Антидиалектический способ мышления рассматривающий вещи
1. __________________ — ведущий способ обоснования права в современных культурно-исторических условиях позволяет, прежде всего, раскрыть многогранность правовой реальности в двух её основных аспектах: онтологическом и философско-антропологическом.
• Интерсубъективность
2. __________________ — это установившийся образец (эталон) мышления, совокупность онтологических убеждений, ценностных установок, схем решения типичных проблем, обеспечивающих непрерывность определенной научной или мировоззренческой традиции.
• Юридический либерализм
3. __________________ науки представляет собой то, что изучает наука в своём объекте, т.е. та часть объекта, которая вовлечена в процесс исследования.
• Предмет
4. __________________ рассматривают материальный мир как порождение духовного начала.
• Идеалисты
5. Антидиалектический способ мышления, рассматривающий вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе, — это:
• метафизика
6. Верны ли определения?
А) В современных типах правопонимания наблюдается тенденция отстаивания приоритета личности и субъективных прав, следования в юридическом познании принципам ценности человеческой жизни, свободы, равенства и справедливости.
Б) Структурно методология имеет несколько уровней, основными из которых являются: диалектико-мировоззренческий, общенаучный (междисциплинарный), частнонаучный, (Д.А. Керимов).
• А — да, Б — да
7. Верны ли определения?
А) Второй глобальной научной революцией можно считать переход в конце XVIII — первой половине XIX вв. к новому состоянию науки — дисциплинарно организованной науке.
Б) Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и её классического типа научного познания явлений окружающего мира, в том числе и правовых.
• А — да, Б — да
8. Верны ли определения?
А) Метафизическая модель в определённой мере соответствует и классическому позитивизму, который рассматривает властную силу государства как «метафизический феномен» (О.Г. Данильян).
Б) Классическая модель осмысления права состоит в исключении собственно трансцендентального плана бытия и в отрицании признания его как единого носителя моносубъекта (индивидуального или социального).
• А — да, Б — нет
9. Верны ли определения?
А) Методологические принципы можно понимать как мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета (Малахов В.П.).
Б) Первой глобальной научной революцией была революция XVIII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.
• А — да, Б — да
10. Верны ли определения?
А) Методологическое знание существует в двух основных формах: в виде методологических концепций, теорий и в виде отдельных методов, принципов, непосредственно входящих в саму структуру конкретно-научных теорий.
Б) К современному типу правопонимания не относится легизм.
• А — да, Б — нет
11. Верны ли определения?
А) Методологию нельзя сводить к одному из следующих компонентов: мировоззрение, фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, общенаучные методы, частнонаучные методы.
Б) Методологические воззрения и методы обретают познавательную силу лишь в том случае, если они «переведены» на конкретные установки и требования, обусловленные природой самого объекта познания.
• А — да, Б — да
12. Верны ли определения?
А) Методология как система не сводится к составляющим её компонентам, она имеет и свои собственные интегративные закономерности развития.
Б) Соотношение методологии и метода может быть представлено как диалектическое соотношения целого и части, системы и элемента, общего и отдельного.
• А — да, Б — да
13. Верны ли определения?
А) Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счёте необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность (В.С. Стёпин).
Б) Методология в любом исследовании составляет, как правило, его заключительную часть» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — нет
14. Верны ли определения?
А) Содержание методологии существенно превышает совокупность методов и средств познания или организации познания.
Б) Предметом методологии как специфической области теоретического исследования должно быть всё, что имеет то или иное методологическое значение, т.е. способно выполнить методологическую функцию» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — да
15. Верны ли определения?
А) Третья глобальная революция была связана с преобразованием классического типа научного познания и становлением нового, неклассического (конец XIX — середина XX вв.).
Б) Классическая модель осмысления права базируется на уяснении общих принципов, которые не связаны с актуальным существованием людей и вещей.
• А — да, Б — да
Источник
Диалектическое и антидиалектическое (метафизическое) мышление, их разновидности
Диалектика (греч. dialektike) — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектическое мышление — особая форма мышления, позволяющая вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой личности. Такая возможность диалектического мышления основывается на законах и категориях диалектики (единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, причина и следствие, сущность и явление, общее, особенное, единичное и др.), а также опыта, навыков и умений диалектического мышления.
Термин “Метафизика” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называл этот раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук.
В новое время возникло понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин “Метафизика” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.
Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления — метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм.
а) Метафизика: особенностью метафизического мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация какого-либо момента в составе целого; метафизика занимается абсолютизацией аналитико-классификационных приемов в познании природы; метафизике присущ догматизм.
б) Консерватизм (лат. — сохраняю): обозначение идейно-политических течений, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития; носителями этих идей являются общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков; консерватизму присуши враждебность, противостояние процессу, приверженность традиционному и устаревшему.
в) Релятивизм(лат. — относительный): методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания; ему свойственно одностороннее подчеркивание постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений; отказ от признания преемственности в развитии знания; преувеличение зависимости процесса познания от его условий.
г) Эволюционизм: рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов; он включает постепенные количественные изменения.
Источник
Краткий словарь по эстетике
МЕТАФИЗИКА — антидиалектический способ мышления и метод познания, рассматривающий вещи и явления как оторванные, независимые друг от друга, как законченные, неизменные, раз навсегда данные, отрицающий внутреннюю противоречивость предметов и явлений. Метафизический метод мышления был исторически неизбежной ступенью в развитии человеческого познания. Возникновение и развитие капиталистического способа производства потребовало развития естественных наук. Первым и обязательным этапом в развитии естествознания было разложение природы на её отдельные части, разделение природных явлений на определённые классы, описание предметов и явлений, из которых состоит природа. Осуществление этой задачи обусловило выдающиеся успехи естествознания со второй половины 15 в. Но этот способ изучения создал привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их общей связи, и в силу этого — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как изменяющиеся существенным образом, а как неизменные, не живыми, а мёртвыми. «Перенесенный Бэконом и Локком из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий — метафизический способ мышления» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1953, стр. 21).
В философии вплоть до конца 18 в. термин «метафизика» применялся не в смысле антидиалектического метода мышления, а как название особой, притом основной, части философии, где исследуются якобы высшие, недоступные органам чувств, выходящие за пределы опыта начала всего существующего (субстанциальная «первооснова» мира, бог, душа и т. п.). Исторически это значение термина «метафизика» связано с тем, что «Метафизикой» (греч. — то, что следует после физики) в Древней Греции была названа группа трактатов Аристотеля, помещённая в собрании Андроника Родосского (1 в. до н. э.) после книг, составляющих «Физику» Аристотеля. Так как в этих трактатах (т. е. в «Метафизике») излагались рассуждения об умозрительно постигаемых началах бытия, то впоследствии возник обычай обозначать термином «метафизика» все подобные рассуждения. Начиная с «Философского лексикона» (1613) немецкого философа Р. Гоклениуса, наряду с термином «метафизика» стал применяться термин «онтология» [новолат. ontologia (от греч. — сущее и — наука) — учение о сущем, о бытии]. Во 2-й половине 19 в. буржуазные философы-идеалисты, стремясь придать научный вид своим философским теориям, стали избегать применения к ним термина «метафизика», ставшего синонимом схоластических построений, и отдавать предпочтение термину «онтология» для обозначения соответственных частей своих идеалистических теорий. В то же время философы- идеалисты, бессильные поколебать истинность материализма и стремясь дискредитировать его, клеветнически назвали материализм «метафизикой», т. к. якобы признание существования внешнего мира, независимого от сознания человека, есть выход за пределы опыта. В такого рода измышлениях с особым усердием изощрялись махисты. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909) разоблачил эту клевету на материализм и показал, что основное положение материализма обосновано всем опытом человечества, всей его общественной практикой, всем развитием науки.
Термин «метафизика» в смысле «антидиалектика» впервые употребил Г. Гегель, но это значение термина не получило у него как идеалиста должного обоснования и правильного раскрытия. Подлинно научная критика метафизического метода мышления впервые была дана марксизмом. К. Маркс и Ф. Энгельс, обобщая данные наук и опыт общественного развития, показали слабость, неудовлетворительность метафизического метода мышления и противопоставили метафизике научный метод материалистической диалектики. В. И. Ленин продолжил и углубил критику метафизики и показал, что с распространением идеи развития метафизика не исчезла, а «приспособилась» к новым условиям, что метафизика буржуазной науки и философии теперь зачастую проявляется не в отрицании развития, как это было в 18 в., а в том, что развитие признаётся, но толкуется извращённо, как простой рост без возникновения качественно нового. «С „принципом развития“ в XX веке (да и в конце XIX века) „согласны все“.— Да, но это поверхностное, непродуманное, случайное, филистерское „согласие“ есть того рода согласие, которым душат и опошляют истину» (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, стр. 239). Метафизическое толкование развития ведёт к признанию бога, разума, духа и т. п. источником движения, двигательной силой развития, т. е. ведёт к идеализму. В своих философских тетрадях В. И. Ленин высказал глубокую и важную мысль о метафизическом характере решения основного вопроса философии идеализмом: «Сторонник диалектики, Гегель, не сумел понять диалектического перехода о т материи к движению, о т материи к сознанию — второе особенно»; «Диалектичен не только переход от материи к сознанию, но и от ощущения к мысли etc.» (там же, стр. 264).
Источник
История и методология юридической науки. Тест с ответами
1. __________________ — это установившийся образец (эталон) мышления, совокупность онтологических убеждений, ценностных установок, схем решения типичных проблем, обеспечивающих непрерывность определенной научной или мировоззренческой традиции.
• Юридический либерализм
2. Понятие ряда философских учений, фиксирующее особенность человеческого сознания, которая состоит в его направленности на какой-нибудь предмет, в идеальном “полагании” предмета в мысли, тем самым становящегося “идеальным” предметом, — это:
• интенциональность
3. Верны ли определения? А) Методология как система не сводится к составляющим её компонентам, она имеет и свои собственные интегративные закономерности развития. Б) Соотношение методологии и метода может быть представлено как диалектическое соотношения целого и части, системы и элемента, общего и отдельного.
• А — да, Б — да
4. Система религиозных и юридических норм, сложившаяся на основе канонов, каковыми именуются акты церковных властей, имеющие для верующих силу закона, — это:
• каноническое право
5. Обусловленная научной парадигмой логически непротиворечивая система понятий, при помощи которых раскрывается сущность изучаемого объекта, — это:
• научная теория
6. Направление в философии, противоположное материализму, — это:
• идеализм
7. Неотъемлемая часть культуры общества в целом выражает определённый уровень развития правосознания и состояния законности, характеризует степень правоспособности и дееспособности граждан общества в разрешении общественных противоречий — это:
• правовая культура
8. Верны ли определения? А) Третья глобальная революция была связана с преобразованием классического типа научного познания и становлением нового, неклассического (конец XIX — середина XX вв.). Б) Классическая модель осмысления права базируется на уяснении общих принципов, которые не связаны с актуальным существованием людей и вещей.
• А — да, Б — да
9. Метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы — это:
• опрос
10. Специальная часть теории (в науке или философии), которая посвящена обоснованию содержания, целесообразности и оправданности определённых методов в той или иной сфере познания, — это:
• методология
11. Способ исследования объектов, который позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества, различных его сфер, — это __________________ метод.
• социологический
12. Верны ли определения? А) Содержание методологии существенно превышает совокупность методов и средств познания или организации познания. Б) Предметом методологии как специфической области теоретического исследования должно быть всё, что имеет то или иное методологическое значение, т.е. способно выполнить методологическую функцию» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — да
13. Специфический метод исследования, позволяющий получить информацию о возникновении количественных и качественных изменений в жизнедеятельности исследуемого социального объекта в результате воздействия вводимых и контролируемых экспериментатором новых факторов, — это:
• социологический эксперимент
14. Один из терминов феноменологии, означающий процесс и результат взаимодействия субъектов через интенциональности, открывающие человеку мир другого «Я», — это:
• интерсубъективность
15. Чрезмерность, крайность в каких-либо требованиях, взглядах — это:
• максимализм
16. Способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте, — это __________________ метод.
• системный
17. Признание ценности человека как личности, её права на свободное развитие и осуществление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений — это:
• гуманизм
18. Идеализм считает, что первичным, изначальным является дух, идея, сознание, а вторичным — .
• природа (материя, бытие)
19. Регрессивный процесс, в ходе которого сложные нормативно-ценностные структуры повреждаются или разрушаются и в силу этого доминировать начинают структуры нижележащие, более простые и примитивные, легко подпадающие под власть разнообразных идеологем и мифологем, — это:
• инволюция правосознания
20. Познавательная стратегия, использующая в качестве основного аналитического средства принцип противоречия и рассматривающая объекты познания в постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями, — это:
• диалектика
21. Методологический принцип, означающий стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция), по возможности, сводится к минимуму, называется:
• объективностью
22. Установка, которая была характерной для классической философии (и науки) и состояла в стремлении отыскать единый, универсальный и лишенный субъективного предпочтения метод достижения несомненных истин в познании, — это:
• методологический монизм
23. Верны ли определения? А) Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счёте необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность (В.С. Стёпин). Б) Методология в любом исследовании составляет, как правило, его заключительную часть» (В.П. Малахов).
• А — да, Б — нет
24. Философское учение, которое признает единственным источником достоверных знаний чувственное познание, т.е. ощущения, — это:
• сенсуализм
25. Явление интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частнонаучные методы (Д.А. Керимов), — это:
• методология
26. Событие или явление действительности, зафиксированное средствами, которые вызывают доверие науки и описаны при помощи научных понятий или категорий, — это:
• факт научный
27. __________________ науки представляет собой то, что изучает наука в своём объекте, т.е. та часть объекта, которая вовлечена в процесс исследования.
• Предмет
28. Совокупность методов и средств изучения этой наукой вопросов возникновения, функционирования и развития права, а также принципы, лежащие в основе изучения, и общий подход к выделенному теорией социальному явлению (А.Б. Венгеров) — это:
• методология
29. Теория научного познания — это:
• эпистемология
30. Сознательно применяемый порядок и последовательность действий, которые приводят к желаемому результату, — это:
• метод
31. Метод, предполагающий изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.), называется:
• формально-юридическим
32. Прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве, — это __________________ метод.
• кибернетический
33. Метод, который состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приёмами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений, называется:
• формально-юридическим
34. Способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим, — это __________________ метод.
• функциональный
35. Верны ли определения? А) Методологические принципы можно понимать как мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета (Малахов В.П.). Б) Первой глобальной научной революцией была революция XVIII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.
• А — да, Б — да
36. Современными типами правопонимания являются:
• легизм
• юридический либерализм
• юснатурализм
37. Одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в космосе, природе и обществе и способных быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством, — это:
• естественно-правовое понимание
38. Совершенство, совершенный образец чего-либо, высшая цель стремлений, деятельности — это:
• идеал
39. Способ познания, который помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление, — это __________________ метод.
• статистический
40. Сущность каждой вещи, ее прототип, происходящий либо из Божественного разума, либо из общего мирового принципа, другими словами, совокупность необходимых и достаточных элементов любого явления или его конструктивный принцип — это:
• идея
41. Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности — это:
• познание
42. Синтезированная совокупность отрефлексированных познавательных средств, позволяющих исследовать правовую реальность в её разнообразных связях с мировым бытием, — это:
• философски-правовая методология
43. Верны ли определения? А) В современных типах правопонимания наблюдается тенденция отстаивания приоритета личности и субъективных прав, следования в юридическом познании принципам ценности человеческой жизни, свободы, равенства и справедливости. Б) Структурно методология имеет несколько уровней, основными из которых являются: диалектико-мировоззренческий, общенаучный (междисциплинарный), частнонаучный, (Д.А. Керимов).
• А — да, Б — да
44. Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, — это:
• либерализм
45. Верны ли определения? А) Методологию нельзя сводить к одному из следующих компонентов: мировоззрение, фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, общенаучные методы, частнонаучные методы. Б) Методологические воззрения и методы обретают познавательную силу лишь в том случае, если они «переведены» на конкретные установки и требования, обусловленные природой самого объекта познания.
• А — да, Б — да
46. Верны ли определения? А) Метафизическая модель в определённой мере соответствует и классическому позитивизму, который рассматривает властную силу государства как «метафизический феномен» (О.Г. Данильян). Б) Классическая модель осмысления права состоит в исключении собственно трансцендентального плана бытия и в отрицании признания его как единого носителя моносубъекта (индивидуального или социального).
• А — да, Б — нет
47. Тип правопонимания, который исходит из противопоставления права и закона, рассматривая под правом содержательные требования естественного права (справедливости), называется:
• юснатурализмом
48. Общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанные всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, её практического преобразования (Д.А. Керимов), — это:
• методология права
49. Верны ли определения? А) Методологическое знание существует в двух основных формах: в виде методологических концепций, теорий и в виде отдельных методов, принципов, непосредственно входящих в саму структуру конкретно-научных теорий. Б) К современному типу правопонимания не относится легизм.
• А — да, Б — нет
50. Составляющая теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, призвана создавать программы социальных действий и организовывать их реализацию, — это:
• идеология
51. Учение о методах познания права: философском, общенаучном, юридическом — это:
• методология
52. Интеллигибельный означает:
• вымышленный, нереальный, сверхъестественный
• сверхчувственный, постигаемый только разумом и недоступный чувственному познанию
53. Принцип __________________ предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.
• историзма
54. Установка современной неклассической философии (науки), которая отличается признанием зависимости методов познания от свойств, особенностей и задач субъекта, его кoнцептуальных ориентаций и ракурсов подхода к действительности; методологический плюрализм допускает возможность оправданного использования разнообразных методов, которые могут объединяться между собой на основе дополнительности, — это:
• методологический плюрализм
55. Господствующий во многих странах мира тип мышления в условиях утверждения индивидуализма и современных общественных отношений; он основывался на «трёx китах»: а) на исключительном доверии фактам («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»); б) на четкой, ясной и понятной людям логике; в) на культивировании активности («при любых обстоятельствах лучше действовать, нежели ничего не делать») — это:
• здравый рассудок
56. Понятие, которое употребляется для обозначения особого автономного мира права со своими законами и логикой функционирования и развития, со своими «несущими конструкциями» и способом их связи в одно целое, — это:
• правовая реальность
57. Основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права — это:
• принципы права
58. Способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне, — это __________________ наблюдение.
• невключенное
59. Многообразие интеллектуальных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае, — это:
• традиционный анализ
60. Наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, идеальный аспект бытия права — это:
• идея права
61. Верны ли определения? А) Второй глобальной научной революцией можно считать переход в конце XVIII — первой половине XIX вв. к новому состоянию науки — дисциплинарно организованной науке. Б) Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и её классического типа научного познания явлений окружающего мира, в том числе и правовых.
• А — да, Б — да
62. Понятие, введенное в 1950-е гг. американским социопсихологом Л. Фестингером для обозначения такого состояния индивидуального сознания, когда в нем сталкиваются в единой смысловой плоскости два противоположных представления об одном объекте или факте, не согласующиеся между собой, но представляющиеся субъекту в равной степени убедительными, — это:
• когнитивный диссонанс
63. Способность человека к внерациональному постижению высших смыслов нормативно-ценностной реальности и ее связей с трансцендентными первоначалами бытия — это:
• метафизическая интуиция
64. Тип позитивистского правопонимания, который исходит из отождествления права и закона, называется:
• легизмом
65. Представления о совершенном состоянии правовой жизни, которые являются ориентиром для реформирования правовой системы общества, — это:
• правовой идеал
66. Антидиалектический способ мышления, рассматривающий вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе, — это:
• метафизика
67. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают следующие виды наблюдения:
• включенное и невключенное
68. Сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия, — это:
• наблюдение
69. Способ уяснения и разъяснение сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения — это метод .
• толкования (интерпретации) права
70. Принцип __________________ закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения.
• плюрализма
71. Процесс отражения государственно-правовых явлений, который характерен для определённой эпохи, культуры и стиля мышления и наиболее признан юридической наукой этого времени — это:
• юридический тип научного познания
72. Метод, предполагающий сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий, т.е. этот метод в конечном итоге предназначен для изучения различных государственно-правовых систем пyтём сопоставления одноимённых институтов, принципов, школ, называется:
• сравнительно-правовым
73. Совокупность познавательных средств, опирающихся на идею единства материи и духа, субъекта и объекта, сознания и бессознательного, на стратегии непосредственного, внерационального проникновения в средоточие мирового целого и в его отдельные части, в т.ч. в правовую реальность, — это __________________ метод.
• интуитивистский
74. __________________ рассматривают материальный мир как порождение духовного начала.
• Идеалисты
75. Процесс и результат целеустремлённой умственной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению, — это:
• правопонимание
76. Совокупность способов целесообразного проведения работы; собирание, упорядочивание и прояснения способов эффективного использования определённых методов в конкретных ситуациях познания и деятельности — это:
• методика
77. __________________ — ведущий способ обоснования права в современных культурно-исторических условиях позволяет, прежде всего, раскрыть многогранность правовой реальности в двух её основных аспектах: онтологическом и философско-антропологическом.
• Интерсубъективность
Источник