Антидиалектический способ мышления это

Основные методы философского познания

Вслед за основным вопросом философии о первоначале мира возникает вопрос о его устройстве. Един ли мир в своем многообразии или его части не взаимосвязаны? Изменяется мир или не изменяется? В каком направлении происходят изменения? Каков механизм происходящих в мире изменений? В зависимости от характера решения этих вопросов находится философский метод познания мира. Ответы делят философов на диалектиков и метафизиков.

Выявление противоположностей и их противоречивого единства – главный принцип диалектического мышления.

Характерные черты диалектического мышления:

идея противоречивости всего существующего – признание того, что весь мир пронизан противоположностями;

идея всеобщности движения – признание того, что в мире нет ничего вечного и неизменного;

идея всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.

Основоположник античной диалектики, древнегреческий философ Гераклит (544-483) утверждал: «все течет, все изменяется», «в воды одной и той же реки нельзя войти дважды», «борьба – отец всего». Гераклит также впервые употребил в философском контексте одно из основных понятий древнегреческой философии — Логос. Все свершается по Логосу — естественному закону, — который вечен, всеобщ и необходим.

Диалектична китайская философия, где основополагающими началами мира являются инь и ян. Они дополняют и проникают друг в друга, существуют как возможности друг друга. Присутствуя во всем они действуют друг в друге, создавая внутренний источник движения. Изменения в мире – это чередование инь и ян.

В теоретической форме диалектический метод впервые представил Г.Гегель (1770-1831). В его идеалистической философии мировой процесс является самопознанием абсолютной идеи, которая на конечном этапе должна придти в голову человеку. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) разрабатывали диалектико-материалистический метод, в соответствии с которым естественной способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир.

Другое понимание мира и метод познания предлагали философы, стоящие на антидиалектических позициях. Со времен Гегеля их называют метафизиками. Метафизический стиль мышления нашел обоснование в Новое время, в классической науке и был органически обусловлен состоянием науки, ограниченностью самого процесса познания.

Характерные черты метафизического мышления:

отрицание противоречий в природе и мышлении;

полное или частичное отрицание развития (например, его направленного или качественного характера);

отрицание всеобщего характера взаимосвязи и взаимной обусловленности предметов и явлений.

Отрицание универсальности взаимосвязи явлений приводит к признанию существования абсолютной случайности, покоя, небытия. Отрицание взаимной обусловленности явлений сводится к однозначной детерминации причиной следствия, то есть к одному моменту универсальной связи явлений (от причины к следствию).

До начала XX века в науке господствовала классическая метафизика с догматом о вечности и неизменности мира: части меняются, целое неизменно. Например, еще в 1917 году А.Эйнштейн (1879-1955), создав общую теорию относительности (1915), пытался из нее вывести стационарную модель Вселенной.

Первый метафизик — древнегреческий философ Парменид (540-470). Он утверждал, что непротиворечивость (тождественность самому себе) – основополагающее свойство истинного бытия и мышления (это свойство впоследствии в логике Аристотеля (384-322) приняло статус закона). Противоречивое не существует. Характеристиками бытия являются неподвижность и неизменность, так как движение немыслимо без противоречий. Движущиеся вещи в каждый миг нетождественны самим себе. Бытие чувственных вещей, непрерывно становящихся, возникающих и исчезающих, является иллюзией бытия.

Он доказывал, что из понятия бытия логически следует отсутствие небытия и движения. Небытия нет, так как понятие небытия уже существует в мышлении. Бытие неподвижно, так как всякое изменение есть возникновение (из небытия) и исчезновение (в небытие). Бытие также неделимо и безгранично: разделить его на части и ограничить может только небытие, которого нет.

Эти идеи развивал ученик Парменида (540-470) Зенон Элейский (490-430), который свои воззрения сформулировал в виде апорий (парадоксов, неразрешимых противоречий), в которых он пытался доказать невозможность движения. Рассмотрим некоторые из них.

«Стрела». Если пространство состоит из неделимых частей, то траектория стрелы складывается из отрезков, в которых стрела неподвижна (занимает место, равное собственной длине). А сумма состояний покоя есть покой. Противоречие: летящая стрела покоится.

«Ахиллес и черепаха». Парадокс заключается в том, что быстрый Ахиллес никогда не догонит медленную черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их первоначально расстояние, черепаха переместится еще на некоторое расстояние и т.д., что требует бесконечного времени. Здесь предполагается, что пространство делится до бесконечности.

На самом деле, доказывая кажущийся характер движения, Зенон (490-430) фактически доказывает его противоречивый, диалектический характер. Бессмысленность движения в апориях вытекала из допущения о прерывных или непрерывных единицах движения, тогда как движение одновременно прерывно и непрерывно. Г.Гегель (1770-1831), анализируя аргументацию Зенона, утверждал, что двигаться – значит быть в этом месте и в то же время не быть в нем; движение делает возможным единство прерывности и непрерывности пространства и времени.

Метафизика и диалектика не были чем-то раз и навсегда данными, неизменными и изолированными друг от друга. Сосредоточив внимание на субъективной стороне диалектики, показав гибкость, взаимопревращаемость понятий, софисты подготовили почву для античной диалектики Сократа (469-399), Платона (427-347) и Аристотеля (384-322). В свою очередь, Аристотель, в противовес псевдодиалектике софистов, создал формальную логику, запретив противоречия в мышлении и бытии.

Сущность метафизики – односторонность, абсолютизация какой-либо стороны целого. Основными формами метафизического мышления являются. Софистика — игра терминами, смыслом слов, замаскированная внешней, формальной правильностью рассуждения. Эклектика — методологический прием, характеризующийся бессистемным соединением разнородных знаний, неумением выделять главное. Догматизм — некритическая абсолютизация какой-либо позиции. Релятивизм — отрицание абсолютного. Редукционизм — сведение сложного к простому. Например, редукционизм английского философа и социолога Г.Спенсера (1820-1903) проявился в сведении социальных законов к биологическим и механическим.

Метафизический стиль мышления является необходимой ступенью развития познания, сыграл важную роль в развитии науки. Большинство материалистов до Маркса были метафизиками. С помощью метафизики была построена первая научная, механистическая картина мира, открыто множество законов. Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием, классификацией. Значение этой методологии нисколько не уменьшается в ходе прогресса наук.

В настоящее время абсурдно сомневаться, что мир не развивается, но противостояние диалектиков и метафизиков продолжается в новой форме. Неклассическая метафизика полностью не отвергает всеобщую взаимосвязь явлений и развитие. Но из развития по-прежнему исключается его сущность – противоречие.

Существенный недостаток метафизики — неспособность объяснить развитие материи как саморазвитие, что ведет к идеализму. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) отмечали, что единственным последовательным противником метафизики является материализм.

Согласно И.Канту (1724-1804) существенный недостаток диалектики заключается в том, что она создает видимость познания, так как ее объект находится за пределами опыта. Эта видимость неизбежна и естественна, так как человек хочет познать мир. В результате разум впадает в антиномии, неразрешимые противоречия (конечен мир или бесконечен, делима материя до бесконечности или нет, есть Бог или нет и т.п.).

Обосновать тезис о принципиальной ненаучности диалектики в ХХ веке пытались неокантианство и позитивизм. С критикой диалектики Г.Гегеля (1770-1831) и К.Маркса (1818-1883) с метафизических позиций выступил английский представитель постпозитивизма К.Поппер (1902-1994). Он утверждал, что в основе бытия и мышления не может лежать противоречие. Противоречие есть иллюзия человеческого разума.

Следует отметить и прямо противоположную критику диалектики: якобы идея бинарного (двойного) противоречия не соответствует действительности, так как упрощает реальные противоречия.

Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 2319 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Диалектика и метафизика как методы и стили мышления.

Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым,неизменнымсвоей основе, а предметы и явления в нем вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чистоколичественнымизменениям.

Противоположность диалектического и метафизического стилей мышления прослеживается по трем основным направлениям.

1. Во-первых, для диалектикимирпредставляет собой единое взаимосвязанноецелое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой.

2. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянномдвижениии развитии (ММ — развитие — простой рост, количественное увеличение, ДМ — развитие — количественное увеличение качественные скачки.), метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту.

3. В-третьих, диалектика видитисточникдвиженияи развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика – во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка.

Диалектика выступает и теорией, и всеобщей методологией, и методом мышления.

Принципы диалектики (основа диалектического стиля мышления):

1. принцип объективности

2. принцип всеобщей связи

3. принцип развития, (причины возникновения, становления всего сущего);

4. принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей;

5. принцип выделения основного звена в цепи событий,

Объективная — диалектика материальной действительности, она существует независимо от человеческого сознания и лишь отражается им (Объективная диалектика это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества).

Субъективная— отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она вторична по отношению к объективной (Субъективная это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании).

Известны и другие формы диалектики:

-Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).

— Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).

— Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель).

— Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен).

— Материалистическая диалектика — и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении человека, но это совпадение относительно.

Проявления метафизического метода мышления:

Софистика — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т.н. софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней формальной правильностью. (вырывание событий из их связи с др., т.е. за правдоподобной формой рассуждений скрываются нарушения правил логики, часто формальной логики.

Эклектика— соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетаний различных сведений и знаний. Э характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.

Диалектика как учение о развитии действительности и метод ее исследования.

Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.

В схоластической философии средневековья диалектика преимущественно трактовалась, как умение изощренно логически рассуждать в спорах.

Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга.

Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики.Диалектика предстаёт как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

В современной западноевропейской философии воспроизводятся различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Диалектика рассматривается как атрибут только человеческого бытия и трактуется преимущественно в духе погружения одинокого индивида в область личного сознания. Погружение индивида в личные переживания связанные с пограничными ситуациями, которые вызывают страдание, чувство вины, ожидание смерти, страх и характеризуются сложной динамикой чувств, мыслей, действий. Т.о. экзистенциализмограничивает диалектику только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой.

Неотомисты (последователи учения религиозного философа Фомы Аквинского) Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира .

Современная материалистическая философия под диалектикой понимает философское учение о развитии и взаимодействии противоположностей.

Диалектика исходит из того, что всё в мире находится во взаимной связи, в нем нет ничего в готовом виде, все предметы и явления беспрерывно изменяются, переходят из одного состояния в другое, возникают и исчезают, развиваются. Причем, развитие происходит как бы по разворачивающейся спирали, каждый виток которой повторяет предыдущий на более высоком уровне развития. Один из крупнейших представителей немецкой философии XIX в. Ф.Энгельс писал: «Для диалектической философии нет раз навсегда установленного, безусловного. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней». Причём, под развитием здесь понимается непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Таким образом, мир, представляет собой бесконечный процесс движения, обновления, отмирания старого и возникновения нового. Источником развития согласно диалектике, является борьба внутренних противоположностей, присущих самим предметам и явлениям.

Диалектика выступает как метод познания. Метод – это система правил и приемов, выработанных для познания и практики. Определенный метод в значительной степени обусловлен природой явлений и предметов, которые исследуются.

Наряду с конкретными методами существуют всеобщие методы познания и преобразования мира. К таким методам познания относится диалектика. Она возникла в результате обобщения достижений различных наук и практики человечества. В отличие от методов познания конкретных наук, диалектика дает ключ к пониманию не отдельных областей действительности, а всех сфер природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом.

Диалектика выступает как метод познания лишь по отношению к самой философии. По отношению к другим наукам она является методологией. МЕТОДОЛОГИЯ – это наука о методах. Если естественные науки изучают саму действительность, то философия изучает процесс познания этой действительности. Таким образом, философия учит познавать, показывает, какими методами можно познать действительность.

Противоположным диалектическому является матафизический метод познания. Метафизический метод познания, который исходит из того, что все предметы и явления материального мира существуют независимо друг от друга, не связаны друг с другом; развитие происходит по замкнутому кругу, повторяя ранее уже пройденное. Метафизика признает механическое движение, а также простое увеличение и уменьшение чего-либо.

Итак, диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях:

Все в природе, обществе, мышлении подлежит непрерывным изменениям и развитию.

Явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью.

Существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

Основные законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия)

Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод. Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития. Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм

Закон взаимопревращения количественных и качественных изменений

Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел. Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)

Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода. Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1021 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Способы развода по телефону
Оцените статью
Разные способы