Антикоррупционный мониторинг представляет собой способ формирования антикоррупционного сознания

Статья 15. Антикоррупционный мониторинг

Статья 15. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.

2. Мониторинг коррупции проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем наблюдения коррупционных правонарушений и лиц их совершивших, их учета, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о показателях коррупционной пораженности.

Мониторинг финансируется из бюджета соответствующего субъекта антикоррупционной политики, принимающего решение о проведении такого мониторинга, в порядке, предусмотренном национальным законодательством.

3. Мониторинг коррупционных преступлений и преступлений, связанных с коррупционными, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной уголовной политики имеет обязательный характер, осуществляется субъектами антикоррупционной уголовной политики, указанными в части шестой статьи 7 настоящего Закона.

4. Мониторинг иных коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики осуществляется уполномоченными органами государства, субъектов государства (для федеративных государств) и местного самоуправления.

5. Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда; анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.

6. Результаты мониторинга мер реализации антикоррупционной политики являются основой для разработки проекта антикоррупционной программы соответствующего уровня.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 9. Антикоррупционный мониторинг

Статья 9. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционый # мониторинг представляет собой деятельность по выявлению, исследованию и оценке:

1) явлений, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению;

2) состояния и распространения коррупции;

3) достаточности и эффективности предпринимаемых мер по противодействию коррупции.

2. Антикоррупционный мониторинг проводится путем сбора информации, анализа документов, проведения опросов, обработки и анализа полученных данных с целью оценки состояния коррупции и результативности мер противодействия коррупции, разработки прогнозов развития коррупции.

3. Результаты антикоррупционного мониторинга являются основой для разработки проектов планов (программ) противодействия коррупции, используются в правотворческой и правоприменительной деятельности.

4. Алтайское краевое Законодательное Собрание, органы исполнительной власти Алтайского края осуществляют антикоррупционный мониторинг в пределах полномочий в порядке, установленном соответственно Алтайским краевым Законодательным Собранием и Администрацией Алтайского края.

5. Органы местного самоуправления осуществляют антикоррупционный мониторинг в пределах полномочий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Сущность и содержание антикоррупционного мониторинга

Вы будете перенаправлены на Автор24

Антикоррупционный мониторинг – это специальная деятельность должностных лиц, органов публичного управления, а также институтов гражданского общества, отдельных граждан и населения в целом, которая представляет собой непрерывный сбор информации об антикоррупционной деятельности, ее анализ, обработку и оценку на ее основе эффективности законодательства о противодействии коррупции, мер, реализуемых в системе публичного управления по противодействию коррупции, а также оценку состояния практической деятельности по противодействию коррупции и уровня коррупции в системе публичного управления.

Правовые основы антикоррупционного мониторинга

Специальное отечественное федеральное антикоррупционное законодательство не использует категорию антикоррупционный мониторинг, однако содержит правовые нормы, которые определяют сущность и содержание антикоррупционного мониторинга.

Противодействие коррупции регламентируется и на региональном уровне. В специальном региональном законодательстве категория антикоррупционного мониторинга встречается довольно часто. В качестве традиционного определения используется трактовка антикоррупционного мониторинга как системы мероприятий по анализу, исследованию, оценке и прогнозированию коррупционных негативных явлений, в том числе коррупционных факторов, коррупционных правонарушений, а также по оценке и исследованию инструментов противодействия коррупции. Кроме того, региональным законодательством антикоррупционный мониторинг рассматривается как инструмент оценки эффективности реализации специальных целевых программ по противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что специальным региональным законодательством по противодействию коррупции в число субъектов осуществления антикоррупционного мониторинга не включаются институты гражданского общества, население, отдельные граждане, обязанность по антикоррупционному мониторингу возлагается исключительно на должностных лиц и органы публичного управления.

Читайте также:  Бисквитное тесто холодный способ приготовления

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и сущность антикоррупционного мониторинга

Эффективность публичного управления и, как следствие, обеспечение благосостояния общества и социально-экономического развития территорий, образующих государство, зависит от эффективности функционирования системы публичного управления, а именно от эффективности функционирования органов и деятельности должностных лиц публичного управления.

Обеспечение эффективности публичного управления невозможно обеспечить в современных условиях без эффективных инструментов контроля со стороны и общества, и государства над деятельностью обеспечивающих работу государственного механизма лиц.

В качестве основной причины неэффективного функционирования государственного механизма сегодня называется коррупция. На ее преодоление направлены усилия большинства государств современного мирового сообщества, Россия не исключение.

Антикоррупционный мониторинг направлен на противодействие коррупции и в конечном итоге на повышение эффективности функционирования системы публичного управления, обеспечение благосостояния населения и развитие территорий, его образующих.

Более конкретно антикоррупционный мониторинг можно определить как специальную деятельность должностных лиц, органов публичного управления, институтов гражданского общества, населения и отдельных граждан, которая имеет своей целью сбор, обработку и исследование сведений относительно функционирования государственного механизма по следующим направлениям:

  • эффективность законотворческой деятельности в области противодействия коррупции, в том числе экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их антикоррупционной направленности;
  • эффективность мероприятий по реализации законодательства в области противодействия коррупции, а именно эффективность реализации стратегии программ и планов отдельных мероприятий по противодействию коррупции;
  • состояние коррупции в системе публичного управления в целом, в отдельных отраслях и на отдельных уровнях публичного управления.

По результатам антикоррупционного мониторинга определяется не только состояние коррупции в системе публичного управления и эффективность антикоррупционного законодательства и антикоррупционной практики, но и разрабатываются предложения по оптимизации и повышению эффективности стратегий, программ, мероприятий противодействия коррупции.

Содержание антикоррупционного мониторинга

Содержание антикоррупционного мониторинга определяется теми целями, для реализации которых такая деятельность организуется и реализуется. Так, в качестве основных целей антикоррупционного мониторинга можно выделить следующие:

  • оптимизация и совершенствование законодательных актов федерального и регионального уровня по противодействию коррупции;
  • обеспечение разработки, утверждения и осуществления целевых программ противодействия коррупции по результатам антикоррупционного мониторинга, то есть учет специфики правонарушений коррупционного характера, детерминант коррупции, эффективности реализации антикоррупционных стратегий, программ и мероприятий;
  • оптимизация стратегий, программ, мероприятий, инструментов противодействия коррупции.

Исходя из целей антикоррупционного мониторинга, можно выделить его основные направления и инструменты, то есть определить его содержание. Это:

  • исследование антикоррупционного законодательства, в том числе исследование регионального законодательства на предмет соответствия требованиям федерального законодательства;
  • сбор, обработка и анализ информации относительно коррупционных преступлений и иных правонарушений;
  • сбор, обработка исследование сведений относительно детерминант коррупционных преступлений и иных правонарушений;
  • сбор, обработка и исследование информации относительно эффективности стратегий, программ, отдельных мероприятий противодействия коррупции;
  • разработка предложений по оптимизации антикоррупционного законодательства, антикоррупционных стратегий, программ, мероприятий.

Источник

Статья 9. Антикоррупционный мониторинг

Статья 9 . Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционный мониторинг включает в себя выявление, исследование и оценку:

а) явлений, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению;

б) состояния и распространенности коррупции;

в) достаточности и эффективности предпринимаемых мер по противодействию коррупции.

2. Антикоррупционный мониторинг проводится путем сбора информации, анализа документов, проведения опросов, обработки и анализа полученных данных с целью оценки состояния коррупции и результативности мер противодействия коррупции, разработки прогнозов развития коррупции и предложений по профилактике коррупции и усилению борьбы с ней.

3. Антикоррупционный мониторинг может проводиться применительно к деятельности всех органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления, групп данных органов, отдельных органов, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений края, муниципальных предприятий и учреждений, сферам деятельности указанных органов, предприятий, учреждений.

4. Антикоррупционный мониторинг проводится по решению Законодательного Собрания Красноярского края или Губернатора Красноярского края. Методика проведения антикоррупционного мониторинга и план мероприятий утверждаются органом государственной власти края, принявшим решение о проведении антикоррупционного мониторинга.

5. Лицам, проводящим антикоррупционный мониторинг, обеспечивается доступ ко всем документам органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений края, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, кроме тех документов, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законодательством.

6. Информация о результатах антикоррупционного мониторинга доводится до сведения граждан через средства массовой информации и размещается на едином краевом портале «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Читайте также:  Работа с бумагой нетрадиционные способы

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Антикоррупционный мониторинг – необходимое условие антикоррупционных мероприятий

Проведение мониторинга коррупции доказало свою научную состоятельность и необходимость во многих странах. Для России также нельзя представить эффективное противодействие коррупции без использования системы мониторинга. Проведение мониторинга необходимо, так как он позволяет понять общую картину коррупции, изучить коррупционную практику, проанализировать причины и условия коррупционной практики, изучить общественное сознание в сфере коррупции, разработать превентивные меры противодействия коррупции и выработать на основе полученных данных рекомендации по совершенствованию законодательства в антикоррупционном направлении.

Реализация любой антикоррупционной программы предполагает обязательное осуществление антикоррупционного мониторинга. Антикоррупционный мониторинг следует рассматривать как часть антикоррупционной политики, осуществляемой путем наблюдения, анализа, оценки и прогноза коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов и сигналов, мер реализации антикоррупционной политики. Также мониторинг есть одновременно сильный политический инструмент, так как получение и анализ его результатов влияет на поведение граждан и властей, формирует новое антикоррупционное сознание. Информационное агентство РОСБАЛТ, отмечает в выступлении Президента России Д.А. Медведева, следующие важные аспекты: «чтобы победить коррупцию, «необходимы новые технологии, позволяющие мотивировать людей на нормальный, на честный труд, а это уже воспитание другого порядка», пояснил Президент. По его словам, «это уже создание нового мышления»»[1]. Граждане, принимающие непосредственное участие при проведении антикоррупционного мониторинга, начинают формировать необходимые убеждения об реально, а не фиктивно проводимых властью мероприятиях.

Полагаем, что непременным условием проведения мониторинга должна быть открытость, которая обеспечит повышение доверия к результатам и уменьшит возможность влияния на результаты мониторинга заинтересованных лиц. Открытость должна присутствовать на всех этапах проведения мониторинга, в частности, при организации конкурса на проведение мониторинга; при выборе исполнителя мониторинга; при разработке единой методики сбора и анализа данных, источников их получения и причин выбора; при анализе результатов собранных данных и при разработке заключений.

При осуществлении мониторинга коррупции следует поставить следующие цели: 1) выявление коррупциогенных сигналов и факторов; 2) повышение осведомленности населения об опасностях коррупции и оказание влияния на поведение людей и власти; 3) обеспечение регулярного определения «рейтинга коррупционности», характеризующего состояние властей и общества с разных точек зрения; 4) обозначение приоритетных направлений антикоррупционных мероприятий и анализ их эффективности; 5) корректировка и совершенствование антикоррупционных программ.

Система ввода в действие антикоррупционного мониторинга должна включить в себя различные направления деятельности, осуществляемые поэтапно.

На первом этапе происходит сбор и анализ информации, полученный в результате комплексного использования различных методов исследования общепринятых коррупционных практик. На втором этапе осуществляется классификация конкретных типов коррупционных практик и определение типичных коррупциогенных сигналов и факторов. На третьем этапе проведения мониторинга происходит уяснение того, какие нормы действующего законодательства регулируют данную совокупность коррупционных отношений, какова их взаимосвязь. Закономерным итогом проведения мониторинга должна стать антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, связанная с выработкой предложений по устранению пробелов и противоречий в законодательстве.

Все методы исследования, используемые при проведении мониторинга на первом этапе, можно подразделить на три основные группы.

Первая группа методов включает в себя анализ функционирования органов власти. Данный анализ осуществляется путем установления следующих параметров: а) какая поставлена задача перед данной организацией (соответствие общественным интересам, ясность, открытость, реализуемость, контролируемость); б) как должен осуществляться внешний контроль за реализацией задач, поставленных перед организацией; в) какие ресурсы и полномочия должны быть переданы организации для решения поставленных задач; г) как должен осуществляться внешний контроль использования ресурсов и полномочий данной организацией.

Вторая группа методов включает в себя изучение статистики, изучение и анализ уголовных дел, анализ законодательства и контект-анализ.

К третьей группе методов следует отнести социологические техники: а) опрос в форме интервью или анкетирования, возможно проведение опроса с использованием ресурсов Интернет; б) наблюдение; г) экспертная оценка.

Из всех рассмотренных методов наиболее эффективными представляются социологические, так как участники коррупционных отношений непосредственно задействованы в системе мониторинга. В социологическом исследовании могут быть поставлены самые разные группы вопросов: «Оценка уровня коррупции», «Доверие к институтам власти», «Понимание сущности коррупции», «Установка на коррупцию» и т.д. В целом, реализация метода опроса предполагает сложную подготовительную работу, связанную с моделированием опросов; с разработкой типологии анкетных вопросов; с процедурой оценивания функций принадлежности респондентов; с обработкой опросных данных и способов их оценивания.

На втором этапе проведения мониторинга из всего потока полученной информации необходимо выделить коррупционные практики и классифицировать их на типы. Выявленные коррупционные практики можно классифицировать в зависимости от сферы их возникновения: злоупотребления в сфере распределения публичных ресурсов; злоупотребления в сфере применения санкций, злоупотребления в сфере осуществления государственного контроля; злоупотребления в сфере оказания публичных услуг и т.п. Далее в каждой сфере можно выделить типы общепринятых коррупционных ситуаций. Например, по такой схеме: применение санкций – милиция — незаконная регистрация временно проживающих.

Читайте также:  Какие существуют способы временной остановки наружных кровотечений прижатие кровоточащего сосуда

Изучение коррупционной практики осуществляется путем исследования коррупциогенных сигналов и факторов.

Коррупциогенные сигналы – это фактические признаки распространенности коррупции на практике. Например, к коррупционным сигналам можно отнести такие ситуации, при которых: а) гражданин не может свободно реализовать свои права либо не может быстро и эффективно решить обычные вопросы в каком-либо органе власти; б) отсутствует механизм обязательной публичной отчетности; в) существуют трудности при обжаловании принятых решений; г) распространены случаи вовлеченности чиновников в предпринимательскую деятельность; е) финансовые возможности чиновника не соответствуют его образу жизни; ж) характерно политическое давление на правоохранительные органы и суды; з) прослеживается низкая степень доверия граждан органам власти и т.п.

Коррупциогенные факторы – это формальные модели поведения, которые приводят на практике к коррупции. Например, к коррупциогенным факторам можно отнести: 1) отсутствие механизмов для общественного контроля; 2) отсутствие конкурсов при распределении ресурсов; 3) сжатость сроков для вынесения юридически значимого решения и т.п.

Третий этап проведения антикоррупцонного мониторинга предполагает определение системы нормативных актов различной юридической силы; установление корреляции подозрительной с точки зрения коррупционной практики ситуации с такими нормативными актами.

Таким образом, проведение мониторинга по предложенной схеме позволит обоснованно осуществлять антикоррупционную политику, так как направлено на решение важных антикоррупционных задач. а) изучение общепринятых коррупционных практик и отслеживание механизмов коррупционных ситуации; б) измерение уровня и структуры коррупции по уровням и институтам власти, отраслям экономики и т.п.; в) изучение общественного сознания в сфере коррупции; г) измерение эффективности антикоррупционных мероприятий.

Полученные результаты мониторинга можно обоснованно использовать при осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. «Квалификация (искусство) эксперта состоит в том, чтобы осмыслить реальную степень возможности использовать соответствующие особенности нормативно-правовых формул в коррупционных целях»[2]. Такое осмысление возможно только после сбора информации о коррупционных практиках, раскрывающих механизмы нарушений интересов гражданина, общества и государства. Таким образом, отмечается, что только после проведения мониторинга возможно грамотное осуществление экспертизы нормативных правовых актов. Исследователи и эксперты, только понимая реальную коррупционную практику, станут более способными решать сложные вопросы при проведении антикоррупционной экспертизы.

Вопросы, которые могут быть поставлены экспертам, сводятся к следующему: Как пробелы, противоречия и разное толкование нормы права используется в коррупционной практике? В каких ситуациях отсутствие четкого определения компетенции и сферы деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций способствует коррупционным отношениям? Каким образом в тексте нормативного акта можно обнаружить коррупциогенные факторы? и т.д.

Результаты антикоррупционной экспертизы должны служить выработке предложений по устранению нормотворческих проблем. В качестве примерных рекомендаций по устранению таковых проблем можно обозначить так: а) текст проблемной нормы; б) описание выявленной в процессе проведенного мониторинга практической коррупционной ситуации – доказательство коррупционности отношений, регулируемых данной нормой; в) пример модельной нормы, регулирующей те же или сходные отношения в отечественном или зарубежном законодательстве; г) рекомендации по устранению либо предложения новой редакции нормы.

В заключении хотелось бы отметить, что проведение мониторинга коррупции доказало свою научную состоятельность и необходимость во многих странах. Для России также нельзя представить эффективное противодействие коррупции без использования системы мониторинга. Проведение мониторинга необходимо, так как он позволяет понять общую картину коррупции, изучить коррупционную практику, проанализировать причины и условия коррупционной практики, изучить общественное сознание в сфере коррупции, разработать превентивные меры противодействия коррупции и выработать на основе полученных данных рекомендации по совершенствованию законодательства в антикоррупционном направлении.

Источники

  1. Росбалт. RU — Медведев: Побеждать коррупцию надо честным трудом // http: // www. rosbalt. ru (2009. 21 августа).
  2. Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта. Центр стратегических разработок // http: // www. csr.ru (2004. 22 июня).

Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень: ТГАМЭУП, 2010

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации — подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Источник

Оцените статью
Разные способы