Арбитраж как способ разрешения конфликта пример

Содержание
  1. Формы разрешения конфликтов: переговоры; посредничество; арбитраж
  2. Формы разрешения конфликтов
  3. Арбитраж как способ урегулирования конфликта
  4. Готовые работы на аналогичную тему
  5. Посредничество и переговоры
  6. Посредничество с элементами арбитража
  7. Понятие посредничества с элементами арбитража
  8. Готовые работы на аналогичную тему
  9. Арбитраж как способ урегулирования конфликта между странами
  10. Арбитраж как модель управления конфликтом
  11. Как управлять конфликтами и разрешать их
  12. Чем полезен конфликт
  13. Разрешение противоречий
  14. Глубина отношений
  15. Ясность
  16. Поддержка
  17. Как вести себя во время конфликта
  18. Сотрудничество
  19. Компромисс
  20. Уклонение
  21. Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
  22. Приспособление
  23. Этот стиль эффективен в двух случаях:
  24. Правила разрешения любого конфликта
  25. Техники разрешения конфликта
  26. Я-высказывание
  27. Постепенное снижение напряжённости
  28. Посредник

Формы разрешения конфликтов: переговоры; посредничество; арбитраж

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы разрешения конфликтов

Формы разрешения конфликтов – это стратегии выхода из конфликта, то есть основные направления деятельности оппонента по разрешению того или иного вида конфликта.

Нередко конфликты не могут быть разрешены самими участниками. В этом случае необходима помощь третьего лица, третьей стороны, которая занимает нейтральную позицию по отношению к конфликтующим и способна принять объективное решение, устраивающее всех участников конфликта.

Образ третий страны является широким и собирательным, отсутствуют единые признаки, характеризующие третью сторону, так как она может быть представлена различными лицами, имеющими разные цели. Тем не менее, можно выделить три основные формы участия третий стороны в сфере урегулирования конфликтов:

  • арбитраж;
  • посредничество;
  • переговоры.

Арбитраж как способ урегулирования конфликта

Арбитраж является технологией разрешении конфликта и характеризуется отсутствием четко прописанных норм, регулирующих процесс обсуждения конфликта. Кроме того, арбитраж характеризуется следующими признаками:

  • третья сторона имеет право выбора;
  • правом выбора также обладают участники конфликта;
  • решение арбитража обязательно;
  • решение арбитража выносится третьей стороной.

Арбитраж является одной из самых распространённых технологий разрешения современных конфликтов. Его суть заключается в том, что стороны могут выбрать себе одно или несколько третьих лиц, которые осуществляют урегулирование конфликта. При этом стороны обязаны подчиниться третьему лицу. Выделяют несколько видов арбитража:

  • обязывающий – решение арбитра имеет окончательную и обязательную силу;
  • ограниченный – устанавливается риск поражения, а также приделы уступок до начала арбитражного разбирательства;
  • посреднический – стороны договариваются по отдельным моментам конфликта, оставшиеся моменты, которые они не смогли разрешить, передаются арбитражу;
  • рекомендательный – решение не носит обязательного характера, поэтому его могут либо принять его, либо отвергнуть.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Способы разрешения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Посредничество и переговоры

Посредничество и переговоры являются особой формой участия третьей стороны в разрешении конфликтов. Основная цель посредника или переговорщика – оказание содействия процессу переговоров, улаживание конфликта. Именно с помощью посредника стороны способны прийти к конструктивному решению, определить выбор окончательной позиции, а также найти наиболее выгодный способ разрешения конфликта. Однако необходимо учитывать, что ответственность за окончательное решение лежит именно на сторонах конфликта, а не на третьей стороне.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что именно переговоры ориентированы на использование посреднического подхода в разрешении конфликта. В данном случае допускается вмешательство в конфликт со стороны третьего лица.

Подобное вмешательство целесообразно в следующих случаях:

  • Оппоненты не могут найти точки соприкосновения.
  • Общение сторон осложнено или затруднено, прекращено, и только вмешательства третьей стороны может способствовать изменению данной ситуации.
  • Конфликтующие стороны желают сохранить или продолжить взаимоотношения.
  • Участники конфликта заинтересованы в контроле за принимаемыми решениями, однако нуждаются в услугах посредника.
  • Конфликтующие лица желают сохранить лицо и завершить конфликт максимально оптимальным способом, так, чтобы это не выглядело как поражение одной из сторон.
  • Стороны желают преодолеть разногласия, а также сохранить конфиденциальность конфликта.

Во всех перечисленных случаях стороны прибегают к помощи третьего лица, который должен обладать определённой компетентностью. Компетентность в конфликтологии предполагает, прежде всего, умение разрешать конфликты, анализировать конфликтные ситуации, а также владеть навыками посреднической деятельности. Недостаточная компетентность в данной области может привести к нарастанию конфликта между сторонами.

Посредничество отличается от арбитража в том, что стороны самостоятельны в разрешении конфликта и самостоятельно принимают решение, приемлемое для них. К задачам переговорщика относится лишь организация переговорного процесса, поддержание конструктивного характера переговоров, а также способствование принятию оптимального решения. Посредник также является беспристрастным, то есть должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон. Однако некоторые ученые-конфликтологи считают, что посредники все-таки являются заинтересованными лицами, ведь, как минимум, они заинтересованы в успешном разрешении конфликта, иначе они не получат за это установленную денежную компенсацию.

Читайте также:  Закрытие петель спицами ирландским способом

Однако, как показывает опыт отечественной и мировой практики, роль посредника нередко оказывает непосредственное влияние на разрешении конфликта. Так, именно посредник сыграл важнейшую роль в мирном урегулировании югославского конфликта в 1999-м году. Им стал президент Финляндии Мартти Ахтисаари.

Третья сторона также должна обладать авторитетом. Привлечение авторитетных третьих лиц нередко играет позитивную роль в разрешении конфликта. Например, участие представителей католической церкви в разрешении конфликтов в ряде случаев дает положительные результаты, что объясняется сильным авторитетом и влиянием церкви в католических странах. Посредник также должен обладать авторитетом, достаточно сильным в глазах конфликтующих сторон.

Посредник не только определяет стороны конфликта, продолжительность переговоров, а также устанавливает их правила, выбирает место встречи сторон, определяет повестку дня, формирует рабочую атмосферу на переговорах. Во многом, именно факт присутствия посредника способен удержать стороны от крайних мер, например, от применения насилия в отношении оппонента.

Таким образом, посредник совершает следующие действия при проведении переговоров:

  • Изучает конфликтную ситуацию, разногласия между странами, оценивает предложения;
  • Находят общие стороны в требованиях и интересах сторон, в результате чего разрабатывает концепцию возможного сотрудничества;
  • Устанавливает интересы, которые не пересекаются, вследствие чего увеличивает переговорное пространство, в рамках которого может быть найдено оптимальное решение для сторон;
  • Помогает оппонентам выбрать объективные критерии для оценки разработанных вариантов разрешения конфликта.

Источник

Посредничество с элементами арбитража

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие посредничества с элементами арбитража

Арбитраж – это форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликтов.

Далеко не всегда конфликты могут быть разрешены соперничающими сторонами в полном объеме. В этом случае стороны прибегают к помощи посредников. Одним из таких посредников является арбитраж, который помогает сторонам разрешить возникшие конфликты.

Данная технология характеризуется отсутствием строгих норм, которые регулируют арбитражную деятельность. Стороны вольны сами выбрать третьего участника конфликта, который поможет им принять окончательное решение и оформить его надлежащим образом.

Арбитраж также характеризуется обязательностью решений, вынесенных третьей стороной. Его суть заключается в том, что стороны выбирают одно или несколько независимых лиц, решению которых они должны подчиниться. Можно выделить следующие виды арбитража:

  • Обязывающий – решение арбитров имеет обязательную для сторон силу.
  • Ограниченный – стороны устанавливают границы, в приделах которых арбитраж может принять решение.
  • Посреднический – это смешанное урегулирование конфликта, в котором присутствуют и посредник, и арбитраж. В частности, стороны договариваются, что те моменты, которые не будут урегулированы посредником, будут урегулированы арбитражем. В таком случае решение арбитража будет обязательным для сторон конфликта.
  • Рекомендательный – решение арбитража носит диспозитивный, рекомендательный характер, стороны не обязаны его выполнять, то есть могут либо принять обозначенный вариант, либо его отвергнуть.

Арбитраж представляет собой рассмотрение спора негосударственными арбитрами, в качестве которых могут выступать как физические лица, так и комитеты, должностные лица, в состав которых входят представители конфликтующих сторон, а также независимый председательствующий. Арбитражное разбирательство по затратам намного дешевле, чем судебное разбирательство по аналогичному вопросу. Кроме того, стороны вольны самостоятельно определять процедуру арбитража, направлять ее в определенное русло. Решение арбитражного суда носит обязательный и окончательный характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Переход от переговоров к арбитражу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Арбитраж как способ урегулирования конфликта между странами

Решение, которое принимается арбитражем, может носить различный характер. Так, выделяется арбитражное производство с обязательным и необязательным решением:

  • С необязательным решением – решение арбитража носит консультативный характер, при этом стороны заранее договариваются о данном моменте и об использовании рекомендательного решения при разрешении возникшего спора.
  • С окончательным решением – решение арбитража является обязательным. Стороны должны предоставить арбитру самые лучшие предложения по урегулированию конфликта, какие у них есть. В отличие от обычного арбитража, в данной ситуации арбитр вправе выбрать наиболее оптимальное решение, которое, по его мнению, которое способно разрешить конфликт. Решение арбитража носит обязательный характер. Целью обязательного арбитража является создание для сторон такой ситуации, в которой они должны найти оптимальный выход из возникшей проблемы самостоятельно, без вмешательства государственных органов. Данный вид арбитража приводит к наиболее значительным уступкам, даже если арбитраж не станет для них обязательным решением.

Существуют определенные алгоритмы арбитражной процедуры, которые содержат следующие положения (этапы):

  1. Беседа арбитра с участниками конфликта. Подобная беседа возможна как по инициативе арбитра, так и по инициативе одной из сторон.
  2. Беседа с другим участником конфликта, если необходимо собрать дополнительную информацию.
  3. Анализ конфликтной ситуации, проблем, которые имеются между сторонами, установление истины и выработка арбитражного решения.
  4. Встреча со сторонами для оглашения им решения.
Читайте также:  Классификация конфет по способу формования

Некоторые люди полагают, что при арбитраже арбитр, также как и судья в суде, устанавливает вину одной из сторон и ее неправоту, а также правоту другой стороны. Однако на самом деле процедура арбитража намного глубже, она не только затрагивает предмет конфликта, но и воздействует на стороны с целью принятия ими взаимовыгодного решения.

Арбитраж как модель управления конфликтом

Арбитраж является одной из моделей управления конфликтом. Он имеет как преимущества, так и негативные стороны.

Преимущества арбитража заключаются в следующем:

  • Возможность принять быстрое решение, не затягивать процедуру.
  • Арбитр принимает наиболее выгодное решение из предложенных сторонами, что заставляет стороны разрабатывать и анализировать большое количество оптимальных для них решений.

Недостатки арбитража следующие:

  • Арбитр, прежде чем принять решение, должен детально разобраться в возникшей проблеме, что является достаточно сложной задачей.
  • Если арбитр принимает решение в пользу одной стороны, он наносит ущерб другой стороне, а также их взаимоотношениям.
  • Решение может носить спорный характер, а потому одна из сторон может быть недовольна им.
  • Ответственность за исполнение решения возлагается на участников. При этом арбитр не оказывают им содействие.

Применение арбитража необходимо в следующих случаях:

  • Арбитр компетентен в том вопросе, по которому к нему обращаются стороны, являющиеся участниками конфликта.
  • У сторон имеется дефицит времени, высокие риски, а также высокая ответственность.
  • Стороны по каким-либо причинам не могут провести переговоры друг с другом.

Решение конфликтов возможно также с помощью арбитражного суда, который выступает специфическим органом судебной системы. Целью арбитражного суда является разрешение возникшего конфликта. Как правило, арбитражные суды действуют в рамках гражданского или административного судопроизводства, но, к сожалению, пока не нашли нормативного закрепления в действующем Административно-процессуальном кодексе РФ. После объединения Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным Судом, правовой статус арбитражных судов является весьма спорным.

Источник

Как управлять конфликтами и разрешать их

Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие

Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.

Чем полезен конфликт

Разрешение противоречий

Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.

Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.

Глубина отношений

Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.

Ясность

Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.

Поддержка

Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.

Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.

Как вести себя во время конфликта

Сотрудничество

Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.

Читайте также:  Ясень семена способ распространения

Компромисс

В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.

Уклонение

Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.

Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:

🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.

Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.

😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.

Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.

Приспособление

Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.

Этот стиль эффективен в двух случаях:

😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.

Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.

😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.

Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.

В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.

Правила разрешения любого конфликта

Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»

За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.

  • Стремитесь к пониманию точки зрения другого
  • Признавайте свои ошибки, чтобы оппонент чувствовал: вы готовы сотрудничать
  • Сохраняйте спокойствие и помогите успокоиться другой стороне
  • Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личных качествах участников
  • Создайте атмосферу доверия через общение и обмен информацией
  • Проявляйте симпатию, выслушивайте с уважением мнение другой стороны

Техники разрешения конфликта

Я-высказывание

Состоит из трёх частей:

  1. Описание ситуации, которая вызывает негативные чувства. «Когда вы берёте мои вещи без разрешения…»
  2. Описание чувств, вызванных ситуацией. «…у меня возникает чувство, что со мной не считаются».
  3. Описание, чего бы вам хотелось. «Я бы хотел, чтобы вы всегда спрашивали разрешения».

Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.

Постепенное снижение напряжённости

Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.

Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.

Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.

Посредник

Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Оцените статью
Разные способы