Аппликация как одна из техник декоративно-прикладного искусства в ДОО
Эльвира Тактинова
Аппликация как одна из техник декоративно-прикладного искусства в ДОО
1. Декоративно-прикладноетворчество обладает большими воспитательными возможностями: способствует эстетическому воспитанию детей, формирует художественный вкус, интерес к народному искусству.
Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявлять свою индивидуальность, а что как не народное декоративное искусство способствует этому. Подлинно народное искусство отличается особой простотой и вкусом. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы лаконично и метко. Именно поэтому оно понятно и доступно даже маленьким детям. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте.
На основе знакомства с народным искусством дошкольники усваивают эталоны красоты, испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Ознакомление дошкольников с видами декоративно-прикладного искусства проходит не только в непосредственно- образовательной и совместной деятельности, но и в кружковой работе. Я являюсь руководителем кружка «Малыш Умелец», на занятиях которого продолжаю развивать творческие способности детей через приобщение к русскому и калмыцкому народному искусству. Наряду с рисованием красками и пластилином, лепкой соленым тестом и полимерной глиной, также активно использую аппликацию.
Обучение аппликации, как и обучению всему, проводится от простых методов к более сложным. Техника работы аппликацией — это умение обращаться с ножницами, клеем, бумагой, картоном и другими материалами, создавать поделки декоративного искусства, параллельно с этим детьми постигаются основы моделирования и конструирования.
2. Простая, традиционная аппликации, в этой технике выполнен Гжелевский кувшин.
А вот с применением нетрадиционных материалов можно создать более сложные и оригинальные композиции.
3. В технике мозаика выполнена Хохломская ложка — из фоамирана;
4. В технике коллаж выполнен Жостовский поднос ;
5. Пластилин – отличный способ для аппликации: В технике обратная аппликация выполнены Барыня и Лошадка — Дымковские игрушки;
6. В технике объемная аппликация выполнено Блюдо Городецкой росписи;
7. Уникальная техника — алмазная вышивка –помогает развивать детское творчество, в этой технике выполнена Калмыцкая манишка.
И чем разнообразнее художественные материалы, тем детям интереснее с ними работать. У них появляется возможность использовать дополнительные средства, возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов. Ребенок начинает экспериментировать, творить, находить оригинальные решения; он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи.
В заключении, хотелось бы сказать, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами и эмоциями. И чем разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем вероятнее, что интуитивная тяга к народному искусству станет со временем осмысленнее.
«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.
«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот день на Руси называют по разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово.
Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».
Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .
Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.
Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка» «Сказка лечит, сказка греет,сказка учит жить…» Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные.
Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .
Неделя декоративно-прикладного искусства в группе «Пчелка» Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. И чем раньше дети прикоснутся к истокам национальных художественных традиций,.
Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет) Конкурсы, выставки декоративно – прикладного искусства – это возможность для каждого воплотить свои фантазии и мечты, показать свой талант,.
Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.
Источник
Аппликация как одна из техник декоративно-прикладного искусства и Методика выполнения аппликационных работ с разными материалами в детской школе искусств (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Аппликация как одна из техник декоративно-прикладного искусства и
Методика выполнения аппликационных работ с разными материалами
в детской школе искусств
преподаватель художественного отделения
Цель работы: Изучить теоретический аспект темы и разработать методику планирования и организации занятий по аппликационным работам с разными материалами в детской школе искусств.
Объект работы: процесс обучения декоративно-прикладной композиции в детской школе искусств на художественном отделении.
Предмет работы: методика аппликационных работ с разными материалами в детской школе искусств на художественном отделении.
В данной методической работе мы раскрываем процесс выполнения аппликационных работ обучающимися и выявляем какое влияние он оказывает на развитие школьника, приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетического воспитания.
История вопроса. Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме. В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом. Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей, например ризы, балдахины, а также использовали для оформления интерьера, аппликацией украшали покрывала, подушки, занавески и т. д.
С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов. Их нашивали на юбки — поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы. Используя для этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.
Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Они являются отличительной особенностью детской одежды. Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях подушках, ковриках ит. д. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняется из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением нитей в тканях.
Аппликация — способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
Раздел 1. Аппликация, как одна из техник декоративно-прикладного искусства
Апплика́ция (лат. application — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства.
Это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера, шерстяных нитей, всевозможной материи (бархат, атлас, шёлк), высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения — коллаж.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку для создания изображения, а мозаику — нет.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.
Основными признаками аппликации являются: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Виды аппликационных работ
Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно — выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т. д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации — шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.
Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.
Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т. д.).
Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.
Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.
В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т. д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.
Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.
Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.
Другой вариант использования геометрических форм — конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т. д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т. п.
Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.
Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом — вырезанием, она также является базовой.
Источник