Обратные задачи (2 класс)
картотека по математике (2 класс) на тему
Умение составлять, находить и решать обратные задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obratnye_zadachi_1.docx | 14.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитай задачи, найди задачи, обратные данной. Раскрась их жёлтым цветом. Реши их ( запиши краткое условие, начерти схему, решение и ответ)
Мама помыла 5 чашек и 6 тарелок. Сколько всего предметов посуды помыла мама?
В коробке лежало несколько карандашей. Когда 4 карандаша забрали из коробки, то там осталось ещё 8. Сколько карандашей было в коробке сначала?
У Нади было 19 кнопок, а у Сары – на 10 кнопок меньше. Сколько кнопок у Сары?
У Леры было 11 открыток, а у Коли -8 открыток. На сколько больше открыток у Леры, чем у Коли?
Мама помыла 11 чашек и тарелок. Из них помыла 5 чашек. Сколько тарелок помыла мама?
Мама помыла 11 чашек и тарелок. Из них помыла 6 тарелок. Сколько чашек помыла мама?
Прочитай задачи, найди задачи, обратные данной. Раскрась их жёлтым цветом. Реши их ( запиши краткое условие, начерти схему, решение и ответ)
Мама помыла 5 чашек и 6 тарелок. Сколько всего предметов посуды помыла мама?
В коробке лежало несколько карандашей. Когда 4 карандаша забрали из коробки, то там осталось ещё 8. Сколько карандашей было в коробке сначала?
У Нади было 19 кнопок, а у Сары – на 10 кнопок меньше. Сколько кнопок у Сары?
У Леры было 11 открыток, а у Коли -8 открыток. На сколько больше открыток у Леры, чем у Коли?
Мама помыла 11 чашек и тарелок. Из них помыла 5 чашек. Сколько тарелок помыла мама?
Мама помыла 11 чашек и тарелок. Из них помыла 6 тарелок. Сколько чашек помыла мама?
Прочитай задачи, найди задачи, обратные данной. Раскрась их жёлтым цветом. Реши их ( запиши краткое условие, начерти схему, решение и ответ)
Мама помыла 5 чашек и 6 тарелок. Сколько всего предметов посуды помыла мама?
В коробке лежало несколько карандашей. Когда 4 карандаша забрали из коробки, то там осталось ещё 8. Сколько карандашей было в коробке сначала?
У Нади было 19 кнопок, а у Сары – на 10 кнопок меньше. Сколько кнопок у Сары?
У Леры было 11 открыток, а у Коли -8 открыток. На сколько больше открыток у Леры, чем у Коли?
Мама помыла 11 чашек и тарелок. Из них помыла 5 чашек. Сколько тарелок помыла мама?
Мама помыла 11 чашек и тарелок. Из них помыла 6 тарелок. Сколько чашек помыла мама?
Источник
Конспект урока по математике 2 класс на тему » Задачи, обратные данной».
Конспект урока по математике 2 класс.
Тема урока: «Задачи, обратные данной».
Тип урока: изучение нового.
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «обратные задачи», установлению связи между прямой и обратной задачей.
Предметные результаты:
· Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
· Уметь использовать в речи термин «обратная» задача.
· Знать структуру задачи.
· Уметь решать задачи в одно действие.
· Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
· Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
· Уметь выполнять вычисления изученных видов.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД:
— Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД:
— Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные:
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно — познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
Для учителя: конспект урока, учебник, карточки для индивидуальной работы у доски.
Для учащихся: «Светофорчик», учебник, рабочая тетрадь, индивидуальный раздаточный материал (схемы для составления кратких записей к задачам, оценочные листы).
I . Организационный момент. Психологический настрой.
Стихотворение «Урок математики»
Когда на математике я вижу море рук,
Мне кажется, что в класс пришли
Все доктора наук.
Решат задания правильно,
Все будет без проблем,
И в нашем школьном здании
Приятно будет всем.
Задачки все решаются,
И дети улыбаются,
Хоть осень за окном.
А мячики, скакалочки,
Оставим на потом!
Девиз урока: Главное – внимание!
— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным!
— С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов на парте.
— Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.
Даст нам понять,
И что должны знать.
— Ну, что — вперед за знаниями!
II . Актуализация опорных знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
В руки в ручки мы берём,
Числа мы писать начнём…
-Рассмотрите числа, записанные на доске:
– Как связаны между собой записанные вами числа?
-Как называются числа при сложении?
-Какое свойство лучше применить при сложении?
Внимание, девочка! Внимание, мальчики!
Устно мы теперь считаем, Навык счёта развиваем.
Приготовьте наши ручки Разомните пальчики
Сегодня новые задачи будем решать
Кто хочет получить отметку «5»?
Тогда устный счет пора начинать
1. Работа с числами
Сейчас послушайте внимательно задачу:
Лебеди у нас в пруду
Я поближе подойду
9 черных, белых – 5
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей
Сколько будет лебедей? (14)
– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)
— Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). СЛАЙД
III. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока)
— Как вы думаете, зачем мы выполняли эти задания? (повторили связь компонентов при сложении, вспомнили части задачи)
Посмотрите, кто сегодня снова к нам прилетел? Мудрая Сова.
Что- то она сегодня невеселая (у Совы в руках листочек со словом «Задача»). Она грустит, потому что потеряла слово из названия темы урока.
-Почему она сегодня рассеянная, когда такое бывает? Я думаю, что вы вовремя ложитесь спать…
Ребята, давай те поможем , сами узнаем, что это за слово.
— Посмотрите на числа и расположите их в порядке возрастания. Каждому числу соответствует буква. Какое слово получилось? (Обратные).
— Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать задачи).
Тема урока: Обратные задачи.(на доске)
— А обратные задачи, это какие?
— Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения).
— Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему, т.е. самостоятельно сделаем открытие.
Какие цели вы поставите на урок? Главная цель?
Цель: провести исследование задач, выявить сходства, отличия, дать определение этим задачам . КАРТОЧКУ НА ДОСКУ
Давайте распланируем нашу работу: что – сначала, а что потом.
1. Исследовать новое.
2. Сделать открытие.
Гимнастика для глаз.
— Сейчас мы изобразим глазками цифру,указывающую на ваш возраст, цифру, напоминающую букву з, ..сегодняшнее число.
Приступим к решению задач.
IV . Изучение нового материала.
– Сейчас мы поработаем в роли исследователей.
Прочитайте задачи 1 (с. 26)
— Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говорится в задачах? В чём отличие?
Задачи на карточках у детей, схемы краткой записи для заполнения учащимися.
Работаем над 1 задачей. Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? , не знаем, сколько всего рублей?
— Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.
Блокнот — 6 р.>?
Проверка и чтение задачи по краткой записи.
Решите задачу № 1.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.
— Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче?
— Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё?
Запишите кратко условие.
Блокнот — 6 р.>10 р.
Карандаш- ? р
Решите задачу № 2.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.
— Что вы можете сказать о решениях этих задач?
— Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие?
— Что надо узнать? Запишите задачу кратко.
Блокнот — ? р.>10 р.
Решите задачу № 3.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.
— Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
— Что одинаково? (Данные, числа.)
— Чем отличаются?
— Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями: 1) + 2) — 3) — )
— Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
— Конечно, это обратные задачи.
— В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи),а можно их оформить в виде схематического рисунка.
— Кто может поделиться с Математиком, как понял, что такое обратная задача? ( Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой ).
— Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
— Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).
— Проверили мы наши предположения? Сова говорит, что вы молодцы.
V. Физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Дети выполняют движения по тексту.
VI. Работа по теме урока (первичное закрепление знаний).
— Откройте учебник на стр. 26, № 2.
— Откройте тетрадь и запишите «Задача 2.»
— Прочитайте задачу. Запишите кратко на листах со схемами.
Л. — 3 р.
? р.
Ок. — 4 р.
— Решение и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик работает у доски.
Читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. Оценочный лист.
— Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух.
Дети сигнализируют смайликами.
VI I . Работа по теме урока (первичное закрепление знаний).
— Откройте учебник на стр. 26, № 2.
— Откройте тетрадь и запишите «Задача 2.»
— Прочитайте задачу. Запишите кратко на листах со схемами.
Л. — 3 р.
? р.
Ок. — 4 р.
— Решение и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. Оценочный лист.
— Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух. Дети сигнализируют смайликами.
1 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал лещей?
2 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал окуней? Фронтальная проверка.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. СЛАЙД
— Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал на парте.
— Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
— С какой целью выполняли это упражнение из учебника? ( Закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).
VII I . Домашнее задание.
№ 3, 4 с. 26 ,5-устно по желанию.
IX . Итог урока
— Какая цель стояла в начале урока?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие задачи называются обратными?
— Кто испытывал трудности при работе?
— Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?
X. Рефлексия учебной деятельности.
Какие качества ученика вам помогали в работе?
Оцените свое отношение к результатам урока.
Вы довольны результатами? Работой на уроке?
Какое у вас настроение?
Оцените свою работу на уроке при помощи полосок.
Мы сегодня с вами хорошо поработали. Я вас благодарю: мне было с вами очень интересно!
Источник
Конспект урока по математике для 2 класса на тему «Обратные задачи»
Тема: Обратные задачи.
Цели урока: Образовательные:
познакомить с понятием «обратные задачи»; совершенствовать вычислительные навыки, умения преобразовывать величины и выполнять задания геометрического характера; формирование умения составлять задачи обратные данной.
Развивающие:
Регулятивные: развитие умения формулировать учебную задачу урока на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозирование и контроль собственной деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости внесение корректировки; развитие умения осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации, структурирование знаний; создание алгоритма деятельности; Развитие умения анализировать объекты, сравнивать их; умение строить логическую цепочку рассуждений и установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные: умение слушать, слышать , понимать партнеров; уважение в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Воспитательные: воспитывать активность, внимание, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: учебник «Математика. 2 класс» ч.1. (авт. М. И. Моро, М. А. Бантова и др.).
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.
Регулятивные: контроль своих действий.
Три футбольные команды участвуют в игре. Каждая команда проводит по одной игре с двумя другими. Сколько игр должно быть сыграно? (3.)
(На доске рисунок.)
— Сколько на рисунке треугольников? (8.)
3.Индивидуальная работа по карточкам.
(Карточки получают уч-ся, допустившие аналогичные ошибки в контрольной работе.)
Карточка 1 (именованные числа)
Сравни величины. Поставь знаки >,
100 см 1 м 1 дм 90 мм
20 мм 12 99 см 9 см 9 мм
1 м 8 дм 2 см 22 мм
1 руб 30 к 13 коп 31 коп
Карточка 2 (разрядные слагаемые)
Вставь пропущенные числа.
49 – 40 + 1 = 95 — □ = 5
32 – 2 – 20 = □ + □ =79
Карточка 3 (решение задач)
Запиши задачу кратко и реши.
Лена купила ластик и блокнот. Блокнот стоит 32 руб., а ластик на 30 руб.дешевле. Сколько стоит вся покупка?
Слушают учителя; решают устно задачи, ищут количество треугольников на рисунке. Выполняют самостоятельно задания на карточках.
Считают устно, выполняют арифметические действия сложения и вычитания.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, порядок возрастания; владеют различными приемами устного счета.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
3.Сообщение темы и целей учебной деятельности.
Сегодня к нам на урок пришел Математик. Он спешит познакомить нас с новой темой. Только что-то он невеселый. Может быть, что-нибудь случилось?
Оказывается, Математик так спешил к нам, что потерял одно слово из названия темы урока. Но второе слово осталось. Может быть, мы догадаемся, какое слово потеряно, и поможем Математику?
(Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задача».)
— Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи.)
— Но мы ведь умеем решать задачи, почему же тогда пришел Математик? (Значит, сегодня мы узнаем о задачах что-то новое, познакомимся с новым видом задач.)
Математик говорит, что вы правы. Итак, мы продолжаем решать задачи.
(Задачи записаны на доске.)
Блокнот стоит 5 руб., линейка – 4 руб. Сколько стоят вместе блокнот и линейка?
Блокнот и линейка стоят 9 руб. Блокнот стоит 5 руб. Сколько стоит линейка?
Блокнот и линейка стоят 9 руб. Линейка стоит 4 руб. Сколько стоит блокнот?
— Прочитайте первую задачу. Что известно в задаче?
— Что нужно узнать?
— Составьте краткую запись.
— Запишите решение задачи. (5 + 4 = 9 (руб.).)
— Прочитайте вторую задачу.
— Чем эта задача похожа на предыдущую и чем отличается от нее?
— Составьте краткую запись задачи.
— запишите решение задачи. (9 – 5 = 4 (руб.).)
— Что вы можете сказать о решениях этих задач?
— Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие?
— Составьте краткую запись.
— Запишите решение задачи. (9 – 4 = 5 (руб.).)
— Внимательно посмотрите на условия этих трех задач? Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
— Что одинаково? (Данные, числа.)
— Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.)
— Чем отличаются? (Действиями. Первую задачу решали сложением, вторую и третью – вычитанием.)
— Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные.)
— Как называется тема нашего урока? (Обратные задачи.)
Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
Регулятивные: под руководством учителя формируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнера по диалогу; умеют доносить свои мысли до участников данного образовательного процесса.
Личностные: учащиеся понимают значение знаний для человека и принимают его; также умеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
4.Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
— Прочитайте первую задачу.
— Ответьте на вопрос задачи. (Блокнот и карандаш стоили 10 руб.)
— Как вы узнали? (6+4=10 (руб.).)
— Прочитайте следующую задачу. Известно ли, сколько стоила вся покупка? (Да. 10 руб.)
— Что сейчас неизвестно в задаче? (Сколько стоил карандаш.)
— Как узнать? (10-6=4 (руб.).)
— Кто догадался, что будет неизвестно в следующей задаче? (Сколько стоил блокнот.)
— Прочитайте задачу. Правильно ли вы предположили?
— Как узнать, сколько стоил блокнот? (10-4 =6 (руб.).)
— Как называется вторая и третья задачи?
— Прочитайте задачу. Запишите ее кратко.
(Можно также выполнить рисунок или схематический чертеж.)
— Решите задачу самостоятельно.
— устно составьте обратные задачи.
— Решите обратные задачи.
(Вариант 1 решает задачу с вопросом «Сколько Володя поймал лещей?», вариант 2 – с вопросом «Сколько Володя поймал окуней?».)
— Какие задачи мы составили? (Обратные.)
— Какие задачи называются обратными?
— Решите задачу самостоятельно.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, соотносят условие с данным числовым выражением; задают вопрос, соответствующий условию задачи и выражению, являющемуся ее решением; доказывают, почему данный текст является задачей, соотносят текст задачи с данными схемами, выбирают схему, соответствующую условию; обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос; осуществляют самопроверку.
Действуют по алгоритму прикидки:
1)Сделайте прикидку ответа.
3)Проверь результат с прикидкой ответа.
4)Если необходимо сделай проверку.
Регулятивные: планируют и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; аргументируют выбор знаков действия.
Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявление самостоятельности.
— Что нужно сделать сначала? (Перевести 5 см в мм.)
— Переведите. (5 см = 50 мм.)
— Какие слова подсказывают, какое действие нужно выбрать для решения задачи? (Меньше на …)
Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы; выделяют условие, вопросы; называют данные и искомое числа; доказывают, что задача является составной; составляют краткую запись; обосновывают выбор знаков действия для решения задачи.
Регулятивные: планируют и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; аргументируют выбор знаков действия.
Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявление самостоятельности
— Что нового узнали на уроке? Всё ли вам было понятно?
— Что вызвало затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?
— Кто доволен своей работой на уроке?
Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщение.
Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают.
Источник