Арбитраж это способ решения конфликта

Формы разрешения конфликтов: переговоры; посредничество; арбитраж

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы разрешения конфликтов

Формы разрешения конфликтов – это стратегии выхода из конфликта, то есть основные направления деятельности оппонента по разрешению того или иного вида конфликта.

Нередко конфликты не могут быть разрешены самими участниками. В этом случае необходима помощь третьего лица, третьей стороны, которая занимает нейтральную позицию по отношению к конфликтующим и способна принять объективное решение, устраивающее всех участников конфликта.

Образ третий страны является широким и собирательным, отсутствуют единые признаки, характеризующие третью сторону, так как она может быть представлена различными лицами, имеющими разные цели. Тем не менее, можно выделить три основные формы участия третий стороны в сфере урегулирования конфликтов:

  • арбитраж;
  • посредничество;
  • переговоры.

Арбитраж как способ урегулирования конфликта

Арбитраж является технологией разрешении конфликта и характеризуется отсутствием четко прописанных норм, регулирующих процесс обсуждения конфликта. Кроме того, арбитраж характеризуется следующими признаками:

  • третья сторона имеет право выбора;
  • правом выбора также обладают участники конфликта;
  • решение арбитража обязательно;
  • решение арбитража выносится третьей стороной.

Арбитраж является одной из самых распространённых технологий разрешения современных конфликтов. Его суть заключается в том, что стороны могут выбрать себе одно или несколько третьих лиц, которые осуществляют урегулирование конфликта. При этом стороны обязаны подчиниться третьему лицу. Выделяют несколько видов арбитража:

  • обязывающий – решение арбитра имеет окончательную и обязательную силу;
  • ограниченный – устанавливается риск поражения, а также приделы уступок до начала арбитражного разбирательства;
  • посреднический – стороны договариваются по отдельным моментам конфликта, оставшиеся моменты, которые они не смогли разрешить, передаются арбитражу;
  • рекомендательный – решение не носит обязательного характера, поэтому его могут либо принять его, либо отвергнуть.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Способы разрешения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Посредничество и переговоры

Посредничество и переговоры являются особой формой участия третьей стороны в разрешении конфликтов. Основная цель посредника или переговорщика – оказание содействия процессу переговоров, улаживание конфликта. Именно с помощью посредника стороны способны прийти к конструктивному решению, определить выбор окончательной позиции, а также найти наиболее выгодный способ разрешения конфликта. Однако необходимо учитывать, что ответственность за окончательное решение лежит именно на сторонах конфликта, а не на третьей стороне.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что именно переговоры ориентированы на использование посреднического подхода в разрешении конфликта. В данном случае допускается вмешательство в конфликт со стороны третьего лица.

Подобное вмешательство целесообразно в следующих случаях:

  • Оппоненты не могут найти точки соприкосновения.
  • Общение сторон осложнено или затруднено, прекращено, и только вмешательства третьей стороны может способствовать изменению данной ситуации.
  • Конфликтующие стороны желают сохранить или продолжить взаимоотношения.
  • Участники конфликта заинтересованы в контроле за принимаемыми решениями, однако нуждаются в услугах посредника.
  • Конфликтующие лица желают сохранить лицо и завершить конфликт максимально оптимальным способом, так, чтобы это не выглядело как поражение одной из сторон.
  • Стороны желают преодолеть разногласия, а также сохранить конфиденциальность конфликта.

Во всех перечисленных случаях стороны прибегают к помощи третьего лица, который должен обладать определённой компетентностью. Компетентность в конфликтологии предполагает, прежде всего, умение разрешать конфликты, анализировать конфликтные ситуации, а также владеть навыками посреднической деятельности. Недостаточная компетентность в данной области может привести к нарастанию конфликта между сторонами.

Посредничество отличается от арбитража в том, что стороны самостоятельны в разрешении конфликта и самостоятельно принимают решение, приемлемое для них. К задачам переговорщика относится лишь организация переговорного процесса, поддержание конструктивного характера переговоров, а также способствование принятию оптимального решения. Посредник также является беспристрастным, то есть должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон. Однако некоторые ученые-конфликтологи считают, что посредники все-таки являются заинтересованными лицами, ведь, как минимум, они заинтересованы в успешном разрешении конфликта, иначе они не получат за это установленную денежную компенсацию.

Однако, как показывает опыт отечественной и мировой практики, роль посредника нередко оказывает непосредственное влияние на разрешении конфликта. Так, именно посредник сыграл важнейшую роль в мирном урегулировании югославского конфликта в 1999-м году. Им стал президент Финляндии Мартти Ахтисаари.

Третья сторона также должна обладать авторитетом. Привлечение авторитетных третьих лиц нередко играет позитивную роль в разрешении конфликта. Например, участие представителей католической церкви в разрешении конфликтов в ряде случаев дает положительные результаты, что объясняется сильным авторитетом и влиянием церкви в католических странах. Посредник также должен обладать авторитетом, достаточно сильным в глазах конфликтующих сторон.

Читайте также:  Какие вы видите способы гармонизации межнациональных отношений

Посредник не только определяет стороны конфликта, продолжительность переговоров, а также устанавливает их правила, выбирает место встречи сторон, определяет повестку дня, формирует рабочую атмосферу на переговорах. Во многом, именно факт присутствия посредника способен удержать стороны от крайних мер, например, от применения насилия в отношении оппонента.

Таким образом, посредник совершает следующие действия при проведении переговоров:

  • Изучает конфликтную ситуацию, разногласия между странами, оценивает предложения;
  • Находят общие стороны в требованиях и интересах сторон, в результате чего разрабатывает концепцию возможного сотрудничества;
  • Устанавливает интересы, которые не пересекаются, вследствие чего увеличивает переговорное пространство, в рамках которого может быть найдено оптимальное решение для сторон;
  • Помогает оппонентам выбрать объективные критерии для оценки разработанных вариантов разрешения конфликта.

Источник

Арбитражные споры и их особенности

Услуга Стоимость
Консультация от 2000 рублей
Составление пакета документов для подачи иска в суд 5000-10000 рублей
Подготовка претензии, жалобы от 5000 рублей
Исковое заявление 7000 рублей
Апелляционная жалоба, кассационная жалоба, возражение на исковое заявление, отзыв на исковое заявление, отзыв на апелляционную жалобу, отзыв на кассационную жалобу, составление мирового соглашения от 5000 рублей
Разовое участие в любом судебном заседании от 5000 рублей
Ознакомление с материалами дела от 5000 рублей
Производство в арбитражном суде первой инстанции под ключ от 20000 рублей
Производство в арбитражном суде по пересмотру судебных актов арбитражных судов (апелляция, кассация, надзор). За одну инстанцию. от 15000 рублей
Исполнительное производство от 20000 рублей
Ведение дел в порядке упрощенного производства от 20000 рублей

В стоимость включены:

  • Консультация;
  • Экспертиза документов, оценка судебной перспективы;
  • Выработка правовой позиции;
  • Подготовка процессуальных документов (искового заявления, ходатайств, претензий, жалоб, ответов на них);
  • Участие во всех назначенных судебных заседаниях.

ВНИМАНИЕ! Сумма, потраченная вами на услуги юристов, будет возвращена вам проигравшей стороной в виде возмещения судебных издержек!

В случае с арбитражными спорами нужно понимать, что любой конфликт можно урегулировать двумя основными способами. Первый из них – досудебное разрешение арбитражных споров, когда стороны процесса находят компромиссный вариант без привлечения судебных инстанций. Если же договориться самостоятельно у участников конфликта не удалось, то остается только судебное разбирательство, в котором суд будет играть роль третьей незаинтересованной стороны, в обязанности которой будет возложено принятие окончательного решения.

Самым предпочтительным вариантом считают досудебное решение всех проблем. Все конфликтующие стороны садятся за стол переговоров и пытаются найти наиболее приемлемый вариант разрешения проблемной ситуации. Здесь не будет посредников, потому стороны смогут найти идеально компромиссный вариант самостоятельно.

Только, как показывает практика, чаще всего попытки договориться заканчиваются ничем, так как стороны процесса пытаются получить максимальную выгоду. В подобных ситуациях в дело вступают судебные инстанции. Однако перед этим нужно направить соответствующий иск.

Различают 3 основные причины для обращения в суд:

  1. Одна из сторон конфликта полагает, что ее права были нарушены.
  2. Попытки договориться мирным путем не приносят должного результата.
  3. Сторона, нарушившая условия предварительных договоренностей не признает свою вину и всяческими путями отказывается компенсировать ущерб.

По своей сути, арбитражный спор — это конфликтная ситуация, возникающая между компаниями, предприятиями, индивидуальными предпринимателями и прочими субъектами хозяйствования. Ввиду этого, самой частой причиной для последующего судебного разбирательства становятся экономические разногласия, связанные с определенными материальными ресурсами и деньгами.

Все проблемы экономического характера, возникающие между субъектами хозяйственной деятельности рассматриваются в арбитражных судах по месту нахождения (регистрации) ответчика. В отличии от судебных инстанций других юрисдикций, здесь не рассматриваются семейные, трудовые или наследственные вопросы. Главное предназначение арбитражных судов заключается в разрешении и урегулировании споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Прежде чем направить официальный иск в суд, нужно помнить о том, что с 2016 года законодатель утвердил обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта. Следовательно, сначала нужно отправить претензию второй стороне конфликта, и в случае отсутствия ответа или непризнания условий претензии, можно будет переходить к судопроизводству.

Делая вывод из всего вышесказанного, арбитражные суды рассматривают дела, в которых принимают участие:

  • юридические лица;
  • граждане, имеющие статус ИП;
  • муниципальные и федеральные властные структуры;
  • субъекты Российской Федерации (но при условии, что подобные ситуации предусматриваются ключевыми нормативными актами федерального значения).

В арбитраж нужно будет идти в ситуации, когда контрагент отказывается платить по счетам, строительная фирма не исполнила все возложенные на нее обязательства, или когда другая фирма претендует на имущество и материальные ценности, принадлежащие другим предприятиям.

Обращение в арбитраж сопровождается мощной юридической поддержкой со стороны адвокатов. Потому, если частное лицо собирается судиться с крупной компанией, ему в обязательном порядке нужно привлечь на свою сторону опытного юриста, который составит официальный иск, разработает стратегию поведения и поможет максимально защитить интересы своего клиента.

Важно! При инициации судебного разбирательства нужно знать, что суд будут интересовать только конкретные факты, а не домыслы и голословные обвинения. Потому нужно будет предоставить судье весомую доказательную базу и аргументацию, на основании которой будет вынесено решение в вашу пользу.

Виды дел, рассматриваемых арбитражем

Арбитражный суд рассматривает любые дела, связанные с экономической деятельностью различных юридических лиц, ИП и организаций. Конфликт будет признан экономическим в тех ситуациях, когда они связаны с имущественными правами, финансовыми обязательствами и предоставлением определенных услуг или товаров.

Арбитражные юридические споры можно классифицировать по нескольким основным группам:

  1. Договорные споры. Дела, попадающие в эту категорию связаны с нарушениями условий договоренностей, заключенных между несколькими компаниями. Обязательной чертой данной группы будет наличие конкретного договора, условия которого были проигнорированы одной из сторон. Чаще всего в суд дело передается, когда имеет место невыполнение финансовых обязательств.
  2. Арбитражные налоговые споры. В последнее время наблюдается увеличение количества дел данного типа. Обязательной характеристикой налоговых споров считают обязательное участие в процессе налоговой инспекции, которая может выступать в качестве ответчика, если зафиксировано противозаконное взыскание денег, или истца – когда предприятия отказываются уплачивать налоговые отчисления.
  3. Арбитражные корпоративные споры. Это один из специфических типов арбитражных конфликтов, так как они происходят между представителями одной организации. В частности, споры могут возникнуть между акционерами, пайщиками, учредителями и совладельцами. Самый типичный пример корпоративного спора – когда акционеры не удовлетворены размерами дивидендов, или подозревают председателя компании в мошеннических операциях.
  4. Банкротство. Механизм банкротства часто используется в мошеннических целях, потому суд демонстрирует повышенное внимание к спорам данной группы. Чаще всего предприятия объявляют себя банкротами, когда не имеют достаточных ресурсов для погашения текущих задолженностей.
  5. Споры в арбитражном суде о правах собственности. Здесь участники конфликта не могут распределить, кому из них какое имущество принадлежит, и какие на это имеются основания. Чаще всего бывает, что на один и тот же ресурс претендует сразу несколько юрлиц, которые не могут разобраться между собой мирным путем.
  6. Реорганизация, ликвидация и создание организаций. Когда юрлицо только создается, проходит реорганизационные процессы или прекращает свою деятельность, споры часто имеют место быть. Так, учредители не могут разобраться с проблемами и начинают распродавать имущество, в то время как акционеры выступают категорически против подобного развития событий.
  7. Обжалование решений. Споры данного типа возникает тогда, когда администрация субъекта принимает определенное решение в обход интересов акционеров и совладельцев, игнорируя их протесты.

Основные этапы досудебного урегулирования арбитражных споров

С 2016 года законодатель ввел обязательный досудебный порядок урегулирования арбитражных споров. Сделано это было для того, чтобы хоть немного разгрузить арбитражи, на долю которых пришлось огромное количество дел, связанных с экономическими вопросами.

Досудебный порядок предполагает, что прежде чем идти в суд, необходимо составить официальную претензию и направить ее ответчику. Если претензию составляет грамотный адвокат, с большой долей вероятности появляется шанс избежать судебного процесса, и завершить конфликт цивилизованным и интеллигентным способом.

На досудебный порядок дается 30 дней. Если по истечении указанного временного отрезка стороны не пришли к взаимопониманию или же претензия была проигнорирована, тогда можно начинать судебное разбирательство.

В целом, досудебный порядок решения арбитражных конфликтов будет происходить в несколько этапов:

Подготовка претензии

Претензия составляется в письменном виде и в формате требования к ответчику об исполнении определенных обязательств, которые он возложил на себя согласно ранее заключенным договоренностям. При этом, указанные требования должны быть четкими и конкретизированными. К примеру, до определенной даты погасить задолженность или выполнить услугу.

Направление претензии выступает как необходимость, и чисто формального характера здесь нет. Если в итоге дело окажется на рассмотрении в суде, факт отправки претензии и ее содержание будут тщательно проверяться.

При отправке претензии нужно учитывать следующие важнейшие моменты:

  • документ должен составляться исключительно в письменной форме;
  • к ответчику нужно предъявить четко сформулированные требования;
  • документ должен ссылаться на действительные нормы законодательной базы, которые были нарушены ответчиком;
  • сумма претензии (если речь идет о денежных ресурсах);
  • наличие доказательной базы и перечень всех приложенных к претензии документов.

Нужно отметить, что в случае, если претензия останется без ответа, все требования, обозначенные в ней, должны быть продублированы в судебном иске. В противном случае заявление к рассмотрению судом принято не будет и разрешение споров в арбитражном суде будет невозможным.

Отправка претензии

Факт получения претензии ответчиком должен быть доказан, особенно в ситуациях, когда дело дойдет до суда. Потому, существует несколько вариантов отправки претензии:

  • личная передача претензии представителям ответчика с отметкой о вручении;
  • отправка документа почтовым переводом, а именно заказным письмом с уведомлением о получении;
  • использование курьерских служб с накладной, где будет указана вся переданная документация.

Если истец предпочитает воспользоваться услугами почтового перевода, ему необходимо будет дополнительно подготовить опись всех вложенных документов. Это необходимо, потому что суд, в случае инициирования дальнейшего разбирательства, потребует в качестве подтверждения факта отправки претензии почтовую квитанцию, уведомление о вручении и опись приложенных документов. При этом, на уведомлении должно быть указано ФИО должностного лица, которому была вручена претензия, его должность, а также личная подпись и печать организации.

Арбитражное рассмотрение претензии

Закон предусматривает, что досудебная претензия должна рассматриваться ответчиком в течении 30 дней. Если по прошествии указанного периода никакого ответа получено не было, а ответчик продолжает уклоняться от своих обязательств по договору, претензия может быть перенаправлена в суд.

Недобросовестные должники чаще всего стараются максимально долго затягивать процесс, чтобы не довести дело до суда. Для этого они вступают в переписку, направляя встречные претензии на имя истца.

Потому, досудебный порядок регулирования чаще всего играет в пользу ответчика, и сделать с этим ничего не возможно. Единственное, что может предпринять истец – заранее озаботится поисками контрагентов с высокой репутацией.

Иногда можно наблюдать несколько иные варианты. Так, на имя должника направлена претензия о возврате крупной задолженности. За 30 дней должник выводит все наличные средства и объявляет себя банкротом. Сделать в этой ситуации что-либо будет невероятно сложно, и справится с поставленной задачей сможет только квалифицированный юрист по арбитражным спорам.

Поиск мирного способа решения проблемы

Встречаются ситуации, когда контрагент не имеет возможности исполнить свои обязательства незамедлительно, и потому направляет своему кредитору предложение о временной отсрочке выплат. Таким образом, он не отказывается от своих обязательств. Однако ввиду тех или иных обстоятельных причин просит о реструктуризации задолженности.

Если истца устраивает предложенный вариант, он заключает с должником новый договор и мировое соглашение. В обоих документах будут указываться условия и обстоятельства, побудившие их заключить, а также будут указываться конкретные даты, до наступления которых ответчик должен будет выполнить свои обязательства в полном объеме.

Исполнение всех требований

Данный вариант является наиболее предпочтительным, так как при получении претензии ответчик соглашается со всеми требованиями, и в течении 30 дней исполняет их в полном объеме. Как итог – взаимодействие между сторонами спора проходит без каких-либо проблем, они достигают поставленных задач и мирным путем находят эффективный механизм урегулирования своего конфликта.

Советы экспертов: как выиграть дело?

Ни один квалифицированный юрист никогда не даст гарантированный прогноз касательно исхода судебного процесса. Каждое дело носит индивидуальный и персональный характер, потому говорить о том, чью сторону примет суд в итоге, невозможно.

Однако, практика арбитражных споров такова, что эксперты дают несколько рекомендаций, следуя которым можно заметно повысить свои шансы на успех в судебном разбирательстве.

Совет №1. Не пренебрегайте юридической поддержкой от специалистов

Даже если истец не собирается привлекать к защите своих интересов в суде профессиональных адвокатов, ему нужно получить консультационную поддержку. В нынешних условиях вполне возможно найти бесплатного консультанта, который сориентирует истца касательно его возможных ожиданий по делу.

Кроме того, следует воспользоваться профессиональными советами и касательно составления претензии и подготовки всей необходимой документации. Если иск будет составлен неверно, или перечень документов будет неполным, судья вправе отклонить претензию. Чтобы этого не произошло, следует заранее воспользоваться помощью профессионального юриста.

Совет №2. Старайтесь не затягивать с направлением претензии

Чем раньше истец направит претензию, тем более быстро он сможет решить свои проблемы. В данной ситуации затягивание с подачей документа даст ответчику шанс уклониться от исполнения всех обязательств.

Совет №3. Претензия должна быть отправлена с уведомлением о вручении

Из-за того, что досудебный порядок решения спора является обязательным для всех участников арбитражного спора, суд потребует подтверждение того, что истцом были предприняты меры по налаживанию контактов с ответчиком. Потому на руках у истца должно быть подтверждение того, что ответчику действительно была направлена претензия, которую он проигнорировал.

Совет №4. Квалифицированный арбитражный адвокат может повысить шансы на успех

Участие в судебном процессе опытного юриста всегда дает преимущества стороне, чьи интересы он защищает. Арбитражный адвокат – узкоспециализированный специалист, обладающий достаточными познаниями правовой системы и экономических реалий. Он поможет максимально эффективно защитить интересы своего подзащитного, и будет способствовать принятию окончательного решения в пользу клиента.

Исходя их всего вышесказанного, можно сделать несколько выводов. Арбитражные споры могут быть решены в претензионном порядке или при активном участии суда. Судебный процесс начинается в случае, если переговоры с ответчиком не привели к нормальному результату. Прогнозировать итоги судебного разбирательства практически невозможно, но участие в процессе опытного правоведа поможет повысить шансы на успех.

Источник

Читайте также:  Способы повышения достоверности передаваемой информации
Оцените статью
Разные способы