Арбитраж как способ урегулирования конфликтов

Формы разрешения конфликтов: переговоры; посредничество; арбитраж

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы разрешения конфликтов

Формы разрешения конфликтов – это стратегии выхода из конфликта, то есть основные направления деятельности оппонента по разрешению того или иного вида конфликта.

Нередко конфликты не могут быть разрешены самими участниками. В этом случае необходима помощь третьего лица, третьей стороны, которая занимает нейтральную позицию по отношению к конфликтующим и способна принять объективное решение, устраивающее всех участников конфликта.

Образ третий страны является широким и собирательным, отсутствуют единые признаки, характеризующие третью сторону, так как она может быть представлена различными лицами, имеющими разные цели. Тем не менее, можно выделить три основные формы участия третий стороны в сфере урегулирования конфликтов:

  • арбитраж;
  • посредничество;
  • переговоры.

Арбитраж как способ урегулирования конфликта

Арбитраж является технологией разрешении конфликта и характеризуется отсутствием четко прописанных норм, регулирующих процесс обсуждения конфликта. Кроме того, арбитраж характеризуется следующими признаками:

  • третья сторона имеет право выбора;
  • правом выбора также обладают участники конфликта;
  • решение арбитража обязательно;
  • решение арбитража выносится третьей стороной.

Арбитраж является одной из самых распространённых технологий разрешения современных конфликтов. Его суть заключается в том, что стороны могут выбрать себе одно или несколько третьих лиц, которые осуществляют урегулирование конфликта. При этом стороны обязаны подчиниться третьему лицу. Выделяют несколько видов арбитража:

  • обязывающий – решение арбитра имеет окончательную и обязательную силу;
  • ограниченный – устанавливается риск поражения, а также приделы уступок до начала арбитражного разбирательства;
  • посреднический – стороны договариваются по отдельным моментам конфликта, оставшиеся моменты, которые они не смогли разрешить, передаются арбитражу;
  • рекомендательный – решение не носит обязательного характера, поэтому его могут либо принять его, либо отвергнуть.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Способы разрешения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Посредничество и переговоры

Посредничество и переговоры являются особой формой участия третьей стороны в разрешении конфликтов. Основная цель посредника или переговорщика – оказание содействия процессу переговоров, улаживание конфликта. Именно с помощью посредника стороны способны прийти к конструктивному решению, определить выбор окончательной позиции, а также найти наиболее выгодный способ разрешения конфликта. Однако необходимо учитывать, что ответственность за окончательное решение лежит именно на сторонах конфликта, а не на третьей стороне.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что именно переговоры ориентированы на использование посреднического подхода в разрешении конфликта. В данном случае допускается вмешательство в конфликт со стороны третьего лица.

Подобное вмешательство целесообразно в следующих случаях:

  • Оппоненты не могут найти точки соприкосновения.
  • Общение сторон осложнено или затруднено, прекращено, и только вмешательства третьей стороны может способствовать изменению данной ситуации.
  • Конфликтующие стороны желают сохранить или продолжить взаимоотношения.
  • Участники конфликта заинтересованы в контроле за принимаемыми решениями, однако нуждаются в услугах посредника.
  • Конфликтующие лица желают сохранить лицо и завершить конфликт максимально оптимальным способом, так, чтобы это не выглядело как поражение одной из сторон.
  • Стороны желают преодолеть разногласия, а также сохранить конфиденциальность конфликта.

Во всех перечисленных случаях стороны прибегают к помощи третьего лица, который должен обладать определённой компетентностью. Компетентность в конфликтологии предполагает, прежде всего, умение разрешать конфликты, анализировать конфликтные ситуации, а также владеть навыками посреднической деятельности. Недостаточная компетентность в данной области может привести к нарастанию конфликта между сторонами.

Посредничество отличается от арбитража в том, что стороны самостоятельны в разрешении конфликта и самостоятельно принимают решение, приемлемое для них. К задачам переговорщика относится лишь организация переговорного процесса, поддержание конструктивного характера переговоров, а также способствование принятию оптимального решения. Посредник также является беспристрастным, то есть должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон. Однако некоторые ученые-конфликтологи считают, что посредники все-таки являются заинтересованными лицами, ведь, как минимум, они заинтересованы в успешном разрешении конфликта, иначе они не получат за это установленную денежную компенсацию.

Читайте также:  Способ магистралей с поперечниками при нивелирных съемках применяют

Однако, как показывает опыт отечественной и мировой практики, роль посредника нередко оказывает непосредственное влияние на разрешении конфликта. Так, именно посредник сыграл важнейшую роль в мирном урегулировании югославского конфликта в 1999-м году. Им стал президент Финляндии Мартти Ахтисаари.

Третья сторона также должна обладать авторитетом. Привлечение авторитетных третьих лиц нередко играет позитивную роль в разрешении конфликта. Например, участие представителей католической церкви в разрешении конфликтов в ряде случаев дает положительные результаты, что объясняется сильным авторитетом и влиянием церкви в католических странах. Посредник также должен обладать авторитетом, достаточно сильным в глазах конфликтующих сторон.

Посредник не только определяет стороны конфликта, продолжительность переговоров, а также устанавливает их правила, выбирает место встречи сторон, определяет повестку дня, формирует рабочую атмосферу на переговорах. Во многом, именно факт присутствия посредника способен удержать стороны от крайних мер, например, от применения насилия в отношении оппонента.

Таким образом, посредник совершает следующие действия при проведении переговоров:

  • Изучает конфликтную ситуацию, разногласия между странами, оценивает предложения;
  • Находят общие стороны в требованиях и интересах сторон, в результате чего разрабатывает концепцию возможного сотрудничества;
  • Устанавливает интересы, которые не пересекаются, вследствие чего увеличивает переговорное пространство, в рамках которого может быть найдено оптимальное решение для сторон;
  • Помогает оппонентам выбрать объективные критерии для оценки разработанных вариантов разрешения конфликта.

Источник

Посредничество с элементами арбитража

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие посредничества с элементами арбитража

Арбитраж – это форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликтов.

Далеко не всегда конфликты могут быть разрешены соперничающими сторонами в полном объеме. В этом случае стороны прибегают к помощи посредников. Одним из таких посредников является арбитраж, который помогает сторонам разрешить возникшие конфликты.

Данная технология характеризуется отсутствием строгих норм, которые регулируют арбитражную деятельность. Стороны вольны сами выбрать третьего участника конфликта, который поможет им принять окончательное решение и оформить его надлежащим образом.

Арбитраж также характеризуется обязательностью решений, вынесенных третьей стороной. Его суть заключается в том, что стороны выбирают одно или несколько независимых лиц, решению которых они должны подчиниться. Можно выделить следующие виды арбитража:

  • Обязывающий – решение арбитров имеет обязательную для сторон силу.
  • Ограниченный – стороны устанавливают границы, в приделах которых арбитраж может принять решение.
  • Посреднический – это смешанное урегулирование конфликта, в котором присутствуют и посредник, и арбитраж. В частности, стороны договариваются, что те моменты, которые не будут урегулированы посредником, будут урегулированы арбитражем. В таком случае решение арбитража будет обязательным для сторон конфликта.
  • Рекомендательный – решение арбитража носит диспозитивный, рекомендательный характер, стороны не обязаны его выполнять, то есть могут либо принять обозначенный вариант, либо его отвергнуть.

Арбитраж представляет собой рассмотрение спора негосударственными арбитрами, в качестве которых могут выступать как физические лица, так и комитеты, должностные лица, в состав которых входят представители конфликтующих сторон, а также независимый председательствующий. Арбитражное разбирательство по затратам намного дешевле, чем судебное разбирательство по аналогичному вопросу. Кроме того, стороны вольны самостоятельно определять процедуру арбитража, направлять ее в определенное русло. Решение арбитражного суда носит обязательный и окончательный характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Переход от переговоров к арбитражу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Арбитраж как способ урегулирования конфликта между странами

Решение, которое принимается арбитражем, может носить различный характер. Так, выделяется арбитражное производство с обязательным и необязательным решением:

  • С необязательным решением – решение арбитража носит консультативный характер, при этом стороны заранее договариваются о данном моменте и об использовании рекомендательного решения при разрешении возникшего спора.
  • С окончательным решением – решение арбитража является обязательным. Стороны должны предоставить арбитру самые лучшие предложения по урегулированию конфликта, какие у них есть. В отличие от обычного арбитража, в данной ситуации арбитр вправе выбрать наиболее оптимальное решение, которое, по его мнению, которое способно разрешить конфликт. Решение арбитража носит обязательный характер. Целью обязательного арбитража является создание для сторон такой ситуации, в которой они должны найти оптимальный выход из возникшей проблемы самостоятельно, без вмешательства государственных органов. Данный вид арбитража приводит к наиболее значительным уступкам, даже если арбитраж не станет для них обязательным решением.

Существуют определенные алгоритмы арбитражной процедуры, которые содержат следующие положения (этапы):

  1. Беседа арбитра с участниками конфликта. Подобная беседа возможна как по инициативе арбитра, так и по инициативе одной из сторон.
  2. Беседа с другим участником конфликта, если необходимо собрать дополнительную информацию.
  3. Анализ конфликтной ситуации, проблем, которые имеются между сторонами, установление истины и выработка арбитражного решения.
  4. Встреча со сторонами для оглашения им решения.
Читайте также:  Сравнительно честный способ отъема денег цитата

Некоторые люди полагают, что при арбитраже арбитр, также как и судья в суде, устанавливает вину одной из сторон и ее неправоту, а также правоту другой стороны. Однако на самом деле процедура арбитража намного глубже, она не только затрагивает предмет конфликта, но и воздействует на стороны с целью принятия ими взаимовыгодного решения.

Арбитраж как модель управления конфликтом

Арбитраж является одной из моделей управления конфликтом. Он имеет как преимущества, так и негативные стороны.

Преимущества арбитража заключаются в следующем:

  • Возможность принять быстрое решение, не затягивать процедуру.
  • Арбитр принимает наиболее выгодное решение из предложенных сторонами, что заставляет стороны разрабатывать и анализировать большое количество оптимальных для них решений.

Недостатки арбитража следующие:

  • Арбитр, прежде чем принять решение, должен детально разобраться в возникшей проблеме, что является достаточно сложной задачей.
  • Если арбитр принимает решение в пользу одной стороны, он наносит ущерб другой стороне, а также их взаимоотношениям.
  • Решение может носить спорный характер, а потому одна из сторон может быть недовольна им.
  • Ответственность за исполнение решения возлагается на участников. При этом арбитр не оказывают им содействие.

Применение арбитража необходимо в следующих случаях:

  • Арбитр компетентен в том вопросе, по которому к нему обращаются стороны, являющиеся участниками конфликта.
  • У сторон имеется дефицит времени, высокие риски, а также высокая ответственность.
  • Стороны по каким-либо причинам не могут провести переговоры друг с другом.

Решение конфликтов возможно также с помощью арбитражного суда, который выступает специфическим органом судебной системы. Целью арбитражного суда является разрешение возникшего конфликта. Как правило, арбитражные суды действуют в рамках гражданского или административного судопроизводства, но, к сожалению, пока не нашли нормативного закрепления в действующем Административно-процессуальном кодексе РФ. После объединения Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным Судом, правовой статус арбитражных судов является весьма спорным.

Источник

Арбитражные споры в России

Стороной спора обязательно выступает организация, предприниматель или государственные органы (например, спор с УФАС России по городу Москве). Физические лица могут быть участниками арбитражных разбирательств только в специфических делах, например, если спор возник из владения акциями коммерческой организации; банкротство гражданина, также рассматривают арбитражные суды. В арбитражном суде не рассматриваются семейные или трудовые споры, задача арбитражного суда – разрешать конфликтные ситуации, связанные с предпринимательской деятельностью.

Что такое арбитражные споры

Спор, связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью – это арбитражный спор.

Основные критерии подведомственности, перечисленных в Арбитражно-процессуальном кодексе (АПК):

  1. характер дела (спор возникает из предпринимательских отношений),
  2. состав участников (стороны – либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели).

Арбитражный суд не может рассматривать дело, возникшее не из экономической деятельности (из трудовых, семейных, жилищных и других правоотношений).

Например, арбитражный суд не может рассматривать заявление индивидуального предпринимателя или юридического лица об оспаривании постановления о привлечении его к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, даже если его предпринимательская деятельность и связана с управлением транспортным средством при перевозке грузов.

Какие есть способы решения арбитражных споров

Разрешение конфликтов предпринимателей осуществляется двумя путями.

Первыйдосудебный. Когда стороны самостоятельно принимают компромиссное решение без обращения в суд.

Второй – собственно, судебный. Перед подачей иска обязательно досудебное урегулирование. Сторона, намеревающаяся инициировать спор, направляет оппоненту письменную претензию. Если ответа не последовало, или оппонент отказался удовлетворять претензию, можно обращаться в суд.

В каком-то смысле суд выступает третьей стороной, которая вынесет окончательное решение по ситуации. Помощь адвоката при наличии признаков арбитражного спора полезна, так как он, адвокат, является независимой стороной, и шансы на урегулирование конфликта до суда возрастают.

Конфликтующим сторонам в большинстве случаев не удается самостоятельно решить спор, поскольку каждый участник желает извлечь максимальную выгоду. Тогда рассмотрение спора в арбитражном суде – единственный способ решения конфликта.

Из-за чего чаще всего обращаются в арбитражный суд?

Арбитражные споры обусловлены: (а) убежденностью стороны спора в нарушении или ущемлении её прав; (б) невозможностью договориться с контрагентом; (в) отказом виновной стороны компенсировать нанесенный ущерб, убытки или оплатить неустойку.

В арбитражный суд обращаются:

  • когда сторона договора нарушает условия выполнения обязательств, в том числе несоблюдение сроков оплаты или поставки товара (оказания услуг или выполнения работ);
  • для защиты деловой репутации юридического лица;
  • с целью оспорить право собственности на объекты недвижимости;
  • по делам о банкротстве юридических и физических лиц;
  • для взыскания долгов, компенсаций, неустоек, убытков;
  • чтобы оспорить решения государственных органов.
Читайте также:  Пимафукорт для мужчин от молочницы способ применения

Какие дела рассматриваются арбитражным судом?

К исключительной компетенции арбитражных судов относятся:

  • дела о несостоятельности (банкротстве);
  • дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в коммерческой компании (корпоративные споры);
  • дела по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.

Также учитывая характер спора и субъектный состав, в арбитражном суде разрешаются:

  • Договорные споры. Возникают, если стороны нарушают взятые на себя обязательства по коммерческим договорам.
  • Споры с налоговой инспекцией. Обжалование нормативных актов, доначислений налогов и взысканий административного характера, возврата переплаченных налогов. Это сложные дела, требующие квалифицированного советника.
  • Административныеспоры. При ведении бизнеса предприниматели часто контактируют с органами власти и чиновниками. В случае, если государственный орган действует неправомерно, предприниматели вынуждены обращаться в суд.
  • Жалобы нарезультатыторговиаукционов. Участники конкурентных процедур просят признать их итоги недействительными из-за нарушения процедуры проведения или нарушения антимонопольного законодательства.

Как осуществляется арбитражное урегулирование споров?

Закон устанавливает порядок урегулирования арбитражных споров. Согласно части 5 статьи 4 АПК необходимо направить претензию ответчику – это попытка досудебного урегулирования. Если договоренности так и не достигнуты, инициатор претензии направляет исковое заявление в суд. Арбитражное производство в суде первой инстанции состоит из следующих этапов:

  1. Принятие искового заявления к производству;
  2. Предварительное судебное заседание – суд проверяет готовность дела к основному разбирательству, стороны спора знакомятся с правовыми позициями друг друга;
  3. Рассмотрение спора по существу;
  4. Вынесение решения.

Решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты изготовления в полном объеме, если проигравшая сторона не согласна с ним, то может не позднее 30 дней обжаловать его в апелляционном порядке. После рассмотрения апелляционной жалобы решение сразу вступает в силу. Далее можно обжаловать уже вступивший в силу акт в кассационном порядке.

Как происходит досудебное урегулирование спора в арбитражном процессе?

Досудебное урегулирование споров является обязательным. Претензия должна содержать те требования, на которых истец будет настаивать в суде. Так закон дает предпринимателям возможность избежать судебного разбирательства и дополнительных расходов на него (госпошлина, гонорар представителя, а в случае необходимости – экспертиза). Если по истечении 30 дней с момента направления претензии (если другой срок не установлен договором) не удалось достигнуть компромисса, истец получает право на обращение в суд. При игнорировании требований закона о досудебном урегулировании иск будет возвращен или оставлен без рассмотрения. При разбирательствах по банкротству или корпоративным спорам направление претензии не является обязательным.

Составление претензии осуществляется письменно с указанием конкретных требований к ответчику. Если дело попадет в суд, будет проверяться факт отправки и содержание претензии. Сам иск должен дублировать требования, описанные в претензии. Также в тексте претензии должны быть указаны документы, на которых истец основывает свои требования.

Способ направления претензии может быть: (а) лично в руки представителя контрагента с отметкой о получении, (б) ценным письмом с описью вложения, (в) иным способом, в котором будет зафиксирован факт доставки претензии адресату.

В случае если контрагент соглашается выполнить предъявленные к нему требования, но позже, сторонам рекомендуется оформить дополнительным соглашением достигнутые договоренности. А при наличии возможности контрагент выполняет требования, описанные в претензии в течение 30 дней.

Порядок принятия решения арбитражным судом?

Судом принимается решение на основе предоставленных сторонами спора доказательств. Поэтому важно подкреплять претензии и требования письменными доказательствами: договорыами, подтверждающими обязательства одной из сторон, а также документами, подтверждающими нарушение этих обязательств. В случаях, если спор касается качества проделанной работы, например, стройка, то не обойтись без соответствующей экспертизы. Отсутствие доказательств, ошибки в их оформлении снижают шансы на удовлетворение исковых требований. Поэтому необходима поддержка адвоката по арбитражным делам, который до обращения в суд оценит вашу доказательственную базу на предмет соответствия вашим задачам, а также представит ваши интересы в суде. На принятие решения влияет также поведение истца на судебных заседаниях. Негативные последствия, в том числе проигрыш дела может быть связан с попытками истца намеренно затягивать судебный процесс, неспособностью убедительно выступать в суде, неправильно составленными документами, отсутствия или неправильного оформления доказательств. И, наоборот, профессиональная подготовка документов и поддержка адвокатом по арбитражным делам существенно влияют на возможность победы в споре.

Источник

Оцените статью
Разные способы