Античный способ производства
, впервые употреблённый в предисловии к «К критике политической экономии» (1855) Карлом Марксом термин для обозначения специфического дофеодального способа производства. Его определение было дано Марксом в черновом наброске «Критики политической экономии». В условиях Античного способа производства центром земледельцев (земельных собственников) является город. Собственность отдельного лица — частная собственность (существует наряду с общинной). «Чем меньше собственность отдельного человека может быть фактически использована только совместным трудом… тем больше имеется условий для того, чтобы отдельный человек стал частным собственником» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. сочинений, том 46, часть I, с. 465, 466). Государство, таким образом, «есть взаимное отношение между этими свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира» (с. 466). Выработанный сверх нормы собственного потребления продукт является изначально собственностью производителя, а через него — собственностью всей общины. При этом «собственность на свой труд» (с. 467) основывается на собственности на землю. Единственно сохранившейся «большой совместной работой» (с. 465) является война. По этой причине город организован не по производственному принципу, а «как военная и войсковая организация» (с. 465). В рамках Античного способа производства развивается, хотя и как вторичная форма, но тем не менее «необходимый и последовательный результат» (с. 485), рабство как производственное отношение, являющееся одним из главных элементов формации.
Античный способ производства возник первоначально в 9 веке до нашей эры в Греции. В Риме Античный способ производства вступил в фазу всеобщего кризиса с конца 2 века нашей эры. Это объяснялось тем, что в этот период стали преобладать ещё не полностью отжившие протофеодальные формы зависимости, институционализированные в 4 веке в форме колоната.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
Источник
Способ производства в контексте теории К. Маркса
Способ производства – это (согласно теории Карла Маркса) характерное для конкретного исторического периода единство производственных отношений и производительных сил, которые обеспечивают общество материальными благами.
Производительные силы – это сочетание рабочей силы и орудий труда. У рабочей силы при этом учитываются соответствующие историческому контексту знания, умения и опыт, а орудия труда различаются по своей сложности и механизированности. Производственные силы напрямую зависят от природной среды обитания конкретной общественной формации.
Производственные отношения – это исторически сложившиеся способы организации производства, куда входят право собственности, особенности распределения материальных благ и другие юридические аспекты взаимоотношений.
Карл Маркс, следуя стадиям общественной эволюции, предложенным Гегелем и Сен-Симоном, выделил пять основных исторических способов производства:
Первобытнообщинный способ производства
Длился с начала каменного века и вплоть до момента возникновения классового общества (IX век до н.э.). Изначально основывался на присваивающем хозяйстве, т.е. человек только пользовался тем, что давала природа. По мере развития производственных отношений и производительных сил, с появлением определенных навыков и орудий труда, первобытнообщинный способ приобрел черты добывающего хозяйства.
Характерные особенности строя:
— экономическое равенство, т.е равное отношение всех членов общества к средствам производства и к распределению материальных благ;
— отсутствие частной собственности;
Подобный равноправно-коллективный характер взаимоотношений был основан на чрезвычайно низком уровне развития производственных сил. Произведенных материальных благ хватало в основном на поддержание жизни. На этом этапе избыточного продукта еще не существовало. И только последующее развитие производственных сил обеспечило появление избыточного продукта, что повлекло за собой новые способы распределения и соответствующее выделение классов общества, зарождение товарообмена между соседствующими племенами, появление частной собственности и начальные формы эксплуатации.
Античный способ производства
Начался в IX веке до н.э. в Греции и продолжался до II – IV веков н.э. На этом этапе частная собственность существовала наряду с общинной, возникли города с признаками государственности. Собственность на труд основывалась на собственности на землю. Города существовали скорее как военно-оборонительная формация, нежели производственная. Ведение войны было большим общественным трудом и способом получения материальных благ. Отличительной чертой производственных отношений этого периода являлось наличие рабов и рабского труда – как «последовательного и необходимого результата» развития существующего общества.
Феодальный способ производства
Это период с конца IV – начала V веков, который сложился после рабовладельческого строя (в странах Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки) или непосредственно после первобытнообщинного (на славянских территориях).
Этот способ производства базируется на формировании классов феодалов и крестьян, основанном на земельной собственности. Феодалы являлись землевладельцами, а крестьяне попадали в личную собственность, поскольку вели на их земле свое мелкое частное производство. За право пользования землей крестьяне расплачивались с землевладельцами своим трудом, натуральными продуктами или деньгами.
В период раннего средневековья крестьяне получили относительную независимость и самостоятельность, что привело к значительному росту производительных сил, развитию ремесел и прогрессу в ведении сельского хозяйства. Развиваются города и образуется новый социальный слой – свободные горожане, а в последствии буржуа.
В начале XV века в большинстве стран Западной Европы крестьяне получили освобождение от личной феодальной зависимости. Постепенно возникли зачатки капиталистического общества, которое окончательно укрепилось с помощью буржуазных революций в конце XVIII века.
Капиталистический способ производства
Основа этого способа производства – отношения между наемным трудом и капиталом. Общество, соответственно, делится на два класса: капиталистов — владельцев средств производства и денежного капитала, и пролетариев, которые продают капиталистам свою рабочую силу. При этом возникает понятие прибавочной стоимости – это прибыль от производства, которую капиталисты оставляют себе. Прибавочная стоимость фактически является движущей силой капиталистического общества.
В период капиталистического способа производства производительные силы получили небывалое ранее развитие. Объемы производства, уровень развития орудий труда выросли в разы. При этом основные выгоды от роста общественного производства доставались преимущественно капиталистам.
На определенном этапе этого строя производственные силы должны перерасти частнокапиталистические производственные отношения, что, по мнению Маркса, неизбежно приведет к становлению следующих этапов развития общества – социализма и коммунизма.
Коммунистический способ производства
Собственность становится общенародной, а труд – общественным. При этом классовость сохраняется, поскольку собственность делится на государственную и колхозно-кооперативную. Также остаются нерешенными проблемы разделения между физическим трудом и умственным, распределения материальных благ соответственно вложенному труду. Основной психологический вопрос подобного общества: как сделать труд добровольной жизненной потребностью каждого человека. Поэтому пока теория Маркса о формировании коммунистического общества остается утопией. В нынешнее время мы наблюдаем зачатки социалистического общества в ряде капиталистических стран. Но о большем, как показала история, пока говорить преждевременно.
Источник
Характеристика античного и азиатского способов производства
Античный и азиатский способы производства являются двумя вариантами рабовладельческого способа производства. Поэтому обратим внимание сначала на характеристику рабовладельческого способа производства, а затем на особенности этих вариантов (см. схемы №1 и №2).
Господствующими формами собственности в рабовладельческом обществе были как коллективная, так и индивидуальнаясобственность рабовладельцев на все условия производства: на землю, орудия производства, предметы труда и на трудящегося человека – раба. Раб был не только лишен какой бы то ни было собственности на средства производства, но и сам находился в одном ряду со всеми другими средствами труда.
В рабовладельческом обществе имело место насильственное принуждение к труду. Преобладающим видом эксплуатации рабов было непосредственное их использование в собственном хозяйстве рабовладельцев: в земледельческих латифундиях и ремесленных мастерских, а также для обслуживания быта.
В рабовладельческом обществе имело место разделение труда на рабский труд, по преимуществу физический, ручной труд и умственные занятия рабовладельцев.
Азиатский способ производства (см. схема №3). Фундаментом азиатского способа производства является еще неразложившаяся община непосредственных производителей (единство производителей-общинников с их средствами производства). Огромную роль в азиатском способе производства играет психологическое принуждение к труду: строительство огромных культовых сооружений возможно было только через восприятие работниками прибавочного труда как работу на бога. Формы присвоения прибавочного продукта в азиатском способе производства – дань (натуральный налог) и общественные работы (налог трудом). Необходимость объединения общин в более крупное целое в целях ирригации, а также обороны от внешних врагов приводит к раннему образованию государства.
Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.
1. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.
2. Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной собственности.
3. Государство на Востоке имело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.
Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.
На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий. Поэтому община сохранялась.
Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же, общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-землевладельцев и последние практически перестали быть свободными. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.
К.Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления – управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.
Но экономическое развитие этих стран почти остановилось – это принято называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономическом развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным – интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, общинные порядки по природе консервативны. Община – это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.
Античный способ производства характеризуется тем, что рабство становится основой всего производства.
В античных рабовладельческих государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный продукт в пользу правящих классов, отобрать у него непосредственных производителей. В оросительных системах здесь не было необходимости, поэтому не было общественной трудовой повинности и государственной собственности на землю, через которые можно было подчинить свободных землевладельцев.
В античных государствах заставить крестьян отдавать прибавочный продукт силой оружия было невозможно, поскольку:
1. Каждый свободный гражданин античного рабовладельческого государства был воином, чтобы государство могло вести войны и захватывать рабов.
2. Оружие было простым и доступным самим крестьянам. Эксплуатировать чужой труд можно было, только захватывая пленных на войне и превращая их в рабов. Поэтому рабовладельческий строй, который был в античных государствах, не мог существовать у всех народов одновременно.
Все рабы, доставляемые в Рим из завоеванных земель, принадлежали народам, которые находились на стадии доклассового общества или относились к азиатскому способу производства.
Во II – III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы – рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это привело к возникновению новых форм эксплуатации.
Чтобы материально заинтересовать раба, ему выделялся пекулий. Раб в пекулии вел хозяйство самостоятельно, только определенную часть доходов должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.
Рабу теперь разрешалось иметь собственность, и эта собственность раба иногда принимала такие размеры, что он покупал собственных рабов и давал деньги своему хозяину. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения.
Античность впервые в мировой истории создает условия для возникновения отношений независимой частной собственности. Это обусловливается спецификой развития античных обществ (Древней Греции и Древнего Рима): быстрой индивидуализацией производства и значительной ролью товарных отношений в экономике. Историческое значение античного способа производства состоит в том, что на его основе бурное развитие получили товарно-денежные отношения. В экономике сформировалось устойчивое общественное разделение труда. Античность – это стадия возникновения цивилизации, основанной на разделении труда между городом и деревней.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1099 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник