детском саду. И это так. Но с одной только разницей. Мы не учим детей рисовать, лепить в той или иной технике. Сам процесс арт-терапии, кроме удовольствия, учит выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Одной разновидностью арт-терапии является изотерапия
Изотерапия (рисование) — это одно из ведущих техник арт — терапии. Рисуя, играя, малыш даёт выход собственным желаниям, эмоциям, тянет собственные дела во всевозможных обстановках. Вследствие этого, довольно благотворно эти занятия сказываются на ребятах с особенностями в поведенческой и личной сферах. Изотерапия оказывает развивающее влияние на познавательную сферу психики ребенка сквозь сенсорное восприятие. Как раз с сенсорного, в том числе и тактильного восприятия наступает составление и становление мыслительных процессов
Существует множество техник изотерапии:
- пальцевая живопись;
- рисование мягкой бумагой;
- рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
- рисование на стекле;
- ниткография;
- рисование на манке;
- техника рисования листьями, палочками, камушками;
- техника отпечатывания ватой;
- техника «оттиск пробками»;
- рисование пластилином.
- рисование пальчиками;
- рисование ладошкой;
- оттиск печатками из картофеля;
- оттиск поролоном;
- оттиск смятой бумагой;
- восковые мелки (свеча) и акварель;
- монотипия предметная и пейзажная;
- цветной граттаж;
- кляксография обычная; кляксография с трубочкой; кляксография с ниточкой;
- набрызг;
- отпечатки листьев.
Свою работу арт-терапией я начинаю с младшего возраста. Это способствует более легкой адаптации ребенка к детскому саду, улучшает психологический фон. Ускоряет социальную адаптацию, реабилитирует детей.
Для самовыражения в младшем возрасте я использую техники:
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить. Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Для детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Ребенок снимает напряжение, сбрасывает отрицательные эмоции, развивает моторику рук, учится фантазировать, чувствовать цвета и их оттенки. Это позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности.
Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги. Второй вариант рисования в этой технике, когда изображение наносится на половину листа, затем лист сгибается пополам и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа, и на нем в зеркальном отражении отпечатывается изображение. Оно может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. При желании готовый отпечаток можно дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.
Все это не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет ребенку радость.
Акватушь проста, необычна и близка детям. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью. Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Каракули – это самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш. Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.
Арт-терапия , как средство взаимодействия детей и родителей.
Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Она стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Использование арт-терапии совместно «родитель-ребенок»- это воздействие на чувство привязанности посредством общение через рисунок. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей.. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Создаваемые детьми и родителями красочные картины символизируют совместный опыт выполнения работы.
Совместная работа способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению эмоционального отделения детей от родителей .
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов.
Для реализации профессии педагога требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх долга, оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и многое другое. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога
Причины возникновения синдрома:
• загруженность в течении рабочего дня;
• высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
• необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам.
Для того, чтобы помочь педагогу избежать профессионального выгорания у нас проводятся мастер классы, тренинги, консультации с использованием методов арт-терапии.
Практические результаты нашей работы.
Арт-терапия является многогранной методикой и играет большую роль в здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесбережение в нашем детском саду — это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
Разделим с нашими детьми то, что для них так значимо!
Источник